Презентация "Мифы и легенды народов севера"
презентация к уроку на тему

Фархутдинова Елена Александровна
Мифы, легенды, былины, сказки - всё это один жанр - своеобразная фэнтези наших предков. Записывали: не было бумаги - вырубали на скалах; не умели еще писать - пели под гусли, или передавали рассказами из поколения в поколение.
Вот так всё это до нас и дошло.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mify_i_legendy_narodov_severa.pptx1.75 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мифы и легенды северных народов» Составители: Команда «Северяне» 2012г.

Слайд 2

ВВЕДЕНИЕ Мифы , легенды, былины, сказки - всё это один жанр - своеобразная фэнтези наших предков. Записывали: не было бумаги - вырубали на скалах; не умели еще писать - пели под гусли, или передавали рассказами из поколения в поколение. Вот так всё это до нас и дошло . Цель презентации : показать, как переплетается мифологический жанр с жизнью и появлением северных народов.

Слайд 3

План презентации: 1. Коренные народы Крайнего Севера. 2. Из истории. Мифологический жанр. 4. Мифы народов севера.

Слайд 5

Это народы численностью менее 50 тысяч человек, проживающие в северных районах России, в Сибири и на российском Дальнем Востоке на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими общностями .

Слайд 7

История Первые представители Homo sapiens проникли на побережье Северного ледовитого океана около 30 000 лет назад. Об этом свидетельствуют стоянки древних людей в долине р. Усы «Мамонтовая курья» (Республика Коми) и в устье р. Яна « Берелех » (Республика Саха (Якутия)). Проникновение и освоение древними людьми высоких широт существенно повысили адаптивные возможности Homo sapiens как вида. В условиях постоянной борьбы с холодом и стихией формировались северные адаптивные типы популяций человека. В результате таких адаптивных изменений со временем произошла мутация гена меланина, что привело к улучшению выживаемости индивида в данных условиях. Побуждающими факторами мутации послужила низкая интенсивность ультрафиолетовго излучения, что характерно для районов севера. Внешнее проявление мутации — светлая кожа. Наверное, народ саами является самым древним народом в Арктике. Можно сказать с уверенностью, что этот народ населяет северную часть Скандинавии, Финляндию и Кольский полуостров в России в течение почти 8 тысяч лет. Кроме этого, саами является первым из коренных народов Арктики, описанных в истории. В 550 г до н.э. византийский историк Прокопиус описал их как диких животных, не имеющих ни одежды, ни обуви, только выделанные шкуры животных; по его словам, они не были знакомы с сельским хозяйством, жили только охотой и не пили вина.

Слайд 8

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР (от гр.mythos — предание) — жанр изобразительного искусства , посвященный событиям и героям, о которых рассказывают мифы древних народов . Мифы, легенды, предания есть у всех народов мира, и они составляют важнейший источник художественного творчества. Этот жанр очень украшает художественное творчество, вносит в него таинственность и загадочность. Со сказкой мы не расстаёмся с детства. Она вносит в нашу жизнь красоту, волшебство и доброту !

Слайд 10

Народы Севера и Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки. Сказка скрашивала тяжёлое существование людей, служила любимым развлечением и отдыхом: рассказывали сказки обычно на досуге, после трудового дня. Но сказка играла и большую воспитательную роль. В недалёком прошлом сказки у народов Севера и Сибири являлись не только развлечением, но и своего рода школой жизни. Молодые охотники и оленеводы слушали и старались подражать героям, которые прославлялись в сказках. Сказки рисуют яркие картины жизни и быта охотников, рыбаков и оленеводов, знакомят с их представлениями и обычаями. Героями многих сказок являются бедняки. Они бесстрашны, ловки, сообразительны и находчивы. В сказках фигурируют разнообразные элементы волшебства, вещие силы, духи — хозяева стихий (подводного царства, подземного и небесного миров, духи воды, земли, леса, огня и т. д.) , смерть и оживление. Большое место в фольклоре народов Севера и Сибири занимают сказки о животных. Они по-своему объясняют повадки и внешний вид животных, рассказывают о взаимопомощи человека и зверя. Основная мысль сказки проста: на земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны.

Слайд 11

Легенды северных народов так же суровы и восхитительны, как тот край, где они возникли. Их боги поступали не всегда достойно. Высшей добродетелью считалась отвага, иногда в ущерб морали. Это объясняет нам причины, по которым христианство вытеснило древние верования скандинавов. Истина заключается в том, что истории этих богов едва ли более моральны, чем сказка о герое, жестоко обманывающем короля, с целью завладеть принцессой. Такие легенды способствуют нашему пониманию духовной жизни этого времени, будят смелость и воображение, которое всегда было необходимо нации первопроходцев, исследователей и искателей приключений. Хотя герои саг и легенд далеки от совершенства, их истории очень увлекательны. Сам Шекспир, любивший страстные истории, позаимствовал сюжет «Гамлета» из древней скандинавской саги.

Слайд 12

Интерес к этим легендам заключается в их схожести с легендами других стран. Замерзшие реки и ядовитый иней, созданные Имиром до создания Солнца и Земли, напоминают нам воды из Библии, над которыми витал во тьме Божий дух. Греческие боги в человеческом обличье сражались с титанами, а греческие герои побеждали чудовищ. Суровая история северных народов и условия их жизни сформировали глубоко индивидуальный дух мифов и легенд. Боги Асгарда , как и люди, в них верившие, находились в постоянной борьбе добра и зла, света и тьмы, тепла и холода. Их бурный темперамент противостоял темным силам, от которых Земле суждено было в конце концов погибнуть в Судный день. Мир наводняли великаны и удивительные монстры. Голодные «волки тьмы» преследовали на небесах Солнце и Луну.

Слайд 13

Герой в легендах проходит через множество испытаний и каждое принимает с ликованием, хотя его жизнь коротка и счастливые развязки редки. Древние легенды, исполненные суровым духом Севера, всегда новы и восхитительны. Они позволяют нам глубже понять верования древних скандинавских народов и возникшую на их основе литературу.

Слайд 14

Герои сказаний, легенд и мифов народов Севера Беовульф — герой северного и англосаксонского эпоса, одолевший двух ужасных чудовищ - Гренделя в королевстве данов и дракона королевства гаутов . Брунхильд — героиня скандинаво-германской мифологии, самая воинственная и самая прекрасная валькирия, бросившая вызов самому Одину. Вяйнямейнен — главный герой карело-финского эпоса, сын богини-демиурга Луоннотар . Этот мудрый старец, маг и чародей, был одарен сверхъестественными способностями, но ему на протяжении всей жизни фатально не везло в любви. Кримхильда — героиня германского эпоса "Песнь о Нибелунгах ", жена Зигфрида , после смерти героя ставшая женой гуннского короля Аттилы. Известна совершенной красотой, которая побуждала на подвиги и обрекала на смерть доблестных воинов. Нибелунги — в германо-скандинавской мифологии и эпосе — все владельцы золотого клада (сокровищ и магического кольца силы) карлика-цверга Андвари , который ранее украл проклятое золото у Рейнских дев. Сигурд — в скандинаво-германской мифологии и эпосе великий герой, сын Сигмунда и Сиглинд , воспитанник колдуна-кузнеца Регина, брата дракона Фафнира , стерегущего проклятый золотой клад карлика Андвари . Старкад — герой скандинавской мифологии, безжалостный и жестокий воин-викинг, с именем которого связано огромное количество подвигов. Представлял собой уродливого великана с клыками, выступающими изо рта, и с шестью руками. Хаддинг — сын датского короля Грама . Герой воспитывался в Швеции среди великанов, где его обучили искусству магии. Хаддингу покровительствовал бог Один, являвшийся герою в облике одноглазого великана. Хегни — герой германо-скандинавской мифологии. Имеет противоречивые черты. Эддические песни изображают Хёгни безупречным героем. В саге о Тидреке и в "Песни о нибелунгах " Хёгни приобретает отрицательные черты. Он предательски убил великого Зигфрида ( Сигурда ), а затем спрятал золотой клад нибелунгов на дне реки. Хельги — герой скандинавской мифологии. Имя Хельги можно перевести с древнеисландского как "посвященный" или "священный". Хельги покровительствовали девы-воительницы, которых называли валькириями.

Слайд 15

Мифы народов севера:

Слайд 16

Снег и заяц Снег говорит зайцу: – Что-то мне нехорошо. – Наверное, ты таешь, оттого тебе и плохо, – ответил заяц. Сел на пенек и горько-горько заплакал. – Жалко, жалко мне тебя, снег. Я все по снегу бегал, круглые дырки делал. От лисицы, от волка, от охотника в снег зарывался, прятался. Как без тебя жить буду? Любая ворона, любая сова меня увидит, заклюет. Пойду я к Хозяину леса, полрошу его, пусть он тебя, снег, сохранит для меня. Стал заяц плакать, Хозяина леса просить. А солнце уже высоко ходит, жарко припекает, снег тает, ручьями бежит с гор. Затосковал заяц, еще громче заплакал. Услышал зайца Хозяин леса. Просьбу его выслушал и сказал: – С солнцем спорить не берусь, снег сохранить не могу. Шубу твою белую сменю на серенькую, будешь ты летом легко прятаться среди сухих листьев, кустарника и травы, никто тебя не заметит. Обрадовался заяц. С тех пор всегда меняет зимнюю шубу на летнюю.

Слайд 17

Легенды о полярном сиянии Жили некогда в тундре дедушка и внук. И была у них собака по кличке Айя , которая помогала охотиться и пасти оленей. Однажды дед вернулся с охоты опечаленный - в тундре на него напал волк. Собака спасла хозяина от волка, но была ранена. И пока дед волка прогонял, Айя куда-то пропала. Тем временем в тундре стемнело - не найти уже потерявшуюся собаку. Мальчик горько заплакал, но тут подлетел к нему сокол и велел поджечь ветку в костре. Взял сокол ветку в клюв и взмыл высоко-высоко в небо. И расступилась тьма, а сокол всё летал над тундрой кругами, пока внук с дедушкой искали собаку. Айя нашлась, когда ветка уже догорала. Сокол улетел, а в северном небе с тех пор часто загорается костёр, чтобы осветить путь тем, кто хочет совершить доброе дело.

Слайд 18

Белка . Раньше, когда белый свет только возник, белки еще не было. Люди голодом пропадали. На земле жили два брата и сестра. Есь решил помочь людям, из девки белку сделать. Раз братья ушли из чума, тогда девка белкой и сделалась, на дерево полезла. Старуха ее за бесем схватила, разорвала — так у нее хвост появился. Не удержала старуха девку, та на дереве осталась. Братья пришли, дерево рубить стали, она на другие прыгает. Так и не поймали. У белки от человека только большой палец остался и под мышками кусочек белого мяса. Люди и сейчас это не едят, выбрасывают. Белка-девка сначала только орехами питалась, потом научилась грибы сухие есть, веточки

Слайд 19

http :// www.edu.severodvinsk.ru/after_schol/nit/2012/polyanin/mifs.html http://www.bibliotekar.ru/rossia/index.htm http:// clubs.ya.ru/4611686018427439581 http://godsbay.ru/vikings/norse_heroes.html http://sokrnarmira.ru/index/0-3779 http://www.astroguide.ru/neobyasnimoe/severnoe-siyanie-pravda-i-mify.html http://valtasar.ru/psila/polarnoe_siyanie.html http:// www.likebook.ru/books/view/169172/ http:// ckazka.com/index.php?option=com_sobi2&sobi2Task=sobi2Details&catid=8&sobi2Id=3354&Itemid http://magicschool2.chat.ru/project/unnamed.1/myth.htm http://u-uk.ru/collections-series/210-mify-narodov-mira-v-30-tomah.html Список использованных информационных ресурсов:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на тему: "Сказка ложь, да в ней намёк..." (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)

«Сказка ложь, да в ней намек…» (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)АннотацияЦель исследования:Исследовать особенности русских народных сказок и сказок наро...

"Игры и забавы народов Севера"

Игровая конкурсная программаЦель:  Воспитание чувства патриотизма и  привитие основ здорового образа жизни....

Сценарий спортивного праздника «Игры народов Севера»».

Сценарий спортивного праздника «Игры  народов  Севера»».УчительМБОУ СОШ№6: Аверина Любовь ВладимировнаЦели: привить детям интерес к регулярным занятиям физической   культурой и спо...

Программа по изучению литературы народов Севера

Программа для учащихся 2 - 4 классов по изучению литературы народов Севера...

Формы и методы работы с учащимися по изучению литературы народов Севера

описание форм и методов работы с учащимися 2 - 4 по изучению литературы народов Севера...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ГЕОГРАФИИ НА ТЕМУ "МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА(чукчи, нивхи,ульчи, саяты(сойоты)) ДЛЯ 3-4 КЛАССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа дает обзор малочисленным северным народам, может использоваться в качестве конспекта к уроку по географии, доклада или творческого/исследовательского проекта....

Сценарий занятия "Сказки народов Севера". Презентация "Малые народы Севера"

Сценарий занятия внеурочной деятельности "Литературная гостиная" "Сказки народов Севера" в рамке областного конкурса "Содружество наций"...