ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
статья по математике

На уроке математики рекомендуется применять индивидуальные, групповые, коллективные и фронтальные работы. Они помогут сделать урок интереснее и увеличат возможности самого занятия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фомина Оксана Викторовна

учитель начальных классов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Учебная работа на уроке математики строится на определенном сотрудничестве учителя и ученика, а также взаимодействии учащихся между собой. Учитель с помощью слов, жестов, мимики, интонации влияет на учащихся, а они, в свою очередь, реагируют на эти воздействия. На основе того, как учащиеся воспринимают и реагируют на эти факторы, учитель составляет свою дальнейшую работу и обозначает дальнейшую форму работы на уроке.

На уроке математики рекомендуется применять индивидуальные, групповые, коллективные и фронтальные работы. Они помогут сделать урок интереснее и увеличат возможности самого занятия. Рассмотрим каждый вид работы отдельно.

Рассмотрим сущность основных форм учебной деятельности учащихся на уроке математики в 1 классе (фронтальной, коллективной, групповой и индивидуальной).

Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся - это такой вид деятельности, при которой все ученики одновременно выполняют одинаковую общую для всех работу, всем классом обсуждают и обобщают ее результаты.

Фронтальная форма учебной деятельности учащихся на уроке заключается в том, что учитель дает всему классу одинаковые задания, тем самым ставя перед ними определенную цель. Учащиеся выполняют задания непосредственно под наблюдением и руководством учителя, который на данном этапе урока взаимодействует только с некоторыми учащимися поочередно. Действия же остальных учащихся носят изолированный характер, выполняются по образцу, заданному учителем или каким-либо учащимся, например, вызванным к доске. Подводятся итоги деятельности некоторых учащихся.

Достоинство фронтальной формы организации учебной деятельности:

- воспитывает в учащихся чувство коллективизма; - позволяет обучаемым рассуждать; - формирует устойчивые познавательные интересы;

- учитель получает возможность влиять на весь коллектив класса;

- ритмичность в деятельности школьников на основе учета их индивидуальных особенностей.

Урок математики в 1 классе.

Считай-ка:

−     до 10 и обратно, до 20 и обратно − назови последующее число… − назови предыдущее число….

−      назови соседей числа…

−      какое число стоит между числами

−        назовите числа, сумма которых равна 6

−        назовите числа, разность которых равна 3

−        выбери числа, которые можно поставить в окошечко, чтобы получилось верное неравенство  > 3; < 5

Реши примеры, ответы запиши в порядке возрастания/ убывания

5+1                   3+2+1                6

4-2                   6-3-1                2

6-5                   4+2-5                1

5-2                   5+1-3                3

2+2                  6-1-1                4

4+1                   3+3-1                5

Коллективная форма учебной деятельности учащихся на уроке математики заключается в том, что учитель дает всему классу общее задание, удовлетворяющее определенным требованиям. Общая цель достигается путем вовлечения учащихся в обсуждении задания, выдвижения ими гипотез и проверки ее на конкретных примерах или обобщения ранее приобретенных знаний. Данная форма стала предметом исследования ученых и педагогов, которые определили основные ее черты. Коллективное обучение - это такое обучение, при котором коллектив обучает каждого своего члена, и        каждый член коллектива активно участвует в обучении своих товарищей.

 - Найдите лишнее число: 
8 9 6 12 5 4 3 15 4 18 19 20 

- Восстанови пропущенные скобки, чтобы равенство было верным.

- Какая фигура должна быть на месте пропуска?

                       

Групповая форма учебной деятельности учащихся на уроке состоит в том, что учитель дает каждой группе «общее» задание, которое выполняется коллективными усилиями всех членов группы. Учитель поочередно работает с каждой группой, оказывая им необходимые виды помощи.

- Например, поработайте в группах, найдите неверные решения и исправьте их.

Задание по группам

1 – напишет состав числа 7.

2 – составит из 7 геометрических фигур одну фигуру – рисунок.

3 – нарисовать мультяшную семерку.

Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. Однако индивидуальная форма организации имеет недостатки: ученик изолированно воспринимает, осмысливает и усваивает учебный материал, его усилия почти не согласуются с усилиями других, результат этих усилий, и его оценка касаются не только ученика, но и всей группы, действия учащихся при индивидуальной форме учебной деятельности полностью изолированы от действий других учащихся и от учителя. При этом учащиеся могут выполнять на уроке различные виды заданий.

Индивидуальная работа. Найди нужный ответ.

6 + 2                7 8 9        

7 – 4                3 4 5        

2 + 3                5 6 7                

9 – 3                7 6 5                

1 + 5                5 6 7                

Высший уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Вычисли цепочку:

7+3-2+1-2=

6-2+3-1+3-5=

5+0-2+4-5+5=

Сравни выражения:

6+2   10-3

8+0   0+7

8-7   8-6

5-0    5+0

Вычисли:

7-2=

7-4=

9-2=

10-3=

Таким образом, применение различных форм учебной деятельности (фронтальной, коллективной, групповой и индивидуальной) является эффективным средством активизации младших школьников на уроке математики. Учет выделенных существенных признаков, характеризующих различные формы учебной деятельности учащихся на уроке, позволяет четко определить сущность каждой формы деятельности, дать их классификацию по степени самостоятельности учащихся в процессе обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование групповых форм работы на уроке математики для активизации познавательной деятельности.

Урок математики проведен в форме деловой игры. Ребята на уроке работали в группах. Поддержанию интереса детей способствуют: игровая форма занятия, нестандартные задания,чередование различных видов дея...

План самообразования "Групповые формы работы на уроках в современной начальной школе"

Учителя начальных классов могут найти цели, задачи, этапы работы по теме самообразования "Групповые формы работы на уроках в современной школе"...

Использование групповых форм работы на уроке математики для активизации познавательной деятельности.

Урок математики проведен в форме деловой игры. Ребята на уроке работали в группах. Поддержанию интереса детей способствуют: игровая форма занятия, нестандартные задания,чередование различных видов дея...

Использование Электронных образовательных ресурсов на уроках математики в начальной школе. Технологическая карта урока "Числовое равенство и уравнение". Каталог ЭОР к уроку.

Технологическая карта урока математики. Тема " Числовое равенство и уравнение" 2 класс. УМК ПНШ. Каталог ЭОР, используемых на уроке....

Статья: "Групповые формы работы на уроках в современной начальной школе как средство социализации учащихся"

В статье говорится о разнообразных формах групповой работы на уроках в соыременной начальной школе....

Мастер-класс «Опыт работы по использованию практико-ориентированных заданий на уроках математики в начальной школе»

Мастер-класс«Опыт работы по использованию практико-ориентированных заданий на уроках математики в начальной школе»...