Какая площадь больше?
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Дутковская Алина Александровна

Программа ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект76 КБ
Файл Презентация138 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата:

Школа:

Класс: 3

Время:

Кабинет:

Учитель:

Методист:

Студент:

Тема урока: Какая площадь больше?

Цель:

  • создавать условия формирования представления о площади;
  • научиться различать геометрические фигуры  по форме и размерам;
  • развивать умения анализировать и обобщать

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные:

  • отрабатывать вычислительные навыки;
  • воспитание и укрепление интереса к математике; 

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: комбинированный

Методы и формы обучения: фронтальный.

Оборудование: Математика: 3кл.: Учебник:  В 2 ч./ А.Л. Чекин; под ред. Р.Г.Чураковой. - М.: Академкнига/ Учебник, 2012.-Ч.2. с.52 – 54; Математика: 3кл.: Рабочая тетрадь:  В 2 ч./ А.Л. Чекин; под ред. Р.Г.Чураковой. - М.: Академкнига/ Учебник, 2012.-Ч.2. с. 37; раздаточный материал (карточки), презентация, проектор.

ЭТАПЫ УРОКА

ВРЕМЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

УУД

  1. Организацион-ный момент.

1 мин

- Здравствуйте, дети! Присаживайтесь! Сейчас у нас 2 урок и давайте настроимся на математику.

- Ребята, посмотрите на слайд.

На доске появляется высказывание М.В. Ломоносова «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

- Что нам хотел сказать этим высказыванием Михаил Васильевич Ломоносов?

Переключать внимание на учителя. Настраиваться на работу.

Смотреть на слайд.

Читать высказывание.

Отвечать на поставленный вопрос.

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний.

(фронтальная работа)

4 мин

Организует математический диктант с целью актуализации знаний.

- Откройте, пожалуйста, тетради сегодняшнее число и давайте сейчас проведем с вами математический диктант. В тетрадь записывайте только ответы через три клетки. А три человека будут выполнять на листочке.

Учитель читает задания.

  1. Произведение чисел 4 и 7.
  2. Каждый из двух множителей равен 8. Чему равно значение произведений?
  3. Произведение каких двух одинаковых чисел рано 81?
  4. Какое значение получится, если число 56 разделить на 7?
  5. Уменьши число 42 в 6 раз.
  6. Длина прямоугольника равна 5 см, а ширина 3 см. чему равен периметр?
  7. Произведение чисел 2 и 3 увеличьте в 6 раз.
  8. Разделите сумму чисел 40 и 9 на 7.
  9. Какое наименьшее число делится на 2, на 3 и на 4?
  10. За 4 одинаковые по цене ручки заплатили 12 р. Какова стоимость 6 таких ручек?

- На этом наш математический диктант подошел к концу. Сейчас возьмите в руки карандаш и самостоятельно проверьте по ответам, которые вы видите на слайде.

На доске появляются ответы на диктант.

- Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы! А теперь поднимите руку, кто допустил одну ошибку. Тоже неплохо. В следующий раз будьте внимательны.

Записывать в тетради только ответы на математический диктант

Выполнять задания устного счета

Вести самопроверку.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Л: Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

3. Мотивацион-ный (сообщение темы урока)

- Ребята, посмотрите на слайд

На слайде две фигуры квадрат и прямоугольник с равной площадью.

- Скажите, какая фигура больше? (больше прямоугольник)

- Почему вы так думаете? (т.к. прямоугольник занимает много места)

- Теперь я эти фигуры поделю на равные клетки. (слайд)

- Первый вариант, посчитайте количество клеток в прямоугольнике, а второй вариант – в квадрате.

- Какое число получилось у первого варианта? (16)

- А у второго варианта сколько получилось? (16)

- Ребята, какой вывод мы можем сделать? (эти фигуры одинаковые)

- Что у фигур одинаковое? (площадь)

- Да, совершенно верно! У этих фигур одинаковая площадь. Как бы вы объяснили, что такое площадь? (ответы детей)

- Посмотрите на слайд. 

На слайде дано определение из словаря Ожигова: «Площадь – часть плоскости, заключенной внутри замкнутой геометрической фигуры».

Отвечать на вопросы учителя.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Владеть монологической и диалогичной речью.

4. Постановка учебной задачи и ее решение

(изучение нового материала)

Индивидуальная и фронтальная беседы

16 мин

- Как вы думаете, какую тему мы с вами будем изучать сегодня на уроке? (площадь)
- Прочитайте на слайде тему сегодняшнего урока (Какая площадь больше?)
- Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке? (Выяснить, что такое площадь, и как определить какая площадь больше или меньше другой?)
- Откройте учебник на стр.52
- Найдите №143. Прочитайте самостоятельно первые два абзаца.
- Прав ли Миша? (Нет)

- Давайте разберемся. Прочитайте третий абзац.

- Скажите, как решила эту проблему Маша? (Мысленно разбить пол комнаты и веранды на квадраты со стороной 1 м)
- Давайте выполним такое разбиение. Откройте печатные тетради на стр.37 и найдите №81.

- Вам в этом номере представлены план комнаты и веранды. На сторонах фигур нанесите точки (засечки) с помощью линейки через каждый сантиметр.

- Затем соедините эти точки (засечки) линейкой. И у вас получится прямоугольник деленный на квадраты.

- Пожалуйста, выполняйте дальше и такую же работу сделайте с квадратом.
(самостоятельная работа учащихся)
- Сколько таких квадратов на левом рисунке? (15)
- А сколько на правом? (16)
- Что получается? (На правом рисунке на один квадрат больше, чем на левом)

- Верно! Посмотрите на слайд. Вот так у вас должно получиться.
- Какой вывод можно сделать? (Площадь,  которую занимает веранда больше площади, которую занимает комната. Маша закрасила на один квадрат больше чем Миша)
- Правильно! Найдите № 144. Вы видите две фигуры. Сейчас в рабочей тетради номер 82, вам нужно будет закрасить ту фигуру, которая по вашему мнению больше.

- Какую фигуру вы закрасили? (прямоугольник)
- Какой вывод можно сделать? (площадь прямоугольника больше площади круга).
- Верно! Найдите в учебнике №145. Прочитайте задание.

- Что нужно сделать? (нарисовать фигуру, площадь которой будет больше первой, но меньше второй).

- Как нам это сделать? (нужно посчитать сначала площадь первой фигуры, а затем площадь второй)

- Правильно! Первый вариант посчитайте, какова площадь первой фигуры, а второй вариант посчитайте площадь второй фигуры.
- На сколько квадратов разбита первая фигура? (7)
- На сколько квадратов разбита вторая фигура? (9)
- Какова же должна быть площадь фигуры, которая будет больше первой и меньше второй? (8).
- Начертите фигуру площадью 8 квадратов со стороной 1 см (самостоятельная работа).
- Посмотрите на свою фигуру и на фигуру своего соседа по парте – одинаковые ли фигуры по форме получились? (да/нет)

- У какой парты получились разные фигуры?

- Выйдите, пожалуйста, к доске, начертите свои фигуры
- Ребята, давайте сравним эти фигуры. Одинаковая ли у этих фигур площадь? (да)

- Почему? (потому что равное количество квадратов – 8)
- Какой вывод можно сделать? (Фигуры могут быть разные по форме, но одинаковые по площади)

- Правильно! Найдите следующий №146 стр.53 в учебнике.
- На ваших партах лежат модели прямоугольника, разрежьте  его по диагонали на два треугольника.
- Во сколько раз площадь прямоугольника больше площади одного треугольника? (площадь прямоугольника больше площади треугольника в 2 раза).
- Докажите это предположение, наложив один треугольник на другой так, чтобы они совпали.
- Какой вывод мы можем сделать? (площадь прямоугольника в 2 раза больше площади каждого из треугольников)

- Верно!

Отвечать на вопросы учителя.

Сообщение темы урока.

Определение цели урока.

Высказывать свое мнение.

Читать задание.

Выполнять задание в рабочей тетради №81 на странице 37.

Учиться делить фигуру на равные квадраты

Самостоятельно выполнять задание.

Сравнивать с эталоном.

Читать текст задания

Делать вывод

Определять этапы работы

Начертить фигуру с площадью 8 квадратов

Сравнить выполненное задание с соседом по парте

Делать вывод

Выполнять практическое задание

Самостоятельно делать вывод

Познавательные:

Строить логическую цепь рассуждений;

Проводить сравнение;

Извлекать необходимую информацию из текста.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Аргументация своего мнения и позиции.

Регулятивные:

целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя.

Выполнять задания под руководством учителя.

Участвовать в диалоге.

5. Динамическая пауза

2 мин

- А сейчас давайте немного отдохнем и проведем с вами динамическую паузу

- 1. Сейчас мы быстро растираем руки и прикладываем к глазам

- 2. Массажировать мочки ушей

- 3. Сделать замок за спиной с переменой рук

- 4. Гимнастика для глаз
    1) вверх – вниз, влево – вправо

     2) круговые движения по часовой стрелке – против часовой

     3) зажмурить – открыть

Выполнять двигательные упражнения.

Л: контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

6. Решение частных задач

(первичное осмысление и закрепление)

20 мин

Найдите № 147 стр.54
- Прочитайте задание. Какие фигуры вы видите? (квадрат и круг)
- Сравните данные фигуры по площади. (площадь круга меньше площади квадрата, так как круг лежит внутри квадрата)
- А всегда ли можно фигуру с меньшей площадью расположить внутри фигуры с большей площадью? (да).
- Начертите в тетради свой такой пример двух фигур. (самостоятельная работа)
-  Прочитайте задачу № 148 стр.54.
- Ребята, что нам нужно узнать сначала? (на сколько квадратов разбит другой прямоугольник)

- А как мы это сделаем? (раз этот прямоугольник равный 15 на три больше, значит, второй на 3 меньше).

Записывают решение в тетрадь, а один человек у доски.
- Учащиеся самостоятельно решают задачу и записывают ответ.
15кв-3кв=12 (кв.)
Ответ: на 12 квадратов разбит второй прямоугольник.
-  Нам стало известно, что прямоугольник равен 12. Чтобы нам его начертить в тетрадь, что нужно сделать? (узнать его стороны)

- Верно! А как это сделать? (площадь = длина*ширина)

- Правильно! Значит какие стороны может иметь фигура? (12 см и 1 см, 3 см и 4 см или 6 см и 2 см)

- Совершенно верно! Начертите второй прямоугольник у себя в тетради. Стороны могут быть разные

Выполнять задание.

Отвечать на вопросы.

Выполняют задание.

Записывать решение в тетрадь, а один человек у доски.

Самостоятельно решать задачу.

Чертить прямоугольник в тетради

П: Построение логической цепи рассуждений.

Осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

7. Итоги урока. Рефлексия.

3 мин

- Ребята, вспомните, какую тему мы сегодня изучали? (Какая площадь больше)

- А какие цели мы ставили перед собой в начале урока? (Выяснить, что такое площадь, и как определить какая площадь больше или меньше другой?)

- Достигнуты они? (да).

- Я рада, что большинство из вас поняли материал сегодняшнего урока. На листочках, которые лежат у вас, оцените свою работу.

- Отлично!

- А теперь запишите домашнее задание (все что не успеем на уроке).

- До свидания! Спасибо за урок! Вы большие молодцы!

Если будет время, задание №83 в рабочей тетради на странице 37.

- Прочитайте задание.

- Что нужно сделать? (разделить фигуры на 3 равные части)

- Верно! А как это сделать? (посчитать всю площадь фигуры, а затем разделить ее на 3)

- Правильно! Посмотрите на слайд. Так у вас получилось?

Отвечать на вопросы.

Оценивать свою работу.

Заполняют таблицу.

Прощаться с учителем.

П: контролировать  и уметь оценить процесс и результаты деятельности;

Л: самооценка;

учиться понимать причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Р: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро!

Слайд 2

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». М.В.Ломоносов

Слайд 3

Математический диктант

Слайд 4

28 64 9 8 7 16 36 7 12 18

Слайд 7

Площадь – часть плоскости, заключенной внутри замкнутой геометрической фигуры

Слайд 8

Тема: «Какая площадь больше?» Цели: 1. 2.

Слайд 23

Математика – царица наук