Главные вкладки

    План-конспект урока по математике (1 класс) на тему:
    Урок математики «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч».

    Филипенко Ирина Викторовна

    Урок математики «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tochka_krivaya_pryamaya.doc77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч».

    Цели: уточнить и обобщить геометрические представления детей, полученные ими в  дошкольном возрасте; расширить геометрические представления школьников; сформировать представления о понятиях «прямая», «кривая», «отрезок», «луч»; развивать пространственное воображение; внимание учащихся, наблюдательность, стремление к точности и аккуратности.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Технологии: игровая, групповая, ИКТ технология, здоровьесберегающая.

    Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы; осознание   собственной успешности при изучении темы; умение выслушивать своего товарища при работе в паре.

    Метапредметные умения

    Познавательные:  определять геометрическую фигуру: точка, прямая и кривая линии и обосновывать своё мнение; сравнивать геометрические фигуры и обосновывать свое мнение; использовать приобретенные знания при выполнении заданий.

    Регулятивные: выполнять учебные задания в соответствии с целью; оценивать правильность выполнения действий; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

    Коммуникативные:  формулировать высказывание, используя математические термины, в рамках учебного диалога; оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию; адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности; умение работать в паре.

    Предметные умения: называть геометрическую фигуру; распознавать геометрическую фигуру на плоскости; выполнять построение геометрической фигуры: точка, кривая линия, прямая линия,  отрезок, луч.

    Оборудование: у учителя: счетный материал, клубок с нитками, презентация к уроку. У учащихся: листочек бумаги, карандаш для практической работы.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    2. Актуализация знаний.

    Устный счёт:

    1) Счет предметов.

    - Игра «Курочка» Учитель читает стихотворение:

    - Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать. А за ней ребятки, желтые цыплятки (ребенок с простым карандашом в руке стучит по столу …. раз в пределах 10. Дети отвечаю столько же  раз: цып, цып, цып..) ;

    - Молодцы!

    - Назовите правила счета.

    2) - Посмотрите на рисунки и записи, приведённые ниже.

    - Какие записи подходят к рисункам?  (4+1=5 – к 4 цыплятам прибежал ещё  один. Стало 5 цыплят. 5-2=3 – плавали 5 утят, 2 утёнка ушли. Осталось 3 утёнка.

    -Проверим

    3)  - С какими числами мы уже познакомились?

     Игра «Засели домики».

    - Вспомним состав числа 4 и5 

    - Для чего нужно знать состав числа?

    (чтобы без ошибок решать примеры)

    - Правильно! Решим примеры:

    4)Решение примеров. (на доске)

    Физминутка

    3. Самоопределение к деятельности.

    - Назовите  фигуры, которые вы сейчас рассматривали? (круг, квадрат. треугольник). Как их можно сказать по другому?

    - А где мы часто встречаемся с этими фигурами? ( в математике)

    - Сегодня ребята, у нас необычный урок: урок-путешествие в математическую страну, название которой вы прочитаете на воротах этого города. (Слайд 2). – Кто может прочитать?

    - Верно, это Геометрия, часть великой науки Математики. Посмотрите-ка, а кто живет в этой стране! Вы узнали их? Верно, это наши знакомые: круг, треугольник, квадрат. На этом уроке мы познакомимся и подружимся с другими жителями этой страны.

    Практическая работа: Понятие «точка».

    - У каждого из вас, на парте есть карандаш и листочек бумаги. Возьмите карандаш и поставьте его на лист (учитель то же самое выполняет на доске мелом).

    - что сделал карандаш? (оставил след).

    - Этот след и есть точка – геометрическая фигура. (Слайд 3)

    - В стране Геометрии жила-была точка. Она была маленькой. Её оставил карандаш, когда наступил на лист тетради, и никто её не замечал. Так и жила она, пока не попала в гости к линиям. (Слайд 3)

    -Посмотрите, какие это были  линии. (Прямые и кривые)

    -На что похожи прямые линии? (похожи на натянутые верёвочки, а верёвочки)

    -Сколько прямых линий? (2)

    - На что похожи кривые линии? (которые не натянули, – это кривые линии)

    - Сколько кривых? (3)

    Прямая линия начала хвастаться: «Я самая длинная! У меня нет ни начала, ни конца! Я бесконечная!» (Слайд 4)

    -Очень интересно сталь точке посмотреть на неё. Сама-то точка малюсенькая. Вышла она, да так увлеклась, что не заметила, как наступила на прямую линию. И вдруг исчезла прямая линия. На её месте появился луч. (Слайд 4)

    -Он тоже был очень длинный, но все-таки не такой, как прямая линия. У него появилось начало.

    -Испугалась точка: «Что же я наделала?» Хотела она убежать, да как назло наступила опять на луч. (Слайд 4)

    -И на месте луча появился отрезок. Он не хвастался, какой он большой, у него уже были и начало, и  конец.

     -Вот так маленькая точка смогла изменить жизнь больших линий.

    -Ребята, какие же геометрические фигуры живут в стране геометрии? (точка, прямая линия, кривая линия, луч, отрезок) (Слайд 5)

    -Кто назовет тему урока?

    - Кто догадался, чему мы будем учиться  в стране Геометрии? ( учиться распознавать  и  чертить прямую линию, луч, отрезок)

    4. Работа  по теме урока.

    1) Практическая работа 2.

    - Что вы узнали о прямой линии? (она не имеет ни начала, ни конца). Она бесконечная) (Слайд 6)

    (Учитель берёт две катушки ниток, натягивает их, изображая прямую линию, и разматывает то одну, то другую, демонстрируя, что прямую можно продолжать в оба конца до бесконечности).

    Без начала и без края
    Линия прямая.
    Хоть сто лет по ней иди,
    Не найдёшь конца пути.

    - Что узнали о луче? (у него есть начало, но нет конца). (Слайд 6)

    (Учитель берёт ножницы, разрезает нитку. Показывает, что теперь можно продолжать только в один конец).

    - Что узнали об отрезке? ( у него есть и начало, и конец) (Слайд 7)

    (Учитель отрезает другой конец нитки и показывает, что нитка не тянется. У неё есть и начало, и конец).

    2) Работа по учебнику. 

    - Откройте учебник:

    - Посмотрите на рисунок на стр.40 . Расскажите, чем прямая линия отличается от кривой. (Прямая линия натянута, кривая – нет.)

    -Что вы запомнили о прямой линии, луче, отрезке?

    - Как начертить прямую линию? (провести по линейке линию) (Слайд 8)

    - Как начертить отрезок? (поставить две точки и соединить их) (Слайд 9)

    - Прочитайте задание на полях на стр.40. Как узнать, какой отрезок самый длинный. (Посчитать, сколько клеточек составляет длина каждого отрезка.)

    - Посчитайте и скажите, какой отрезок самый длинный. (Синий)

    - Какой отрезок самый короткий? (красный)

    Работа в парах.

    - Рассмотрите рисунок на стр.41. Расскажите соседу по парте, какие линии вы видите.

    Физминутка.

    5. Закрепление изученного материала.

    1) Работа в тетради

    Работа в парах.

    - Выполните следующее задание.

    - Посоветуйтесь в парах и ответьте на вопрос: сколько прямых линий можно провести через две точки? (одну) (Слайд 10)

    - Проведите линию с помощью карандаши и линейки.

    - Посоветуйтесь в парах: сколько кривых линий можно провести через две точки? (Много)

    6. Рефлексия.

    - Посмотрите на слайд. (Слайд 11) . Подумайте, на какие группы можно разделить данные геометрические фигуры. ( Лучи – 2,5; отрезки – 1,3,4)

    - Что нового узнали о линиях?

    - Где в жизни встречаются прямые линии? Кривые линии?

    - Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора»:

    зеленый – поняли новый материал, урок понравился;

    желтый – поняли новый материал, но испытывали трудности;

    красный – ничего не поняли.

    7. Подведение итогов урока.

    - Жители страны Геометрии благодарят вас за дружбу с ними, за  активную работу на уроке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики "Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок".

    Урок математики в 3 классе, в рамках которого учащиеся знакомятся с понятиями «точка», «кривая линия», «прямая линия», «отрезок»; учатся различать и строить прямые и кривые линии; продолжают работу по...

    Презентация к уроку математики "Точка.Кривая линия.Прямая линия.Отрезок" 1 класс УМК "Школа России"

    презентация подготовлена для методической разработки из пособия Е.П,Фефиловой, Е.А.Поторочиной "Поурочные разработки по математике 1 класс"...

    Точка,Кривая линия.Прямая линия.Отрезок.Луч

    презентация по теме" Точка,Кривая линия.Прямая линия.Отрезок.Луч"...

    Тема «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч»

    Уок знакомства с геометрическими понятиями....

    Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч». УМК «Школа России

    Цели: уточнить и обобщить геометрические представления детей, полученные ими в  дошкольном возрасте; расширить геометрические представления школьников; сформировать представления о понятиях «прям...

    Конспект урока математики "Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная" + интерактивное приложение

    Флипчарт:1. Заселяем домики2. Выражения с окошками3. Найди недостающую фигуру4. Типы линийКонспект:Организационный момент:Учитель:Математика зовётПервоклашек на урок,Числа нас ведут вперёдБудем знать ...