Рабочая программа специального курса "Умники и Умницы" 2 -4 класс
рабочая программа (3 класс) по теме

Рабочая программа спецкурса по направлению "Организация научно-исследовательская деятельность" "Умники и Умницы" составлена в соответствии с требованиями ФГоС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kursa.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1 им. А.П.Гужвина г. Камызяк»

Рабочая программа  специального курса

по направлению «Организация научно- исследовательской деятельности с учащимися первой ступени обучения

«Умники и умницы»

для 2 - 4 класса

Составила: учитель

                                                          начальных классов    

Попрядухина М.А

2013г.

 

Пояснительная записка

Перед школой сегодня стоит актуальная проблема – подготовка ученика-исследователя, который видит проблемы, творчески подходит к их решению, владеет современными методами поиска, умеет сам добывать знания.  

 Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением .  В соответствии с учебным планом отводится 1 аудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа во 2 классе, 34 часа – в 3 классе , 34часа – 4 кл.

Программа спецкурса учитывает изменения, происходящие в современной общеобразовательной школе и ориентирована на знакомство учащихся с алгоритмом научного исследования, видами источников информации и разными формами работы с ними, методами исследования, критериями оценки исследовательских работ и докладов, правилами оформления работ, разными формами их представления.

Кроме теоретических знаний, получаемых учащимися, программа спецкурса предполагает серию практических занятий, в ходе которых учащиеся выполняют исследовательскую работу.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия), уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Программа направлена на формирование интеллектуальной, творческой микросреды учащихся начальной школы, формирование нравственных, духовно-эстетических качеств личности школьника.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на три  года обучения.

   Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность, знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.  Программа курса  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,   деятельностный подходы.

  Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

  Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Новизна  данной рабочей программы определена Федеральным государственным стандартом начального общего образования. Отличительными особенностями являются:

1. Развитие системного мышления и исследовательских качеств детей.

2 .Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

3. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом,  психологом

  Цель данного курса: развитие у младших школьников познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения и навыки.

Основные задачи курса:

  1. формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  2.  обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  3. формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  4. развивать познавательные потребности и способности, креативность;
  5.  формировать навыки самостоятельного мышления, обучать  методам интеллектуальной деятельности, развивать работоспособность, ответственность за свою деятельность, доведение выполняемого проекта до конечного результата, формировать общественно- активную личность с гражданской позицией;
  6. формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.

Формы организации учебного процесса.

Традиционная урочная, лекции, учебное исследование. Программа предусматривает проведение работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

 Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;

Объем и содержание необходимых стартовых знаний учащихся определяются требованиями общеобразовательного минимума для данной возрастной категории.

Предполагается участие младших школьников в школьных, муниципальных, областных, российских интеллектуальных марафонах, олимпиадах, конкурсах и проектах, дистанционных конкурсах.

Программа предусматривает достижение   3    уровней    результатов:

Первый уровень результатов  (2 класс)  предполагает приобретение учениками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Второй уровень результатов  (3 класс)  предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Третий уровень результатов  (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты. 

 

Особенности организации учебного процесса.

Тип курса: предметный.

Продолжительность курса: 34 часа -2 кл,  34 часа – 3 кл. ,  34 часа – 4 кл

Режим проведения занятий: традиционный 1 час в неделю.

     Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

Программа реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень подготовки по предметам, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем в жизни. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.

Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.

Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме. По завершении представляют готовые проекты.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей.

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

      Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Личностными результатами изучения курса    является формирование следующих умений:

- формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;

- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления;

    - определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

   -  в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса    являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

    -   определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя;

    -         учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-  планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

   - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату:

   - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

 -  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

 -     строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;

-       проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

-       устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

-       строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные УУД:

-  адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

 - умение координировать свои усилия с усилиями других;

 -  формулировать собственное мнение и позицию;

 - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

 -  задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

 Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента.

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

    По окончании программы:

  • учащиеся смогут продемонстрировать действия, направленные на выявление  проблемы и определить направление исследования проблемы;
  • зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
  • обозначится граница исследования;
  • разработается гипотеза или гипотезы;
  • определится деятельность по самостоятельному исследованию, выберутся методы исследования;
  • будет вестись  последовательно исследование;
  • зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);
  • проанализируются и обобщатся полученные материалы;
  • подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;
  • организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
  • простимулируется исследовательское творчество детей с привлечением родителей;
  • обучатся правилам написания исследовательских работ;
  • организуется  экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;
  • продемонстрируются  результаты на мини- конференциях, семинарах;
  • включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов,  среди учащихся 2,3,4 классов;
  • создадутся у учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;
  • сформируются представления об исследовательском обучении и как стать исследователем;
  • активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Ожидаемый результат: развитие исследовательской компетентности, выполнение учебной исследовательской работы, выступление на конференции исследовательских работ.

Способы контроля: вводное анкетирование учащихся и их родителей; текущий контроль, основанный на отслеживании хода работы над учебным исследование, тест, диагностика, зачёт, итоговый контроль.

Критерии оценивания работы.

1. Самостоятельность работы.

2. Важность темы.

3. Полнота раскрытия темы.

4. Качество выполнения продукта.

5. Использование наглядности.

6. Убедительность презентации.

7. Ответы на вопросы.

Критерии оценок предложенные учителем обсуждаются на одном из первых заседаний кружка вместе с детьми, могут быть дополнены или изменены после коллективного обсуждения.

Оценочный лист продукта

п/п

Параметры оценивания

 Ф.И. учащегося

Ф.И. учащегося 

Ф.И. учащегося 

 1.

 Актуальность выбранной темы

 

 

 

 2.

 Глубина раскрытия темы

 

 

 

 3.

 Практическая ценность проекта

 

 

 

 4.

 Композиционная стройность

 

 

 

 5.

Логика изложения

 

 

 

 6.

 Соответствие плану

 

 

 

 7.

 Обоснованность выводов

 

 

 

 8.

 Правильность и грамотность оформления

 

 

 

 9.

 Аккуратность и дизайн оформления

 

 

 

10.

Самостоятельность при выполнении работы

 

 

 

11.

Использование собственных (авторских) материалов

 

 

 

12.

Содержательность приложения

 

 

 

13.

Источники и полнота их использования

 

 

 

14.

Сценарий защиты (логика изложения)

 

 

 

15.

Грамотное построение доклада

 

 

 

16.

Умение изложить самое интересное и ценное

 

 

 

17.

Владение материалом

 

 

 

18.

Умение отвечать на вопросы

 

 

 

19.

Умение защищать свою точку зрения

 

 

 

20.

Владение аудиторией при защите

 

 

 

21.

Итоговая оценка

 

 

 

Дневники самооценки

На следующие вопросы обучающиеся отвечают после каждого этапа проекта.

  1. Что я прочитал, кто мне рассказал о…
  2. Что я узнал о…
  3. Мои наблюдения, опросы…
  4. Вопросы, которые у меня возникли после проведённого исследования…
  5. Мои выводы…
  6. Моё сообщение к защите проекта в классе…

Отметь знаком «+» те качества, которые ты приобрел в процессе работы над проектом. Дополни список.

Я научился:

  • Искать информацию с помощью сети Интернет
  • Искать информацию в книгах и энциклопедиях
  • Вести наблюдения
  • Пользоваться цифровым фотоаппаратом
  • Обсуждать результаты работы с одноклассниками
  • Задавать вопросы, когда возникают трудности
  • Просить помощи, когда возникают трудности
  • Помогать товарищу, когда он об этом просит
  • Радоваться успеху товарища

Самооценка ученика успешности своего участия в коллективной работе над проектом.

Фамилия, имя ученика    

был пассивен

был активен

был ОЧЕНЬ активен

Я собирал теоретический материал для проекта

Я систематизировал материал

Я подбирал рисунки для статей и проектов

Я делал фотографии

Я делал выводы

Я принимал участие в создании путеводителя

Я находил и исправлял ошибки

Я ответил на вопросы проекта

Я выступал перед родителями и другими ребятами по теме проекта

        


Содержание программы.

2 кл

  1. Введение в исследовательскую деятельность. ( 3 ч)

           Знакомство с понятием «исследование». Научное познание, его особенности. Метод и его роль в научном познании.  

  1. Учебная исследовательская работа, ее структура, содержание, этапы, методы (1ч) 

            Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, про       вести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов.

  1. Выбор и утверждение темы исследования (3ч) 

      Выбор темы. Постановка цели и задач исследования (п/р).  

  1. Структура учебного исследования  (3ч ).

Составление плана работы над учебным исследованием. (п/р) .

  1. Определение объекта (2ч). 

           Объект, предмет и гипотеза исследования.

  1. Работа с различными источниками информации (7ч)

         Виды информационных источников. Работа с книгой. Этика цитирования. Составление библиографического списка по теме (п/р).     Электронные источники информации и работа с ними.

  1. Оформление результатов учебной исследовательской работы (6ч). 

Разделы исследовательской работы. Правила оформления работы(п/р).

  1. Подготовка к школьной конференции исследовательских работ (3ч)

           Подготовка доклада. Подготовка презентации.

  1. Критерии оценки исследовательской работы (1ч)

          Критерии оценки доклада и презентации. Правила написания рецензии.

  1. Школьная конференция учебных исследовательских работ учащихся (3ч).

          Защита исследовательских и проектных работ (п/р).

                 11  .Итоги работы спецкурса (2ч).

 Рефлексия. (2ч)

Тематическое планирование (2 кл)

№ п/п

Тема занятия

Общее количество учебных часов

 Теория / Практика

Формы контроля

1.

Введение в исследовательскую деятельность.

3 ч

 2/1

 Анкетирование

2.

Учебная исследовательская работа, ее структура, содержание, этапы, методы.

 1

1

 

3

 Выбор и утверждение темы  исследования.

 3

1/2

 Отчёт о выборе темы и цели работы

4

  Структура учебного исследования 

3 ч

 1/2

Отчет о проведенном эксперименте.

5.

 Определение объекта

 2

1/1

 Отчёт о выборе темы и её актуальности

6

Работа с различными источниками информации

 7

2/5

 Составление списка  литературы

7.

Оформление результатов учебной исследовательской работы.

 6

1/ 5

 Учебно-исследовательская работа.

8.

Подготовка к школьной конференции исследовательских работ.

3  

1/ 2

 Текст доклада

9.

Критерии оценки исследовательской работы.

1

 1

Самооценка работы

10.

Школьная конференция учебных исследовательских работ учащихся.

 3

  /3

 Учебно-исследовательская работа.

11.

Итоги работы спецкурса.

 2

   / 2

 Зачёт

Содержание программы.

3 кл

1.Введение в исследовательскую деятельность (4 часа)

Виды исследовательских работ: доклад, стендовый доклад, проект, научно – исследовательская работа. Конкурсы школьников.

2. Этапы работы в процессе исследования (14 часов)  Выбор темы. Постановка цели, задач. Определение объекта и предмета исследования (п/р). Виды информации: справочники, энциклопедии, периодические издания, кино, аудио  и видеоматериалы, люди. Методика поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями, Интернет. Сбор  информации по своей проблеме исследования (п/р). Способы обработки полученной информации (п/р).Методы и методика исследования. Эксперимент как ведущий метод познания. План эксперимента. Представление результатов в форме отчета (п/р)

3. Оформление работы (6 часов).Структура исследовательской работы. Три основных раздела работы: введение, основная часть, заключение. Правила оформления учебно-исследовательской работы. Оформление и демонстрация работы. Зачетная работа.

 4. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы (8 часов). Подготовка к защите. Требование к докладу. Составление текста доклада (п/р). Культура выступления.  Публичное выступление. Упражнения. Развитие дикции. Движение рук и тела. Игра голосом.

5. Зачетная работа (2часа) Публичная защита исследовательской работы.

Тематическое планирование (3 кл)

№ п/п

Тема занятия

Общее количество учебных часов

 Теория / Практика

Формы контроля

1.

 Введение в исследовательскую деятельность.

4 ч

 2/2

 Анкета

2.

Этапы работы в процессе исследования.

14 ч

 6/8

Отчет о проведенной  работе.

3.

Оформление работы.

8 ч

 4/4

Учебно-исследовательская работа.

Зачёт .

4.

Подготовка к защите учебно – исследовательской работы.

6 ч

 3/3

Доклад по учебно-исследовательской работе.

5.

Зачетная работа.

 2

1/ 1

 Зачёт .

Всего   34ч

16/18

Содержание программы.

(4 класс)

1. Введение в исследовательскую деятельность ( 1ч.).

Исследовательская деятельность одна из форм получения новых знаний.

Практическая работа :оформление  «Дневника юного исследователя».

2. Выбор темы (2 ч. ).

Выбор темы в соответствии с личными интересами. Знакомство с вопросами, которые помогут выбору темы. Знакомство с перечнем тем для самостоятельных исследований.

Практическая работа :диагностика интересов учащихся.

3. Виды исследований ( 4 ч.).

Виды исследований: опыты, наблюдения, эксперименты, исследования фантастические, теоретические, экспериментальные (эмпирические).

Практическая работа: опыт «Чудесная бумага».

Практическая работа: теоретическое исследование «Животные из Красной книги Астраханской области,

Практическая работа: фантастическое исследование « Что было бы, если бы были живы динозавры ?».

4. Формы защиты исследований ( 3 ч.).

Доклад, реферат, проект, сообщение, поделка, и т. п.

Практическая работа: сообщение , доклад, реферат по выбранной теме.

5. Планирование исследовательской деятельности ( 2 ч.).

Цель исследования, задачи исследования, гипотеза исследования, методы исследования, работа с дополнительной литературой (сбор и обработка информации), защита исследования.

Практическая работа: планирование проекта « Моя родословная».

6. Работа с дополнительными источниками (4 ч. ).

Дополнительные источники информации : книги, справочники, энциклопедии, газеты, журналы, радио и телевидение, Интернет.

Практическая работа: работа с дополнительными источниками по выбранной теме.

7. Критерии оценивания , виды голосования (2 ч.).

Выбор и обсуждение критериев оценивания предложенных учителем. Бальное оценивание. Выведение среднего балла. Голосование очное и тайное.

Практическая работа: оценивание сообщений, тайное голосование            

« Лучшее сообщение»,  голосование « Лучший дежурный класса».

8. Мини – исследования (3 ч.).

Практическая работа  по выбранной теме с дополнительными источниками.

9.Социологические исследования (3 ч.).

Опрос, анкетирование, тест.

Практическая работа: анкета «Вредит ли курение вашему здоровью?», опрос «Домашние обязанности».

Практическая работа: социологические исследования по выбору.

1 0. Резервные часы (10 ч. ).

Защита самостоятельных исследований, работа над проектами, демонстрация коллекций, выступления перед учащимися других классов.

 Тематическое планирование (4 кл)

       Тема   занятия

Кол-во часов

Теория\практика

Формы контроля

1

Введение в исследовательскую деятельность.

1

0,5\05

Дневник юного исследователя

2

Выбор темы

2

1\1

        Диагностика

3

Виды исследований: опыты, наблюдения, эксперимент .

4

1\3

Самоанализ работы

4

Формы защиты исследований.

3

1\2

Отчёт о выбранном проекте

5

Планирование исследовательской деятельности.

2

0,5\1,5

Отчёт о сборе и обработке информации

Зачёт.

6

Работа с дополнительными источниками

4

1\3

Самооценка работы в Дневнике юного исследователя

7

Критерии оценивания, виды голосования.

2

0,5\1,5

        Бальное оценивание

8

Мини-исследования

3

0,5\2,5

Отчёт о выбранной теме и работе с источниками

9

Социологические исследования: опрос, анкетирование, тест

3

0,5\2,5

Результаты анкетирования

10

Резервные часы

10

\10

Выступления с проектами.

Зачёт.

11

Итого

34

6,5\27,5

Литература для учителя.

  1. Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.
  3. Курносенко В.И. Проектно-исследовательская деятельность краеведческой направленности как средство реализации компетентностного подхода в начальной школе. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - 11 января.
  4. Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся: 1 класс, 2кл.: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2012.
  5. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. «О тех, кто растет, но не бегает.» из. М.: «Баласс», 2003.
  6. Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  7. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. –М.:Центр «Педагогический поиск», 2006.- 160с.
  8. ФГОС.Проектная деятельность.
  9. Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.
  10. Энциклопедическая и справочная литература
  11. Я-исследователь, рабочая тетрадь для младших школьников.авт.Савенков А.И.; Самара:Издательский дом «Фёдоров»,2011.
  12. Интернет – ресурсы для реализации программы
  1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык.  [Электронный  ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)
  2. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
  3. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
  4. Занимательные научные опыты для детей   http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml 
  5. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml
  6. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)

Литература для  детей

  1. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
  2. « Дневник юного исследователя» ( заводится на первом занятии).
  3. Интернет  - ресурсы.
  1. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
  2. Изучаем животный мир - ставим опыты http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10n.shtml
  3. Познавательные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...