рабочая программа кружка "Умницы и умники", 2 и 3 классы
рабочая программа (2 класс) по теме

 

        Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся «Умники и умницы» с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ, 2009 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnicy.chirkova.doc264.5 КБ

Предварительный просмотр:


                                 

Рабочая программа

 курса «Умники и умницы»

для   2  класса

2 часа  в неделю (всего 64 часа)

Пояснительная записка

        Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся «Умники и умницы» с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ, 2009 г.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на три года обучения. Во втором классе 64 часа (2 часа в неделю).

           Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся, на основе системы развивающих занятий.

          Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

           

              В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

   Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

             Для проведения занятий для каждого класса (со 2-го по 4-й) разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

 а)  двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

 б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

  В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления  их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя  простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 7-10 лет, часть - составлена автором пособия.

   Остановимся подробнее на заданиях, включенных в рабочие тетради. В процессе выполнения каждого из них происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  1. задания на развитие внимания;
  2. задания на развитие памяти;
  3. задания на совершенствование воображения;
  4. задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  1. дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  2. выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  3. вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  4. выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  5. выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  6. деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

             - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

     Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

 Познавательный аспект

               Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

               Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

    Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

              Развивающий аспект

                  Развитие речи.

                 Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

 Развитие сенсорной сферы.

 Развитие двигательной сферы.

     

Воспитывающий аспект

     Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).

 Основные принципы распределения материала:

 1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

 3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

 4) увеличение объема материала;

 5) наращивание темпа выполнения заданий;

 6) смена разных видов деятельности.

        Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Формы контроля:

  1. тестирование;
  2. практические работы;
  3. творческие работы учащихся.

               

Содержание занятий - 2 класс (64 занятия)

           Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Модель занятия

во 2 классе такова:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-3 минуты)

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

РАЗМИНКА (4 минуты)

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного

положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (15минут)

      Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к занятию.

                         

ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-7 минут)

  Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет  не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)

 На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

Содержание занятий во 2 классе (64 часа)

№ занятий

Кол-во часов

Развиваемые способности

1

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

2

2

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

3

2

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

4

2

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

5

2

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

6

2

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

7

2

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

8

2

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления. Тренировка внимания.

Графический диктант

9

2

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

10

2

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

Графический диктант

11

2

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

12

2

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

13

2

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

14

2

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания

Развитие мышления.

Графический диктант

15

2

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

16

2

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

17

2

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

18

2

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

19

2

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

20

2

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант

21

2

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

22

2

Тренировка  слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

23

2

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

Графический диктант

24

2

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

25

2

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

26

2

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

27

2

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант

28

2

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

29

2

Тренировка  слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

30

2

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

Графический диктант

31

2

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

32

2

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

33

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

После изучения курса учащиеся должны уметь:

  1. воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  2. определять учебную задачу;
  3. ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. владеть своим вниманием;
  5. сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  6. владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
  7. использовать основные приемы мыслительной деятельности:
  1. описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  1. выделять существенные признаки предметов;
  2. сравнивать между собой предметы, явления;
  3. обобщать, делать несложные выводы;
  4. классифицировать предметы, явления;
  5. определять последовательность событий;
  6. судить о противоположных явлениях;
  7. давать определения тем или иным понятиям;
  8. определять отношения между предметами типа «род - вид»;
  9. выявлять функциональные отношения между понятиями;
  10. выявлять закономерности и проводить аналогии.
  1. самостоятельно мыслить и творчески работать;
  2. владеть нормами нравственных межличностных отношений.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

1

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

10

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

10

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

10

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

10

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

8

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

10

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

4

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

1



64

Учебно-тематический план 3 класс.


п/п

Кол-во часов

Тема

Краткое содержание

1.

2

Диагностика уровня развития познавательных процессов

у третьеклассников.

2.

4

Логические задачи на развитие способности рассуждать.

Мозговая гимнастика.

Ответь быстро на вопросы.

Запомни и нарисуй.

Составь новые слова. Логические задачи.

3.

3

Тренировка внимания.

Мозговая гимнастика.

Ответь быстро на вопросы.

Игры на внимание.

4.

2

Мозговая гимнастика.

Тренировка слуховой памяти.

Прочитай слова, правильно поставь ударение.

Логические задачи на развитие способности рассуждать.

5.

2

«Шапка для размышлений».

Знакомство с разными геометрическими фигурами.

Игра «Внимание».

Игра «Найди фигуру».

6.

3

Поиск закономерностей.

Мозговая гимнастика.

Ответь быстро на вопросы.

Игра «Так же, как…..»

Найди буквенную (числовую)

Закономерность.  Логические задачи.

7.

1

Работа со спичками.

Игра «Художник», знакомство с изографами, вычерчивание фигур, развитие пространственного воображения работа со спичками (строим дом, поверните его в другую сторону, выкладывание фигур из спичек по желанию)

8.

2

«Это интересно!»

Повторение алфавита, игра «Шифровальщик», составляем новые слова, решение логических задач.

9.

1

Игра «Умники и умницы».

Кто быстро и правильно ответит на вопросы.

10.

4

Логические задачи.

Мозговая гимнастика.

Ответь быстро на вопросы.

Тренировка внимания.

Составляем новые слова.

11.

2

«Закодированное слово».

Мозговая гимнастика.

Ответь быстро на вопросы.

Произнеси слово задом наперёд.

Отгадайте слово по первым буквам слов.

12.

2

Игра «Найди фигуру».

Мозговая гимнастика.

Ответь быстро на вопросы.

Тренировка зрительной памяти.

Игра «Угадай число».

Ответь на вопросы по словам на доске.


13.

4

Поиск закономерностей.

Мозговая гимнастика.

Ответь быстро на вопросы.

Игра «Внимание».

Как получилось слово?

14.

1

Игра «Фантазёр».

Мозговая гимнастика.

Ответь быстро на вопросы.

Игра «На что похоже?»

15.

1

Разгадывание ребусов.

Знакомство с ребусами, разгадывание ребусов.

16.

1

«Весёлые вопросы».

Мозговая гимнастика.

Ответь быстро на вопросы.

Кто больше составит вопросов.

Нарисуй вид  сверху.

Логические задачи.

17.

1

Игра «Умники и умницы».

Уровень кругозора.

18.

1

Игра «Внимание».

Мозговая гимнастика.

Ответь быстро на вопросы.

Тренировка слуховой памяти.

Игра в слова.

19.

4

Измени свойство.

Мозговая гимнастика.

Ответь быстро на вопросы. Тренировка зрительной памяти.

Найди 10 отличий. Игра «Измени свойство».

20.

1

Игра «Так же, как…»

21.

2

Работа с изографами

Повторить что такое изограф. Разгадывание изографов.

22.

2

Математический марафон.

Решение логических задач, решение числовых выражений, отгадывание чисел.

23.

1

Вопросы – загадки

Мозговая гимнастика.

Ответь быстро на вопросы.

24.

1

Игра «Выполни просьбы букв».

Знакомство с разными геометрическими фигурами.

Игра «Внимание».

Игра «Найди фигуру». Составь слова из одного большого слова.

25.

3

Поиск закономерностей.

Мозговая гимнастика.

Ответь быстро на вопросы.

Игра «Внимание».

Как получилось слово.

26.

1

Игра «Умники и умницы».

Уровень кругозора.

27.

4

Логические задачи.

Мозговая гимнастика.

Ответь быстро на вопросы.

Тренировка внимания.

Составляем новые слова.

28.

1

Посмотри и дополни

29.

1

Что? Где? КОГДА?

Интеллектуальная игра (знакомство)

30.

1

Работа со спичками.

Игра «Художник», вычерчивание фигур, развитие пространственного воображения работа со спичками (строим дом, поверните его в другую сторону, выкладывание фигур из спичек по желанию)

31.

1

Литературная викторина.

Угадай героев сказок, рассказов, повестей.

32.

1

Игра «Лабиринт».

Тренировка слуховой памяти.

33.

1

Игра «Самый умный».

См. приложение

34.

2

Диагностика уровня развития познавательных процессов  в конце года.

ВСЕГО

64 часа

Приложение

Самый умный

Игра. 3-й класс

ПРИВЕТСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ИГРЫ

Ведущий. Мы приветствуем зрителей и участников клуба «Самый умный».

Сегодня поединок младшей лиги среди вторых классов. На игровой подиум вышли 12 игроков, чтобы разыграть 3 путевки в суперфинал и побороться за почетное звание «Самый умный».

Я с удовольствием представляю вам претендентов на место в суперфинальной игре клуба «Самый умный».

Звучит общее приветствие для всех присутствующих.

ТУР I

Ведущий. Мы начинаем игру «Самый умный» младшей лиги. Вначале –несколько слов о ее правилах.

Игра состоит из трех туров (раундов). В I туре вы отвечаете на вопросы из самых разных областей знаний. К каждому вопросу предлагается 4 варианта ответов. Нужно выбрать из них единственно верный. Для ответа на каждый вопрос у вас 5 секунд. Всего я задам 12 вопросов. Шестеро лучших выйдут в полуфинал, где определятся трое сегодняшних финалистов.

Внимание! Вы готовы? Итак, начинаем первый тур.

Вопросы I тура

1. Кто из персонажей стихотворения А. Барто вздыхал: «Ох, доска качается...»?

а) Мишка;

б) зайка;

в) бычок;

г) лошадка.

2. У какого растения никогда не бывает цветов?

а) У папоротника;

б) у каштана;

в) у кактуса;

г) у картофеля.

3. Сколько планет

в Солнечной системе?

а) 8;

б) 9;

в) 10;

г) 11.

4. Какое хвойное растение осенью сбрасывает свои иголки?

а) Сосна;

б) можжевельник;

в) ель;

г) лиственница.

5. Как называется плод арбуза?

а) Овощ;

б) фрукт;

в) ягода;

г) костянка.

6. Каких птиц еще в Древней Греции использовали для отправки сообщений на дальние расстояния?

а) Жаворонков;

б) гусей;

в) голубей;

г) ласточек.

7. Как называют науку, изучающую прошлое человечества?

а) История;

б) география;

в) математика;

г) литература.

8. Какое прозвище было у русского царя Ивана IV?

а) Великий;

б) Грозный;

в) Мудрый;

г) Храбрый.

9. Из чего образуется янтарь?

а) Из смолы древних сосен;

б) из ископаемых;

в) из химикатов;

г) из жира животных.

10. Как называется подземная часть растения?

а) Почка;

б) корень;

в) цветок;

г) стебель.

11. Каким одним словом можно назвать гусиный лук, пролеску, ветреницу?

а) Летники;

б) первоцветы;

в) весенники;

г) листопадники.

12. Из чего получают сахар?

а) Из сахарной свеклы;

б) из сахарного сиропа;

в) из мела;

г) из сока деревьев.

13. Где расположены уши у кузнечика?

а) На ногах;

б) на голове;

в) на крыльях;

г) на спине.

14. Как называется начало реки?

а) Исток;

б) ручей;

в) устье;

г) впадина.

15. Кто из указанных героев сказки «Золотой ключик» является куклой?

а) Папа Карло;

б) Тортила;

в) Мальвина;

г) Дуремар.

16. Кто изображен на гербе Российской Федерации?

а) Одноглавый орел;

б) лев;

в) двуглавый орел;

г) лев и орел.

17. Кто из перечисленных животных не является земноводным?

а) Тритон;

б) жаба;

в) змея;

г) лягушка.

18. Чем в выражении «6 : 2» является число 2?

а) Частным;

б) делителем;

в) делимым;

г) уменьшаемым.

19. Как можно назвать пары слов: глубокий – мелкий, тихий – громкий?

а) Омонимы;

б) синонимы;

в) антонимы;

г) многозначные слова.

20. Какое из слов – устаревшее?

а) Изображать;

б) наблюдать;

в) молвить;

г) копать.

21. Какое из небесных тел не является планетой?

а) Марс;

б) Солнце;

в) Земля;

г) Венера.

22. Назовите правильное утверждение.

а) Луна вращается вокруг Земли;

б) Земля вращается вокруг Луны;

в) Луна вращается вокруг Венеры;

г) Солнце вращается вокруг Луны.

23. Какую сказку написал не Х.К. Андерсен?

а) «Снежная королева»;

б) «Гадкий утенок»;

в) «Кот в сапогах»;

г) «Стойкий оловянный солдатик».

24. Как правильно называется сказка братьев Гримм?

а) «Три храбреца»;

б) «Пять храбрецов»;

в) «Семеро храбрецов»;

г) «Шестеро храбрецов».

25. Кто из перечисленных авторов писал рассказы о природе?

а) С. Михалков;

б) В. Сутеев;

в) А. Барто;

г) В. Бианки.

26. Какой персонаж сказки К. Чуковского был «умывальников начальник»?

а) Бибигон;

б) Айболит;

в) Бармалей;

г) Мойдодыр.

27. Какой из названных плодов является орехом?

а) Финик;

б) авокадо;

в) фундук;

г) инжир.

28. Какая из перечисленных птиц не относится к совам?

а) Филин;

б) сыч;

в) козодой;

г) неясыть.

29. Какая из перечисленных сказок не принадлежит перу В. Сутеева?

а) «Дядя Миша»;

б) «Тетя Кошка»;

в) «Разные колеса»;

г) «Под грибом».

30. За что Чиполлино посадили в тюрьму?

а) Перешел улицу на красный свет;

б) дернул Вишенку за косичку;

в) наступил на мозоль принцу Лимону;

г) рассказал неприличный анекдот.

31. Кто автор сказки «Тараканище»?

а) К. Чуковский;

б) А. Толстой;

в) Э. Успенский;

г) В. Сутеев.

32. Сколько дней пролежали деньги Буратино на поле чудес?

а) один день;

б) нисколько;

в) семь дней;

г) два дня.

33. Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»?

а) Фиалки;

б) ландыши;

в) подснежники;

г) розы.

34. Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде?

а) Жар-птицу;

б) северного оленя;

в) Конька-Горбунка;

г) Сивку Бурку.

35. Какую башню называют «падающей»?

а) Пизанскую;

б) Эйфелеву;

в) Останкинскую;

г) водонапорную.

36. Что попало Каю в глаз?

а) Снежинка;

б) соринка;

в) осколок зеркала;

г) льдинка.

37. Кто основал город Санкт-Петербург?

а) Санта-Клаус;

б) Святой Петр;

в) Петр I;

г) Семен Петров.

38. Сколько желаний старика исполнила золотая рыбка?

а) Одно;

б) два;

в) три;

г) четыре.

39. Что такое кинология?

а) Наука о кино;

б) наука о собаках;

в) наука о грибах;

г) наука о логике.

40. Сколько цветов в спектре радуги?

а) 9;    

б) 7;

в) 5;    

г) 10.

41. Что вырабатывается с помощью прививок?

а) Иммунитет;

б) интуиция;

в) инстинкт;

г) рефлекс.

42. Как называется часть суши, омываемая со всех сторон водой?

а) Полуостров;

б) континент;

в) материк;

г) остров.

43. Какое сравнение используют, когда говорят об очень сильном дожде?

а) «Как из бочки»;

б) «как из ведра»;

в) «как из кастрюли»;

г) «как из бака».

Ведущий. Удачи вам в следующем туре! Огромное спасибо детям, которые принимали участие в игре, но, к сожалению, проиграли сегодня.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ведущий.

На болоте две подружки –

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет!

Всем друзьям

Физкультпривет!

«Правая и левая рука»

Ведущий. Постарайтесь без ошибок сделать такое упражнение: левой рукой похлопывайте себя по левой ноге, а правой в то же время поглаживайте себя сверху вниз по правой ноге.

Это труднее, чем кажется на первый взгляд! Попробуйте!

ТУР II

Ведущий. Добро пожаловать на игру «Самый умный»! Передо мной 6 полуфиналистов. Они показали лучшие результаты в первом туре и борются за выход в суперфинал. Но прежде чем определить порядок ответов, мы проведем конкурс «Дешифровщик».

Конкурс «Дешифровщик»

Загаданное слово будет представлять собой одновременно комбинацию отдельных букв (как на телефонном аппарате). Например: женское имя 4  1  6  3   0 (Мария)

Ключ

1абв        2гдеё        3жзий4клм        5ноп        6рст7уфх        8цчш        9щъыь0эюя        

 Чем меньше времени вы затратите, тем выше порядковый номер вашего выступления при дальнейших ответах. Внимание!

Хвойное дерево 6   5   6    5   1

(Сосна)

– Итак, стартовать участники будут в таком порядке: 1. ...; 2. ...; 3. ...; 4. ...; 5. ...; 6. ...

Ученики получают карточки, на которых записаны отрывки из 10 сказок. Надо угадать название произведения и его автора (если сказка не народная) и записать на листе бумаги. Побеждают первые 3 участника, правильно определившие все сказки. (Вопросы можно выбрать из предложенных в сценарии.)

Вопросы II тура

(на карточках)

1. «Перед девушкой открывается небольшая поляна, посреди которой жарко пылает высокий костер. Вокруг костра сидят двенадцать братьев». («Двенадцать месяцев», С. Маршак.)

2. «Была зима. Шел январь месяц. В такую-то пору под вечер злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице:

– Пошла бы ты в лес, набрала бы там подснежников». («Двенадцать месяцев», С. Маршак.)

3. «Договорились, – сказал Кот и на этот раз действительно стал исчезать по частям, не спеша: сначала пропал кончик хвоста, а потом постепенно все остальное; наконец, осталась только одна улыбка – сам Кот исчез, а она еще держалась в воздухе». («Приключения Алисы в стране чудес», Л. Кэрролл.)

4. «Приказал он принести сундуки дорожные, железом обитые, достал он старшей дочери золотой венец, золота аварийского, со каменьями самоцветными – на огне не горит, в воде не ржавеет.

Достает гостинец средней дочери, туалет хрусталю восточного, достает гостинец меньшой дочери, золотой кувшин с цветочком...» («Аленький цветочек», С. Аксаков.)

5.  «Отдала Женя старику-боровику, коренному лесовику, кувшинчик, взяла у него дудочку и поскорей побежала на свою полянку. Дудочка заиграла, и скоро вся поляна оказалась усыпана ягодами...» («Дудочка и кувшинчик», В. Катаев.)

6. «– Положи-ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной. Ты, верно, очень устала?» («Красная Шапочка», Ш. Перро.)

7. «Говорит старик дурню:

– Ступай в лес. На опушке дуб старый увидишь. Постучи по нему три раза топором, а сам упади наземь и жди. Когда увидишь перед собой готовый корабль, садись в него и лети, да по дороге забирай к себе на корабль всякого встречного...» (Русская народная сказка «Летучий корабль».)

8. «Тут вспрыгивает козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры из-под ножки-то камешки посыпались: и красные, и голубые, зеленые – всякие». («Серебряное копытце», П. Бажов.)

9.  «– Если ты опоздаешь хоть на одну минуту, – сказала она, – твоя карета снова сделается тыквой, лошади – мышами, лакеи – ящерицами, а твой пышный наряд опять превратится в старенькое, залатанное платьице». («Золушка», Ш. Перро.)

10. «– А еще меня уверяли, – сказал он, – но уж этому я никак не могу поверить, что вы будто бы умеете превращаться даже в самых мелких животных. Ну, например, сделаться крысой или мышкой. Должен сказать по правде, что считаю это совершенно невозможным». («Кот в сапогах», Ш. Перро.)

11. «Наконец очередь дошла до старой феи. Старуха наклонилась над кроваткой и, тряся головой больше от досады, чем от старости, сказала, что принцесса уколет себе руку веретеном и от этого умрет». («Спящая красавица», Ш. Перро.)

12. «Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки туда положили несколько фиалок, а вместо одеяльца – лепесток розы. В эту колыбельку девочку укладывали на ночь, а днем она играла на столе». («Дюймовочка», Х.К. Андерсен.)

13. «Только сказал – ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами». (Русская народная сказка «По щучьему веленью».)

14. «– Видишь вон то старое дерево? – продолжала ведьма и показала на дерево, стоявшее обок дороги. – Внутри оно совсем пустое. Полезай наверх – увидишь дупло, спускайся в него до самого низу». («Огниво», Х.К. Андерсен.)

15. «Один раз они чуть было не наступили на солдатика, но и тут прошли мимо, не заметив его. Конечно, если бы солдатик крикнул: «Я тут!» – его бы сейчас же нашли. Но он считал непристойным кричать на улице – ведь он носил мундир и был солдат». («Стойкий оловянный солдатик», X.К. Андерсен.)

16. «– Вези, вези ее, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали. Вези ее в лес, на трескучий мороз.

Старик затужил, заплакал, однако делать нечего – бабы не переспоришь. Запряг лошадь...» (Русская народная сказка «Морозко».)

17. «– Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чисто поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша.

Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чисто поле, натянули луки и выстрелили...» (Русская народная сказка «Царевна-лягушка».)

18. «Закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». (Русская народная сказка «Снегурочка».)

19. «Появился на птичьем дворе маленький птенец-утенок, и до того он был безобразный: с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою семью». («Гадкий утенок», Х.К. Андерсен.)

20. «Это был тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром». («Старик Хоттабыч», Л. Лагин.)

21. «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их назвали потому, что они были очень маленькие». («Приключения Незнайки и его друзей», Н. Носов.)

22. «Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли». («Волшебник Изумрудного города», А. Волков.)

23. «Жил-был доктор. Он был добрый». («Доктор Айболит», К.И. Чуковский.)

24.  «Алиса сидела со старшей сестрой на берегу и маялась: делать ей было совершенно нечего, а сидеть без дела, сами знаете, дело нелегкое...» («Приключения Алисы в Стране Чудес», Л. Кэрролл.)

25. «В городе Стокгольме на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон». («Карлсон, который живет на крыше», А. Линдгрен.)

Подведение предварительных итогов. Ведущий называет тройку финалистов.

ТУР III

Ведущий. Вы смотрите игру «Самый умный»! Передо мной 3 полуфиналиста. Они показали лучшие результаты во втором туре и борются за выход в финал. Но прежде чем определить порядок ответов, мы разыграем следующий небольшой конкурс. Вам необходимо будет связать попарно понятия. Например, растение и место его произрастания:

1. сосна 2. одуванчик 3. береза 4. картофель        

а) поле б) роща в) луг г) бор

Ответы: 1. г); 2. в); 3. б); 4. а).

Задание

1. капуста 2. крыжовник 3. клен 4. колокольчик        

а) цветы б) деревья в) овощи г) ягоды  

 Ответы: 1. в); 2. г); 3. б); 4. а).

– Быстрей всех справился с заданием ... , 2-й – ... , 3-й – ... .

ФИНАЛЬНЫЙ ТУР

Ведущий. В этом туре вам нужно будет с помощью кубика разыгрывать следующие категории, которые представят наши помощники – сказочные герои:

«Растительная жизнь»        

зеленый        Лесовичок        

«Братья наши меньшие»        

красный        Совенок         

«Сказочные животные»        

желтый        Светлячок        

«Калейдоскоп»        

салатовый        Попугайчик        

«Угадай-ка»         

оранжевый         Баба Яга        

«Таланты среди нас»        

голубой        Инопланетяша        

А Лесовичок-затейник предложит вам вне конкурса провести минутку отдыха и продемонстрировать домашнее задание?

Итак, в этом туре время на ответы будет ограничено.

Ваша задача – дать как можно больше правильных ответов на вопросы выбранной вами категории за одну минуту.

Первым начинает ... .

В игру вступает ... .

Прошу болельщиков поддержать ... .

В завершение жюри подводит итоги и награждает победителей новогодними призами.

 Вопросы финального тура

Братья наши меньшие

1. В Африке существуют соревнования по скачкам на этих огромных птицах. Назовите их. (Страусы.)

2. Почему у водоплавающих птиц перья в воде не намокают? (Потому что они смазаны жиром.)

3. Этот великолепный прыгун, способный одним прыжком перепрыгнуть на 9–12 м, вместе со страусом эму изображен на гербе Австралии. Кто это? (Кенгуру.)

4. Это единственный зверь на планете, шерсть которого имеет зеленый оттенок. Но не мех животного тому причина, а крошечные сине-зеленые водоросли, растущие прямо в шерсти зверька. А еще в густой шерсти этого млекопитающего живут бабочки-огневки. Назовите это животное. (Ленивец.)

5. У этого животного рог на голове представляет собой не костяной вырост, как у других рогатых животных. Его рог состоит из плотно склеенных волосков. Что это за животное? (Носорог.)

6. Какое крошечное насекомое-паразит является чемпионом попрыжкам среди насекомых? (Блоха.)

7. На нашей планете существует огромное количество различных животных: млекопитающие, рыбы, насекомые, птицы, рептилии. А каких больше всего? (Насекомых.)

8. Это название имеют и жук, поедающий муравьев, и царь зверей. (Лев.)

9. Какие хорошо знакомые нам насекомые являются одними из самых древних жителей Земли? (Тараканы.)

10. Какое животное самое большое в мире? (Синий кит.)

11. Какое животное, обитающие в воде, строит плотины? (Бобр.)

12. У какой птицы под клювом имеется кожистый мешок для складывания улова? (У пеликана.)

13. Это что за вкусный сок

Пчелка из цветочка пьет,

А потом домой несет,

Чтобы получился мед? (Нектар.)

14. У лошадки рубашка

В полоску, как тельняшка.

Конь есть конь, а не матрос.

Что за странность?

Вот вопрос! (Зебра.)

15. Дикая лесная свинья. (Кабан.)

16. Что носит на спине верблюд? (Горб.)

17. Угадайте, что за птичка:

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)

18. Чем дышит рыба? (Жабрами.)

19. Лесной «телеграфист». (Дятел.)

20. Зубастая хищница, с которой в море лучше не встречаться. (Акула.)

21. Ленивый медведь, живущий в Австралии, имеющий сумку, как кенгуру. (Коала.)

22. Им кусается пчела. (Жало.)

23. Когда он в клетке, то приятен,

На шкуре много черных пятен.

Он хищный зверь, хотя немножко,

Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард.)

24. На Крайнем Севере это животное впрягают в сани. (Олень.)

25. Самая маленькая птичка на Земле. (Колибри.)

26. Как называют зайчат, родившихся осенью? (Листопаднички.)

27. Какая рыба считается домашней? (Карп.)

28. Какие птицы не умеют летать? (Пингвин, страус, курица.)

29. Какой родственник коровы занесен в Красную книгу нашей страны? (Зубр.)

30. Какое хищное насекомое питается тлей? (Божья коровка.)

Растительная жизнь

1. Как с греческого языка переводится название растения астра? (Звезда.)

2. Эта дикая малина получила свое название за то, что ветви ее сплошь покрыты острыми шипами, как и кожа колючего лесного жителя. (Ежевика.)

3. Это растение на разных языках называется почти одинаково. У поляков оно – «поземка», у немцев – «земляная ягода». По-русски название этой ароматной лесной ягоды звучит очень похоже. (Земляника.)

4. Это дерево цветет позже других и распространяет изумительный аромат, по которому его легко узнать издалека. Его цветки являются прекрасным средством от простуды. (Липа.)

5. Слово «капут» в переводе с латинского языка означает «голова». Покупая этот полезный овощ, мама часто говорит: «Дайте, пожалуйста, вот эту головку». (Капуста.)

6. Какой первоцвет получил название из-за своих листьев: снаружи темных, гладких и холодных, а изнутри – теплых, мягких и светлых? (Мать-и-мачеха.)

7. Какой крупный цветок, из семян которого получают полезное масло, называют «цветком солнца», «солнечным сыном»? (Подсолнечник.)

8. Почему у ели нижние ветви находятся у самой земли, а у сосны – гораздо выше? (Сосна – светолюбивое растение.)

9. Это симпатичное с виду болотное растение – настоящий хищник. Оно питается мелкими насекомыми. Как оно называется? (Росянка.)

10. С этим стройным нежным деревцем часто сравнивают красивых юных девушек. А еще на коре этого дерева в старину писали, используя его вместо бумаги. Что это за дерево? (Береза.)

11. На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков...  (Горох.)

12. Это вовсе не качели,

А растение такое –

Обезьянам развлеченье,

Покачаться можно вволю. (Лиана.)

13. Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но в отличие от елки

Опадают те иголки. (Лиственница.)

14. На ветке – конфетки

С начинкой медовой,

А кожа на ветке –

Породы ежовой. (Крыжовник.)

15. Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)

16. Стоят в поле сестрички –

Желтый глазок,

Белые реснички. (Ромашки.)

17. Что получится, если высушить виноград? (Изюм.)

18. Экзотический мохнатый зеленый сладко-кислый фрукт. (Киви.)

19. Эй, звоночки – синий цвет,

С язычком, а звону нет! (Колокольчики.)

20. Цветок синего цвета, который часто можно отыскать во ржи. (Василек.)

21. Как называется колючка на розе? (Шип.)

22. Как называется плод у лещины? (Орех.)

23. Дайте научное название комнатному цветку, который мы привыкли называть «щучий хвост». (Сансевьера.)

24. Какую часть растения мы едим у гороха? (Семена.)

25. Как называется вещество, дающее листьям растений зеленый цвет? (Хлорофилл.)

26. Семена какого растения используют для приготовления шоколада? (Какао.)

27. Как называется растение, листья которого похожи на след лошади?(Копытень.)

28. Как распространяются семена одуванчика? (С помощью ветра.)

29. Какое растение считается лекарством «от семи недуг»? (Лук.)

30. Из какой страны к нам были привезены кактусы? (Из Мексики.)

Сказочные животные

1. Пудель Мальвины. (Артемон.)

2. Собака доктора Айболита. (Авва.)

3. Пес Дяди Федора. (Шарик.)

4. Песик Элли. (Тотошка.)

5. Собачка, которая помогала деду и бабке тащить из земли репку. (Жучка.)

6. Черепаха из сказки «Золотой ключик». (Тортилла.)

7. Пантера из сказки «Маугли». (Багира.)

8. Удав – друг Маугли». (Каа.)

9. Крыса старухи Шапокляк. (Лариска.)

10. Курочка, которая снесла золотое яичко. (Ряба.)

11. Поросенок – друг Винни-Пуха. (Пятачок.)

12. Друг Чебурашки. (Крокодил Гена.)

13. Кот из деревни Простоквашино. (Матроскин.)

14. Муха из сказки К. Чуковского. (Цокотуха.)

15. Корова из Простоквашино. (Мурка.)

16. Ослик из сказки «Винни-Пух и все-все-все». (Иа-Иа.)

17. Конек- ... (Горбунок.)

18. «Слепой» кот из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино». (Базилио.)

19. Тигр из сказки «Маугли» (Шер-Хан.)

20. Умный помощник из сказки Ш. Перро, который достался в наследство младшему брату. (Кот в сапогах.)

21. Подруга кота Базилио. (Лиса Алиса.)

22. Кошка, которая помогала деду и бабке тянуть из земли репку. (Мурка.)

23. Теленок, родившийся в деревне Простоквашино. (Гаврюша.)

24. Котенок, который забрался в шляпу и напугал Володю и Вадика из рассказа Н. Носова «Живая шляпа». (Васька.)

25. Медведь, обучавший Маугли закону джунглей. (Балу.)

26. Как звали жабу из одноименной сказки Б. Заходера? (Серая Звездочка.)

27. Щенок из сказки В. Сутеева, который вместе со Снеговиком-почтовиком отправился к Деду Морозу за елкой. (Бобик.)

28. Имена двух мышат из сказки «Колосок». (Круть и Верть.)

29. Вожак волчьей стаи, приютившей Маугли. (Акела.)

30. Пес из рассказа В. Осеевой «Почему?», на которого мальчик свалил вину за разбитую папину чашку. (Бум.)

Калейдоскоп

1. Как называется жидкое косметическое средство для мытья волос? (Шампунь.)

2. Как называют резиновую соску для младенца? (Пустышка.)

3. Как по-другому называется детская игрушка волчок? (Юла.)

4. Из скольких месяцев состоит год? (Из 12.)

5. Как называется вьющаяся или завитая прядь волос? (Локон.)

6. Как называется детская зимняя повозка на двух полозьях? (Сани.)

7. Какой месяц начинает зиму? (Декабрь.)

8. Как называется специальная книга, в которой отмечают успеваемость учащихся? (Журнал.)

9. Как называется мера длины, равная 10 cм? (Дециметр.)

10. Назовите по порядку цвета полос на флаге Российской Федерации. (Белый, синий, красный.)

11. За какой нотой следует нота ре? (До.)

12. Какой цвет получается при смешивании красного и желтого? (Оранжевый.)

13. Как называется бытовой электроприбор для измельчения кофейных зерен? (Электрокофемолка.)

14. Как называется устройство для замораживания продуктов? (Морозильник.)

15. Как называется транспортное средство, предназначенное для полета людей в космос? (Космический корабль.)

16. Как иначе называется гриб боровик? (Белый.)

17. Какая птица не имеет своего гнезда? (Кукушка.)

18. Что такое основа слова? (Все слово без окончания.)

19. Растянулась, как гармошка,

Чудо-печка под окном. (Батарея.)

20. Им гребут, плывя на лодке. (Весло.)

21. Кто на корабле главный? (Капитан.)

22. Как называются каникулы у ваших пап и мам? (Отпуск.)

23. Подземный транспорт. (Метро.)

24. Как называется цифра, которая появляется в дневнике школьника? (Оценка.)

25. Его сначала нужно заваривать, а потом уже пить. (Чай.)

26. Как кратко называют летающую тарелку? (НЛО.)

27. Как называют апельсин, яблоко и мандарин? (Фрукты.)

28. Ее драют матросы. (Палуба.)

29. Стелют на матрас меня,

Называюсь ... (Простыня.)

30. Светильник, стоящий на полу на длинной ножке. (Торшер.)

31. Как звали первых двух людей, которых сотворил Господь? (Адам и Ева.)

32. У нас – Дед Мороз, а

в Европе – ... (Санта- Клаус.)

33. Детский сатирический киножурнал. («Ералаш».)

34. Сумка туриста. (Рюкзак.)

35. Замерзшая вода. (Лед.)

36. Сахар в кусочках. (Рафинад.)

37. Низ обуви. (Подошва.)

38. Внучка Деда Мороза. (Снегурочка.)

39. Непосещение школы без уважительной причины. (Прогул.)

40. Самый короткий месяц. (Февраль.)

Угадай-ка

1. Какой блин обычно получается комом? (Первый.)

2. Какая птица, согласно народному выражению, всегда хвалит свое болото? (Кулик.)

3. Чего не выкинешь из песни? (Слова.)

4. Какому животному гусь не является товарищем? (Свинье.)

5. Сколько небитых дают за одного битого? (Двух.)

6. На что дуют, обжегшись на молоке? (На воду.)

7. Без чего не бывает дыма? (Без огня.)

8. Чему не верит Москва? (Слезам.)

9. Чем не вырубишь то, что написано пером? (Топором.)

10. Что следует ковать, пока оно горячо? (Железо.)

11. Без какого животного мышам раздолье? (Без кота.)

12. Какой продукт всему голова? (Хлеб.)

13. Какую прическу называют девичьей красой? (Косу.)

14. Рука какого человека, согласно пословице, не оскудеет? (Дающего.)

15. Кого, по пословице, боится дело? (Мастера.)

16. Сколько человек с ложками приходится на одного с сошкой? (Семеро.)

17. Какую птицу, согласно пословице, баснями не кормят? (Соловья.)

18. Что, согласно пословице, летит, когда рубят лес? (Щепки.)

19. В какое время суток все кошки кажутся серыми? (Ночью.)

20. Во что не рекомендуется плевать, согласно известной пословице? (В колодец.)

21. Кто свистит на горе? (Рак.)

22. Какому подарку в зубы не смотрят? (Коню.)

23. Что советует возить пословица, если любишь кататься? (Саночки.)

24. Большое плаванье – большому ... (Кораблю.)

25. Если собрать с миру по нитке, то что соберешь голому? (Рубаху.)

26. Не имей сто рублей, а имей сто ... (Друзей.)

27. На чем не нужно сидеть, если хочешь есть калачи? (На печи.)28. Тише едешь – дальше ... (Будешь.)

29. Не по словам судят, а по чему? (По делам.)

30. Согласно известной пословице, каким нужно родиться, если не красивым? (Счастливым.)

31. Что оторвали на базаре любопытной Варваре? (Нос.)

32. За что, согласно пословице, не берут денег? (За спрос.)

33. Матерью чего называют повторенье? (Ученья.)

34. Сколько рук у умной головы, согласно пословице? (Сто.)

35. Без чего нет рубля? (Без копейки.)

36. Что мудренее вечера? (Утро.)

37. Чего не купишь, судя по пословице? (Здоровья.)

38. Семеро его не ждут. (Одного.)

39. Куда не нужно соваться, не зная броду? (В воду.)

40. У скольких нянек дитя без глазу? (У семи.)

41. Какой фрукт падает недалеко от своего дерева? (Яблоко.)

42. Чем долг красен? (Платежом.)

43. Что любят деньги? (Счет.)

44. Когда приходит аппетит? (Во время еды.)

45. Чего не утаишь в мешке? (Шила.)

46. Какой конь борозды не испортит? (Старый.)

47. На какой роток не накинешь платок? (На чужой.)

48. Без чего не вынешь рыбку из пруда? (Без труда.)

49. Когда считают цыплят? (По осени.)

50. Чем клин вышибают? (Клином.)

51. Что должен знать всяк сверчок? (Свой шесток.)

52. Сколько лет ждут обещанного? (Три года.)

53. Что надо готовить летом, а что – зимой? (Сани – летом, а телегу – зимой.)

54. Без чего нет розы? (Без шипов.)

55. Что делается с шапкой на воре? (Она горит.)

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени А. С. Пушкина»

Составила

учитель начальных классов

Чиркова Юлия Андреевна

Рабочая программа

курса «Умники и умнички»

для   2, 3 класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"

Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления....

Рабочая программа к курсу "Умники и Умницы" О. Холодова 1 класс

Включает пояснительную записку и тематическое планирование, рассчитанное на 2 занятия в неделю...

Рабочая программа к курсу "Умники и Умницы" О. Холодова 3 класс

С пояснительной запиской и тем. планированием. Рассчитана на проведение 1 занятия в неделю...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» 1 класс

Вид программы: модифицированная (адаптированная), составлена на основе программы: Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»Большую роль в процессе учебной деятельности школьн...

Рабочая программа специального курса "Умники и Умницы" 2 -4 класс

Рабочая программа спецкурса по направлению "Организация научно-исследовательская деятельность" "Умники и Умницы" составлена в соответствии с требованиями ФГоС НОО...

рабочая программа " умницы и умники" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности, расчитанная на 34 (33) уч.часа в 1 классе...