Конспект урока + презентация по математике на тему: " Куб и квадрат" 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Бокачева Анастасия Валерьевна

Конспект урока + презентация по математике на тему: " Куб и квадрат" (4 класс ПНШ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_matematiki_kvadrat_i_kub.doc79 КБ
Office presentation icon kvadrat_i_kub.ppt1.87 МБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Тема урока: Квадрат и куб.

Цель:

  • актуализировать и дополнить знания учебников  о квадрате и кубе;

Предметные:

  • Рассмотреть вопросы геометрического характера: сопоставить плоскую и объемную фигуры (квадрат и куб);
  • сопоставить геометрические величины, как площадь и объем;
  • вспомнить правила изображения куба и квадрата, повторить нахождение площади фигуры и формулу вычисления объема куба.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: открытие новых знаний

Методы и формы обучения:

объяснительно-иллюстративный

индивидуальная, фронтальная

Оборудование: раздаточный материал  (карточки), учебник математика 4 класс 2 часть А.Л. Чекин, ,компьютер,презентация

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

УУД

1.

Организацион ный момент

Организационный настрой на урок

Здравствуйте ребята ,меня зовут Анастасия Валерьевна,сегодня урок математике проведу у вас я.

Переключают внимание на учителя. Настраиваются на работу.

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

2.

Актуализация знаний

Самостоятельная работа с взаимопроверкой по  эталону

Индивидуальная работа

Ребята, для начала давайте проведем небольшую самостоятельную работу. У вас на партах лежат листочки, вам нужно будет выполнить деление столбиком для  следующих  пар чисел.

Посмотрите на слайд первый столбик решает 1 вариант, второй столбик — 2 вариант. Два человека (от каждого варианта пойдут решать с обратной стороны доски.

 1В.                               2В.

853 и 7(121 ост. 6)         327 и 32(10 ост.7)

527 и 12(43 отс.11)         654 и 8(81 ост.6)

2783 и 5(556 ост. 3)         2851 и 29(98 ост.9)                                    

Приступаем к работе.

Теперь давайте мы с вами сейчас проверим  Поменяйтесь листочками и проверьте:  Если правильно  решен пример,то поставьте «+» рядом ответом,если нет, то «-».

Подсчитайте количество  «+» и поставьте оценку.

Критерии:

-Если все правильно,то поставьте  «5»;

-Если 1 ошибка, то поставьте  «4»;

-Если 2  ошибки, т о поставьте «3»;

-Если все 3 примера решены не правильно ,то поставьте «2».

Верните работу обратно владельцу.

-Встаньте те,кто получил 5  , кто получил 4   поднимите руки, кто получил 3 похлопайте.

Выполняют самостоятельную работу

Выполняют взаимопроверку по эталону

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

дополнять и расширять имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

3.

Мотивацион ный

(сообщение темы урока)

Сообщение темы урока.

 Определение целей урока.

(фронтальная работа)

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать тему урока.

В огромном мире математики есть очень интересная страна с красивым названием ГЕОМЕТРИЯ. «ГЕО» — земля, «МЕТРИЯ» — измерение. Наука эта появилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов. Эту страну населяют не числа. Там живут по своим правилам и законам линии и фигуры.

–На какие 2 группы делятся геометрические фигуры?(плоские и объёмные)                                                       Для того ,чтобы узнать с какими фигурами мы сегодня будем работать , вам нужно будет отгадать загадку.

Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня ...
квадрат.

Квадрат — это плоская и объемная фигура?(плоская).

Как называется объемная фигура, гранью которой является квадрат?( куб).

Правильно ребята!

Кто  попробует сформулировать тему нашего урока(Квадрат  и куб)

Давайте сформулируем цели урока:

-Вспомнить...(Вспомнить ,что такое квадрат и куб);

-Узнать( закрепить) … (Узнать(закрепить), как находить площадь квадрата и объем куба) ;

-Применять… (применять (использовать) данные знания при решении задач).

Давайте определим какой это урок будет (открытия новых знаний.)

Слушают учителя

Обсуждают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Отгадывают загадки.

Формулируют цели урока.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Составлять план и последовательность действий.

Владеть монологичной и диалогичной речью.

4.

Постановка учебной задачи и ее решение

(изучение нового материала)

Индивидуальная и фронтальная беседы

Работа в парах

Фронтальная работа

беседа

 

фронтальная работа

работа по учебнику (стр.78 №258)

фронталная работа

Работа по учебнику (стр.78,№259)

фронтальная работа

практическая работа

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал

-Для урока нужны следующие знания. Давайте повторим, а вы запишите в тетрадь.

1) 1 м2 = (10 0000) см 2

1 м 3 = (1000) дм 3

1 дм 3 = (1) л

2) S  = а ∙ а

3) V =а ∙ а ∙ а

Расскажите, что вы знаете о такой геометрической фигуре, как квадрат.(-Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны. -Периметр квадрата равен сумме четырех равных сторон:

Р = 4х а, где а — сторона квадрата. -Площадь квадрата: S= ах а, где а — сторона квадрата.)

На парте у каждого из вас лежат две геометрические фигуры: квадрат и заготовка для куба.

Обсудите в парах внешние сходства и различия этих геометрических фигур.

Итак, какие вы нашли сходства у данных геометрических фигур? Отличия?

Какая фигура сливается с плоскостью парты? (квадрат)

Какая фигура возвышается над плоскостью парты? доски?(куб)

Квадрат: Плоская фигура укладывается на одной какой-либо плоскости.

Все ее точки принадлежат этой плоскости.

Куб:Объемная фигура не располагается на одной плоскости.

Объемные фигуры “возвышаются” над листом бумаги.

Давайте попробуем дать определение — какую фигуру можно назвать кубом:

  • это геометрическая фигура;
  • объёмная фигура;
  • сторонами данного куба является квадрат.

Давайте посмотрим, какое определение кубу даётся в словаре.(В толковом словаре Ожегова:  куб-правильный многогранник, имеющий шесть граней.)

Какое слово вам мало знакомо?(грань)

Приложите квадрат к кубу , что вы заметили?

Посмотрите, у каждых соседних квадратов одна сторона общая, что тогда мы можем сказать о всех квадратах, из которых состоит куб?(они равны, их называют гранями)

Сколько граней у куба?Посчитайте. (6 граней)

У каждой грани есть граница. Проведем пальцем по границе каждого квадратика. Каждая граница называется ребро.

Сколько ребер у куба?Посчитайте.(12 ребер)

Сколько вершин имеет куб?

Давайте ещё раз повторим элементы куба.(грань,ребро,вершина.)

Теперь откройте учебники на странице 78 и прочитайте задание в упражнении 258

-Предположим, что поверхность куба состоит из квадратов, сторона которого равна 2 см.

-Чертим переднюю (видимую) грань куба в виде квадрата со стороной 2 см,

-Затем изображаем грань куба противоположную передней грани.

-Соединяем прямыми вершины куба.

-Прочитайте еще раз первое требование задания(«Вычисли площадь одной грани куба,ребро которого равно 2 см.»)

-Вычислите площадь поверхности куба, ребро которого равно 2 см.(2 см*2см= 4 кв.см)

-Давайте проверим,кто сможет устно проговорить,как он вычислил?(Если площадь одной грани куба ,являющейся квадратом, равна 4 кв.см, то площадь всей поверхности куба ,состоящей из 6 граней равна 24 кв.см. 4 кв.см.* 6= 24 кв.см)

-Ребята прочитайте задачу № 259

-Что нужно узнать ,чтобы узнать, «сколько краски потребуется для покраски модели куб»а(чему равна площадь поверхности куба)

-Вычислите самостоятельно площадь поверхности куба. Один ученик пойдет решать на доске.

-Давайте  проверим.(1.Площадь одной грани куба с ребром 50 см равна 2500 кв.см

S1=50 см * 50 см =2500 кв.см

2.Площадь всей поверхности куба равна сумме площадей шести граней- S6= 2500 кв.см* 6=15000кв.см)

-Прочитайте задачу еще раз. Обратите внимание,что в её условии расход краски дан такой единицей ,как 100 г на 1 кв.м,а поверхность куба — 1500 кв.см.

-Что нам нужно сделать (нужно рассмотреть поверхности в одних единицах измерения.)

100г на 1кв. м = 100г на 10000 кв. см ,т.к. 1 кв. м =1000 кв. см.

-Далее  как будем рассуждать ( надо покрасить 15000кв.см поверхности. Это  10000 кв. см и еще 5000 кв.см(15000=10000+5000)

Для покраски 10000 кв.см нужно 100г краски ,а для покраски 5000кв нужна половинная норма ,т.е. 50 г (100г: 2 = 50г) в результате получается ,что для покраски модели куба потребуется 150 г. краски :100г +50г=150 г.

Запись на доске:  

1)S1=50 см * 50 см =2500 кв.см- площадь одной грани куба

2)S6= 2500 кв.см* 6=15000кв.см- площадь поверхности куба  15000кв.см =10000кв.см +5000 кв.см

3) 100г: 2 = 50г- «половинная» норма  краски,которая потребуется для  покраски 5000 кв.см

4)100г +50г=150 г- краски  потребуется для  покраски модели куба

Ответ:150 г краски потребуется для покраски модели куба

А теперь давайте из ваших кубиков составим один большой куб. Сколько нам нужно взять кубиков если, ребро  2 см?(большой куб ,ребро которого равно 2 см,составлен из 8 кубиков,ребро каждого из которых равно 1 см.)

-Чему равен объем кубика ,ребро которого  1 см, и объем которого 2 см?(объем кубика ,ребро которого 1 см,равен 1 куб.см,а объем куба ,ребро которого 2 см,равен  8куб. см)

Записывают в тетрадь

Слушают учителя

рассказывают все ,что знаю о квадрате

Обсуждают в парах внешние сходства и различия куба и квадрата

Высказывают свое мнение.

Отвечают на вопросы

Дают определение кубу

Читают определение ,которое дается в словаре

Называют слово ,которое им мало знакомо

Отвечают на вопросы

Подсчитывают количество граней,ребер , вершин.

Называют элементы куба.

выполняют дидактические упражнения.

Читают текст задачи.

Отвечают на вопросы.

Высказывают свое мнение.

Решают задачу.

Читают  задания

Один ученик решает у доски

Слушают учителя

Записывают решение задачи в тетрадь

Выходят несколько учеников с кубиками и собирают один большой куб.

-Осознавать свои возможности в учении;  

-судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;

-Извлекать необходимую информацию из рассказа учителя;

-Уметь ориентироваться в учебнике;

-Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

-Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;

 проводить подведение под понятие, выведение следствий;

 -устанавливать причинно-следственные связи;  цепочки рассуждений.

Самостоятельно организовать свое рабочее место;

Уметь следовать режиму организации учебной деятельности;

 

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, план выполнения заданий на уроке под руководством учителя;

 

Участвовать в диалоге;

Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций.

5.

Физкультминутка

Физкультминутка в танцевальной форме

Организует физкультминутку.

Перенесите взгляд быстро по диагонали :направо вверх -налево  вниз ,потом вдаль на счет 1-6; затем налево вверх -направо вниз и посмотреть вдаль  на счет 1-6.

Повторить 4-5 раз

 Повторяют движения

за учителем.

Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

Работа по учебнику(стр 78,

Задание №260 )

Фронтальная работа

Теперь выполним №260

Прочитайте задачу вслух

-Какую форму будет иметь аквариум?(форму куба-без верхней грани)

-Чему равна вместимость этого аквариума?(объем куба с ребром 1 м равен 1 куб.м .Если объем равен 1 куб. м ,то очевидно,что вместимость аквариума равна 1000л,т.к 1 куб.м=1000куб.дм= 1000л. )

Сколько литров в 1 м 3?

1м = 10 дм

Значит, V = 10 · 10 · 10 = 1000 дм3 или 1000 л

Читают задание.

Решают задачу

отвечающий отое

Отвечают на вопросы

6.

Решение частных задач

(первичное осмысление и закрепление)

Работа по учебнику

(стр. 44

Задание №148)

(фронтальная работа)

Задает вопросы. Корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

Теперь решим №261

Выполнять это задание вы будете в группах.

Разделимся мы на 6 групп(по 4-5 чел.) ,каждая группа получит листочки с вопросами (вам нужно будет ответить на них. Но сначала давайте прочитаем 1 часть задания.

Теперь можете приступать к работе на выполнение этого задания вам дается 5 минут.

Теперь давайте проверим, каждая группа ответит на один вопрос,а на какой именно,узнаете потом.

Вопросы:

1 «Сколько граней маленьких кубиков оказались раскрашенными?»(покрасили только 6 граней большого кубика. В каждом  слое — по 9 кубиков ,значит ,раскрашенными оказались 54 грани маленьких кубиков 9*6=54)

2.Сколько получилось кубиков ,которые остались нераскрашенными?»(большой кубик составлен  из 27 маленьких кубиков. Нераскрашенным оказался 1 маленький кубик ,который расположен в самом центре большого куба и не имеет «выхода» на его грани)

3.»Сколько получилось кубиков,у которых раскрашена только одна грань?»(только одна грань раскрашена у 6 маленьких кубиков, которые находятся в центре каждой грани большого куба)

4. «Сколько получилось кубиков, у которых раскрашены ровно две грани?»(на каждой грани большого куба таких маленьких кубиков будет по 2 (те которые расположены между «угловыми» кубиками), значит , кубиков, у  которых  раскрашены по 2 грани ,будет 12(6*2=12).

5.Сколько получилось  кубиков ,у которых раскрашены ровно три грани?»(по три грани удет раскрашено у 8 маленьких кубиков,расположенных в углах большого куба.)

6»Есть ли кубики , у которых раскрашено более трех граней?»( если сосчитать кол-во кубиков ,у которых по-разному раскрашены грани(нераскр.- 1 кубик ,раскрашена одна грань — 6 кубиков,раскрашены две грани — 12 кубиков ,раскрашены три грани- 8 кубиков),то получается 27 кубиков (1+6+12+8=27),значит ,кубиков , у которых раскрашено более 3 граней,нет.)

Выполняют дидактические упражнения.

Читают текст задачи.

Работают в группах.

Отвечают на вопросы.

Высказывают свое мнение.

Решают задачу.

 

Отвечают на вопросы

записывают решение в тетрадь

Делают выводите

Осознавать свои возможности в учении;  

судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла;

Участвовать в диалоге.

7.

Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных знаний

(фронтальная работа)

Предлагает учащимся  вспомнить тему урока и цели .

Проводит беседу по вопросам:

- Ребята,назовите тему урока ? (Квадрат и куб)

-Какие цели мы  ставили на уроке?(на слайде)

-Как вы думаете, мы их достигли?

Анкета

1.Своей работой на уроке я (доволен / не доволен)
2.Урок для меня показался 
(коротким / длинным )

3.За урок я (не устал / устал )
4.Мое настроение 
(стало лучше / стало хуже )
5.Материал урока мне был 
(понятен / не понятен )

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию.

Оценивают свою работу.

Понимать значение знаний для человека и принимать его;

Структурировать знания;

Выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла;

Осознавать качество и уровень усвоения; Оценивать результаты работы.

Домашнее задание

Ребята откройте дневники и запишите домашнее задание.

Рабочая тетрадь  стр.63 ,№115,116.

Слушают учителя.

Записывают домашнее задние


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1В. 2В. 853 и 7 327 и 32 527 и 12 654 и 8 2783 и 5 2851 и 29 ОТВЕТЫ 1В. 2В. (121 ост. 6) (10 ост.7) (43 отс.11) (81 ост.6) (556 ост. 3) (98 ост.9)

Слайд 2

Критерии: -Если все правильно,то поставьте «5»; -Если 1 ошибка, то поставьте «4»; -Если 2 ошибки, т о поставьте «3»; -Если все 3 примера решены не правильно ,то поставьте «2».

Слайд 3

ГЕОМЕТРИЯ «гео»-земля, «метрия»-измерение

Слайд 4

Плоские Объемные

Слайд 5

Тема урока: «Квадрат и куб»

Слайд 6

Цели урока - Вспомнить... ; - Узнать … -Применять… .

Слайд 7

1) 1 м2 = (10 0000) см 2 1 м 3 = (1000) дм 3 1 дм 3 = (1) л 2) S = а ∙ а 3) V =а ∙ а ∙ а

Слайд 8

Куб

Слайд 9

Квадрат

Слайд 11

Анкета 1.Своей работой на уроке я (доволен / не доволен) 2.Урок для меня показался (коротким / длинным ) 3.За урок я (не устал / устал ) 4.Мое настроение (стало лучше / стало хуже ) 5.Материал урока мне был (понятен / не понятен )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока + презентация по математике на тему: " Задачи на движение в одном и том же направлении" 4 класс

Конспект урока + презентация по математике на тему: "  Движение в одном и том же направлении" ( 4 класс, ПНШ)...

Конспект урока + презентация по математике на тему: " Разряд единиц миллионов и класс миллионов" 4 класс

Конспект урока + презентация по математике на тему: " Разряд единиц миллионов и класс миллионов" (4 класс ПНШ)...

Конспект урока + презентация по математике на тему: " Разряд единиц миллионов и класс миллионов" 4 класс

Конспект урока + презентация по математике на тему: " Разряд единиц миллионов и класс миллионов" (4 класс ПНШ)...