Выступление РМО.работа с величинами на уроках математики в начальной школе
материал
Работа с величинами в нач школе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с величинами на уроках математики в начальной школе
Активизация деятельности школьников – актуальная проблема современности. Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творчества – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно – воспитательный процесс.
Всем известна истина – дети любят учиться, но здесь часто опускается одно слово: дети любят хорошо учиться! Одним из мощных рычагов желания и умения учиться является создание условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т.е. осознание смысла и результата своих усилий.
Из опыта работы в школе я могу сказать, что наименее разработаны вопросы, связанные с преподаванием величин.
А ведь Величины – важнейшее понятие математики, они развивают пространственное представление, вооружают практическими навыками, являются средствами связи обучения с жизнью.
Развивают внимание, память, наблюдательность, совершенствуют моторику, тактильные и зрительные восприятия и ощущения.
Решают задачи коррекции как познавательной деятельности, так личностных качеств детей.
Величины – важнейшее понятие математики, развивают пространственное представление, вооружают практическими навыками, являются средствами связи обучения с жизнью.
Развивают внимание, память, наблюдательность, совершенствуют моторику, тактильные и зрительные восприятия и ощущения.
Решают задачи коррекции как познавательной деятельности, так личностных качеств детей.
Из опыта работы я выяснила, что познавательная активность учащихся при изучении темы «Длина. Единицы длины» повысится, если будут выполняться следующие дидактические условия:
- систематическое и целенаправленное применение методов и приёмов, активизирующих познавательную деятельность учащихся;
- организация практических работ, применение наглядности;
- разнообразие упражнений, связанных с переводом однородных величин одних наименований в другие.
В курсе математики начальных классов дети знакомятся с различными величинами: длина, масса, объём, время, площадь. При формировании представлений о каждой из названных величин целесообразно ориентироваться на определённые этапы, в которых нашли отражение: математическая трактовка данного понятия, его взаимосвязь с изучением других вопросов начального курса математики.
- 1 –й этап. Выяснение и уточнение представлений школьников о данной величине (обращение к опыту ребёнка).
- 2 –й этап. Сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, наложением, приложением, путём использования различных мерок).
- 3 – й этап. Знакомство с единицей данной величины и с измерительным прибором.
- 4 – й этап. Формирование измерительных умений и навыков.
- 5 –й этап. Сложение и вычитание однородных величин, выраженных в единицах одного наименования.
- 6 – й этап. Знакомство с новыми единицами величин в тесной связи с изучением нумерации и сложения чисел. Перевод однородных величин, выраженных в единицах одного наименования, в величины, выраженные в единицах двух наименований, и наоборот.
- 7 –й этап. Сложение и вычитание величин, выраженных в единицах двух наименований.
- 8 – й этап. Умножение и деление величин на число. [3]
Итак, рассмотрим, каким образом активизируется познавательная деятельность учащихся на определённых этапах формирования понятия о длине и единицах длины.
1 этап. Выяснение и уточнение имеющихся у детей представлений о данной величине Имеющийся у ребёнка жизненный опыт позволяет ему осознать практическую значимость изучаемого понятия, связать его с реальными предметами и явлениями, перевести имеющиеся житейские понятия на язык математики. Дети ещё в дошкольном возрасте встречаются с необходимостью в определённых ситуациях сравнивать реальные предметы между собой, по конкретным признакам. Придя в школу, они уже имеют представления о том, что два различных предмета могут быть в чём – то одинаковыми, взаимозаменяемыми, а в чём – то различными.
Среди всех характеристик реальных предметов, обладающих определёнными свойствами, выделяются такие, относительно которых можно ввести отношения “ больше ”, “ меньше ”. Если две полоски по длине неодинаковы, то одна длиннее другой.
Можно предложить следующие задания:
- Пронумеруйте деревья по высоте, начиная с самого высокого дерева.
- Раскрасьте самое высокое дерево в зелёный цвет, самое низкое – в коричневый, а остальные – в жёлтый.
- Раскрасьте в красный цвет самый большой цветок, а в синий – самый маленький, а остальные цветы – в жёлтый
2 этап. Сравнение однородных величин
- Визуально
- С помощью ощущений
- Путем использования различных мерок
Основу деятельности ученика на этапе сравнения величин составляют практические действия, выполняемые им в различных игровых ситуациях. Я предлагаю детям следующие задания:
Сравни:
- высоту прописной и строчной букв в твоём учебнике математики;
- длину и ширину тетради и учебника;
- длину школьной доски и указки;
- по росту детей из класса;
- длину ручки и карандаша.
Следующим важным шагом в изучении величин является 3 этап.
Знакомство с единицей измерения данной величины и с измерительным прибором. 1. Нарезаем из узкой полоски бумаги в клетку полоски длиной в 1 см;
2. Начертите отрезки длиной в 1 см, приложите пальчик к отрезку,
выясняем, что ширина мизинца примерно равна 1 см.
Большую роль в осознании детьми процесса измерения играют различные ситуации проблемного характера, которые активизируют познавательную деятельность учащихся. Объяснение должно происходить в атмосфере живого поиска, проб, предложений.
На данном этапе предлагаю следующие проблемные ситуации.
Практическая работа.
На каждую парту кладётся полоска и две мерки: одна красная, другая синяя. Один ученик измеряет полоску красной меркой, другой – синей. Получаются разные числовые значения. Это позволяет учителю задать проблемный вопрос: « Разве может быть так: измерялась одна и та же полоска, а числа получились разные. В чём дело?»
На клетчатой бумаге начерчена полоска. Я предлагаю ситуацию: «Трое учеников измеряли эту полоску, один получил число 8, другой – 4, а третий -2. Кто из них прав?»
В результате практической деятельности учащиеся сами делают вывод о необходимости введения единицы длины.
Большой интерес вызывает у ребят ситуация из мультфильма, когда измеряли длину удава (попугаями, мартышками, слониками), но так и не смогли решить, какой же он длины.
С целью активизации познавательной деятельности учащихся можно предложить ряд следующих заданий:
1) Определите на глаз длину и ширину в сантиметрах:
- а) учебника по математике;
- б) школьной тетради.
Проверьте правильность полученных результатов с помощью линейки.
2) Определите на глаз в дециметрах рост вашего товарища и расстояние между разведёнными в стороны руками. Проверьте правильность сделанных на глаз измерений с помощью сантиметра.
3) Определите на глаз в метрах длину и ширину класса, дверей и окон в классе и в коридорах школы. Сделайте такие же измерения с помощью рулетки и проверьте свой глазомер.
4) Определите на глаз длину и ширину в метрах футбольного поля и волейбольной площадки, расположенных во дворе школы.
Активизирует мыслительную деятельность учащихся дидактическая игра.
Предложим несколько по теме “ Длина ”.
“Определите длину палочки ”.
Дидактические задачи: выработка умения определять длину данного предмета на глаз; развитие наблюдательности.
Правила и игровые действия.
Составляют две или три команды. В определённом месте, одинаково удобном для обозрения всех участников, размещают несколько палочек различной длины (располагают их параллельно по отношению друг к другу). По знаку, данному учителем, ученики определяют на глаз длину каждой из палочек и записывают эти данные в сантиметрах (дециметрах) на предварительно розданных им листочках бумаги. Учитель собирает эти листочки у каждой команды и называет правильные ответы. Побеждает та команда, у которой окажется наибольшее число правильных ответов.
Формирование измерительных умений и навыков
Постоянно приходится добавлять что-то своё. Такие задания активизируют познавательную деятельность учащихся, а чем выше познавательная активность, тем выше качество усвоения учебного материала.
1) Исправить ошибки, если они есть.
1650 см = 1 м 65 см
7 дм 5 см = 75 см
2) Вместо точек вставьте нужные единицы измерения величин ( см, дм, м, мм….)
4…. = 400…
3… = 30…
20… = 2…
50… = 500…
6… = 6000…
700… = 7
…3) Впишите числа так, чтобы равенства были верными.
8 км…. м + …м = 9 км 11 м
7 м 6 дм + …м…дм = 15 м 4 дм
4 м 6 дм 8 см + …м…дм…см = 9 м 8дм 5см
4) Заполните пустые клетки.
см · 9 = 6 м 30 см
м см : 8 = 70 см
м см : 90 = 5 см
5) Найдите лишнее слово:
метр, километр, килограмм, сантиметр, миллиметр.
6) Вместо точек вставьте нужные единицы длины.
15 см < 4….
1 дм 2 см < 2….
4…. < 2 дм 1 см
1 дм 5 см < ….5 см
5 дм 7 см > 5 дм 5….
20 дм < 3….
3 м 4 см < 9….8 см
2….> 7 м 5 дм.
7) Вместо точек вставьте нужные единицы длины:
- а) Первый отрезок равен 1 дм, второй отрезок равен 3 см. Вместе эти два отрезка составляют 13…..
- б) Вместе два отрезка составляют 20 см; первый отрезок равен 10 см, второй отрезок равен 1…. .
8) Можно ли сравнить эти длины, если звёздочкой обозначено любое число?
5 см * дм 4 см
* дм 9 см 1 дм 3 см
9 дм * см 9 дм 2 см
4 дм 2 см 8 дм *2 см
9) У Димы 2 палочки: 9 см и 4 см. Как ему отмерить 5 см? Как ему отмерить 1 см?
10) Запишите величины в порядке убывания:
6600м, 6 дм, 60мм, 6км 006м.
11) Начертит три отрезка так, чтобы верхний отрезок имел длину большую, чем 4 см, был короче среднего на 2 см и длиннее нижнего на 3 см.
12) В лифте кнопка четвёртого этажа находится на высоте 1м 4дм 1см. Достанет ли до неё мальчик, если его рост с вытянутой рукой 14дм 5см.
13) Начерти два отрезка так, чтобы один был длиннее другого на 2см, а вместе они составляли бы 14см.
По теме “ Длина. Единицы длины ” можно предлагать много задач, развивающих кругозор учащихся. Например:
- Кенгурёнок родился величиной 1 см 5 мм, а потом он стал в 100 раз больше. Какой рост стал у кенгурёнка, когда он вырос?
- Длина самой короткой реки в мире – 13400 см. Она находится в Америке. Выразите длину реки в метрах.
- Длина обыкновенной комнатной мухи около 7 мм. Какова была бы её длина при увеличении в один миллион раз?
- На соревнованиях леопард прыгнул на 7м, это на 1м дальше, чем собака. Антилопа прыгнула на 4м дальше собаки и на 7 м дальше, чем жаба. На сколько метров прыгнули антилопа, жаба и собака?
Сложение и вычитание однородных величин, выраженных в единицах одного наименования
Хорошим средством закрепления измерительных графических и вычислительных навыков являются задачи на измерение и упражнения в построении отрезков и геометрических фигур.
Учащиеся составляют и заучивают таблицу всех изученных единиц длины и их отношений. Таблица усваивается в процессе многократных и систематических упражнений.
Знакомство с новыми единицами величин, перевод однородных величин в другие и наоборот.
Применение проблемных ситуаций и нестандартных учебных заданий способствует активизации познавательной деятельности и интереса учащихся к изучению темы «Длина. Единицы длины».
При изучении данной темы я использую наглядный материал, провожу практические работы, т.к. это является обязательным. Практические работы должны быть разнообразными и простыми.
Сложение и вычитание величин, выраженных в единицах двух наименований.
Алгоритм:
1. Прочитай выражение;
2. Определи одно или два наименования в числе, которое нужно умножать (делить).
3. Если множимое (делимое) - число с двумя наименованиями мер, то надо установить, единица каких разрядов равна 0.
4. Выразить множимое (делимое) число с одним наименованием мер.
5. Выполни умножение (деление).
6. Выполни преобразования в ответе.
Сначала рассматриваем те случаи сложения и вычитания чисел, выражающих длину, массу, стоимость, в которых не требуется производить замену одних единиц измерения другими.
Затем, рассматриваем действия над числами с разными единицами измерения. Выполнять действия над ними можно разными способами:
- заменить крупные меры мелкими;
- при сложении двух полосок длиной 5 дм и 4 см в сумме получится полоска длиной 5 дм 4 см;
- если взять 50 копеек и 2 рубля, то вместе будет 2 руб. 50 коп.
- найдите лишнее слово: метр, километр, килограмм, сантиметр, миллиметр.
- вместо точек вставьте нужные единицы длины
В процессе работы над этой темой я поняла, что не нужно формально подходить к этой теме. Работу нужно вести в системе, постоянно что-то пробовать, находить, больше привлекать учащихся к формулировке выводов, и тогда тема «Величины» будет прочно усвоена учащимися.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему "Формирование УУД на уроках математики в начальной школе"
В данном материале рассматривается формирование УУД на каждом этапе урока. Прилагается презентация выступления....

Выступление на семинаре по теме "Системно-деятельностный подход как основа организации на уроках математики в начальной школе"
Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные уме...

Выступление на ГМО по теме "Активные формы работы на уроках математики в начальной школе"
Выступление на ГМО учителей начальных классов....

«Работа с информацией на уроках математики в начальной школе»
Для формирования информационных умений на уроках математики необходимо строить работу таким образом, чтобы ученик с первых дней обучения в школе постоянно сталкивался с такими необходимостями:...

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе.
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе....

Игровые технологии на уроке математики в начальной школе- выступление на семинаре
Игровые формы, как методы активного обучения, приносят удовольствие от процесса познания...
Работа с текстом на уроке математики в начальной школе
Статья: «Работа с текстом на уроке математики в начальной школе»....
