«Работа с информацией на уроках математики в начальной школе»
статья по математике (1 класс)

Антропова Наталья Николаевна

Для формирования информационных умений на уроках математики необходимо строить работу таким образом, чтобы ученик с первых дней обучения в школе постоянно сталкивался с такими  необходимостями:

 

• добывать и фиксировать информацию;
• понимать информацию и уметь ее преобразовывать;
• применять информацию в учебной деятельности;
• уметь относиться к полученной информации критически, оценивать степень ее достоверности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Работа с информацией на уроках математики в начальной школе»

В современной жизни полноправное место заняли такие понятия, как выборы и референдумы, банковские кредиты и страховые полисы, таблицы занятости и диаграммы социологических опросов.

Если мы хотим, чтобы наши ученики справились с быстротой изменчивости современного мира, мы должны дать им возможность развить в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения.

Поэтому в Примерную программу по математике, созданную в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования включен раздел «Работа с информацией», который призван научить младших школьников извлекать, анализировать и обрабатывать информацию, принимать обоснованные решения в разнообразных ситуациях.

Известно, что люди, плохо владеющие комбинаторным мышлением, часто испытывают серьезные жизненные затруднения. Например, для большинства из них оказываются недоступными многие виды профессиональной деятельности, связанные со сбором и анализом данных, планированием, прогнозированием, умением выделять структурные связи в сложных системах.

Детям и в повседневной жизни обязательно понадобится умение читать и составлять расписания, таблицы, графики, собирать и обрабатывать информацию.

Нельзя забывать еще об одном важном факторе, который требует от нас целенаправленной работы с информацией. В настоящее время компьютер стал неотъемлемой частью нашей жизни, пользование им является повседневной практикой для современных детей. Поэтому наряду с традиционными способами записи информации огромное место занимают таблицы, графы, диаграммы и изучаются эти «новые» способы записи и чтения информации.

В основных требованиях к уровню подготовки выпускника записаны следующие:

При работе с информацией дети научатся:

• читать несложные готовые таблицы;

• заполнять несложные готовые таблицы;

• читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Выпускник получит возможность научиться:

• читать несложные готовые круговые диаграммы;

• достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;

• сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

• составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;

• распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);

• планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

Для формирования информационных умений на уроках математики стараюсь строить работу таким образом, чтобы ученик с первых дней обучения в школе постоянно сталкивался с такими  необходимостями:

• добывать и фиксировать информацию;
• понимать информацию и уметь ее преобразовывать;
• применять информацию в учебной деятельности;
• уметь относиться к полученной информации критически, оценивать степень ее достоверности.

Обучать работе с информацией мы начинаем с первых дней появления ребёнка в школе.  В первом классе наши школьники учатся ориентироваться на странице учебника, анализировать информацию, представленную на иллюстрации. Отвечают на вопросы по картинкам в учебнике. Например: «Что изображено?», «Сколько человек?», «Что можно узнать, рассматривая картинки?».

Вопросы «Чем похожи?», «Чем различаются?» помогают развитию у детей умения описывать, сравнивать объекты, выделять существенные признаки, а также формулировать выводы по результатам наблюдений.

Уже в первом классе начинаем знакомство  спростыми таблицами.

Во втором классе продолжаем работать с таблицами, схемами. Представляем текстовую информацию в виде схематического рисунка, графической, схематической и знаково-символической моделей.

В 3 и 4  классе к работе с таблицами и схемами добавляется работа с диаграммами. Учащиеся учатся: читать несложные готовые столбчатые диаграммы; сравнивать информацию, представленную в тексте и в столбчатой диаграмме; распознавать одну и ту же информацию, представленную вербально и графически, пользоваться почерпнутыми из столбчатой диаграммы сведениями для ответа на вопросы задания.

Учащиеся 4 класса моделируют текстовые ситуации (таблицы, схемы, знаково-символические модели, диаграммы); моделируют предметные ситуации на схеме, проводят кодировку текста задачи в таблицу; интерпретируют текст задач в виде схематического рисунка.

При работе с информацией на уроках математики  кроме учебников использую  справочную литературу, дополнительную  литературу, Интернет- ресурсы, видеоуроки.  

 Помогают в работе пособия О. А. Рыдзе «Решение задач. Работа с информацией», «Решение задач. Геометрические фигуры», а так же «Мои достижения. Итоговые комплексные работы», «Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО СПОСОБУ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО СПОСОБУ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Научно-практическая работа "Технология уроков математики в начальной школе на основе деятельностного метода. Л. Г. Петерсон."

В работе описана теория технологии деятельностного метода, представлены конкретные примеры применения его на уроках математики в начальной школе....

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

«Методика работы над устными вычислениями на уроках математики в начальной школе.» (из опыта работы)

Представлены различные приемы для отработки устных вычислений на уроках математики в начальной школе....

Их опыта работы "Работа с информацией на уроках математики в 1-м классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова"

Раскрыты приемы работы с информацией, представленной в разном виде на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.  Опыт работы был рассмотрен в рамках  семинара на уровне образ...

Формирование у учащихся начальных классов навыков работы с информацией на уроках математики.

Большое внимание с введением ФГОС НОО второго поколения стало уделяться вопросу формирования у учащихся начальных классов навыков работы с информацией. Именно это направление является одним из составл...

Работа с текстом на уроке математики в начальной школе

Статья: «Работа с текстом на уроке математики в начальной школе»....