Решение задач с помощью уравнений
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Распутина Татьяна Сергеевна

Урок математики ПНШ 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_zadach_s_pomoshchyu_uravneniy.doc138 КБ
Файл urok_matem.pptx190.34 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

  1. Тема «Учимся решать задачи с помощью уравнений»
  2. Результаты  деятельности:

2.1. Личностные : - самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

2.2. Метапредметные : выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно;

- использовать (строить) таблицы, проверять по таблице.

2.3. Предметные: учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

 - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

 -научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

3.  Цель: провести исследование условия нескольких задач и найти новый способ решения

Задачи урока:

  1. Научиться переводить условие задачи с родного языка на язык математики.
  2. Научиться оформлять решение задачи уравнением.
  3. Стремиться к приобретению, запоминанию и применению новых знаний.
  4. Развивать мышление и логику.

Ход урока

Этап урока

/учебная ситуация

Результаты этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Определяется в зависимости от планируемых результатов и содержания деятельности по их достижению

Система ценностных отношений

Сформированные УУД

Система предметных знаний (ЗУНы в предметной области), действия с предметным содержанием (опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, ценностей)

Формирование и развитие системы ценностных отношений к ЛР, МПР и ПР и их достижению

Действия педагога

Действия обучающегося

Организует ситуации решения учебной задачи, направленной на достижение планируемых результатов, управление действиями обучающихся по достижению этих результатов

Решают учебную задачу, выполняют действия, направленные на достижение планируемых результатов и осознание ценности этих достижений

1. Самоопределение к деятельности

Орг. момент

Формальная готовность к уроку.

Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль Оценка, самооценка.

Формирование и развитие ЦО к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке)

СЛАЙД 1

– Прозвенел уже звонок, начинаем мы урок.

Сегодня на урок математики к нам пришли гости. Поприветствуйте их!

Проверьте готовность к уроку: учебник математики, рабочая тетрадь, пенал, дневник. Кроме принадлежностей нам что-то на уроке ещё понадобится? (знания…)

  Математика - наука трудная. Вы готовы преодолеть трудности на пути к знаниям? Тогда пожелайте друг другу удачи и у нас всё получится! -Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке.

  • правильность выбора учебных принадлежностей,
  • правильность и аккуратность расположения предметов на парте,
  • самостоятельность подготовки,
  • настрой на урок.

2. Актуализация знаний, мотивация

Воспроизведенные знания и способы действия.

Осознание необходимости получения новых знаний

Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний

Определение границ знания и незнания

–Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

- Ребята, посмотрите на доску!

(505 – 5           Х * 5 = 40        340 * 30                808 + 8                 150 : 3) – работа в парах

- На какие группы можно разделить эти записи? Обсудите с соседом по парте (действия 1 и 2 ступени, и уравнение)

-Какую запись нельзя отнести ни к одной из групп? (уравнение)

- Что такое уравнение? (это равенство, которое содержит неизвестное)

- Ребята, а вы знаете, когда люди начали решать уравнения? Тогда заглянем в прошлое?

Уже 4000 лет тому назад египтяне решали разные задачи землемерия, строительства и военного дела с помощью уравнений. Уравнения умели решать в древности также китайские и индийские ученые. В музее изобразительных искусств в Москве хранится папирус, изготовленный из растений, на котором сделаны записи около 3500 тысяч лет назад.

- Как вы думаете, для чего нужны уравнения? (с их помощью можно легко найти неизвестное число)

-А в каких ещё математических заданиях мы сталкиваемся с неизвестными данными? (в задачах)

Слушают, читают задания, представляют результат, определяют цель и способ деятельности через понимание задание.

Выполняют задание.

Предъявляют результаты, оценивают полученные результаты, соотнося их с целью.

Формулируют свое затруднение (недостаточность знаний, способов действий). 

3. Сообщение темы урока. Постановка цели урока

Сформулированная и зафиксированная (вербально, с помощью схемы, модели…) учебная задача (самостоятельно  или в совместной деятельности с учителем).

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения (самостоятельно  или в совместной деятельности с учителем).

СЛАЙД 2, 3

– Сегодня мы с вами будем решать задачи с помощью уравнений.

Тема сегодняшнего урока: «Решение задач с помощью уравнений».

Попробуйте сформулировать цель урока (научиться решать задачи с помощью уравнений)

Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания.

Самостоятельно или с помощью учителя формулируют проблему, цель и тему для изучения и фиксируют учебную задачу, в соответствии, предполагают свои действия.

4. Изучение нового материала

Новое знание, понятие, правило, способ (алгоритм) деятельности, способ использования алгоритма

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, правила, способа деятельности

-Итак, первой целью  нашего урока было-  научиться переводить текст задачи с русского языка на алгебраический. -Прочитайте задачу, которую можно решить уравнением.

СЛАЙД 4,5,6,7

-По таблице научимся переводить  текст задачи на язык алгебры……

-Какие слова помогли вам при решении задачи с помощью уравнения?

СЛАЙД 8

-Молодцы! Вот мы и узнали, как составлять уравнения к задаче. Будем тренироваться!  

Откройте учебники на странице 32, № 79.

- Прочитайте задачу.

- Авторы учебника предлагают нам сделать краткую запись в виде таблицы. Знакома вам такая работа? (Да)

-Начертите таблицу, запишите данные задачи в таблицу, проверьте соседа, продолжите работу в парах. (Дети составляют уравнение)

-Какое уравнение получилось?

 (уравнение Х * 9 = 54)

-Чему равен  корень уравнения? Какой ответ записали? - Хорошо! Молодцы!

Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной (парной, групповой) деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации.

Моделируют, проговаривают правило, понятие, способ деятельности.

Определяют действия и их последовательность; строят и проговаривают алгоритм пошагово.

5.Динамическая пауза

6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Умение применять  алгоритм, правило в самостоятельной деятельности

Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

- Кто понял, как при помощи уравнения можно решать задачи?

-Тогда попробуем усложнить задания, и составить задачу по уравнению. Можно в парах. (№ 80      9*х=36 )

- А теперь поработаем с диаграммой. (№83)

-Сформулируйте задачу, найдите корень уравнения с помощью диаграммы. (х=6)

Предлагаю вам выполнить задание № 49, т.с. 23 самостоятельно. (У доски ученик)

- Проверим, что у вас получилось.

-Сравните свою запись с записью на доске. Оцените работу.

-Молодцы! Вы справились с заданием!

Выполняют задания тетради на печатной основе самостоятельно.

Осуществляют самоконтроль и самооценку своей работы.

7. Обобщение усвоенного Оценка

Использование нового знания, правила, способа (алгоритма) деятельности с ранее в условиях решения задач и выполнения упражений

Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторению ранее усвоенных ЗУНов.

Ребята, скажите, пожалуйста, для чего нам нужно уметь решать задачи? (на контрольной работе)

- А в жизни эти знания вам могут пригодиться? Где? (где угодно: дома, на улице, в школе, в магазине…)

- Например – Разложите 15 карандашей в 3 стаканчика поровну. Как это можно сделать? (раскладывая по одному или составить уравнение и решить)

Выполняют задания учителя

Придумывают свои задания по изученной теме.

8. Итог занятий. Рефлексия деятельности

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

–Какую цель мы ставили перед собой?

-Мы достигли цели? Что особенно заинтересовало на уроке?

-Какая работа понравилась на уроке?

-Какая работа вызвала затруднение?

  -  Ребята, наклейте стикер на ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока.

Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии).

Анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои достижения.

9. Домашнее задание

- Откройте дневники, запишите домашнее задание: Т.с.  24 № 50, 51

Выполняют задания учителя


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики 3 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Слайд 2

Тема урока : « Решение задач с помощью уравнения» Цель : научиться решать задачи с помощью уравнений Задачи : Научиться переводить условие задачи с родного языка на язык алгебры. Научиться правильно оформлять решение задачи уравнением. Стремиться к приобретению, запоминанию и применению новых знаний. Развивать мышление и логику .

Слайд 3

« Чтобы решить вопрос , относящийся к числам или величинам, нужно перевести задачу с родного языка на алгебраический» - писал великий английский учёный Исаак Ньютон. ( 1643-1727г.р.)

Слайд 4

Задача, которую можно решить уравнением: На полке стояло несколько книг, когда на полку поставили ещё 35 книг, то на ней стало 43 книги. Сколько книг стояло на полке?

Слайд 5

Как перевести задачу с русского языка на язык алгебры? На русском языке На языке алгебры На полке стояло несколько книг, Х книг когда на полку поставили ещё 35 книг, Х + 35 книг то на ней стало 43 книги Х + 35 = 43 Сколько книг стояло на полке ? Пусть Х книг стояло на полке .

Слайд 6

Как стало выглядеть решение задачи уравнением? Пусть Х книг стояло на полке . Тогда Х + 35 книг стало на полке, а это 43 книги. Составим и решим уравнение: Х + 35 = 43 Х = 43 – 35 Х = 8 Проверка: 8 + 35 = 43 43 = 43 Ответ: 8 книг стояло на полке.

Слайд 7

С какого слова начинаем решать задачу с помощью уравнения? Пусть… Какие ещё выражения надо запомнить? Тогда… Составим и решим уравнение … Сделаем проверку… Запишем ответ…

Слайд 8

Успехов в решении задач! Трудись на «5», учись на «5», и знания умей на «5» применять!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач с помощью уравнений

Презентация для урока "Решение задач с помощью уравнений"...

Презентация к уроку математики "Решение задач с помощью уравнения"

Алгебраический способ решения задач.Цель презентации: развивать мышление и логику;научить переводить условие задачи с родного языка на язык алгебры;научить правильно оформлять решение задач уравнением...

Урок математики по теме "Решение задач с помощью уравнений".

Используемые педагогические технологии, методы и приемы: ИКТ, системно-деятельностный подход; технология сотрудничества.В ходе урока учащимся предлагаются задания разного уровня, решение о выборе...

Тема: «Решение задач с помощью уравнений».

P { margin-bottom: 0.21cm; } Тема: «Решение задач с помощью уравнений». Основные цели:1) тренировать умение решать задачи, составляя уравнения по данному условию и решать их, умножать и дели...

Конспект урока по математике 3 класс «Решение задач с помощью уравнений»

Тип урока: урок закрепления, первичной проверки и коррекции знаний и умений....