Выступление РМО.работа с величинами на уроках математики в начальной школе
материал

Давыденко Резида Вазиховна

Работа с величинами в нач школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с величинами на уроках математики  в начальной школе

                                       

        Активизация деятельности школьников – актуальная проблема современности. Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творчества – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно – воспитательный процесс.

 Всем известна истина – дети любят учиться, но здесь часто опускается одно слово: дети любят хорошо учиться! Одним из мощных рычагов желания и умения учиться является создание условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т.е. осознание смысла и результата своих усилий.                                          

          Из опыта работы в школе я могу сказать, что наименее разработаны вопросы, связанные с преподаванием величин.

        А ведь Величины – важнейшее понятие математики,  они развивают пространственное представление, вооружают практическими навыками, являются средствами связи обучения с жизнью.

Развивают внимание, память, наблюдательность, совершенствуют моторику, тактильные и зрительные восприятия и ощущения.

Решают задачи коррекции как познавательной деятельности, так личностных качеств детей.

        Величины  – важнейшее понятие математики, развивают пространственное представление, вооружают практическими навыками, являются средствами связи обучения с жизнью.

Развивают внимание, память, наблюдательность, совершенствуют моторику, тактильные и зрительные восприятия и ощущения.

Решают задачи коррекции как познавательной деятельности, так личностных качеств детей.

         Из опыта работы я выяснила, что познавательная активность учащихся при изучении темы «Длина. Единицы длины» повысится, если будут выполняться следующие дидактические условия:

  1. систематическое и целенаправленное применение методов и приёмов, активизирующих познавательную деятельность учащихся;
  2. организация практических работ, применение наглядности;
  3. разнообразие упражнений, связанных с переводом однородных величин одних наименований в другие.

В курсе математики начальных классов дети знакомятся с различными величинами: длина, масса, объём, время, площадь. При формировании представлений о каждой из названных величин целесообразно ориентироваться на определённые этапы, в которых нашли отражение: математическая трактовка данного понятия, его взаимосвязь с изучением других вопросов начального курса математики.

  • 1 –й этап. Выяснение и уточнение представлений школьников о данной величине (обращение к опыту ребёнка).
  • 2 –й этап. Сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, наложением, приложением, путём использования различных мерок).
  • 3 – й этап. Знакомство с единицей данной величины и с измерительным прибором.
  • 4 – й этап. Формирование измерительных умений и навыков.
  • 5 –й этап. Сложение и вычитание однородных величин, выраженных в единицах одного наименования.
  • 6 – й этап. Знакомство с новыми единицами величин в тесной связи с изучением нумерации и сложения чисел. Перевод однородных величин, выраженных в единицах одного наименования, в величины, выраженные в единицах двух наименований, и наоборот.
  • 7 –й этап. Сложение и вычитание величин, выраженных в единицах двух наименований.
  • 8 – й этап. Умножение и деление величин на число. [3]

Итак, рассмотрим, каким образом активизируется познавательная деятельность учащихся на определённых этапах формирования понятия о длине и единицах длины.

             1 этап. Выяснение и уточнение имеющихся у детей представлений о данной величине  Имеющийся у ребёнка жизненный опыт позволяет ему осознать практическую значимость изучаемого понятия, связать его с реальными предметами и явлениями, перевести имеющиеся житейские понятия на язык математики. Дети ещё в дошкольном возрасте встречаются с необходимостью в определённых ситуациях сравнивать реальные предметы между собой, по конкретным признакам. Придя в школу, они уже имеют представления о том, что два различных предмета могут быть в чём – то одинаковыми, взаимозаменяемыми, а в чём – то различными.

          Среди всех характеристик реальных предметов, обладающих определёнными свойствами, выделяются такие, относительно которых можно ввести отношения “ больше ”, “ меньше ”. Если две полоски по длине неодинаковы, то одна длиннее другой.   

Можно предложить следующие задания:

  1. Пронумеруйте деревья по высоте, начиная с самого высокого дерева.
  2. Раскрасьте самое высокое дерево в зелёный цвет, самое низкое – в коричневый, а остальные – в жёлтый.
  3. Раскрасьте в красный цвет самый большой цветок, а в синий – самый маленький, а остальные цветы – в жёлтый   

               2 этап. Сравнение однородных величин 

- Визуально                      

- С помощью ощущений

- Путем использования    различных мерок    

  Основу деятельности ученика на этапе сравнения величин составляют практические действия, выполняемые им в различных игровых ситуациях. Я предлагаю детям следующие задания:

               Сравни:

  • высоту прописной и строчной букв в твоём учебнике математики;
  • длину и ширину тетради и учебника;
  • длину школьной доски и указки;
  • по росту детей из класса;
  • длину ручки и карандаша.

            Следующим важным шагом в изучении величин является  3 этап.    

 Знакомство с единицей измерения данной величины и с измерительным прибором.  1. Нарезаем из узкой полоски бумаги в клетку полоски длиной в 1 см;

2. Начертите отрезки длиной в 1 см, приложите пальчик к отрезку,

выясняем, что ширина мизинца примерно равна 1 см.

            Большую роль в осознании детьми процесса измерения играют различные ситуации проблемного характера, которые активизируют познавательную деятельность учащихся. Объяснение должно происходить в атмосфере живого поиска, проб, предложений. 

На данном этапе  предлагаю следующие проблемные ситуации.

Практическая работа.

На каждую парту кладётся полоска и две мерки: одна красная, другая синяя. Один ученик измеряет полоску красной меркой, другой – синей. Получаются разные числовые значения. Это позволяет учителю задать проблемный вопрос: « Разве может быть так: измерялась одна и та же полоска, а числа получились разные. В чём дело?»

На клетчатой бумаге начерчена полоска. Я предлагаю ситуацию: «Трое учеников измеряли эту полоску, один получил число 8, другой – 4, а третий -2. Кто из них прав?»

В результате практической деятельности учащиеся сами делают вывод о необходимости введения единицы длины.

Большой интерес вызывает у ребят ситуация из мультфильма, когда измеряли длину удава (попугаями, мартышками, слониками), но так и не смогли решить, какой же он длины.

    С целью активизации познавательной деятельности учащихся можно предложить ряд следующих заданий:

1) Определите на глаз длину и ширину в сантиметрах:

  • а) учебника по математике;
  • б) школьной тетради.

Проверьте правильность полученных результатов с помощью линейки.

2) Определите на глаз в дециметрах рост вашего товарища и расстояние между разведёнными в стороны руками. Проверьте правильность сделанных на глаз измерений с помощью сантиметра.

3) Определите на глаз в метрах длину и ширину класса, дверей и окон в классе и в коридорах школы. Сделайте такие же измерения с помощью рулетки и проверьте свой глазомер.

4) Определите на глаз длину и ширину в метрах футбольного поля и волейбольной площадки, расположенных во дворе школы.

              Активизирует мыслительную деятельность учащихся дидактическая игра.

Предложим несколько по теме “ Длина ”.

“Определите длину палочки ”.

Дидактические задачи: выработка умения определять длину данного предмета на глаз; развитие наблюдательности.

Правила и игровые действия.

Составляют две или три команды. В определённом месте, одинаково удобном для обозрения всех участников, размещают несколько палочек различной длины (располагают их параллельно по отношению друг к другу). По знаку, данному учителем, ученики определяют на глаз длину каждой из палочек и записывают эти данные в сантиметрах (дециметрах) на предварительно розданных им листочках бумаги. Учитель собирает эти листочки у каждой команды и называет правильные ответы. Побеждает та команда, у которой окажется наибольшее число правильных ответов.

                  Формирование измерительных умений и навыков

Постоянно приходится добавлять что-то своё. Такие задания активизируют познавательную деятельность учащихся, а чем выше познавательная активность, тем выше качество усвоения учебного материала.

1) Исправить ошибки, если они есть.

1650 см = 1 м 65 см

7 дм 5 см = 75 см

2) Вместо точек вставьте нужные единицы измерения величин ( см, дм, м, мм….)

4…. = 400…

3… = 30…

20… = 2…

50… = 500…

6… = 6000…

700… = 7

…3) Впишите числа так, чтобы равенства были верными.

8 км…. м + …м = 9 км 11 м

7 м 6 дм + …м…дм = 15 м 4 дм

4 м 6 дм 8 см + …м…дм…см = 9 м 8дм 5см

4) Заполните пустые клетки.

 см · 9 = 6 м 30 см

 м  см : 8 = 70 см

 м  см : 90 = 5 см

5) Найдите лишнее слово:

метр, километр, килограмм, сантиметр, миллиметр.

6) Вместо точек вставьте нужные единицы длины.

15 см < 4….

1 дм 2 см < 2….

4…. < 2 дм 1 см

1 дм 5 см < ….5 см

5 дм 7 см > 5 дм 5….

20 дм < 3….

3 м 4 см < 9….8 см

2….> 7 м 5 дм.

7) Вместо точек вставьте нужные единицы длины:

  • а) Первый отрезок равен 1 дм, второй отрезок равен 3 см. Вместе эти два отрезка составляют 13…..
  • б) Вместе два отрезка составляют 20 см; первый отрезок равен 10 см, второй отрезок равен 1…. .

8) Можно ли сравнить эти длины, если звёздочкой обозначено любое число?

5 см  * дм 4 см

* дм 9 см  1 дм 3 см

9 дм * см  9 дм 2 см

4 дм 2 см  8 дм *2 см

9) У Димы 2 палочки: 9 см и 4 см. Как ему отмерить 5 см? Как ему отмерить 1 см?

10) Запишите величины в порядке убывания:

6600м, 6 дм, 60мм, 6км 006м.

11) Начертит три отрезка так, чтобы верхний отрезок имел длину большую, чем 4 см, был короче среднего на 2 см и длиннее нижнего на 3 см.

12) В лифте кнопка четвёртого этажа находится на высоте 1м 4дм 1см. Достанет ли до неё мальчик, если его рост с вытянутой рукой 14дм 5см.

13) Начерти два отрезка так, чтобы один был длиннее другого на 2см, а вместе они составляли бы 14см.

По теме “ Длина. Единицы длины ” можно предлагать много задач, развивающих кругозор учащихся. Например:

  • Кенгурёнок родился величиной 1 см 5 мм, а потом он стал в 100 раз больше. Какой рост стал у кенгурёнка, когда он вырос?
  • Длина самой короткой реки в мире – 13400 см. Она находится в Америке. Выразите длину реки в метрах.
  • Длина обыкновенной комнатной мухи около 7 мм. Какова была бы её длина при увеличении в один миллион раз?
  • На соревнованиях леопард прыгнул на 7м, это на 1м дальше, чем собака. Антилопа прыгнула на 4м дальше собаки и на 7 м дальше, чем жаба. На сколько метров прыгнули антилопа, жаба и собака?

                Сложение и вычитание однородных величин, выраженных в единицах одного наименования 

Хорошим средством закрепления измерительных графических и вычислительных навыков являются задачи на измерение и упражнения в построении отрезков и геометрических фигур.

Учащиеся составляют и заучивают таблицу всех изученных единиц  длины и их отношений. Таблица усваивается в процессе многократных и систематических упражнений.

                 Знакомство с новыми единицами величин, перевод однородных величин в другие и наоборот.

        Применение проблемных ситуаций и нестандартных учебных заданий способствует активизации познавательной деятельности и интереса учащихся к изучению темы «Длина. Единицы длины».

        При изучении данной темы я использую наглядный материал, провожу практические работы, т.к. это является обязательным. Практические работы должны быть разнообразными и простыми.

             Сложение и вычитание величин, выраженных в единицах двух наименований.

              Алгоритм:

1. Прочитай  выражение;

2. Определи одно или два наименования в числе, которое нужно умножать (делить).

3. Если множимое (делимое) - число с двумя наименованиями мер, то надо установить, единица каких разрядов равна 0.

4. Выразить  множимое  (делимое) число с одним наименованием мер.

5. Выполни умножение (деление).

6. Выполни преобразования в ответе.

              Сначала рассматриваем те случаи сложения и вычитания чисел, выражающих длину, массу, стоимость, в которых не требуется производить замену одних единиц измерения другими.

Затем, рассматриваем действия над числами с разными единицами измерения. Выполнять действия над ними можно разными способами:

-   заменить крупные меры мелкими;

-  при сложении двух полосок длиной 5 дм и 4 см в сумме получится полоска длиной 5 дм 4 см;

-  если взять 50 копеек и 2 рубля, то вместе будет 2 руб. 50 коп.

-  найдите лишнее слово:  метр, километр, килограмм, сантиметр, миллиметр.

-  вместо точек вставьте нужные единицы длины

          В процессе работы над этой темой я поняла, что не нужно формально подходить к этой теме. Работу нужно вести в системе, постоянно что-то пробовать, находить, больше привлекать учащихся к формулировке выводов, и тогда тема «Величины» будет прочно усвоена учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему "Формирование УУД на уроках математики в начальной школе"

В данном материале рассматривается формирование УУД на каждом этапе урока. Прилагается презентация выступления....

Выступление на семинаре по теме "Системно-деятельностный подход как основа организации на уроках математики в начальной школе"

Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания   и учебные уме...

«Работа с информацией на уроках математики в начальной школе»

Для формирования информационных умений на уроках математики необходимо строить работу таким образом, чтобы ученик с первых дней обучения в школе постоянно сталкивался с такими  необходимостями:...

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе.

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе....

Игровые технологии на уроке математики в начальной школе- выступление на семинаре

Игровые формы, как методы активного обучения, приносят удовольствие от процесса познания...

Работа с текстом на уроке математики в начальной школе

Статья: «Работа с текстом на уроке математики в начальной школе»....