Сравнение чисел. Задачи на разностное сравнение
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Саблина Ирина Владимировна

Урок в 1 классе по учебнику Л.Г. Петерсон

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sravnenie_chisel.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Саблина Ирина Владимировна

МОУ «СОШ №1 г. Жирновска» Волгоградской области

Предмет: математика

УМК:  Школа 2100 Математика 1 класс по учебнику Л.Г.Петерсон

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Тема. "Сравнение чисел. Задачи на разностное сравнение".

Цели. Отрабатывать приемы сравнения чисел; учиться решать задачи на разностное сравнение; развивать логическое мышление; расширять кругозор учащихся.

Оборудование. Петерсон Л.Г. Математика. 1 класс. Часть 2. М.: Баласс, 2000. С. 54.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок

 I

II. Актуализация знаний

Работа над формированием каллиграфического почерка в тетрадях. В тетради записано: 7, 77, …

У. Как вы продолжите ряд чисел дальше?

Дети. Я заметил, что написаны только семерки. Первое число состоит из одной семерки, второе число – из двух семерок, значит, третье число будет состоять из трех семерок и т.д. Каждый раз добавляется по одной цифре.

– Продолжите ряд чисел до конца строки. Прочитайте числа, которые вы знаете. Где в жизни людей встречается цифра 7 или число 7?

Д. Семь дней недели, семь цветов радуги.

У. Если заглянуть в историю, то в Древнем Риме почитались семь богов, в Греции говорят о семи чудесах света. Что связано с числом 7 в жизни Башкортостана?

Д. На флаге Башкортостана семь цветков курая, а это значит, что каждый житель республики должен знать семь своих поколений. А еще по обычаю башкирского народа имя ребенку дают на седьмой день после рождения. В культуре народа живет национальный башкирский танец "Семь девушек".                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

III. Устная работа

На доске:

2 + 7
6 – 4

5 + 1
8 – 0

9 – 6
7 + 0

6 – 1
4 + 4

У. Назовите одним словом, что записано на доске.

Д. Выражения.

У. Найдите значение выражения.

По ходу выполнения задания повторяются следующие правила:

А. Если к любому числу прибавить или вычесть нуль, то число не изменится.
Б. Если к любому числу прибавить один, то получится следующее за ним число.
В. Если от любого числа отнять один, то получится его предыдущее число.
Г. Если нужно к меньшему числу прибавить большее, то можно слагаемые поменять местами, так как при перестановке слагаемых сумма не изменяется.

IV. Физкультминутка

Ритмическая игра. Счет до 20 через 4. Хлопки идут в следующем порядке: на счет 1 хлопки по коленям, на 2 – по парте, на 3 – в ладоши, на 4 – в ладоши с соседом. Вслух произносятся числа 4, 8, 12, 16, 20, остальные про себя.

V. Подведение к проблеме

У. Составьте задачу к схеме.

                                                                                                                                                     

– Я вам прочитаю задачу. Подберите к задаче схему из предложенных на доске.

Задача. На одной клумбе распустилось 4 розы, а на другой – на 3 розы больше. Сколько роз распустилось на второй клумбе?

У. Какую схему для решения задачи вы выбираете?

Д. Я выбираю первую схему, потому что на первой схеме показано на 3 больше, а на второй на 3 меньше. По условию задачи нужно на 3 розы больше.

У. Запишите решение задачи и покажите мне.

Д. Нужно к 4 прибавить 3. Чтобы найти целое, нужно сложить части.

У. Составьте данную задачу в косвенной форме.

Д. На одной клумбе распустилось 4 розы. Это на 3 розы меньше, чем на второй клумбе. Сколько роз распустилось на второй клумбе?                                                                                                                                                                                                                                        

VI. Постановка учебной проблемы

На доске прикреплены геометрические фигуры.

У. Нарисуйте в тетради столько кружков, сколько их на доске.

Дети выполняют задание.

– Нарисуйте под кружками столько треугольников, сколько их на доске. Чего больше – треугольников или кружков? Как вы будете сравнивать?

Д. Посчитаем. Кружков 5, а треугольников 7. При счете 5 встречается раньше 7, значит, 5 меньше 7. Следовательно, кружков меньше, чем треугольников.

У. Как еще можно сравнить?

Д. Нужно каждый кружок соединить с треугольником. Какие предметы остались без пары, тех и больше. Два треугольника остались без пары, значит, их больше.

У. Хорошо, с этим заданием вы справились. И я хочу вам подарить снежное небо и звездное небо. Скажите, чего больше – звезд или снежинок? Как будем сравнивать?

Д. Можно составить пары, но это долго и можно ошибиться.
– Можно посчитать, но и тут можно ошибиться: звезды очень мелкие.
– Я рисовала снежинки и звезды и знаю, что снежинок 87, а звезд 92. Числа прикрепляются под рисунками.
– Снежинок меньше, чем звезд, потому что 87 < 92.

У. На сколько снежинок меньше, чем звезд? Как узнать это с помощью вычислений? Это цель сегодняшнего урока.

VII. Открытие нового знания                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

У. Посмотрите на задание в тетради, где вы сравнивали число кругов и треугольников. Чего было больше – треугольников или кругов?

Д. Треугольников больше, чем кругов, потому что треугольники остались без пары.

У. На                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                           

Д. Неизвестна часть, чтобы ее найти, нужно из целого вычесть известную часть. Нужно из 7 вычесть 5, получится 2. На 2 треугольника больше, чем кругов.

У. На сколько кругов меньше, чем треугольников?

Д. На 2 круга меньше, чем треугольников.

У. Так как же узнать с помощью вычислений, на сколько одно число больше другого?
Делаем вывод: чтобы узнать, на сколько одно число больше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.
Прочитайте вывод в учебнике на с. 54. Вы молодцы, ваше правило совпало с правилом в учебнике.
Как же узнать, на сколько снежинок меньше, чем звезд? Нужно из 92 вычесть 87. Умеете ли вы вычитать такие числа? Нет, этому вы будете учиться позже.

VIII. Закрепление изученного

У. Выполните задание № 2 с комментариями.

Задача. У Вани 3 ручки и 8 карандашей. На сколько карандашей больше, чем ручек? На сколько ручек меньше, чем карандашей?

Решение.
8 – 3 = 5 (шт.)
Ответ: на 5 штук.

IX. Контроль усвоения знаний учащимися и подведение итогов урока

Математический диктант

У. Я буду читать задания, а вы в тетради запишите решение.

1. На сколько число 5 больше 2?

Дети пишут: 5 – 2 = 3.

2. На сколько число 7 меньше 9?

Дети пишут: 9 – 7 = 2.

3. Оле 2 года, а брату 6 лет. На сколько брат старше Оли?

Дети пишут: 6 – 2 = 4.

– Соотнесите свои ответы с буквами в таблице и прочитайте слово.

2 3 4

Р У А

– Какое слово у вас получилось? Прочитайте хором.

Д. Ура.

У. Как вы узнавали, на сколько одно число больше другого?

Д. Мы из большего числа вычитали меньшее.

У. Спасибо всем за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - исследование. Задачи на разностное сравнение чисел. 1 класс

Урок - исследование по теме: "Задачи на разностное сравнение чисел". Цель: познакомить учащихся с задачами нового типа. Урок проводится в иговой форме....

Проект урока математики "Закрепление знаний о ломаной линии, состава однозначных чисел, решение задач на разностное сравнение. Применение этих знаний в практической деятельности"

Проект урока математики "Закрепление знаний о ломаной линии, состава однозначных чисел, решение задач на сравнение. Применение этих знаний в практической деятельности" для 1 класса. Содержит визитную ...

Урок математики в 1 классе " В гостях у пчёлки Майи" по теме:« Решение задач на разностное сравнение чисел. Закрепление.»

Урок проходит  в игровой форме. Путешествуя вместе с пчёлкой Майей, ребята закрепляют и отрабатывают навыки решения задач на разностное сравнение....

Презентация к уроку математики в 1 классе " Решение задач на разностное сравнение чисел. Закрепление."

Презентация создана для урока математики в 1 классе " В гостях у пчелки Майи"....

Конспект урока математики Тема урока: задачи на разностное сравнение чисел 2 класс УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: ·        формирование умения выделять из множества задач те, которые являются задачами на разностное сравнение;·...

Конспект урока по математике "Задачи на разностное сравнение чисел". УМК "Школа России". 1 класс

Конспект урока по математике "Задачи на разностное сравнение чисел". УМК "Школа России". 1 класс...