Реализация преемственности в 5 классе
презентация к уроку по математике на тему

Ведерникова Оксана Александровна

В условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов остаются важными вопросы преемственности в образовании.

В педагогической энциклопедии уточняется смысл понятия: «преемственность в обучении состоит в установлении необходимой связи между частями учебного предмета на различных ступенях изучения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация преемственности в преподавании математики

Крупененкова Т.Н.,

Комаева С.М., Тимофеева Т.Ю.,

учителя математики;

Ведерникова О.А.,

учитель начальных классов

 МБОУ СОШ №10.

В условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов остаются важными вопросы преемственности в образовании.

В педагогической энциклопедии уточняется смысл понятия: «преемственность в обучении состоит в установлении необходимой связи между частями учебного предмета на различных ступенях изучения»

Характерной чертой преемственности в обучении является то, что в каждом последующем звене продолжается закрепление, расширение и углубление тех знаний, умений и навыков, которые составляли содержание учебной деятельности на предшествующем этапе.

Рассматривая преемственность на «практическом» уровне, необходимо обратить внимание на три аспекта:

  • преемственность в содержании курса;
  • преемственность в формах и методах работы;
  • преемственность в требованиях к учащимся.

При переходе из начальной школы в пятый класс учащиеся преодолевают сложный психологический барьер. У детей происходят изменения психологического и деятельностного характера:

  • возрастает состояние стресса;
  • увеличивается количество изучаемых предметов, меняются задания к упражнениям, происходит переход на обучение по новым программам;
  • кабинетная система и много учителей-предметников;
  • сложность адаптации к учителям;  
  • переутомление;
  • многообразие и отличие от начальной школы приемов работы на уроке.

В этот период у учащихся, как правило, наблюдается повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость, рассеянное внимание и, как  следствие снижение успеваемости. Очень важно в начале учебного года  помочь пятикласснику адаптироваться в новых условиях, и вести преподавание с учетом не только тех знаний, которые учащиеся получили  в начальных классах, но и с использованием тех методических приемов, которые характерны для начальной школы. 

Часто на помощь приходит занимательная математика, факты из истории развития математики. На каждом уроке  во время физ. минутки, стараемся давать задачи – шутки, задачи на логику.

Современные дети отличаются по своим учебным возможностям от прежних. Их  отличает меньшая устойчивость внимания, и как следствие этого –  им трудно слушать и слышать учителя, соучеников, понимать вопросы и задания. Эти дети хуже запоминают –  сказывается, видимо, перегрузка детей тем огромным потоком информации, который обрушивается на них с раннего возраста –  мозг пытается защищаться. В результате  таких изменений дети хуже, чем в предыдущие годы, выполняют вычисления, хуже решают задачи.

Преодолевать проблемы преемственности следует по двум направлениям:

  • учителю начальных классов необходимо обеспечить достаточное общее и специальное математическое развитие учеников;
  • учителю в 5-м классе не следует отказываться от полезных организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности; хорошо знать и опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, понимаемых терминов и т. д.         

В нашей школе установлены систематические деловые контакты между учителями начальных классов и учителями-предметниками. Подготовка учащихся к основной школе требует творческого содружества педагогов.

Подготовка к работе в 5 классе у учителя математики начинается задолго до 1 сентября. Мы заранее знакомимся со своим будущим классом, посещаем уроки, наблюдаем за особенностями работы учителя и учеников.

Учителя начальных классов посещают уроки своих «подопечных», перешедших в 5 класс. Наблюдают за тем, как дети адаптировались в новых условиях. Ведь в этот период ученики преодолевают сложный психологический барьер: привыкают к предметной системе обучения, к занятиям в разных кабинетах и к новым требованиям каждого учителя.

Вычислительные навыки, в частности навыки устных вычислений, – важнейший «камень» в фундаменте математической подготовки школьников. Любой учитель хорошо знает: как только дети начинают достаточно свободно считать, они сразу же с большей охотой работают на уроках, значительно лучше начинают решать задачи. Поэтому формирование вычислительных навыков - одна из основных задач учителя.

Ведерникова  

Диагностика уровня подготовленности учащихся к успешному продолжению обучения, оценка реального состояния уровня знаний по математике проходит в сентябре и октябре.

Ежегодно мы проводим входное тестирование по материалам начальной школы, кратковременные контрольные работы, проверку навыков устного счета,  в конце сентября входной контроль по математике (интернет тестирование).

В октябре-ноябре проходят педагогические советы по адаптации пятиклассников.

Цель входного контроля: проверить овладение программными знаниями и умениями по основным темам курса начальной школы и проверить уровень общего развития пятиклассников. 

Входной контроль по математике (интернет тестирование).

Данный вид контроля проводим с 2011года. Организатор этого вида тестирования Комаева С.М.

Успешность по каждому параметру вычисляется как процентное отношение числа правильно решенных задач, связанных с этим параметром, к общему числу таких задач. Успешность, превосходящую 75%, следует признать очень хорошей, а, результат, меньший 40%, указывает на то, что нужно обратить особое внимание на подготовку по этому направлению.

Программные знания и умения:

  1. Арифметические действия
  2. Именованные величины и их сравнение
  3. Доли и буквенные выражения
  4. Текстовые задачи
  5. Геометрия

Общее развитие:

  1. Базовые навыки
  2. Логика
  3. Понимание математического языка
  4. Установление последовательности действий

На диаграммах представлены средние результаты входного тестирования за несколько лет.


Знания и умения

     

Общее развитие

В целом учащиеся 5 класса имеют неплохие знания по начальной школе, т.к. по большинству  параметров они показывают результат выше среднего значения и по некоторым выше 75%.

На диаграмме представлены результаты входного контроля математической подготовки пятиклассников  в 2017 году

Наблюдения за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов в последние годы показывают существование ряда достаточно распространенных проблем, которые влияют на успешность усвоения школьниками курса математики на следующем этапе. В таблице перечислены некоторые из проблем, названы возможные пути их решения или коррекции.

Проблема

Возможные пути решения

Организационно - психологические

Стойкая привычка у детей к неумеренной помощи родителей при выполнении домашних заданий, творческих работ

Беседы с родителями об  интеллектуальном развитии их ребенка; включение в уроки заданий, контролирующих степень самостоятельности школьников в выполнении домашних заданий

Пассивность большинства учащихся в процессе обучения

Системно-деятельностный подход в обучении (работа в парах, групповая работа)

У учащихся не сформированы представления об отличном устном ответе, ответе у доски на уроке математики (эталона ответа)

Учителям математики совместно с учителями начальной школы определиться в требованиях к ответу ученика и постепенно разъяснять детям эти требования, учитывать их, оценивая ответы на уроке

Создание у детей учителем и

родителями в конце 4 –го класса «психологического барьера» - настороженного ожидания трудностей учения в 5 м классе

Знакомство родителей и детей с

будущими учителями, проведение математических праздников олимпиад, соревнований.

Общеучебные умения и навыки, элементы развития

Недостаточная техника чтения (в

особенности - математических

текстов, условий задач), большие проблемы в понимании текста учащимися из-за обедненного лексического запаса у части детей, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его

Постоянно предлагать учащимся

задания на проверку знания и понимания смысла математических терминов, вести словарики терминов, читать вслух и анализировать условия

задач, рекомендовать и родителям проводить такую работу с детьми при выполнении заданий по математике

Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк у значительной части детей

Предлагать упражнения для

развития мышц кисти руки, следить за правильностью написания букв и цифр

Неустойчивость внимания, слаборазвитая оперативная память у

многих детей

На уроках предлагать цепочные вычисления, дома (под руководством родителей) специальные упражнения на тренировку внимания и памяти

Недостаточная тренированность

памяти

Практиковать письменный опрос правил, предлагать для запоминания стихотворные и прозаические тексты

Отсутствие у учащихся умения и

привычки обращаться к

энциклопедиям, справочникам

словарям, научно-популярной и дополнительной учебной литературе

Иметь в классе справочные издания, предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, поручать готовить сообщения, рассказы, сочинения по материалам дополнительной литературы

Специальные математические знания, умения и навыки

Недостаточные умения устных вычислений (все арифметические действия в пределах 100 учащиеся должны выполнять устно)

Постоянное подкрепление знания таблиц сложения и умножения, систематическое проведение содержательного и напряженного устного счета

Недостаточно грамотная математическая речь учащихся

Учителю чаще давать образцы чтения выражений, равенств, уравнений и неравенств, склонять числительные, тренировать школьников в верном чтении математических выражений, использовании названий натуральных чисел и дробей в косвенных падежах

Ошибки в письменном делении многозначных чисел

Регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения деления, систематическое включение в устную работу заданий на табличное умножение и деление, сложение и вычитание

Ошибки в письменном умножении многозначных чисел

Регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения умножения, систематическое включение в устную работу заданий на табличное умножение и сложение

Ошибки в определении порядка выполнения действий

Решение вычислительного примера начинать с выделения отдельных «блоков», из которых он состоит, обращать внимание на «сильные» и «слабые» знаки арифметических действий, расставлять номера действий

Недостаточные умения решать текстовые задачи

Предлагать сначала представить себе ситуацию, о которой речь в задаче, изобразить ее на рисунке или схеме. Рассматривать разные способы решения задачи. При обсуждении решения задавать вопросы: как догадались, что первое (второе и т.д.) действие - именно такое?

Недостаточное развитие

графических умений

Регулярное выполнение чертежей как на бумаге в клетку с подсчетом числа клеточек и на нелинованной бумаге.

Создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись у Вас отвечать и поверили в себя и свои силы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация преемственности в преподавании математики Крупененкова Т.Н., Комаева С.М., Тимофеева Т.Ю., Ведерникова О.А. Вязьма 2017 год

Слайд 2

«Преемственность в обучении состоит в установлении необходимой связи между частями учебного предмета на различных ступенях изучения» В каждом последующем звене продолжается закрепление, расширение и углубление тех знаний, умений и навыков, которые составляли содержание учебной деятельности на предшествующем этапе.

Слайд 3

Преемственность на «практическом» уровне: преемственность в содержании курса; преемственность в формах и методах работы; преемственность в требованиях к учащимся.

Слайд 4

Проблемы при переходе в 5 класс возрастает состояние стресса; увеличивается количество изучаемых предметов, меняются задания к упражнениям, происходит переход на обучение по новым программам; кабинетная система и много учителей-предметников; сложность адаптации к учителям; переутомление; многообразие и отличие от начальной школы приемов работы на уроке.

Слайд 5

Направления работы по преодолению проблем преемственности учителю начальных классов необходимо обеспечить достаточное общее и специальное математическое развитие учеников; учителю в 5-м классе не следует отказываться от полезных организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности; хорошо знать и опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, понимаемых терминов и т. д.

Слайд 6

совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене; работа с учащимися; работа с родителями .

Слайд 7

систематические деловые контакты между учителями начальных классов и учителями- предметниками; предварительное знакомство со своим будущим классом; посещение уроков, наблюдение за особенностями работы учителя и учеников; посещение уроков своих «подопечных», перешедших в 5 класс учителями начальных классов; наблюдение за тем, как дети адаптировались в новых условиях, оказание помощи в решении проблем. Для учителей

Слайд 8

Создать атмосферу сотрудничества; Выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребёнка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов. Установить способы взаимодействия учителя с родителями в течение учебного года ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Слайд 9

Диагностика уровня подготовленности учащихся к успешному продолжению обучения входное тестирование по материалам начальной школы, проверка навыков устного счета, входной контроль по математике (интернет тестирование, проводим в течение 7 лет), общественный смотр знаний

Слайд 10

Цель входного контроля по математике проверить овладение программными знаниями и умениями по основным темам курса начальной школы; проверить уровень общего развития пятиклассников.

Слайд 11

Арифметические действия Именованные величины и их сравнение Доли и буквенные выражения 4. Текстовые задачи 5. Геометрия Знания и умения Входной контроль математической подготовки пятиклассников

Слайд 12

Общее развитие 6. Базовые навыки 7. Логика 8. Понимание математического языка 9. Установление последовательности действий

Слайд 13

Результаты входного контроля математической подготовки пятиклассников в 2017 году

Слайд 14

Проблемы математической подготовки и пути решения Организационно - психологические Привычка у детей к помощи родителей при выполнении домашних заданий, творческих работ Беседы с родителями; включение в уроки заданий, контролирующих степень самостоятельности в выполнении домашних заданий Пассивность большинства учащихся в процессе обучения Системно-деятельностный подход в обучении работа в парах, групповая работа) У учащихся не сформированы представления об отличном устном ответе, ответе у доски на уроке математики (эталона ответа) Определение требований к ответу ученика и разъяснение детям этих требований; учёт их при оценивании ответа на уроке Создание у детей «психологического барьера» - настороженного ожидания трудностей учения в 5 м классе Знакомство родителей и детей с будущими учителями, проведение математических праздников олимпиад, соревнований.

Слайд 15

Общеучебные умения и навыки, элементы развития Недостаточная техника чтения , большие проблемы в понимании текста, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его Постоянно предлагать учащимся задания на проверку знания и понимания смысла математических терминов, вести словарики терминов, читать вслух и анализировать условия задач Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк у значительной части детей Предлагать упражнения для развития мышц кисти руки, следить за правильностью написания букв и цифр Неустойчивость внимания, слаборазвитая оперативная память у многих детей Предлагать цепочные вычисления, занимательные задачи, специальные упражнения на тренировку внимания и памяти, Недостаточная тренированность памяти Практиковать письменный опрос правил, предлагать для запоминания стихотворные и прозаические тексты Отсутствие у учащихся умения и привычки обращаться к энциклопедиям, справочникам, дополнительной учебной литературе Предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, поручать готовить сообщения, рассказы.

Слайд 16

Специальные математические знания, умения и навыки Недостаточные умения устных вычислений Постоянное подкрепление знания таблиц сложения и умножения, систематическое проведение содержательного устного счета Недостаточно грамотная математическая речь учащихся Давать образцы чтения выражений, равенств, уравнений и неравенств, склонять числительные, тренировать школьников в использовании названий натуральных чисел и дробей в косвенных падежах Ошибки в письменном делении и умножении многозначных чисел Регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения умножения и деления, систематическое включение в устную работу заданий на табличное умножение и деление Ошибки в определении порядка выполнения действий Решение вычислительного примера начинать с выделения отдельных «блоков», из которых он состоит, обращать внимание на «сильные» и «слабые» знаки арифметических действий, расставлять номера действий Недостаточные умения решать текстовые задачи Предлагать представить себе ситуацию, о которой речь в задаче, изобразить ее на рисунке или схеме. Рассматривать разные способы решения задачи.

Слайд 18

МБОУ СОШ №10 . Учителя математики Крупененкова Т.Н., Комаева С.М., Тимофеева Т.Ю.; учитель начальных классов Ведерникова О.А. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по реализации преемственности МОУ СОШ № и ДОУ на 200 …/200 ..учебный год.

План совместной работы МОУ СОШ и ДОУ  всегда востребован в работе завуча  начальной школы....

Презентация «Технологическое единство образовательной деятельности в ДОУ и школе как фактор реализации преемственности»

Презентация к выступлению руководителя школьного методического объединения учителей начальных классов на семинаре для учителей начальных классов общеобразовательных школ города и воспитателей ДОУ по т...

Текст к презентации. Технологическое единство образовательной деятельности в ДОУ и школе как фактор реализации преемственности.

Текст к презентации выступления руководителя школьного методического объединения учителей начальных классов на семинаре для учителей начальных классов общеобразовательных школ города и воспитател...

Тема «Реализация преемственности между ДОУ и начальной школой в условиях Федеральных государственных образовательных и Федеральных государственных требований

Проблема  преемственности  между  дошкольным  и  начальным  образованием  актуальна  во  все  времена. Как  решить  проблему  пре...