Головоломки народов севера
занимательные факты (4 класс) по теме

Убушуева Зинаида Петровна

     Цель: стремление к знанию и сохранению культурных традиций своего  народа, развитие логического мышления,  ума, расширение кругозора учащихся.

                                                                  Ребенка тундры научи святому предков ремеслу,

                                                                  Пока душой он  ‑ как земля, и помыслы его чисты.

                                                                 Его ты щедро вразуми, как тундру с детства полюбить,

                                                                С людьми сродниться накажи, с которыми живет на ней.

                                                                                                                     Л.Лапцуй.                                 

                                                                                                                                                                                              Стремительно летит время. Уходят годы. Исчезают, как миражи. Дети и внуки сменяют дедов и отцов. Многое из культурно ‑ художественного наследия незаслуженно забывается и несправедливо утрачивает свое глубокое значение в жизни народа. «Без песен, поэзии, творчества не может быть полной радости в жизни, нет движения вперед» (К.Эрендженов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golovolomki.docx242.43 КБ

Предварительный просмотр:

     Цель: стремление к знанию и сохранению культурных традиций своего  народа, развитие логического мышления,  ума, расширение кругозора учащихся.

                                                                  Ребенка тундры научи святому предков ремеслу,

                                                                  Пока душой он  - как земля, и помыслы его чисты.

                                                                 Его ты щедро вразуми, как тундру с детства полюбить,

                                                                С людьми сродниться накажи, с которыми живет на ней.

                                                                                                                     Л.Лапцуй.                   

                                                                                                  Стремительно летит время. Уходят годы. Исчезают, как миражи. Дети и внуки сменяют дедов и отцов. Многое из культурно - художественного наследия незаслуженно забывается и несправедливо утрачивает свое глубокое значение в жизни народа. «Без песен, поэзии, творчества не может быть полной радости в жизни, нет движения вперед» (К.Эрендженов).

Традиционная жизнь народов Севера тесно переплетена с природой и сопряжена с постоянными кочевьями. Основным условием, необходимым для выживания в районах крайнего Севера, является оленеводство. Олень дает пищу, одежду, транспорт. Поэтому образ оленя сопровождает человека с момента рождения. Игрушки и игры детей отражают быт и хозяйственную деятельность: оленеводство, рыболовство, охоту.

Детские игрушки могут быть из природного материала, например, из кружевных веточек голубики, из шишек лиственницы или ольхи, и, конечно,  из дерева. Такие игры воспитывают чувство сопричастности к природе, чувство потребности воплотить свое восприятие мира в природном материале, развивают художественное воображение. К дереву в культуре многих народов Севера относятся с почтением. Из дерева выполнялись предметы религиозного культа – идолы, изготавливаются все виды транспортных средств: нарты, лодки, лыжи, а также изготавливается основа чума – шесты, циновки для постелей.

В детских играх образ оленя может быть вырезан из щепы.   (Мастер-класс Енов А.С.)

Игры и игрушки, так же  как и их изготовление, являлись частью жизни. У северных народов имеется много своеобразных, развивающих, занимательных игр.

К числу игрушек из дерева относятся головоломки, которыми любят заниматься не только дети, но и взрослые. Головоломки бросают вызов  нашему логическому мышлению, заставляют думать. В народных пословицах говорится о разгадывании головоломок, об уме:

«Сколько голов – столько умов».

«Один ум – хорошо, а два – лучше».

 «Глаза – чтобы видеть, ум – чтобы распознавать».

«Всяк  умен: кто сперва, кто опосля».

«В умной беседе – ума набираться, а в глупой – свой  растерять».

«Не тот умен, кто много говорит, а тот, кто слов не тратит».

«Когда голова думает, язык отдыхает».

«Дураки ссорятся, умные договариваются».

«Сильный телом победит одного, а сильный умом – тысячи».

«На деньги ума не купишь». «В голове нет, так в аптеке не купишь».

«Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое».

«Птица хороша пером, а человек умом».

«Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает».

Головоломки существуют более 4000 лет. Одной из древнейших головоломок является лабиринт на острове Крит. В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что он был построен искусным зодчим Дедалом для критского царя Миноса, который заключил в лабиринт Минотавра –полубыка – получеловека, рожденного женой Миноса от священного быка бога Посейдона. Афинский герой Тесей отправился в лабиринт и убил минотавра, а потом нашел обратную дорогу из лабиринта с помощью нити, которую ему дала Ариадна, дочь царя Миноса. (Просмотр м/ф)

А первое собрание  головоломок было издано в Европе во второй половине девятого века ирландским богословом Алкуином в книге «Задачи для развития молодого ума». Самая известная головоломка из этой книги задача под №18 о волке, козе и капусте. Старик должен перевезти в лодке через реку волка, козу и капусту, но должен перевозить их по одному.

  1. Головоломка «Пя хобцо» (от глагола хось – найти, пя – дерево).

У каждой хантыйской семьи было несколько избушек: весенняя, летняя, зимняя, осенняя. Переезжая к местам промысла, ханты вынуждены были на длительный срок оставлять свои постройки. Для того чтобы лесные звери не разворошили стойбище, приходилось запирать избушки и лабазы. Но заводских замков в те времена не было, поэтому мужчины придумывали свои приспособления. Позже макеты таких замков стали делать специально для развлечений и называть «нумасты юнтупсы» - «для думания игрушки».

               Состоит:  из 6 деревянных брусков, каждый из которых имеет вырез с одной стороны в       средней части.

             Задача: разобрать и собрать головоломку.  

Решение: один из брусков имеет ложный вырез, благодаря которому этот брусок может быть вытянут, после этого легко разбираются и остальные бруски.

  1. Головоломка «Тынзя хобцо».

Состоит: из завязанной узлами веревки и кусочка коры с 2 отверстиями.

Задача: не  развязывая узлов, пропустить отрезок веревки через петлю.

  1. Головоломка «Пя хобцо». Существует легенда о том, как хантыйский охотник  загадал эту головоломку русскому купцу, который приехал менять свой товар на пушнину. Купец разгадывал головоломку три дня, но так и не разгадал. Придя к охотнику, купец попросил раскрыть секрет этой головоломки. Старый охотник согласился сделать это в обмен на пять лошадей. Купец отдал ему пять лошадей, с тех пор эта головоломка так и называется «стоимостью  пяти лошадей палочка» - «вет лов тынуп юх» на языке ханты.

Состоит: из деревянной  планки с отверстиями посередине и на двух концах. Через эти отверстия проходит кожаный шнурок с  двумя кольцами.

Задача: Не развязывая шнурка, перебросить левое кольцо к правому, а затем снова разъединить кольца.

Решение:

 

  1. Головоломка «Веревочки».

Состоит: из 2 веревочек, перекинутых друг через друга и связанных на руках соперников.

Задача: Не развязывая узлы, не перерезая веревки, освободить свои руки.

Решение: возьмите веревку, которой связаны руки вашего соперника, в левую руку и протяните ее под веревкой, связывающей вашу правую руку, сделав петлю с другой стороны. Просуньте правую руку в эту петлю, потяните за веревку. И она потянет за собой веревку, связывающую ваши руки. Вы свободны!

  1. Головоломка «  

  1. Головоломка «Ущмаран вухсар» (хитрая лисичка).

Задача: снять кольцо, надетое на стержень.

  1. Головоломка «Щул вус юх пул» (палочка для пуговичной петли).

Задача: снять палочку с петли, не развязывая узелка.

Эта головоломка, как и многие другие, ведет свое происхождение от чисто практических вещей. Каждый мужчина носил на поясе приспособление для развязывания узлов, сделанное из небольшой кости. Оно крепилось к поясу на веревочке хитрым способом. В минуты отдыха дети пытались снять с пояса эту «иголочку». Забава настолько полюбилась, что в дальнейшем «иголочку» стали делать из дерева или кости и крепить к пуговичной петле. Отсюда она получила название – «Щул вус юх пул» - палочка для пуговичной петли.

  1. Головоломка  «Освободи шнурок».

Задача: освободить пластинку от шнура.