Головоломка для ума
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Гимнастика для ума» в начальной школе составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Кружок предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Актуальность
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Концепция программы.
Внеурочная деятельность по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по данному предмету. Она содействует развитию психологических процессов младшего школьника: восприятия, представления, памяти, внимания, мышления, речи, воображения, развивает познавательную деятельность учащихся. Программа занятий кружка выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса, способствует формированию математических способностей учащихся, а именно: учит обобщать материал, рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д. Содержание материала направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Занятия кружка «Гимнастика для ума» учитывают возрастные особенности младших школьников и предусматривают организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, выполнение математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, что приводит к передвижению учеников по классу, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации работы целесообразно использовать принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы данного кружка, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Это поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Занятия помогут углублению знаний по программному материалу, познакомят с историей математики, развитию представлений о её практическом применении, воспитанию гражданственности и патриотизма на примере жизни и деятельности великих математиков.
Принципы.
• Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
• Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
• Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность.
• Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач)
• Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя уверенно. У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.
• Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.
• Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
• Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:
• формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;
• формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
• развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
• формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
• формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
• привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Цели и задачи.
Цель программы: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:
а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,
в) формирование картины мира.
Задачи:
Обучающие:
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- последовательное приобщение учащихся к справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
Развивающие:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
- развитие внимания, памяти, образного и логического мышления, пространственного воображения;
- выявить и развить математические и творческие способности;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Воспитательные:
- воспитание интереса к математике;
- расширение коммуникативных способностей детей;
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Для решения вышеперечисленных задач необходимо тщательно продумывать задания и способы предъявления их учащимся. Чтобы работа не выполнялась механически, бездумно, надо ставить перед детьми задачи, требующие интеллектуального и эмоционального напряжения. Это могут быть задачи на сообразительность, загадки. Такие задания можно предлагать перед основной работой или связывать их с темой занятия. Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать, решить сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании тех или иных научных знаний, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка.
Программа рассчитана на 34 часа в год.
Формы организации занятий.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ учителя, беседа с детьми, рассказы детей, показ учителем способа действия,- так и практические занятия: решение, построение, измерение и т.д., а так же математические игры, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная и исследовательская деятельность
- участие в математических конкурсах
В ходе реализации кружка «В мире чисел» будет обеспечено достижение обучающимися следующих результатов:
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах
поведения в обществе и.т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у обучающихся социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
- Знание названий геометрических фигур - тест;
- Умение собирать фигуру из заданных геометрических фигур или частей, преобразовывать, видоизменять фигуру (предмет) по условию и заданному конечному результату - проект;
- Умение ориентироваться в пространстве - практическая работа;
- Умение проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки - проект.
- Самостоятельно составлять и решать нестандартные задачи, примеры уравнения – практическая работа;
- Последовательно рассуждать, доказывать.
Требования к личностным, метапредметным и предметным
результатам освоения курса.
Личностные результаты:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя
- Проговаривать последовательность действий
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради
- Учиться работать по предложенному учителем плану
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Универсальные учебные действия
• Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
• Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
• Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
• Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
• Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
• Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
• Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
• Использовать критерии для обоснования своего суждения.
• Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
• Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Содержание программы.
№ п/п | Название раздела | |
1 | Удивительный мир чисел | 4 |
2 | Математические игры | 5 |
3 | В мире логики | 6 |
4 | Мир величин | 3 |
5 | Мир занимательных задач | 5 |
6 | Математическое справочное бюро | 6 |
7 | Геометрическая мозаика | 5 |
Итого | 34 |
Удивительный мир чисел
Волшебные превращения цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 100. Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении предлогов «от», «из», способ сложения букв, способ вычитания букв, нотные знаки. Что такое математический ребус. Решение математических ребусов.
Математические игры
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов
В мире логики.
Решение логических задач. Решение задач, требующих рассуждения. Выполнение заданий на развитие памяти, внимания. Логически-поисковые задания. Задания на развитие слуховой памяти. Лабиринты, загадки, ребусы. Задачи на поиск закономерностей. Задачи на комбинированные действия. Задачи на отношения «больше», «меньше». Формирование модели задачи с помощью схемы, таблицы. Задачи на равновесие, «кто есть кто?», на перебор вариантов с помощью рассуждений над выделенной гипотезой. Задачи по теме: «Сколько надо взять?». Старинные задачи
Мир величин.
Величины. Единицы времени: секунда, час, минута, сутки, месяц, год, век.
Работа с лентой времени, с книгой (определить номер главы), с этикетками изделий (определить размер изделия). Размен монет и купюр. Покупка товара.
Математическое справочное бюро.
Кто такой Архимед? Пифагор. Что такое ось симметрии?
Мир занимательных задач.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Задачи с некорректными данными, с
избыточным составом условия, нереальными данными. Составление аналогичных задач и заданий. Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений. Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов отношений.
Выбор наиболее эффективных способов решения. Использование знаково-символических средств, для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрическая мозаика
Взаимное расположение предметов в пространстве. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Конкур рисунков по творческому заданию. Чертёжный угольник. Практическое применение чертёжного угольника. Загадки о геометрических инструментах. Игра «Оцени величины предметов на глаз». Площадь прямоугольника. Площадь квадрата. Латинский алфавит. Занимательные задания с геометрическими фигурами. Игра «Танграм». Изготовление игры «Танграм». Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Изготовление моделей куба, прямоугольника, пирамиды.
Результат изучения
К окончанию обучения по курсу внеурочной деятельности «Гимнастика для ума» в 4 классе обучающиеся должны уметь:
• выполнять прикидку результатов арифметических действий;
• понимать и объяснять решение нестандартных задач;
• читать и строить вспомогательные модели к задачам;
• распознавать плоские геометрические фигуры при измерении их положения на плоскости;
• распознавать объемные тела (параллелепипед, куб, пирамида, конус, цилиндр) при изменении их положения в пространстве;
• читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм; уметь решать комбинаторные задачи различных видов;
• находить вероятности простейших случайных событий;
• осуществлять исследовательскую деятельность (поиск, обработка, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера).
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Основные принципы распределения учебного материала:
• от простого к сложному;
• увеличение объема материала;
• смена различных видов деятельности.
Характеристика деятельности учащихся.
Содержание курса | Характеристика деятельности учащихся |
Удивительный мир чисел | Устанавливать пространственно-временные отношения, описывать последовательность событий и расположение объектов с использованием слов: раньше, позже, выше ниже, вверху, внизу, слева, справа и др. Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу. Упорядочивать объекты, устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета. Моделировать операции сложения и вычитания групп предметов с помощью предметных моделей, схематических рисунков, буквенной символики. Моделировать сложение и вычитание чисел с помощью сложения и вычитания групп предметов. |
Геометрическая мозаика | Анализировать и сравнивать предметы, выявлять и выражать в речи признаки сходства и различия. Читать, анализировать данные таблицы, заполнять таблицы на основании заданного правила. Соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических тел. Описывать свойства простейших фигур. Сравнивать геометрические фигуры, различать плоские и пространственные фигуры. Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу. Использовать математическую терминологию. Распознавать и изображать отрезок, ломаные линии, многоугольник, устанавливать соотношения между целым отрезком и его частями. Моделировать выполняемые действия с помощью групп предметов и числового отрезка. Конструировать геометрические фигуры из палочек. |
В мире логики | Выполнять универсальные логические действия: (анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений) Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу. Совместно с учителем проектировать этапы решения учебной задачи. Самостоятельно оценивать выполненное задание по алгоритму. Находить решение разными способами. Наблюдать за изменением решения задачи при изменении условия. |
Мир занимательных задач | Планировать поиск пути решения задачи. Моделировать ситуации, иллюстрирующие ход выполнения заданий. Классифицировать предметы (фигуры) по заданному правилу, самостоятельно сформулированному |
Математическое справочное бюро | Находить необходимую информацию, оформлять проекты, презентации. Уметь рассказать подготовленное сообщение одноклассникам. |
Математические игры | Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Применять изученные знания и способы действий в измененных условиях. Выполнять задания поискового и творческого характера |
Мир величин | Распознавать величины, сравнивать. Моделировать величины. Решать задачи с различными величинами. Решать задачи на движение. Выполнять задания поискового и творческого характера. |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
Удивительный мир чисел (4ч.) | ||
1 | Многозначные числа. | 1 |
2 | Приёмы быстрого счёта. | 1 |
3 | Четность, делимость чисел. | 1 |
4 | Обобщение. Конкурс «Лучший счётчик» | 1 |
Математические игры (5 ч.) | ||
5 | Задачи на внимание, задачи – шутки, кроссворды | 1 |
6 | Работа с конструктором «ПРОцифры» | 1 |
7 | ЛЕГО - конструкторы. | 1 |
8 | Творческое задание. Составление задач по литературным произведениям. | 1 |
9 | Любителям математики. Турнир смекалистых | 1 |
В мире логики (6ч.) | ||
10 | Сюжетные логические задачи. | 1 |
11 | Классификация чисел, числовых выражений по заданным условиям. | 1 |
12 | Задачи повышенного уровня сложности | 1 |
13 | Задачи повышенного уровня сложности | 1 |
14 | Поиск закономерностей | 1 |
15 | Поиск отличий. | |
Мир величин (3ч.) | ||
16 | Задачи на размещение и разрезание. | 1 |
17 | Денежные единицы в России ХVII века. | 1 |
18 | Масштаб. План местности. | 1 |
Мир занимательных задач (5 ч.) | ||
19 | «Спичечный» конструктор Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием | 1 |
20 | «Спичечный» конструктор | 1 |
21 | Головоломки со счётными палочками. | 1 |
22 | Компьютерные математические игры | 1 |
23 | Компьютерные математические игры. Тренажёры. | 1 |
Математическое справочное бюро (6 ч.) | ||
24 | Что дала математика людям? Зачем её изучать? Когда она родилась и что явилось причиной её возникновения. | 1 |
25 | Иероглифическая система древних египтян. | 1 |
26 | "Таинственные знаки" математика Древнего Востока. | 1 |
27 | Первые учебники "Кожаный свиток египетской математики". Первая печатная книга по математике на Руси. | 1 |
28 | История вычислительной техники. Первый компьютер. | 1 |
29 | Обобщение раздела. Защита проектов. Подготовка к конкурсу проектов «Гулливер» | 1 |
Геометрическая мозаика (5 ч.) | ||
30 | Соединение и пересечение фигур | 1 |
31 | Вычисление периметра и площади различных фигур. | 1 |
32 | Объём фигур | 1 |
33 | Игра «морской бой». Координаты точек на плоскости. | 1 |
34 | Итоговое занятие «Математику учить – ум точить» | 1 |
Преемственность.
Программа кружка предполагает:
- сформировать у младших школьников специальные умения и навыки;
- развить личностные качества;
- дать возможность ребенку осваивать позицию субъекта мыслительной деятельности;
- основу для дальнейшего знакомства детей 5 класса с умственным трудом.
В начальной школе закладываются основы успешного школьного обучения. А среднее звено школы, как приемник начальной ступени, не строит свою работу с “нуля”, а “подхватывает” достижения ребенка – младшего школьника и развивает накопленный им потенциал.
Список литературы
- Волина В.. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.
- Все задачи «Кенгуру». Издание третье, дополненное. Санкт – Петербург, 2008.
- Калугин М. А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль:
- «Академия развития», 1998 – 192 с.
- Кордемский Б. А., Ахадов А.А. «Удивительный мир чисел» Москва «Просвещение» - 1986
- Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990
- Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2003
- Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Китайская головоломка "Танграм"
Игра "Танграм", как её сделать, как в неё играть, задачи....
Файнворды. Головоломки (слово в предложении)
Суть задания – найти названия объектов или терминов, спрятанных в тексте, если все их буквы идут подряд. Работа такого рода развивает внимание, умение анализировать, формирует «терминологическую зорко...
Математические головоломки
Задания для заочного выполнения...
Геометрические головоломки в начальной школе.
Геометрические головоломки в начальной школе....
головоломки
задания для детей...
"Зимняя головоломка"
Ресурс для внеклассного мероприятия представлен презентацией средствами Pover Point, содержащей занимательный материал игрового характера....
Головоломки народов севера
Цель: стремление к знанию и сохранению культурных традиций своего народа, развитие логического мышления, ума, расширение кругозора учащихся. ...