Сценарий занятия "Сказки народов Севера". Презентация "Малые народы Севера"
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Коваленкова Любовь Евгеньевна

Сценарий занятия внеурочной деятельности "Литературная гостиная" "Сказки народов Севера" в рамке областного конкурса "Содружество наций"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_zanyatiya_skazki_narodov_severa.docx68.93 КБ
Файл prezentatsiya_mns.pptx2.48 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Методическая разработка является занятием в курсе внеурочной деятельности «Литературная гостиная».

Целевая аудитория: учащиеся 3 класса; обучающихся 6 человек.

Длительность: 45 минут.

Место проведения: классная комната.

Количество часов на изучение данной темы: 2ч. Этот урок в теме первый.

«Литературная гостиная» в нашем классе работает  второй год. Ребята успели полюбить эти занятия, они с интересом готовятся к каждому из них, активно включаются в предварительную подготовку: ищут и читают художественные тексты, изучают биографию автора, составляют вопросы по прочитанным произведениям, небольшие кроссворды; также их увлекает изобразительная и художественная деятельность. Обучающие рисуют рисунки, изготовляют тростевые куклы, маски  и очень любят сценические моменты, от чего получают удовлетворение и удовольствие от процесса и результатов мероприятий.

Это занятие выстроено в соответствии с технологией активных методов обучения (АМО), которая является простым и в то же время эффективным педагогическим инструментом, позволяющим  системно осуществлять обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся.

По содержанию вошедшие в занятие методы представляют упорядоченную совокупность активных методов обучения, обеспечивают активность и разнообразие мыслительной  и практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия.

В соответствии со структурой АМО занятие построено на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения, интерактивности, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

В соответствии с задачами урока  используются современные методы и технологии: проблемное обучение, проектные методы, использование игровых методов, обучение в сотрудничестве, ТРКМ, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии: мультимедийная презентация, интерактивная доска, использование интернета, компьютерные технологии.

По структуре технологии АМО всё образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы,  каждый из которых это полноценный раздел занятия.


Сценарий занятия «Сказки народов Севера»

Цели: воспитание патриотизма, толерантности, формирование культуры межнационального общения через изучение художественного наследия народов Сахалинской области.

Задачи:

-дать общее представление о коренных народах Сахалинской области, их традициях и обычаях;

-познакомить учащихся через сказку с УНТ коренных малочисленных народов;

-развивать познавательный интерес учащихся к  своей «малой» родине;

-воспитывать эмоционально-положительное отношение детей к представителям малых северных этносов;

-совершенствовать творческие способности учащихся через разнообразные виды деятельности;

Подготовительная работа: изготовление тростевых кукол – персонажей нивхской сказки «Кыкык», инсценирование сказки; индивидуально оформление словаря слов, предложенных учителем (приложение1).

Оборудование:  карточки с названиями сказок «Царевна-лягушка», «Каша из топора», «Лиса и журавль», «Заюшкина избушка». Карточки с определением их видов: волшебная сказка, бытовая сказка, кумулятивная сказка, о животных.Текст стихотворения В.Богданова «Наш остров» (приложение 2), карточки со словами  ОСТРОВ, НАРОД, СКАЗКА. Карточки с заданиями (приложение №3).  Листы А-4 на доске, на одном нарисовано солнышко, на другом – тучка, стикеры зелёного и  голубого  цветов. Элементы  рисунка сундучка (у каждой группы по 6 одинаковых элементов) (приложение 4)

Ход мероприятия

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Этап: инициация, создание позитивной атмосферы.

АМО  «Найди меня», 2 минуты.

Цель: формирование групп, выработка чувства команды.

Материалы: Карточки с названиями сказок и  с определением их вида.

Технология проведения: Учитель  выдаёт ученикам с хорошими способностями по две карточки с названиями сказок, а остальным  предлагается вытянуть карточку с записанным определением вида сказки.

Объяснение:  Учащиеся определяют вид сказки и группы рассаживаются. На столах каждой группы карточки с девизом:

1.« Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке!»

2.«Где трудно одному, под силу коллективу!»

Ученики в группах берутся за руки и произносят свой девиз. Затем выбирают старшего  группы.

Этап:  вхождение в тему, обеспечение мотивации, обучения и осмысления процесса обучения.

АМО  «Главные слова». 4 минуты.

Цель:  определить тему урока по главным словам.

Материалы: стихотворение В. Богданова «Наш остров». (приложение 2)

Технология проведения:  учитель читает стихотворение, а учащиеся определяют главные слова.

Объяснение:  На столах каждой группы текст  стихотворения. Учитель читает его. Учащиеся следят за чтением. После прочтения, учитель спрашивает:

- Какие слова в этом стихотворении главные? Почему?  (Учитель прикрепляет карточку на доске ОСТРОВ)

- В каком значении употреблено предложение «Живёт наш остров!»

- Как называется такое средство художественной выразительности?

- А благодаря кому он живёт?( НАРОД)

- Назовите, какие народы (национальности) проживают на острове Сахалин?

- Что их отличает друг от друга? ( внешние отличия, язык, традиции, культура, фольклор, религия)

- Уточните, что такое фольклор? Назовите его основные жанры.

- Что объединяет ваши сказки, которые  помогли вам разделиться  по группам?

- Каждый народ имеет свою историю, им накоплен  фольклор своего народа.

Северный край – заветный край России,

Земля легенд и сказок старины.

- Чем наполнен  наш «северный край»? (легендами и сказками)

- Какое ещё возьмём главное слово к уроку? (СКАЗКА)

- Можете уже сейчас сказать, чему будет посвящён наше занятие?

Этап: определение ожиданий и опасений

АМО:   «Сказка с намёком». 5 минут

Цель: выявить ожидания и опасения обучающихся, организовать коммуникативное взаимодействие, обеспечить мотивацию к осознанию своей роли в этом процессе.

Материалы: карточки с заданиями (приложение №3), листы А-4 на доске. На одном нарисовано солнышко, на другом – тучка. Стикеры зелёного и голубого цветов.

Технология проведения:  старший группы выясняет у участников своей команды ожидания и опасения от урока.

Объяснение:  на карточках по числу учащихся напечатаны отрывки из сказок МНС. Обучающиеся читают свои отрывки. Затем старший группы предлагает ответить на вопросы, записать их на зелёных стикерах и прикрепить на лист с солнышком. (О чём хочу узнать? Чему хочу научиться?и т.д.)  А ответы на вопросы: Чего я опасаюсь? Чего я боюсь не освоить? Удастся ли мне исполнить свою роль в сказке? и др. – записать на голубых стикерах и прикрепить к листу с тучкой. (Учащиеся к доске выходят, озвучивают свои ожидания и опасения и прикрепляют стикеры)

Учитель сообщает «прогноз погоды» на урок, и задаёт вопрос:

- Как вы думаете, можно их отнести к русским народным сказкам? Какой народ может быть автором этих сказок? Какие слова могут помочь в этом?

(Ученики, готовившие словарь, объясняют их значение.)

- Смогли определить народ? Как будем решать проблему?

Фаза 2 «Работа над темой»

Этап: инпут (интерактивная лекция)

АМО «Собери сундучок». 14 минут

Цель: сообщение нового материала, погружение обучающихся в тему через групповое  взаимодействие.

Материалы: элементы  рисунка сундучка (у каждой группы по 6 одинаковых элементов под номерами) (приложение 4), фломастеры, клей, лист А-4.

Технология проведения: учитель представляет презентации поэтапно. После каждого этапа учащиеся заполняют  поля сундучка:

1 группа – народность, места расселения, род деятельности;

2 группа – традиционная одежда, традиционные праздники, фольклор.

После чего информация по каждому этносу озвучивается и элементы рисунка наклеиваются на лист А-4, собираясь в сундучок.

Объяснение:

– Я вам предлагаю посмотреть и внимательно прослушать материал моей лекции. После каждой её части вы ответите на вопросы, заполните детали предмета и узнаете, какие народы какие сокровища в нём хранят.

Слайд 2. В настоящее время на территории Сахалинской области проживают около четырёх  тысяч представителей коренных народов Севера: нивхи, уйльты (ороки), эвенки и нанайцы. Пятая группа – айны.

Слайд 3.Айны – загадочный народ ( мужчины с окладистыми бородами и женщины с татуировкой улыбки на лице) проживали на юге Сахалина и  Курильских островах. По окончании Второй мировой войны в 1945 году айны  как японские подданные покинули  острова вместе с японцами. Но они оставили свой след в культуре народов Сахалина. Жили они в селениях у моря в полуземлянках с крышей.  Основным занятием было рыболовство.  Одежду носили из нерпичьей кожи, а зимой надевали шубы из собачьих шкур.

Слайд 4.Нивхи – самая многочисленная группа исконных коренных народов  Сахалина. Она  насчитывает 2221 человек, согласно переписи 2010 года. Проживают они в основном в северных районах острова. Главными  занятиями были рыболовство, охота . Нивхи готовили из рыбы юколу, что наряду с добытой дичью являлось основным пропитанием. Нивхи редко меняли место жительства. Жили в стойбищах родовыми общинами и вели хозяйство сообща. Зимой жили в полуземлянках, а летом  в постройках на сваях. Обувались и одевались в штаны и халат, сшитые из рыбьей кожи, а зимой шубы из собачьего меха, меховые шапки.

Слайд 5. Уйльты (ороки) – малочисленный народ, проживающий на Сахалине (254 человека). В начале 19 века уйльты расселились на севере Сахалина. В прошлом они занимались оленеводством, охотой, рыболовством. В настоящее время заняты оленеводством,  разводят северных оленей для передвижения. Кочевой образ жизни определил их быт: переносной чум, крытый шкурами, зимний, и летнее жилище, покрытое корой лиственницы. Одежда близка одежде других малочисленных народов Севера: короткие штаны, халаты из рыбьей кожи, зимние шубы и шапки из шкур оленей и диких животных.

Слайд 6 Эвенки, проживающие на Сахалине, представляют собой малую численность – 199 человек. Эвенки пришли на Сахалин из Сибири и начинают свою историю с 19 века. Поселились они  и по настоящее время живут на севере острова. Основной вид деятельности – оленеводство, рыболовство и охота. Эвенки ведут кочевой образ жизни, перегоняя стада оленей с одного места на другое. Жилища у них есть зимние и летние. Зимние чумы ставились рядом с пастбищами оленей, а летние – для рыбалки у рек. Национальная одежда – это распашной  кафтан из шкур оленей, на грудь надевали специальный нагрудник от холода. На ногах тёплые унты.

Слайд 7. После Второй мировой войны несколько нанайских семей переселились с материка на  Сахалин. В настоящее время большинство нанайцев ( в целом 128 человек) живут в Поронайском районе. Нанайцы – народ не кочующий. На зимний период возводили бревенчатые дома, похожие на  китайские фанзы, полуземлянки. Летники – это различные шалаши, палатки, которые ставили на время рыбалки на берегу. Основное занятие – рыболовство и охота. Пушнину обменивали на продукты. Одежду изготавливали из рыбьей кожи и шкур животных.

Слайд 8. Жизнь коренных народов Сахалина зависела от сил природы (много ли зайдёт рыбы, много ли будет дичи в лесах, сколько природа подарит ягод, съедобных растений). Поэтому люди почитали природу и праздничные обряды включали и включают сейчас  кормление воды, жертвоприношения и праздники, посвящённые духам – божествам и хозяевам гор и тайги, «медвежий» праздник, праздник обновления природы – новый летний год.

Слайд 9. Северные народы, как и русский народ, передавали из уст в уста истории из жизни своих предков. Фольклор малочисленных народов очень богат и разнообразен.

Слайд 10. Закрепим визуально места проживания малочисленных народов на Сахалине. Какое  ключевое слово добавим в тему нашего урока? Учащиеся уточняют тему урока, а учитель пишет её на доске. (Сказки  малочисленных народов Сахалина).

- Прочтите тему и скажите, какие же сокровища хранит сундучок каждого народа?

- А теперь самое время определить отрывки из сказок каких народов Севера вы читали в начале урока. (Определяют свои сказки по списку на интерактивной доске и записывают в сундучок).

- У кого появилось желание прочитать сказку до конца? Кто главные герои?

- Сказки о животных в фольклоре северных народов встречаются чаще, чем бытовые и волшебные. Звери, птицы и рыбы – чаще помощники человека, чем противники. Сказки побуждают жить в дружбе со всей природой, разумно пользоваться дарами тайги и моря.

Этап: проработка содержания темы

АМО:  «Живи, сказка!». 10 минут

Цель: знакомство со сказками МНС Сахалинской области.

Материалы:  нивхская сказка «Кыкык» для инсценировки.

Технология проведения: учащиеся, готовившие словарь, объясняет значение новых слов, которые встретятся в сказке, далее подготовленный ученик читает текст сказки «Кыкык», а группа ребят инсценируют её с помощью тростевых кукол. После чего проводится беседа по вопросам.

Объяснение:

- Как называется сказка? Почему она получила такое название?

- Можем ли мы найти жанровое сходство в русских народных и северной

сказки?

- Как начинаются русские народные сказки и сказки северные? Прочитайте начало своих отрывков из сказок. Часто в сказках коренных народов Сахалина  события происходят на безлюдных побережьях, в тайге, что отражает их настоящую жизнь.

- Какая по характеру была девочка? А мачеха? Почему вы так подумали?

- В кого превратился отец девочки? Почему?

 - Какую русскую народную сказку напоминает нивхская сказка?

- Чему учит сказка «Кыкык»? Какая её главная мысль?

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Этап: эмоциональная разминка.

АМО: «Кома кыс-кыс» - мать защищает своих детей (нивхская фольклорная игра). 2 минуты.

Цель: снятие напряжения и усталости.

 Технология проведения: перед началом игры участники выбирают «чёрта» и «мать», берутся руками за пояс впереди стоящего. Впереди становится «мать», которая должна защищать от «чёрта» своих детей – расставив широко руки в стороны. Задача «чёрта» - в ходе игры переловить (схватить, запятнать) по одному всех игроков. Кого он схватил, тот выходит из игры. Через некоторое время участники из середины переходят на места в хвосте или голове дракона.

Объяснение: После игры учитель спросит:

- На какую русскую народную игру похожа нивхская игра? (Хвост дракона)

Этап: подведение итогов, рефлексия.

АМО: «Гонки». 6 минут.

Цель: подвести итоги работы, выяснить, что удалось достичь, а что не получилось и почему.

Материалы: на  доске стартовая дорожка, на старте 6 учащихся с именами. Учащимся нужно достичь финиша.

Объяснение: Учащиеся по одному выходят к доске, анализируют свои ожидания. Говорят, что запомнилось по теме, что для себя усвоили, что запомнили, что понравилось, оправдались ли опасения, удалось ли с ними справиться, кто работал в группе лучше и  порадовались ли этому .Таким образом все подходят к финишу. Если что-то не получилось, пытаемся понять почему и намечаем пути устранения.

Этап: домашнее задание

АМО: «Домашние заботы» 2 минуты.

Цель: закрепить знания, полученные на уроке, и применить их при выполнении творческого задания.

Технология: Дома читают сказки народов Севера, получают сундучки и вместе с родителями украшают их элементами росписи  данного народа.

Объяснение:  дома расскажите о том, что узнали сегодня на уроке и попросите у родителей  помощи в подготовке домашнего задания.


Список литературы

1.Прокопенко В.И. Игры, состязания и этноспорт народов Севера Сахалина: Книга для учителя/ В.И.Прокопенко. – Екатеринбург: Изд-во Урал, ун – та, 2016. – 320 с:ил.

2.Хрестоматия по физической географии Сахалинской области / ред. Н.Тарасов, сост. З.Н.Хоменко. – Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное изд-во, 2000. – 147с.

3.Коренные народы Сахалина  Электронный ресурс  . – Режим доступа: kraeved2@libsakh.ru – Коренные этносы Сахалина. – (Дата обращения:25.02.2017).

4.Об утверждении государственной программы Сахалинской области  Электронный ресурс . – Режим доступа: spp@kodeks.ruspp@cntd.ru – Укрепление единства российской нации этнокультурное развитие народов России, проживающих на территории Сахалинской области на 2015 – 2020 годы. -  (Дата обращения: 25.02.2017).


Приложение 1

Словарь: стойбище, шаман, лагуна, юрта, инау, нарты, юкола, мыс, чум.

Приложение 2

Валентин Богданов

Наш остров

На самом краешке России,

Где море бьётся в берега.

Лежит он в океане синем,

Как  в песне звонкая строка…

Весна немного припоздает,

Промедлит осень взять права –

И к сенокосу вырастает

По плечи самые трава.

А то в апрель влетят метели

И так завеют белый свет,

Что в дальних сёлах по неделям

Ни писем нет и ни газет.

Но он живёт, живёт наш остров!

И сквозь циклонный ветробой

С неиссякаемым упорством

Идёт на спор с самой судьбой…

И пусть на тесной карте мира

Порой едва означен он –

К нему протянуты пунктиры

Земных дорог со всех сторон.

Приложение 3

Золотое кольцо

Глупый человек - это плохо, а глупый и жадный - вдвое хуже!

Глупый да жадный ни людям, ни себе добра не сделает.

Жил в одном стойбище шаман Чумбока.

В том стойбище много ребят было. Любили они драться, наперегонки бегать, на поясках тянуться.

Хорошие ребята были, ловкие! Все отцы своих ребят любили.

И у шамана Чумбоки сын был, по имени Акимка. Шаман был богатый. Жил он обманом: говорил, что много знает; говорил, что с чертями знается - может любого человека заколдовать или вылечить. Заболеет кто-нибудь в стойбище - зовут шамана. Придет Чумбока, посмотрит на больного, говорит:

- В него черт залез! Я этого черта знаю, знакомый черт. Его выгнать надо.

Бубен свой натянет, начнет в него бить; костер разведет, кружится, кружится...

Мокчу Кэчиктэ

На берегу большой реки жили старик и старуха. У них был сын. Имя ему - Мокчу Кэчиктэ.

Жили они, промышляя и заготовляя рыбу.

Однажды старик поплыл на лодке вверх по течению реки. Когда он плыл, с берега один человек за ним наблюдал. Стоял и наблюдал. Потом крикнул:

- Куда это старик плывет?

Старик ответил:

- Сети ставить. Рыбу буду ловить.

Ну, старик до изгиба реки доплыл. Вышел на берег, имущество свое выгрузил, затем сети поставил.

К вечеру очень много кеты наловил.

Когда стемнело, старик костер развел. Сидел, отдыхал, ел кету.

Вдруг из леса вышли люди. С луками и стрелами.

Старик встал и спросил:

- Ночью куда же вы идете?

Те сказали:

- Никуда не идем, мы к тебе пришли.

- Раз пришли, угощайтесь рыбой, - предложил старик.

- А мы у тебя ее всю возьмем. И сети возьмем. И лодку тоже. Все нашим станет.

Лисица и налим

Лисица увидела на берегу речки налима. Налим лежал у камня и не шевелился. Лисица — сказала:

— Налим, ты, говорят, не умеешь бегать? Ты лежишь или спишь?

— Нет, лисица, бегать я умею не хуже тебя,- ответил налим.

— Ты, однако, хвастаешься. Давай побежим к верховью речки, ты увидишь тогда, что я опережу тебя. Налим согласился. Лисица сказала:

— Когда мы побежим, я буду на каждом мысу останавливаться и окликать тебя, а ты мне отвечай, чтобы мне знать, где ты остался.

— Хорошо, — сказал налим. - Бежим!

Договорились и побежали. Лисица побежала берегом, а налим — речкой около переката. Шум кругом по тайге слышен.

Лисица хотела налима перехитрить. Она знала, что речка эта очень извилиста, но не ведала, того, что от устья до вершины живут в ней почти только одни налимы. Чтобы опередить налима, она оставила извилистый берег и побежала прямо через мыс. Схитрить хотела.

Гэвхэту

На краю селения жил молодой человек по имени Гэвхэту. Однажды утром он взял косу и отправился косить траву. Идет и вдруг видит: летит с востока огромная птица. Птица эта пролетела над ним и развернулась прямо к дому вождя, у которого была одна-единственная и очень красивая дочь. Там птица опустилась у края отверстия дымохода, повертела из стороны в сторону головой, точно осматриваясь, и юркнула в дымоход.

Гэвхэту интересно стало, он подумал: “Зачем птица к вождю в жилище залезла? Что же дальше будет?”

Вдруг птица вылетела из дымохода, держа что-то в когтях. Пригляделся Гэвхэту: вроде женщину держит птица. Когда она в обратном направлении пролетала над ним, он заметил на мизинце женщины серебряный перстень. “Кого же она и куда понесла?” - подумал о птице Гэвхэту и следил за нею глазами, пока она не скрылась в облаках.

Когда он вернулся с сенокоса, то услышал от соседей неприятную весть: пропала дочка вождя.

Тюлень и камбала

На севере Ых-мифа есть залив, отделенный от Пила-керкка - Охотского моря - песчаной косой. Это лагуна. Лагуна как лагуна: в ее чаше есть глубокое русло, в которое во время прилива вливается морская вода, а в отлив она бурно выливается обратно в море через узкий пролив; в лагуне есть и обширная отмель, она простирается к западу от голубого русла, постепенно переходя в пологий берег. Отмель вся заросла морской травой.

Когда ты поедешь ставить сети, не ставь их на мелководье. Здесь не поймаешь ни кеты, ни тайменя. Сети забьет морская трава, а нижние ячеи - камбала. И не простая гладкая, а звездчатка. Она вся покрыта колючими наростами, похожими на бородавки. Эта камбала обычно ложится на дно лагуны, плавниками накидает на себя ил, и ее не видно.

А глянешь туда, где глубоко, - увидишь на поверхности воды черную круглую голову тюленя. Она поворачивается влево, вправо, большие блестящие глаза словно ищут кого-то. Тюлень долго ищет, не находит, ныряет в глубь залива, но вскоре опять появляется на его поверхности, поворачивает голову влево, вправо.

Лунный человек

Родители мои умерли, и я жил со старшей сестрою. Каждое утро она брала ведро, черпак и шла к речке за водой.

Однажды вот так ушла и не вернулась. Я ждал ее три дня и три ночи, сильно волновался. Нет сестры. И никто нигде ее не видел.

Я изготовил инау и посвятил его огню. Попросил сказать, где моя сестра. Огонь не ответил. Наверное, не знал.

Я сделал новое инау — в честь бога жилища. Спросил его: где моя сестра? Тоже не ответил. Наверное, не знал.

Я пошел в лес. Обратился к красной ели. Не знает. Обратился к серебристой ели. И она не знает.

Совсем отчаялся. Не найти сестру. Пропала бесследно.

Забрел в заросли ивы. Выстругал инау для нее. Ива сказала:

— Я люблю поговорить. Так вот слушай. Твоя сестра на Луне. Ее взял в жены Лунный человек.

Что делать? Как теперь увидеть сестру, как ей помочь? Думал, думал и придумал.

Приложение 4C:\Users\123\Desktop\4902586-chest-box-number-coloring-pages-minecraft.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коренные малочисленные народы Севера Сахалинской области Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа» с. Советское Долинского района Коваленкова Любовь Евгеньевна учитель начальных классов 2017 г

Слайд 2

нанайцы айны нивхи ороки Коренные малочисленные народы Севера Сахалинской области эвенки

Слайд 3

Семья айнов Загадочная нация Традиционный промысел Внутри жилища айны

Слайд 4

Летнее жилище Зимнее жилище Заготовка юколы Традиционная женская одежда нивхи

Слайд 5

Традиционный промысел Летнее жилище Зимний чум Мужская одежда уйльтов Уйльта ( ороки )

Слайд 6

Зимний чум Летний чум Основное занятие Национальная одежда эвенки

Слайд 7

Летний шалаш Основное занятие Национальная одежда Зимнее жилище нанайцы

Слайд 8

Традиционные праздники малых народов Севера Праздник оленевода Кормление духа воды «медвежий» праздник Праздник обновления природы

Слайд 9

Ороки ( уйльта ) эвенки нивхи нанайцы Места проживания малочисленных народов на Сахалине

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рукописная книга В ЗАПОЛЯРЬЕ СУРОВОМ ЕСТЬ СТРАНА ЛОВОЗЕРЬЕ… ОЧЕРК Номинация «Мой сильный маленький народ» (коренные малочисленные народы Кольского Севера)

Очерк был представлен на ХV  МЕЖДУНАРОДНЫЙ  КОНКУРС  ДЕТСКОЙ  РУКОПИСНОЙ  КНИГИ « СОЧИНЯЕМ КНИЖКИ САМИ».Работу выполнила ученица 4 класса Кротова Анна....

Презентация "Мифы и легенды народов севера"

Мифы, легенды, былины, сказки - всё это один жанр - своеобразная фэнтези наших предков. Записывали: не было бумаги - вырубали на скалах; не умели еще писать - пели под гусли, или передавали рассказами...

Исследовательская работа на тему: "Сказка ложь, да в ней намёк..." (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)

«Сказка ложь, да в ней намек…» (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)АннотацияЦель исследования:Исследовать особенности русских народных сказок и сказок наро...

"Игры и забавы народов Севера"

Игровая конкурсная программаЦель:  Воспитание чувства патриотизма и  привитие основ здорового образа жизни....

Сценарий спортивного праздника «Игры народов Севера»».

Сценарий спортивного праздника «Игры  народов  Севера»».УчительМБОУ СОШ№6: Аверина Любовь ВладимировнаЦели: привить детям интерес к регулярным занятиям физической   культурой и спо...

Сценарий познавательно- игровой программы " Игры народов севера"

В данной разработке представлен сценарий позновательно- игровой программы "Игры народов севера" ....

Сценарий выступления на Фестивале Дружбы народов. Народ - цыгане.

Фестиваль Дружбы народов является традиционным во многих школах. Благодаря такому мероприятию дети узнают о языках,  культуре, обычаях, традициях разных народов. Данная разработка поможет предста...