Головоломка для ума
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Баранчикова Елена Александровна

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gimnastika_dlya_uma.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        Рабочая программа внеурочной деятельности «Гимнастика для ума»  в начальной школе  составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём.  В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

      Кружок  предназначен для развития математических способностей учащихся, для   формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Актуальность

            Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

            Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

          Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Концепция программы.  

        Внеурочная деятельность по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по данному предмету. Она содействует развитию психологических процессов младшего школьника: восприятия, представления, памяти, внимания, мышления, речи, воображения, развивает познавательную деятельность учащихся. Программа занятий кружка   выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса, способствует формированию математических способностей учащихся, а именно: учит обобщать материал, рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д. Содержание материала направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

          Занятия  кружка «Гимнастика для ума» учитывают  возрастные особенности младших школьников и   предусматривают организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе.  С этой целью    включены подвижные математические игры, выполнение математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, что приводит к передвижению учеников по классу, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации работы целесообразно использовать   принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

         Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы данного кружка, основаны на любознательности детей, которую  следует поддерживать и направлять.  Это поможет ему успешно овладеть не только общеучебными  умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.  Занятия помогут углублению знаний по программному материалу, познакомят  с  историей математики, развитию  представлений о её практическом применении, воспитанию гражданственности и патриотизма на примере жизни и деятельности великих математиков.

 Принципы.

        Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

•        Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

•    Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность.  

•        Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач)

•  Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя уверенно. У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.

•   Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.

•        Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса  являются:

• формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;

• формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

• развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

• формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить

простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

•  формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

• привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

 Цели и задачи.

Цель программы:    формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:

     а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,

     б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,

     в) формирование картины мира.

Задачи:

Обучающие:

  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
  • учить правильно применять математическую терминологию;
  • обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
  • последовательное приобщение учащихся к  справочной, энциклопедической литературе  и развитие навыков самостоятельной работы с ней.

Развивающие:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; 
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
  • развитие внимания, памяти, образного и логического  мышления, пространственного воображения;
  • выявить и развить математические и творческие способности;
  •  развитие мелкой моторики рук и глазомера.

Воспитательные: 

  • воспитание интереса к математике;
  • расширение коммуникативных способностей детей;
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

           Для решения вышеперечисленных задач необходимо тщательно продумывать задания и способы предъявления их учащимся. Чтобы работа не выполнялась механически, бездумно, надо ставить перед детьми задачи, требующие интеллектуального и эмоционального напряжения. Это могут быть задачи на сообразительность, загадки. Такие задания можно предлагать перед основной работой или связывать их с темой занятия. Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать, решить сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании тех или иных научных знаний, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка.

Программа рассчитана на 34 часа в год.

Формы организации занятий.

         

          Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ учителя, беседа с детьми, рассказы детей, показ учителем способа действия,- так и практические занятия: решение, построение, измерение и т.д., а так же математические игры, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия,   экскурсии по сбору числового материала,  задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.  

              Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.  

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная  и исследовательская деятельность
  • участие в математических конкурсах

В ходе реализации кружка «В мире чисел» будет обеспечено достижение обучающимися следующих результатов:

 Первый уровень результатов — приобретение  обучающимися социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах

поведения в обществе и.т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимися начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у обучающихся социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится  гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

  • Знание названий геометрических фигур - тест;
  • Умение собирать фигуру из заданных геометрических фигур или частей, преобразовывать, видоизменять фигуру (предмет) по условию и заданному конечному результату - проект;
  • Умение ориентироваться в пространстве - практическая работа;
  • Умение проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки - проект.
  • Самостоятельно составлять и решать нестандартные задачи, примеры уравнения – практическая работа;
  • Последовательно рассуждать, доказывать.

Требования к личностным, метапредметным и предметным

результатам освоения курса.

Личностные результаты:

  •   Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  •    В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  •  Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя
  •  Проговаривать последовательность действий
  •  Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради
  •   Учиться работать по предложенному учителем плану
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  •  Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  •  Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  •  Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  •  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  •  Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  •  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

  •  описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  •  давать определения тем или иным понятиям;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  •  выявлять закономерности и проводить аналогии.

Универсальные учебные действия

• Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

• Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

• Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

• Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

• Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

• Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

• Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

• Использовать критерии для обоснования своего суждения.

• Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

• Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Содержание программы.

№ п/п

Название  

раздела

1

Удивительный мир чисел

4

2

Математические игры

5

3

В мире логики

6

4

Мир величин

3

5

Мир занимательных задач

5

6

Математическое справочное бюро

6

7

Геометрическая мозаика

5

Итого

34

Удивительный мир чисел  

  Волшебные превращения цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 100. Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении предлогов  «от»,  «из»,  способ сложения букв, способ вычитания букв, нотные знаки. Что такое математический ребус. Решение математических ребусов.

Математические игры

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов  

В мире логики.

Решение логических задач. Решение задач, требующих рассуждения. Выполнение заданий на развитие памяти, внимания. Логически-поисковые задания. Задания на развитие слуховой памяти. Лабиринты, загадки, ребусы. Задачи на поиск закономерностей. Задачи на комбинированные действия. Задачи на отношения «больше», «меньше». Формирование модели задачи с помощью схемы, таблицы. Задачи на равновесие, «кто есть кто?», на перебор вариантов с помощью рассуждений над выделенной гипотезой. Задачи по теме: «Сколько надо взять?». Старинные задачи

Мир величин.

Величины. Единицы времени: секунда, час, минута, сутки, месяц, год, век.

Работа с лентой времени, с книгой (определить номер главы), с этикетками изделий (определить размер изделия). Размен монет и купюр. Покупка товара.

Математическое справочное бюро.

 Кто такой Архимед?  Пифагор. Что такое ось симметрии?

Мир занимательных задач.

  Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Задачи с некорректными данными, с

избыточным составом условия, нереальными данными. Составление аналогичных задач и заданий.   Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений. Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов отношений.

Выбор наиболее эффективных способов решения. Использование знаково-символических средств, для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Выбор наиболее эффективных способов  решения.

 Геометрическая мозаика

 Взаимное расположение предметов в пространстве. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Конкур рисунков по творческому заданию. Чертёжный угольник. Практическое применение чертёжного угольника. Загадки о геометрических инструментах.   Игра «Оцени величины предметов на глаз». Площадь прямоугольника. Площадь квадрата. Латинский алфавит. Занимательные задания с геометрическими фигурами. Игра «Танграм». Изготовление игры «Танграм». Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.  Изготовление моделей куба, прямоугольника, пирамиды.

Результат изучения  

К окончанию обучения по курсу внеурочной деятельности «Гимнастика для ума» в 4 классе обучающиеся должны уметь:

• выполнять прикидку результатов арифметических действий;

• понимать и объяснять решение нестандартных задач;

• читать и строить вспомогательные модели к задачам;

• распознавать плоские геометрические фигуры при измерении их положения на плоскости;

• распознавать объемные тела (параллелепипед, куб, пирамида, конус, цилиндр) при изменении их положения в пространстве;

• читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм; уметь решать комбинаторные задачи различных видов;

• находить вероятности простейших случайных событий;

• осуществлять исследовательскую деятельность (поиск, обработка, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера).

Универсальные учебные действия

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Основные принципы распределения учебного материала:

•        от простого к сложному;

•        увеличение объема материала;

•        смена различных видов деятельности.

Характеристика деятельности учащихся.

Содержание курса

Характеристика деятельности учащихся

Удивительный мир чисел

Устанавливать пространственно-временные отношения, описывать последовательность событий и расположение объектов с использованием слов: раньше, позже, выше ниже, вверху, внизу, слева, справа и др.  Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу.

Упорядочивать объекты, устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета. Моделировать операции сложения и вычитания групп предметов с помощью предметных моделей, схематических рисунков, буквенной символики. Моделировать сложение и вычитание чисел с помощью сложения и вычитания групп предметов.

Геометрическая мозаика

Анализировать и сравнивать предметы, выявлять и выражать в речи признаки сходства и различия.

Читать, анализировать данные таблицы, заполнять таблицы на основании заданного правила.

Соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических тел.

Описывать свойства простейших фигур.

Сравнивать геометрические фигуры, различать плоские и пространственные фигуры. Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу. Использовать математическую терминологию. Распознавать и изображать отрезок, ломаные линии, многоугольник, устанавливать соотношения между целым отрезком и его частями. Моделировать выполняемые действия с помощью групп предметов и числового отрезка. Конструировать геометрические фигуры из палочек.

В мире логики

Выполнять универсальные логические действия:

(анализ, синтез,  выбирать основания для  сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений)

Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу.

Совместно с учителем проектировать  этапы решения учебной задачи. Самостоятельно оценивать выполненное задание по алгоритму. Находить решение разными способами. Наблюдать за изменением решения задачи при изменении условия.

Мир занимательных задач

 Планировать поиск пути решения задачи. Моделировать ситуации, иллюстрирующие ход выполнения заданий. Классифицировать предметы (фигуры) по заданному правилу, самостоятельно сформулированному

Математическое справочное

бюро

Находить необходимую информацию, оформлять проекты, презентации. Уметь  рассказать  подготовленное сообщение одноклассникам.

Математические игры

Моделировать разнообразные ситуации расположения

объектов в пространстве и на плоскости.

Применять изученные знания и способы действий в измененных условиях.

Выполнять задания поискового и творческого характера

Мир величин

 Распознавать величины, сравнивать. Моделировать величины. Решать задачи с различными величинами. Решать задачи на движение. Выполнять задания поискового и творческого характера.

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество

 часов

Удивительный мир чисел (4ч.)

1

 Многозначные числа.

1

2

Приёмы быстрого счёта.

1

3

Четность, делимость чисел.

1

4

Обобщение. Конкурс «Лучший счётчик»

1

Математические игры (5 ч.)

5

Задачи на внимание, задачи – шутки, кроссворды

1

6

Работа с конструктором «ПРОцифры»

1

7

ЛЕГО - конструкторы.

1

8

Творческое задание. Составление задач по литературным произведениям.

1

9

Любителям математики. Турнир смекалистых

1

В мире логики (6ч.)

10

Сюжетные логические задачи.

1

11

Классификация чисел, числовых выражений по заданным условиям.

1

12

Задачи повышенного уровня сложности

1

13

Задачи повышенного уровня сложности

1

14

Поиск закономерностей

1

15

Поиск отличий.

Мир величин (3ч.)

16

 Задачи на размещение и разрезание.

1

17

Денежные единицы в России ХVII века.

1

18

Масштаб. План местности.

1

Мир занимательных задач (5 ч.)

19

«Спичечный» конструктор Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием

1

20

«Спичечный» конструктор  

1

21

Головоломки со счётными палочками.

1

22

Компьютерные математические игры

1

23

Компьютерные математические игры. Тренажёры.

1

Математическое справочное бюро (6 ч.)

24

Что дала математика людям? Зачем её изучать? Когда она родилась  и  что явилось причиной её возникновения.

1

25

Иероглифическая система древних египтян.

1

26

"Таинственные знаки" математика Древнего Востока.

1

27

Первые учебники "Кожаный свиток египетской математики". Первая печатная книга по математике на Руси.

1

28

История вычислительной техники. Первый компьютер.

1

29

Обобщение раздела. Защита проектов.  Подготовка к конкурсу проектов «Гулливер»

1

Геометрическая мозаика (5 ч.)

30

Соединение и пересечение фигур

1

31

Вычисление периметра и площади различных фигур.

1

32

Объём фигур

1

33

Игра «морской бой». Координаты точек на плоскости.

1

34

Итоговое занятие «Математику учить – ум точить»

1

Преемственность.

Программа кружка предполагает:

- сформировать у младших школьников специальные умения и навыки;

- развить личностные качества;

- дать возможность ребенку осваивать позицию субъекта мыслительной деятельности;

- основу для дальнейшего знакомства детей 5 класса с умственным трудом.

В начальной школе закладываются основы успешного школьного обучения. А среднее звено школы, как приемник начальной ступени, не строит свою работу с “нуля”, а “подхватывает” достижения ребенка – младшего школьника и развивает накопленный им потенциал.

Список литературы

  1. Волина В.. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.
  2. Все задачи «Кенгуру». Издание третье, дополненное. Санкт – Петербург, 2008.
  3. Калугин М. А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль:
  4. «Академия развития», 1998 – 192 с.
  5. Кордемский Б. А., Ахадов А.А. «Удивительный мир чисел» Москва «Просвещение» - 1986
  6. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990
  7. Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная  Пресса». 2003
  8. Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Китайская головоломка "Танграм"

Игра "Танграм", как её сделать, как в неё играть, задачи....

Файнворды. Головоломки (слово в предложении)

Суть задания – найти названия объектов или терминов, спрятанных в тексте, если все их буквы идут подряд. Работа такого рода развивает внимание, умение анализировать, формирует «терминологическую зорко...

Математические головоломки

Задания для заочного выполнения...

Геометрические головоломки в начальной школе.

Геометрические головоломки в начальной школе....

головоломки

задания для детей...

"Зимняя головоломка"

Ресурс для внеклассного мероприятия  представлен презентацией средствами Pover Point, содержащей занимательный материал игрового характера....

Головоломки народов севера

Цель: стремление к знанию и сохранению культурных традиций своего  народа, развитие логического мышления,  ума, расширение кругозора учащихся. ...