Задачи на разностное сравнение
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Е.B.Корнилова

В материале даны 3 последовательных урока по обучению задачам на разностное сравнение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_urok.docx22.6 КБ
Файл 2_urok_.docx15.11 КБ
Файл 3_urok_.docx320.25 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Корнилова Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Устьинская СОШ

Математика – 1 класс

Раздел: Числа от 1 до 10. Число 0.

                Сложение и вычитание.

Тема: Задачи на разностное сравнение.

Название номинации: «Реализация системно-деятельностного подхода средствами различных педагогических технологий»

Авторы учебников и печатных тетрадей: В.Г.ДорофеевТ.Н.МираковаТ.Б.Бука Москва «Просвещение» 2012

Формируемые УУД:

Личностные: Формировать положительное отношение к учёбе, воспитывать интерес к урокам  математики, осознавать его значение; бережно относиться к учебнику  и рабочей тетради; развивать навыки сотрудничества: освоения положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; развивать элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности.

Регулятивные: Понимать поставленную задачу, соответствующую этапу обучения, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; адекватно воспринимать предложения учителя; проговаривать вслух последовательность производимых действий; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя; составлять план действий для решения несложных учебных задач; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; осознавать результат учебных действий, используя математическую терминологию.

Познавательные: Ориентироваться в информационном материале учебника; совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, понимать простейшие модели; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; учиться строить простые рассуждения.

Коммуникативные:  Принимать участие в работе парами и группами; воспринимать различные точки зрения; использовать простые речевые средства; Контролировать свои действия в классе; включаться в диалог со сверстниками и учителем; интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками; совместно со сверстниками определять задачу групповой работы; признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться , если на ошибки указывают другие.


Задачи на разностное сравнение

Урок 1

Тема урока: Задачи на разностное сравнение

Цель: Формирование умения решать простые задачи на разностное сравнение.

Тип урока: открытие новых знаний

Задачи урока:

Учить решать задачи на разностное  сравнение.

Развивать умение работать в группе, оценивать свои результаты.

Учить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Воспитывать познавательный интерес, создавать положительную мотивацию учения.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, частично-поисковый, практический, проблемный

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная, парная

Оборудование урока:алгоритм решения задачи на разностное сравнение чисел, учебник «Математика. 1 класс. Часть 2. Печатная тетрадь 2 часть, веер цифр, сигнальные карточки.

Ход  урока

  1. Организационный момент.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

  1. Актуализация знаний:

 Устный счёт.

       1)   - Счёт до 20 вперёд и обратно.

- Счёт от 9 до 16; от 10 до 3.

– Покажите число, следующее за числом 12 (13).

– Покажите число предыдущее числу 18 (19).

-Какое число стоит слева от 13 на 2 единицы? (11)
- Какое число стоит справа от 9 на 3 единицы? (12)

- Какое число стоит между 3 и 5, 18 и 20? (4, 19)

- Назовите соседей числа 15 (14, 16)

2) - Послушайте внимательно мою задачу. Что в ней неправильно?

 «С утра на парковке стояло 8 машин. В полдень несколько машин уехало. Сколько машин осталось стоять на парковке?» (Не хватает данных)

- Исправьте условие и решите задачу.

       «С утра на парковке стояло 8 машин. В полдень 5 машин уехало. Сколько машин      осталось стоять на парковке?»

       3) Задание № 5 на стр. 12

Физкультминутка

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь

   3. Самоопределение деятельности

Практическая работа:

 - Положите на парту 5 кружков, а под ними 4 квадрата.

-  Как узнать, чего больше? Чего меньше? На сколько?

- Что надо сделать, чтобы узнать, на сколько кружков больше, чем квадратов? (Надо убрать столько кружков, сколько квадратов ).

 - Каким действием будем решать эту задачу?

4. Постановка учебной задачи.

- Два разных ученика решили эту задачу по-разному.

Один решил так: 5 – 4

Другой решил так: 4 – 5

- Объясните, кто прав?

 Чем будем заниматься на уроке?  (Решать задачи на сравнение, то есть определять, на сколько одно число больше или меньше другого)

5. Построение проекта выхода из затруднения.

Вывод: чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.

Выстраивается алгоритм действия.

- Прочитайте правило по учебнику на стр. 11

6. Первичное закрепление.

Выполнение задания 1 на стр.11

VI7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

№ 2,3  с. 24 в тетради на печатной основе

Физпауза

Вновь у нас физкультминутка,

Наклоняйтесь, ну-ка, ну-ка!

Распремляясь, потянулись,

А теперь назад прогнулись,

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче.

Голова устала тоже?

Так давайте ей поможем.

Вправо-влево, раз и два –

Думай, думай голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули все слегка.

8. Вторичное закрепление

а) Работа в группах. №2 -1группа ,  №3 -2 группа с иллюстрированием задач с помощью наборного материала (квадратов, кружков, треугольников и д.р.)

б) Выполнение задания №4  с включением выражений «на сколько больше, на сколько меньше» в активную речь учащихся.

в) № 4 с. 25 тетрадь на печатной основе

№ 4, с.112 учебника

9. Рефлексия.

-Было интересно…

-Было трудно…

-Я понял, что…

- Теперь я могу…

- Я научился…

- Мне захотелось…

- На какой ступеньке лесенки вы хотели бы сейчас стоять?

  • Ничего не понял на уроке
  • Всё понятно
  • Хочу знать больше



Предварительный просмотр:

Задачи на разностное сравнение

Урок 2

Цель: Формирование умения решать простые задачи на разностное сравнение.

Задачи:

Закрепить правило разностного сравнения чисел.

 Учить решать задачи на разностное сравнение.

Закреплять навык счёта в пределах 10

 Развивать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, частично-поисковый, практический, проблемный

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная, парная

Оборудование:алгоритм решения задачи на разностное сравнение чисел, учебник «Математика. 1 класс. Часть 2. Печатная тетрадь 2 часть, веер цифр, сигнальные карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Доброе утро, друзья! Нашей встрече  рада я. А вы?

2. Устный счёт

1)Работа с веером цифр. Покажите ответ.

 -Уменьшите 7 на 6 .

 - Сложите числа 1 и 5.

 - 6  минус 4.

 - Найдите сумму чисел 3 и 6.

 - Увеличьте 3 на 3 .

 - Первое слагаемое 2 второе 7. Найдите сумму.

 - Уменьшаемое 8, вычитаемое 2. Вычислите разность.

 - На сколько 1 меньше 8?

2) Задания 7, 8 стр.14

2. Сообщение темы урока

- Сегодня нас будут интересовать задачи на нахождение разницы.  

- Мы потренировали наш ум, потренируем мышцы.

Физкультминутка:

Шли по крыше 3 кота, 3 кота Василия,

Поднимали 3 хвоста прямо в небо синее.

Сели киски на карниз, посмотрели вверх и вниз.

И сказали 3 кота: «Красота! Красота!»

3. Актуализация знаний

- Кто помнит, с каким правилом мы познакомились на прошлом уроке?

(Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого надо из большего числа вычесть меньшее.)

- Продолжите моё предложение: «Чтобы сравнить два числа, надо из …(большего числа вычесть меньшее)

4. Закрепление правила.Работа в парах

-Составьте в парах задачу на разностное сравнение и предложите способ её решения. Один из пары рассказывает условие задачи, другой – её  решение. Остальные ребята проверяют правильность решения сигнальными карточками.

5. Работа над новым материалом.

- Обратимся к № 1 на странице 13. Прочитайте вопросы. Рассмотрим верхний рисунок и верхнюю схему:

- Что обозначает 5 на схеме? (целое - мячики)

- Что обозначает 4? (часть – кубики)

- Что неизвестно? (часть – разница)

- Как найти часть? (из целого вычесть известную часть, из 5-4=1)

- Каким действием можно узнать, на сколько одно число меньше другого?

- Разберём нижний рисунок и нижнюю схему:

Аналогичный разбор.

6. Первичное закрепление.

Попробуем решить задачу №2 на стр. 13 под цифрой 1).

- Прочитайте задачу хором.

- Сколько вопросов в задаче? (два)

- Что надо узнать в задаче? (разность)

 -Попробуем на доске изобразить задачу схематически.(Учитель совместно с учениками изображает задачу схематически.)

- Какое правило нам потребуется?

- Запишите самостоятельно решение и ответ. (5-3=2 (р.))

- Проверьте с доски. Ответили ли мы на вопросы задачи?

- Обратите внимание перед нами стояло 2 вопроса, а решение мы записали одно. Почему? (решение подходит для ответа на 2 вопроса, так как, чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть  меньшее)

Подобный разбор задач под цифрами 2) и 3)

7 Выполнение заданий в тетради на печатной основе

№4 и №5 на стр. 26  решить самостоятельно по вариантам

Физкультминутка.

Стали мы учениками, соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись, улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья делаем мы упражненья:

Руки вверх, руки вниз, на носочки поднялись.

То присели, то нагнулись и, конечно, улыбнулись.

А потом мы умывались,  аккуратно одевались.

Завтракали не торопясь,  в школу к знаниям стремясь.

7. Повторение ранее изученного материала.

Выполнение заданий № 4 стр. 14 устно, №,5.стр.14 письменно из учебника

№3 стр.26 и №6 стр.27 в печатной тетради.

Итог урока.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Где нам пригодятся полученные знания?



Предварительный просмотр:

Задачи на разностное сравнение

Урок 3

Цель урока: Закрепление умение решать простые  задачи на разностное сравнение.

Задачи:

Продолжать учить решать задачи на сравнение

Закреплять навыки счёта в пределах 10.

Развивать навыки контроля и взаимоконтроля.

Учить оценивать результаты своей работы.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, частично-поисковый, практический, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповная.

Оборудование: Полоски бумаги для составления схем, карточки с задачами, схемы решения задач.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Устный счёт.

Задачи в стихах
1) На подстилке 2 птенца,

Два пушистых близнеца.

И ещё готовы 5 из скорлупок вылезать.

Сколько станет птиц в гнезде, помогите мне. 2+5=7

2) 5 мышат в траве шуршат,

3 забрались под ушат.

2 мышонка спят под ёлкой.

Сосчитать мышей недолго. 5+3+2=10

3)На берёзе 3 синички

Продавали рукавички.

Прилетело ещё 5,

Сколько будут продавать?  3+5=8

4)5 малышек-медвежат

Мама уложила спать.

Одному никак не спится,

А скольким сон хороший снится? 5-1=4

5)Цапля по воде шагала,

Лягушат себе искала.

Двое спрятались в траве,

6 – под кочкой.

Сколько лягушат спаслось?

Только точно!  2+6=8

Игра «Найди закономерность»

1,3.5,7…

10, 9,7,6,4…

Установите закономерность и продолжите числовые ряды.

3. Физкультминутка

 «ПРЫГ-СКОК»

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгай веселей, дружок.

Ножки вместе,

Ножки врозь.

Упражненье удалось!

(В конце хлопаем в ладоши)

4.Самоопределение к деятельности

-Решите задачу:

В кружок бальных танцев ходили 8 девочек и 6 мальчиков. На сколько девочек больше, чем мальчиков?

 - Как ответить на вопрос задачи? Какое действие надо выполнить?

 - Какие задачи мы сегодня будем решать?

5. Работа по теме урока. Работа в группах.

 Обучающиеся делятся на несколько групп.

а) Упражнение « Живая природа».

Каждая группа получает комплект карточек «Живая природа» с задачами на разностное сравнение.

http://prezentacya.ru/mary/172_2.jpg

http://prezentacya.ru/mary/172_3.jpg

- Впишите вместо пропусков подходящие слова: «больше», «меньше», «выше», «ниже», «медленнее», «быстрее», «тяжелее», «легче», «короче», «длиннее», «ниже», «выше».

- Решите задачи, последовательно отвечая на каждый вопрос.

После выполнения заданий результаты обсуждаются и рассуждаются.

Составление схемы решения задач на разностное сравнение.

 - Давайте составим карточку – помогайку для решения данного вида задач.

Детям раздаются полоски бумаги для составления схемы.  Ученики под руководством учителя составляют схемы.

http://prezentacya.ru/mary/173.jpg

Упражнение в парах «Сортировка»

Каждая пара получает комплект карточек «Больше – меньше», состоящий из трёх блоков задач с общим сюжетом, и по три схемы: на разностное сравнение, на увеличение и на уменьшение на несколько единиц.

 - Определите, какую схему надо использовать к при решении каждой из задач, и поместить карточку под соответствующей схемой.

http://prezentacya.ru/mary/173_1.jpg

http://prezentacya.ru/mary/174.jpg

После выполнения упражнения необходимо проверить, как «рассортированы» задачи, и отметить пары, выполнивших задание правильно.

Физкультминутка.

«Это тоже я могу».

Кто, скажите, сможет, дети, 
Повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму.
Это тоже я могу.
Вправо-влево разведу
Это тоже я могу.
И, как птица полечу.
Это тоже я могу.
Головою поверчу.
Это тоже я могу.
А потом присяду, встану.
Это тоже я могу.
И нисколько не устану.
Это тоже я могу.
Я попрыгаю немного.

Это тоже я могу.
И пешком пойду в дорогу.
Это тоже я могу.
Если надо, побегу.
Это тоже я могу.
Все на свете я смогу!

Задание «Восстанови задачу»

Учитель вывешивает на доску плакат, на котором дано описание сюжета к задаче и приведены две схемы.

http://prezentacya.ru/mary/176.jpg

 - Глядя на схемы, составьте условия двух задач.

Обсуждаются варианты составленных задач.

Рефлексия.

Поведение итогов работы в группах. Выделение самой активной группы.

 - Какие задачи решали на уроке?

 - Как найти разницу?

 - Оцените свою работу на уроке.

 - Кого из одноклассников вы хотели бы поблагодарить за активную работу на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

задачи на разностное сравнение

представлена презентация для урока математики в 1 классе по теме Задачи на разностное сравнение....

Сравнение чисел. Задачи на разностное сравнение

Урок в 1 классе по учебнику Л.Г. Петерсон...

Разработка к уроку математика. 1 класс. Решение задач. Задачи на разностное сравнение.

Данная работа содержит конспект урока математики в 1 классе и презентацию к нему на тему "Решение задач. Задачи на разностное сравнение. "...

Презентация к уроку математики. Решение задач.Задачи на разностное сравнение. 1класс

Эта презентация разработана учителем начальных классов Ольшанской Екатериной Сергеевной. Презентация к уроку математики на тему "Решение задач.Задачи на разностное сравнение. 1класс" по программе Школ...

Решение задач. Задачи на разностное сравнение.

Предметные:- правильно выполнять сложение и вычитание с использованием таблицы в пределах 10;-наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи;- решать математические выражения.- срав...