Рабочая программа кружка "Юные умницы и умники"
рабочая программа по математике (2 класс)

Программа кружка, созданная на основе развивающего  курса учебно-методического комплекса Холодовой О. А. «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей», представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_matem_2_kl.docx47.03 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

кружка

«Юные умники и умницы»

(развитие познавательных способностей)

Класс 2  «а»

Программу составила:

                                                                        Федорова Т.Б.,

                             учитель начальных классов

                                                    2018 -2019 уч. год

День занятий:  

___________________________

   Время занятий:

__________________________

Пояснительная записка

        

Программа кружка, созданная на основе развивающего  курса учебно-методического комплекса Холодовой О. А. «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей», представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей.

Особенности курса – содержит задания неучебного характера, серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Цель: расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития посредством совершенствования познавательных способностей  младшего школьника.

Основные задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей кружковой работы является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.

В основе кружковой работы  лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Система представленных  заданий (задач и упражнений) позволяет решить:

познавательный аспект

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
  • формирование и развитие общеучебных и навыков.

развивающий аспект

  • развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;
  • развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук);
  • развитие двигательной сферы.

        воспитывающий  аспект        

  • воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я- концепции».

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения:

  • самостоятельно действовать,
  • принимать решения,
  • управлять собой в сложных ситуациях.

Занятия построены  таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты:

регулятивные:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя и самостоятельно;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом задания
  • учиться работать по предложенному учителем и самостоятельно составленному плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • делать предварительный отбор источников информации;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя/добытую самостоятельно;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать различные объекты (например, математические, такие как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры);
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

коммуникативные:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • читать и пересказывать текст;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Содержание курса рассчитано  на 34 часа в год.

Реализация целей занятий достигается следующей работой:

Тренировка психических процессов. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование воображения. Развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей).

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Задания геометрического характера.Уникурсальные кривые. Составление и моделирование предметов.  Построение фигур из счетных палочек.  Построение фигур из конструктора "монгольская игра", "танграм".

Нестандартные задания алгебраического характера.Арифметический шифр.  Математический фокус.  Арифметические лабиринты с воротами.  Математические ребусы. Магические квадраты 3*3.

Нестандартные задания логического характера. Анаграмма. Комбинаторные задачи. Задачи с альтернативным условием.Игры Зака З. А. ( "Муха", "Просветы")

МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЙ ВО  2 КЛАССЕ

«Мозговая гимнастика» (1-2 минуты)Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличиваетсяобъем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

«Разминка»  (3 минуты)Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенногоположительного эмоционального фона, без которогоэффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызватьинтерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления  (15минут)Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразитьметоды и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к занятию.

Весёлая переменка (3-5 минут)Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет  не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

Построение предметных картинок, штриховка, графический диктант(15 минут)На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев». В процессе работы с графическими  диктантами формируется внимание и фантазия, развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.

Основные принципы распределения материала:

 1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

 3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

 4) увеличение объема материала;

 5) наращивание темпа выполнения заданий;

 6) смена разных видов деятельности.

        Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Календарно-тематическое планирование.

Календарные сроки

Тема

Количество часов

Основные виды

учебной деятельности обучающихся,

направленные на достижение

предметных и метапредметных

результатов

  по плану

по факту

I четверть – 9 часов

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления Развитие концентрации внимания.

1

Определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, при поддержке других участников группы, как поступить.

Определять и формулировать цель деятельности. Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться давать эмоциональную оценку деятельности.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Делать предварительный отбор источников информации. Добывать новые знания. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты.

Совершенствование мыслительных операций. Решение нестандартных задач.

1

Тренировка внимания. Решение нестандартных задач.

1

Тренировка слуховой памяти. Решение нестандартных задач.

1

Совершенствование мыслительных операций. Решение нестандартных задач.

1

Тренировка зрительной памяти. Решение нестандартных задач.

1

Развитие логического мышления. Решение нестандартных задач.

1

Обучение поиску закономерностей. Решение нестандартных задач.

1

Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

1

II четверть – 8 часов

10

Развитие концентрации внимания. Решение нестандартных задач.

1

Определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве. В ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить.

Определять и формулировать цель деятельности. Проговаривать последовательность действий. Высказывать своё предположение. Учиться отличать верно и неверно выполненное задание.

Ориентироваться в своей системе знаний. Делать предварительный отбор источников информации. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы, сравнивать и группировать. Преобразовывать информацию.

Донести свою позицию до других. Слушать и понимать речь других. Выполнять различные роли в группе.

Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам. Сравнивать между собой предметы, явления.

11

Совершенствование мыслительных операций .Задачи на тренировку  внимания.

1

12

Решение нестандартных задач.Тренировка слуховой памяти

1

13

Тренировка зрительной памяти. Решение нестандартных задач.

1

14

Развитие логического мышленияРешение нестандартных задач.

1

15

Обучение поиску закономерностей

1

16

Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

1

17

Развитие быстроты реакции, умения решать нестандартные задачи

1

III четверть – 10 часов

18

Тренировка внимания.Задачи на развитие логического мышления

1

Определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, при поддержке других участников группы, как поступить.

Определять и формулировать цель деятельности. Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться давать эмоциональную оценку деятельности.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Делать предварительный отбор источников информации. Добывать новые знания. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты.

19

Тренировка слуховой памяти. Обучение поиску закономерностей

1

20

Тренировка зрительной памяти. Решение нестандартных задач.

1

21

Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

1

22

Развитие наглядно-образного мышления. Решение нестандартных задач.

1

23

Развитие быстроты реакции. Ребусы.

1

24

Тренировка концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

25

Совершенствование мыслительных операцийОбучение поиску закономерностей

1

26

Развитие логического мышления. Решение нестандартных задач.

1

27

Развитие наглядно-образного мышленияРебусы. Задания по перекладыванию спичек

1

IV четверть – 8 часов

28

Развитие быстроты реакции, мышления

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

Определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить.

Определять и формулировать цель деятельности. Проговаривать последовательность действий. Высказывать своё предположениеУчиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Ориентироваться в своей системе знаний. Делать предварительный отбор источников информации. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы, сравнивать и группировать объекты. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Донести свою позицию до других. Слушать и понимать речь других. Выполнять различные роли в группе.

Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Давать определения понятиям. Определятьотношения между предметами. Выявлятьзакономерности и проводить аналогии.  

29

Тренировка концентрации внимания

1

30

Совершенствование мыслительных операций.

Решение нестандартных задач.

1

31

Тренировка слуховой памятиРазвитие умения решать нестандартные задачи

1

32

Тренировка вниманияОбучение поиску закономерностей

1

33

Совершенствование воображения. Решение нестандартных задач.

1

34

Тренировка зрительной памятиРебусы. Задания по перекладыванию спичек

1

35

Совершенствование мыслительных операцийВыявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Книгопечатная продукция
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-022995-1.
  • Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-023809-0.
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-021056-0.
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. : ил. – ISBN 978-5-09-022831-2.
  • Развитие познавательных способностей. Юным умникам и умницам/О. А. Холодова. – [Методическое пособие,3 класс. + Программа курса «РПС». – 3-е изд, перераб. – М.: РОСТ, 2011. – 270 с.]
  • Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, 3 класс. – 5-е изд, перераб. – М.:Росткнига, 2014. – 240 с.
  • Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей / Рабочие тетради. В 2-х частях.3 класс. – 5-е изд, перераб. – М.:Росткнига, 2014.  

  • Список группы:

№ п/п

Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Настоящая программа  внеурочной деятельности  разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс

Программа составлена на основе примерной прграммы  Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....

Рабочая программа кружка по математике "Умники и умницы"

Рабочая программа включает пояснительную записку и календарно тематическое планирование...

рабочая программа кружка "Умницы и умники", 2 и 3 классы

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся «Умники и умницы» с использова...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...

Рабочая программа для 3 класса "Умники и умницы"

Курс «РПС» - это система задач и упражнений, позволяющая комплексно развивать различные виды памяти, внимания, быстроты реакции, мышления; формирующая познавательную активность и самостоятельность в в...

Рабочая программа по курсу "Юным умникам и умницам" (2 класс)

Рабочая программа по курсу "Юным умникам и умницам"...