Выступление на ГМО по теме "Активные формы работы на уроках математики в начальной школе"
методическая разработка

Власова Ольга Андреевна

Выступление на ГМО учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gmo.rar2.08 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего выступления «Активные формы работы на уроках математики в начальной школе».

Слайд 2.

Педагог Николай Михайлович Верзилин говорил «Урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий».

Использованию активных форм обучения младших школьников в обучении на уроках математики отводится особая роль. Именно на первой ступени обучения закладывается фундамент математических знаний и представлений, развивается учебно-познавательный интерес, стимулирующий познавательную активность младших школьников, формируются общие учебные навыки, позволяющие повысить уровень подготовки по математике младших школьников.  

В общем объёме знаний, умений и навыков, получаемых обучающимися в школе, важное место принадлежит математике, которая широко применяется при изучении других предметов и в практической деятельности будущих рабочих, в частности, в овладении новой техникой, при чтении специальной литературы. Главная задача каждого преподавателя – не только дать обучающимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться.

Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это прежде всего качество урока. Можно ли назвать современным урок, если он проведён без наглядных и технических средств обучения? С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на обучающихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.

Без хорошо продуманных методов и форм обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь обучающихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить обучающихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.

 Уроку нужно придать нестандартные и оригинальные формы, которые помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся,  повысят интерес, будут способствовать совершенствованию учебного процесса: учащиеся будут увлечены, и их работоспособность повысится, а значит возрастет результативность урока.

Слайд 3.

Развивать логическое мышление у детей младшего школьного возраста я пытаюсь средствами занимательной математики и нетрадиционных форм обучения.

Ведь что присуще занимательности – это новизна, необычность, неожиданность. Занимательный математический материал: активизирует умственную деятельность, заинтересовывает математическим материалом, увлекает и развлекает детей, развивает ум, расширяет, углубляет математические представления, закрепляет полученные знания и умения.

Слайд 4, 5, 6, 7.

Так же важным средством обучения являются нестандартные уроки, потому что они  помогают сформировать навыки учебной деятельности, и оказывают эмоциональное на детей воздействие, благодаря чему у них сформируются более глубокие и прочные знания. Такие формы применимы ко всем типам урока.

 Использование нетрадиционных форм занятий создает благоприятные условия для организации коллективной работы учащихся, формирования у детей таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей, умения планировать свою работу, предвидеть результаты труда, ответственность за последствия своей деятельности, повышения интереса школьников к учению. К таким формам относятся: бипарный урок, бит – урок, урок – аукцион, мозговая атака, урок типа «Что? Где? Когда?», уроки – деловые игры, урок – экскурсия, уроки типа КВН, уроке «за круглым столом», урок семинар, урок -  зачет, интегрированные уроки, урок – лекция, использование обучающихся для контроля, математический бой, уроки взаимоконтроля, олимпиады и т.д. и т.п.

Слайд 8, 9, 10.

Для активизации познавательной деятельности применяю различные карточки, задачи-шутки, ребусы, математические раскраски и т. д.  

Загадки:

  • Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (ножницы)
  • Четыре братца под одной крышей живут. (стол)
  • Нас семь братьев, летами все равные. А именем разные. Отгадай, кто мы? (дни недели)
  • Кто в году четыре раза переодевается? (земля)

Задачи-шутки:

  • Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое)
  • На столе лежат в ряд 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая ее? (Переложить крайнюю.)
  • Тройка лошадей пробежала 5 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (По 5 км)

Слайд 11.

При помощи различных головоломок используются логические приемы умственных действий – это анализ и синтез.

Слайд 12.

Использую задания на сравнение.

Слайд 13.

Для развития зрительного и пространственного восприятия использую  задания на поиск геометрических фигур.

Так же применяю логические приемы умственных действий – это классификация, обобщение и логические задачи на нахождение пропущенной фигуры, например, выявить закономерность в расположении фигур и нарисовать фигуру в пропущенной клетке, логические цепочки, логические задачи на поиск недостающих в ряду фигур.

Слайд 14.

Заполни таблицу.

В клетки квадрата записать такие числа, чтобы сумма чисел по любой вертикали и горизонтали была равна 100.

23

41

34

19

«Магические» квадраты.

« Магическим» квадратом обычно называют квадратную таблицу, построенную из чисел или выражений таким образом, что суммы чисел (выражений) в каждой строке, в каждом столбце и в каждой из двух диагоналей равны одному и тому же числу (выражению), называемому «магической» суммой.

К занимательному материалу относятся и различные дидактические игры, а также привлекательные по форме и содержанию упражнения. Они направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять детей в счёте, вычислениях.

К таким играм относятся – математическое домино, лото, карточки обратной связи и т.п.

В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Занимательный материал не только развлекает детей, даёт возможность им отдохнуть, переключиться, но и заставляет их задуматься, развивает инициативу, направляет на поиски нетрадиционных способов решения, стимулирует развитие нестандартного мышления. Применение различных приёмов проведения урока, использование элементов игр, соревнований делают учебный процесс более интересным, дети чаще проявляют активность, сообразительность. И добиваются порой самых высоких для себя результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете по теме: «Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявл...

Выступление на педсовете на тему "Формирование УУД на уроках математики в начальной школе"

В данном материале рассматривается формирование УУД на каждом этапе урока. Прилагается презентация выступления....

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

План самообразования "Групповые формы работы на уроках в современной начальной школе"

Учителя начальных классов могут найти цели, задачи, этапы работы по теме самообразования "Групповые формы работы на уроках в современной школе"...

Статья: "Групповые формы работы на уроках в современной начальной школе как средство социализации учащихся"

В статье говорится о разнообразных формах групповой работы на уроках в соыременной начальной школе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

На уроке математики рекомендуется применять индивидуальные, групповые, коллективные и фронтальные работы. Они помогут сделать урок интереснее и увеличат возможности самого занятия....