Урок математики в 1 классе "Перестановка слагаемых " по программе "Школа России"
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Козлова Ирина Ивановна

Презентация и конспект урока "Перестановка слагаемых"  для учащихся 1 класса образовательной системы "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki.pptx907.67 КБ
Microsoft Office document icon perestanovka_slagaemyh_1_klass.doc62 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики. 1 класс. г. Санкт-Петербург ГБОУ школа №630 Козлова Ирина Ивановна Учитель начальных классов

Слайд 3

4, 3, 2, 5, 1, 7, 3, 10.

Слайд 4

4, 3, 2, 5, 1, 7, 3, 2.

Слайд 5

Свойство – отличительная особенность, черта, характерный признак.

Слайд 6

Свойство – отличительная особенность, черта, характерный признак.

Слайд 7

2 + 3 = 3 + 2 =

Слайд 8

2 + 3 = 3 + 2 =

Слайд 9

+ +

Слайд 10

+ +

Слайд 11

2 + 7 1 + 6 5 + 3 7 + 2 2 + 8 3 + 5 6 + 1 8 + 2

Слайд 12

2 + 7 1 + 6 5 + 3 7 + 2 2 + 8 3 + 5 6 + 1 8 + 2

Слайд 13

физкультминутка



Предварительный просмотр:

УМК «Школа России» 1 класс. Математика.

Тема урока: «Перестановка слагаемых».

Цель: создать условия для осознания правила о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется посредством наблюдения ; способствовать развитию внимания, наблюдательности; закреплению умения прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4,  развитию математической речи.

Планируемые результаты (предметные): знать и уметь использовать правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется; уметь прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре.

Познавательные: уметь делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из 1–2 шагов.

Личностные: положительно относятся к школе и имеют адекватное представление о ней.

Тип урока: открытие новых знаний

1. Организационный момент.   Слайд 1

Сегодня на уроке мы отправимся в сказку. Поможем героям, используя полученные знания и  новое правило в математике.  Итак, будьте внимательны. Чтобы дорога была легче, устроим разминку.

2. Узнаем , в какую сказку отправляемся.

 Графический диктант.

Откройте тетради. Работу начнём от красной точки, изображённой у вас в тетрадях.

 -5 клеток вниз

-5 клеток вправо

-5 клеток вверх

-5 клеток влево

-Какая фигура получилась?  (квадрат)

-Продолжим работу. Красную точку соедините с зелёной. Во что можно превратить получившуюся фигуру? (в домик)

-Как это сделать?

-Соедините с зелёной точкой правый верхний угол квадрата.

-Какую ещё фигуру можно увидеть на нашем рисунке?  (треугольник)

Это подсказка. В какую же сказку мы сегодня отправимся?  (теремок) Дорисуйте окошко в вашем теремке. Раскрасьте его так, чтобы жёлтый цвет располагался над зелёным. А синий был внутри зелёного. Опишите получившиеся фигуры в вашем теремке.

(Большой жёлтый треугольник-крыша. Большой зелёный квадрат- дом. Маленький синий квадрат-окно)

Итак, в путь.

Вот и теремок, И мышка –норушка здесь.

Стоит в поле теремок.

Он ни низок, ни высок.

На крыльце Сова сидит

Нашей мышке говорит:

«Рада встрече, в дом входи,

Но сначала потрудись.

А за помощью к ребятам

Поскорее обратись.

Никакая в жизни работа

Не обходится без устного счёта.»

- Поможем мышке?

3. Устный счёт :

Учитель читает, дети комментируют по- цепочке и записывают в таблице №1 в 1 строчку по порядку только ответы.

1. К двум прибавить столько же.

2. Я задумала число, отняла от него 2, и у меня осталось 1. Какое число я задумала?

3. Сколько надо прибавить к 7, чтобы получилось 9?

4. Запиши число, которое следует за числом 4.

5. Запиши число, которое предшествует числу 2.

6. Первое слагаемое 3, второе 4, найди сумму

7. Первое слагаемое 5, второе неизвестно, сумма 8, найди второе слагаемое

8. На сколько 6 больше 4?

4

3

2

5

1

7

3

2

й

о

в

т

с

а

к

д

Мышка тоже решала. У неё получилось так:   4  3  2  5  1   7  3  10

Проверим правильность выполненного задания. Где ошибка?  (в последнем примере)

На сколько 6 больше 4. Почему ошиблась мышка? Вспомним правило.

Молодцы. Мышка поблагодарила нас и стала жить в теремке вместе с Совой.

Пробегала лягушка-квакушка. Увидела теремок и постучалась. А Сова ей:

«Рада встрече, в дом входи,

Но сначала потрудись.

А за помощью к ребятам

Поскорее обратись.

 Мышка устно посчитала,

Ключ к загадке подобрала.

Расставь буквы по порядку

Составь слово - вот отгадка.»

Таблица №2.

1

2

3

4

1

5

2

3

с

в

о

й

с

т

в

о

Поможем лягушке. Какое слово получилось?   (свойство)

Как вы понимаете это слово, что оно обозначает?

Обратимся к толковому словарю.

Свойство —  отличительная особенность, черта, характерный признак.

Интересное слово загадала сова. Запомним его.

4. Самоопределение к деятельности.

Бежит мимо зайчик - побегайчик.

Постучался в дверь, а Сова ему и говорит:

«Рада встрече, в дом входи,

Но сначала потрудись.

А за помощью к ребятам

Поскорее обратись.

Примеры эти сосчитай,

Сравни, секрет их разгадай.»

2 + 3= …                           3 + 2 =  …

Поможем зайчишке?

Рассмотрите примеры.  Как называется действие в этих примерах?

Сосчитайте.

-Как называются числа при сложении? Как называется результат сложения и всё выражение вцелом?

-Прочитайте примеры с помощью математических слов.

Сравните компоненты сложения. Сравните ответы. Какой вывод можно сделать?

Сегодня  мы будем наблюдать за такими примерами  и использовать это свойство сложения, чтобы выручить героев сказки.

Мы помогли зайчику раскрыть секрет этих примеров и Сова пригласила его в теремок.

Прибежала Лисичка-сестричка. Постучалась, а Сова ей:

«Рада встрече, в дом входи,

Но сначала потрудись.

А за помощью к ребятам

Поскорее обратись.

Тебе, лиса, задание

Сложнее. На внимание.

Сосчитай, сестричка,

Сколько здесь лисичек?»

Практическая работа.

Лисичка будет считать грибы, а мы ей поможем, работая со счётными палочками.

Положите слева 1 красную палочку, а справа 7 синих. Сколько всего палочек? Запишите пример в тетрадь.

Теперь положите слева 7 жёлтых палочек , а справа 1 зелёную. Сколько всего палочек?

Запишите пример в тетрадь.

Прочитайте примеры.

Чем они похожи?

Чем отличаются?

(Слагаемые меняются местами, ответ один и тот же)

Сделаем вывод.

От перестановки слагаемых сумма не меняется.

2. Работа по учебнику.

-Прочитайте тему урока на стр.14.

- Рассмотрите первый рисунок.

- Сколько флажков в одной руке, сколько в другой? Как узнать, сколько всего флажков? Посчитайте. (3)

-Прочитайте пример, называя компоненты и результат. (Первое слагаемое2, второе слагаемое 1, сумма 3)

-Посмотрите на второй рисунок. Что произошло? ( Мальчик поменял флажки местами)

-Как узнать, сколько всего флажков? Посчитайте.(3)

Прочитайте пример, называя компоненты и результат. (Первое слагаемое 1, второе слагаемое 2, сумма 3.)

- Сравните примеры, чем они похожи и чем отличаются. (Слагаемые поменялись местами, а сумма осталась та же.)

- Сравните полученные суммы, сделайте вывод. (От перестановки слагаемых результат не меняется.)

-Прочитайте правило в красной рамке. Совпал ли результат нашего исследования с математическим законом?

Вот теперь поможем лисичке сосчитать грибочки .

1 грибочек и ещё 8 грибов. Какой пример получается?  (1+8=…)

Удобно ли так считать? Почему?

Можно ли изменить пример? Как?  (8+1=..)

Какое свойство сложения позволяет нам считать легче?  (От перестановки слагаемых сумма не меняется)

Значит, 1+8=8+1=9

Сова пригласила лисичку в теремок.

Тут прибежал волчок - серый бочок.

Захотелось ему пожить в теремке, а Сова ему и говорит:

«Рада встрече, в дом входи,

Но сначала потрудись.

А за помощью к ребятам

Поскорее обратись.

Пару ягодке найди,

Удобным способом реши.»

Поможем волку?

Поработаем в парах. Совместно с соседом составьте пары.

(На экране полянка с ягодами. На них примеры.)

Запишите пары примеров в тетрадь.

Проверим. Поменяйтесь тетрадями с ребятами соседней парты.

 Объясните почему выбрали именно так.

Назовите пример из пары, который легче решать.

Какое свойство сложения позволяет нам считать легче?

Вот и стали зверюшки жить все вместе.

Пришёл медведь

 А Сова ему:

В чистом поле теремок

Он ни низок, ни высок

Здесь и мышка

И лягушка

Зайчик

С лисонькой –подружкой

Серый волк –зубами щелк

В дружбе знаем все мы толк.

Потрудились мы чуть-чуть

И хотели б отдохнуть.

Проведи для нас, Мишутка,

Новую физкультминутку.

 

Физкультминутка.

И стали все зверюшки вместе дружно жить.

Мы сегодня молодцы, помогли героям сказки.

А теперь закрепим полученные знания.

7. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

№1 стр.14

-Рассмотрите рисунок.  Сколько красных точек на первой фишке домино? Сколько синих? Назовите пример. (3+2=5)

- Как получили второй пример? (Перевернули фишку)

-Сколько всего точек на первой фишке? Как изменится сумма, если фишку перевернуть? (Сумма не изменится)

-Объясните, как получили остальные примеры. Докажите, что ответы этих примеров будут одинаковые.

--Какие выражения легче было решить? ( К большему прибавить меньшее)

№2 стр.14.

-Прочитайте условие и вопрос первой задачи.

-Запишите решение (4-1=3(с))

-Назовите ответ (Дима прочитал 3 страницы)

-Вставьте полученный ответ в окошечко. Прочитайте новую задачу.

--Запишите решение задачи (4+3=7.)

-Назовите ответ. (Дима прочитал 7 страниц.)

11. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке.

Нарисуйте в тетради смайлик с настроением, соответствующим вашей оценке работы на уроке.

-Кому было на уроке легко сегодня?

-Для кого урок оказался трудным?

10. Подведение итогов урока.

- Какой математический закон мы сегодня открыли?

- Когда применяем закон перестановки слагаемых?

– Может кто-то хочет сказать доброе слово о работе своего товарища?

- С каким настроением вы работали на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики по теме "Слагаемое. Сумма" 1 класс

Материал содержит технологическую карту и сценарий урока математики, составленные в соответствии с ФГОС. УМК "Школа России" Учебник М. И. Моро и другие  "Математика. 1 класс" Педагогическая цель ...

Урок математики по теме: слагаемые. Сумма

Урок математики в 1 классе по теме "Слагаемые. СуммаУрок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Знакомит учащихся с понятиями слагаемые, сумма. Учит анализировать, сопоставлять, выделять главн...

Урок математики по теме "Слагаемые.Сумма"

Урок математики для 1 класса по теме "Слагаемые.Сумма"...

Конспект урока математики на тему: "Слагаемые и значение суммы" (УМК "ПНШ", 1 класс)

Цели деятельности учителя:формирование знаний о понятии значение суммы;совершенствование вычислительного навыка;развитие математической речи, интереса к математике.Планируемые  результатыПредметн...

Технологическая карта урока. Математика. 1 класс. Слагаемые. Сумма.

Технологическая карта урока для 1 класса по учебнику М. Моро. УМК "Школа России"...

Конспект урока математики «Нахождение неизвестного слагаемого» (УМК « Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Нахождение неизвестного слагаемого» Цели деятельности учителя: закрепление умений нахождения неизвестного слагаемого; закрепление знаний способа нахождения неизвестного слагаемого. ...

Технологическая карта урока математики «Сложение нескольких слагаемых в столбик» (УМК: математика, Л.Г.Петерсон «Учусь учиться» 2 класс, 1 часть).

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование умения складывать несколько слагаемых в столбик.Задачи урока: Дидактические:1. Научить сложению нескольких слагаемых в столб...