Рабочая программа кружка по математике 1 класс " Умники"
рабочая программа по математике на тему

Нургалиева Айгуль Дамировна

Данная программа направлена на обще-интелектуальное развитие учеников 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_1_klass.docx44.84 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА УЧПИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Рассмотрено на заседании МО                                       Согласовано                                                                   Утверждаю

учителей естественно-научного цикла                          Заместитель директора по ВР                                      Директор МБОУ СОШУчпили                                                    Руководитель МО                                                            

_____________ Фархутдинова А.А.                                   _____________ Шарипова Р.А                                         _____________Фазлетдинова Л.Р.                                   30.08.2017 г.                                                                   №  80 от  31 августа 2017г.

№ 1 от 30 августа 2017 г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умники»

на 2017-2018 учебный год

                                         

                                                                               

Направление внеурочной деятельности: общеинтелектуальное

Класс: 1

Общее количество часов: 33

Количество часов в неделю: 1

Программа: Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.-М.:Просвещение, 2011.

.Учитель:Нургалиева Айгуль Дамировна

                                                                             

                                                                                   

                                                         

1.Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Умники» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Актуальность программы заключается в том, что обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

 Цель программа  внеурочной деятельности по математике « Умники» -развивать математический образ мышления.
Цель конкретизирована следующими задачами:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

   

2.Общая характеристика учебного предмета, курса. ценностные ориентиры.

       Программа данного кружка представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов .Актуальность программы «Умники» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.  Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Специфическая  форма  организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т. д. формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данный кружок включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. На данном кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.

Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка

Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь).. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.

                                                    3.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята научатся:

-решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием;

-устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;

-строить логическую цепь рассуждений;

  -выдвигать гипотезы;

       -составлять задачи-шутки, магические квадраты;

-читать графическую информацию;

-находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;

-анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;

-различать существенные и несущественные признаки.

-отличать кривые и плоские поверхности;

   -доказывать способ верного решения.

Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.  

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

 - осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

                                                                             

4.Содержание учебного предмета,курса

 Пространственные и временные представления (9ч).

       Ребусы.

       Загадки-смекалки.

      Логические задачки

Сравнение предметов по размеру (больше—меньше, выше—ниже, длиннее—короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.).

Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между; рядом.

Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.

Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.

Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на....

Числа от 1 до 10 и число О. (14).

Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу,    вычитанием 1 из                              числа, непосредственно следующего за ним при счете.

Число 0. Его получение и обозначение.

Сравнение чисел.

Равенство, неравенство. Знаки «>», «<», «=» .

Состав чисел 2, 3,4, 5,6,7,8,9. Монеты в 1 р., 2р., 5 р.

Точка, Линии: кривая, прямая, отрезок, ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр.

Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов).

Математика вокруг нас ( 10)

Величины: длина, масса, объем.

Волшебные цифры. Римская нумерация.

Алфавитная нумерация

Единицы измерения времени.

История часов

 Ученые математики. Интересные задачки.

Математический КВН.

                                                                                5.Календарно-тематическое планирование

урока

Тема

Кол-во

ча-сов

Дата проведения

  ТСО, ИКТ,

наглядность

Характеристика основных видов деятельности обучающихся.

По

кален

дарю

Факт.

1-2

Вводное занятие

 «Математика – царица наук».

Свойства предметов.

 

2

5.09

12.09

Тетрадь в клетку;

Простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, шариковая ручка.

Называть свойства предметов, форму предметов, изменять цвет , форму, размер.Раскрашивать геометричемкие фигуры, сохраняя закономерность. Раскрашивать фигуры по образцу. Находить правило и заполнять схемы.

3-4

«Фея Математики»

Решение занимательных задач в стихах.

Большие  и маленькие предметы.

Группы предметов.

Сравнение групп предметов.

2

19.09

26.09

Наборы геометрических фигур.

Тетрадь в клетку;

Простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, шариковая ручка.

Изменять предметы: уменьшать и увеличивать, показывать стрелками последовательное уменьшение или увеличение. Находить общее свойство группы предметов. Сравнивать группы предметов. Находить различия.

5-6

«Фиксик идет на помощь»

Сложение групп предметов.

2

3.10

10.10

Счётные палочки.

Наборы геометрических фигур.

Набор фигур животных .

Воспроизводить смысл действия сложения, уметь записывать выражения.

Распознавать геометрические фигуры.

Читать примеры на сложение разными способами, в том числе и использую названия компонентов сложения.

Записывать сложение с помощью знака «+»

7-8

Учимся отгадывать ребусы

Вычитание групп предметов. Знак «-»

Связь между сложением и вычитанием. Выше, ниже.

2

17.10

24.10

Счётные палочки.

Наборы геометрических фигур.

Набор фигур животных .

Рассуждать о математическом смысле действия вычитания,.

Читать примеры на вычитание разными способами, в том числе и использую названия компонентов вычитания.

Записывать вычитание с помощью знака «-»

9-10

Загадки- смекалки.

Порядок.. Связь между сложением и вычитанием.

2

7.11

14.11

Счётные палочки.

Наборы геометрических фигур.

Набор фигур животных

Перечислять предметы в заданном порядке.

Читать примеры на сложение и вычитание разными способами, в том числе с использованием названия компонентов сложения и вычитания. Записывать взаимосвязь между сложением и вычитанием в знаковой форме.

Моделировать пространственно-временные отношения использовать в речи слова «раньше» - «позже»

10-11

 Магия чисел. Наука нумерологии .Один - много. На, над, под. Перед, после

Занимательные задачи. Магия чисел  -1, 2,3, 4

2

21.11

28.11

Счётные палочки.

Наборы геометрических фигур.

Моделировать понятие о пространственных отношениях

«на»,  «над»,«под», «вперед»,«назад», «внутри»,«справа», «слева»,«посередине»,«вне», «между».

Знать состав чисел 1,2.3,4.

12-13

Магия чисел 5.

Числовой отрезок.

Числа 1-5

2

5.12

12.12

Числовые веера.

Счётные палочки.

Линейка.

Моделировать представление о числовом отрезке и способе решения с его помощью числовых выражений типа 2+1, 2-1.

Характеризовать свойства шара, конуса, цилиндра, различать формы данных фигур в предметах окружающего мира..

 Складывать и вычитать в пределах 5, разными способами присчитывания и отсчитывания нескольких единиц на числовом отрезке.

Использовать  знаки сравнения .

14-15

Магия числа– 6

Точки и линии. Компоненты сложения.

 Ломаная линия. Многоугольник 

1

19.12

26.12

Числовые веера.

Счётные палочки.

Характеризовать состав числа 6, выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 6,на основе знания состава чисел, а также с помощью числового отрезка.

Представлять отрезок как самую короткую линию, соединяющую две точки.

Моделировать состав чисел в пределах 6, выполнять сложение и вычитание в пределах 6.  

16-17

«Магия числа-7»

Отрезок и его части.

2

16.01

23.01

Числовые веера.

Счётные палочки.

Исследовать состав числа 7, способы его получения.Использовать математическую терминологию.

Выполнять сложение и вычитание в пределах 7.

18-19

«Магия числа-8»

Задачи в стихах.

2

30.01

6.02

Числовые веера.

Счётные палочки.

Исследовать состав числа 8, способы его получения.Использовать математическую терминологию.

Выполнять сложение и вычитание в пределах 8.

20-21

Магия числа -9

Сложение и вычитание в пределах 9. Зависимость между компонентами сложения и вычитание

2

20.02

27.02

Числовые веера.

Счётные палочки.

Моделировать состав числа 9, способы его получения, уметь писать цифру 9.

Давать определения названия компонентов сложения и вычитания.

Выполнять сложение и вычитание в пределах 9.

22-23

Магия числа «О»

Кубик-рубик

Равные Фигуры

2

6.03

13.03

Исследовать ситуации , в которых фигурирует пустое множество.

Разбивать фигуры на части, а также составлять фигуры из частей.

Составлять и сравнивать простые задачи и выражения по рисункам

Выполнять сложение и вычитание в пределах 9.

Иметь представление о головоломке «Кубик Рубика»

24

Волшебные цифры. Римская нумерация.

Алфавитная нумерация

1

20.03

Характеризовать цифры и числа,  различны системы нумерации.

Проводить вычисления на числовом луче, использовать взаимосвязь между частью и целым.

25

«Помоги Незнайке»

Решение задач.

1

3.04

26-27

Математика вокруг нас.

Величины. Длина.Масса.

2

10.04

17.04

Находить геометрические величины разными способами и измерять их (на примере понятия длины) Исследовать представление о массе  и её измерении.

 Знать единицы измерения массы (фунт, пуд,килограмм). 

28

«Поможем Вопросику»

Величина :Объем

1

24.04

Иметь  представление об  объёме (вместимости) тела и их измерении (на примере понятия длины)

 Различать единицы измерения объема (ведро, бочка,литр).

Измерять объем с помощью различных единиц измерения.

29.

Единицы измерения времени.

История часов

1

8.05

30

Математический КВН.

1

15.05

31

Практикум «Подумай и реши».

1

22.05

32

Ученые математики

Интересные задачки

1

24.05

Иметь представление о ученых математики.

33

Круглый стол «Подведем итоги».

1

24.05

6.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Библиотечный фонд:

1.Примерные программы по учебным предметам. Начальня школа.- М.:  Просвещение, 2011.

2. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

3. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

4.Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100

5.Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе числовые карточки и знаки отношений).

6.Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, наборы угольников, мерки).

7.Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел.

8.Объекты (предметы для счёта).

Методические пособия:

Технические средства обучения:

1.МР-3 плеер

4.Принтер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" в 4 классе

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематичнское планирование и список литературы...

Рабочая программа кружка по математике "Умники и умницы"

Рабочая программа включает пояснительную записку и календарно тематическое планирование...

рабочая программа кружка "Занимательная математика" 1- 2 класс

Программа способствует развитию познавательных навыков....

Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"

Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...

Рабочая программа кружка"Эрудит" 4 класс математика

Пролграмма направлена на развитие математических способностей учащихся 4 класса....

Рабочая программа кружка "Юные умницы и умники"

Программа кружка, созданная на основе развивающего  курса учебно-методического комплекса Холодовой О. А. «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей», представляет с...

Рабочая программа кружка «Занимательная математика» (обще-интеллектуальной направленности) 4-5 класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результатыУ обучающегося будут сформированы:- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной ...