Внеурочное занятие. Аппликация из кругов.
план-конспект занятия по математике (3 класс) на тему

 Пилявских Елена Алексеевна

  Цель: развитие умений использовать математические знания в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanitiya_applikatsiya_iz_krugov.docx35.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Практические задания. Аппликация из кругов.

    Цель: развитие умений использовать математические знания в повседневной жизни.

    Задачи:

  • совершенствовать навыки выполнения технологических операций: построение окружности, разметки и вырезания деталей по криволинейному контуру;
  • формирование знаний о мотивах и видах орнаментов;
  • научить составлять  ритмичные орнаменты из геометрических фигур;
  • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  • развитие математической речи;
  • воспитание стремления к расширению математических знаний.

Межпредметные связи: математика, технология, изобразительное искусство, литература.

Материалы и оборудование к уроку.

    Для учителя: предметный ряд – русская народная рубаха, полотенце (рушник); презентация об орнаментах и русском народном костюме, подборка музыкального фона.

    Для учащихся: циркуль, линейка, ножницы, цветная бумага.


    Ход занятия

Задачи  этапа занятия  (виды работ)

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

I. Орг. момент

Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

– Ребята, посмотрите на свои руки. Они большие, сильные у мальчиков, а у девочек – нежные и ласковые. Ваши руки могут все: обнять друга и помочь товарищу, покормить голодного котенка и приласкать щенка, они могут сделать красивую вещь. Какие добрые и умные руки.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить.

– И сегодня на занятии предлагаю вам поучить наши руки делать красивые и полезные вещи.

Включаются в учебную деятельность.

Личностные УУД:

проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Коммуникативные УУД: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.  Вводная беседа. Формулирование темы урока, постановка цели

Организовать формулирование темы и   цели урока учащимися.

Сформировать понятие «орнамент»;  углубить знания о народных костюмах;

способствовать развитию художественно – образного, мышления; долговременной  памяти; устной речи; пространственного воображения.

Способствовать воспитанию интереса к народной культуре и традициям своего и других народов

Организует формулирование  темы и цели  урока, обозначает основные образовательные задачи, выясняет практическую значимость изделия; сообщает новые знания, используя межпредметные связи с изучаемыми дисциплинами; углубляет, систематизирует ранее полученные знания; использует ИКТ, сопровождает беседу иллюстративным материалом, организует детей на самостоятельный поиск информации.

- К нашему занятию я принесла из дома ценные вещи. Отгадайте какие.

Говорит дорожка –

Два вышитых конца:

«Помойся хоть немножко,

Чернила смой с лица!» (Полотенце)

– Ребята, а вот вам еще загадка:

Один вход, три выхода. (Рубаха).

Посмотрите внимательно на эти предметы, скажите, что  их объединяет? (орнамент)

- Что такое орнамент?

Орнамент – в переводе с латинского языка означает «украшение».

Орнамент – узор, построенный на ритмичном чередовании и организованном расположении элементов.

Орнамент состоит из отдельных обычно повторяющихся мотивов.

Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) – это отдельный элемент, без которого нет орнамента. В зависимости от мотивов орнаменты делятся на такие виды:

· геометрические – простые кружочки, треугольники, ромбы, зигзаги, линии, кресты;

· растительные – цветы, листья, ветки;

· зооморфные –  животные, птицы, рыбы;

· антропоморфный – стилизованное (упрощённое) изображение силуэтов, людей;

· предметный – изображение предметов быта, орудий труда, отдыха, атрибутика театрального искусства, музыкальных инструментов;

· каллиграфический – образуется из отдельных букв или элементов текста;

· пейзажный – реалистическое или стилизованное изображение мотивов природы, архитектурных памяток;

· геральдический – это композиция с изображением гербов, орденов, медалей, эмблем, значков.

– Какое основное назначение орнамента?  (Украшение поверхности  предмета).

На языке орнамента можно рассказать многое: где живёт человек, какие животные его окружают, какие растения растут в его местности. И орнаменты у каждого народа разные. 

Для русского народного орнамента характерна смешанность мотивов. Орнамент мог быть геометрическим, растительным, изображать животных, птиц, человеческие фигуры

- Как выдумаете, под каким номером геометрический орнамент? 

– Почему он так называется? (Состоит из геометрических фигур).

Каждый символ орнамента несет свое значение. Например, геометрические орнаменты (ромбы, квадраты) символизировали землю и плодородие, пахотные поля.  Крестики, кружки – знаки, олицетворяющие огонь и солнце.

- Где можно увидеть орнаменты? (Одежда)

- Из чего состоял русский народный костюм у женщин, у мужчин?

Женский костюм состоял из  рубахи,  сарафана и головного убора. Головной платок был одной из основных частей женского костюма. Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще кокошник, сорока. Маленькие девочки носили на лбу матерчатые ленты. Девушкам разрешалось носить открытые повязки-ленты, коруны, венцы, закрывавшие только лоб и затылок.  У мужчин костюм состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора. Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани. Украшали вышивкой.

- Сформулируйте тему урока.  

- Сегодня на уроке мы будем украшать народный головной убор девочек – повязку-ленту или пояс мальчиков.

- Какие фигуры будете использовать для украшения, отгадайте загадки:

Прикатилось колесо, ведь похожее оно,

Как наглядная натура лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг? Ну, конечно, это … (круг).

На фигуру посмотри и в альбоме начерти.
Три угла. Три стороны меж собой соедини.
Получился не угольник, а красивый… (треугольник).

Я фигура – хоть куда, очень ровная всегда,

Все углы во мне равны и четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,

Потому что я…. (квадрат) 

- Какую геометрическую фигуру называют кругом?

- Каким инструментом воспользуетесь?

- Расскажите об устройстве циркуля.

- Восстановите алгоритм построения окружности:

1.  Отметьте на листе бумаги точку  и назовите её буквой О.

2. Возьмите циркуль, раздвиньте «ножки»  циркуля  на расстояние равное радиусу окружности.

3. Поставьте иголку циркуля в точку О,

4. Проведите замкнутую линию.

- Какие инструменты будут необходимы для построения треугольников и прямоугольников.

– В какой технике мы будем сегодня работать? (В технике аппликация)
– Что такое аппликация? 
    Аппликация – это способ наклеивания на бумагу разноцветных кусочков бумаги для создания различных орнаментов. 

С помощью учителя формулируют тему и  цель урока,

высказывают свое мнение  о практической значимости изделия. Участвуют в диалоге, наблюдают,  слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли;

Познавательные УУД:   производить логические мыслительные операции - анализ, сравнение; добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и  преобразовывать ее из  одной  формы в другую.

III. Подготовка к практической работе

Закрепить навыки анализа конструкции изделия; планирования работы.

Показывает образец изделия; определяет его назначение, конструкцию: количество частей, деталей, способы их соединения; выявляет материалы, инструменты и приспособления; составляет краткий план работы; проводит физминутку.

- Составим план работы

    Планирование работы.
1. Продумать композиционное расположение геометрических фигур на ленте (поясе).

2. Начертить при помощи чертежных инструментов геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники).
3. Распределить фигуры на ленте (поясе). 
3. Приклеить  детали к основе. 

– Какие инструменты помогут нам сегодня на уроке?

– Ребята, давайте вспомним правила безопасной работы с клеем, циркулем и ножницами.

– А теперь за дело! Я предлагаю превратить наш класс в мастерскую. А нам стать мастерами-умельцами. 

Физминутка.
Мы весёлые матрёшки,
Ладушки, ладушки,
На ногах у нас сапожки.
Ладушки, ладушки.
Завязали мы платочки,
Ладушки, ладушки.
Раскраснелись наши щёчки.
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пёстрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи, словно сёстры,
Ладушки, ладушки.

Совместно с учителем анализируют образец изготавливаемого изделия, разбираются в графической схеме,

составляют план практической работы, выполняют

физминутку

Коммуникативные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою  позицию до  других, слушать и понимать речь  других,

уметь   сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого.

Регулятивные УУД:  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий

IV. Организация  рабочего места

Закрепить навыки организации рабочего места;  выявить знания о правилах безопасной работы инструментами и правилах санитарной гигиены  

Проверяет готовность обучающихся к уроку: выясняет наличие материалов, инструментов  и приспособлений.

Проводит инструктаж по размещению оборудования на рабочем столе; выявляет режущие и колющие инструменты; обучает правилам безопасной работы режущими и колющими инструментами.

Регулятивные УУД:  учиться  готовить рабочее место, объяснять выбор  наиболее подходящего  оборудования для  выполнения задания.  

V. Практическая работа

Закрепить навыки выполнения работы по плану; совершенствовать навыки выполнения технологических операций: построения геометрических фигур и вырезания деталей по криволинейному контуру; склеивания.

Способствовать воспитанию общей культуры труда; технологической культуры; художественно - эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия.

Определяет критерии оценивания практической работы; организует практическую работу детей; проводит вводный инструктаж; предупреждает возможные ошибки и намечает  пути и устранения; организует самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, проводит пооперационный контроль.

Выполняют практическую работу  самостоятельно и под руководством учителя,

осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту.

Регулятивные УУД:  учиться проговаривать последовательность действий на уроке; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки;  выполнять практическую работу по  плану; предлагать свои  конструкторско-технологические приёмы и способы  выполнения отдельных этапов изготовления изделий; осуществлять контроль точности выполнения технологических операций.

VI. Подведение итога урока. Рефлексия.

Обобщить полученные школьниками предметные знания и умения.

Организовать самооценку учебной деятельности

Организует выставку работ детей, их обсуждение; проводит анализ типичных ошибок и способов их устранения; выясняет, что узнали нового на занятие, чему научились, где в дальнейшем можно применить полученные знания и практические умения.

Организует самооценку учебной деятельности. 

Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и  самооценку учебной деятельности

Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и  другими учениками давать

эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

VII. Уборка рабочих мест

Способствовать воспитанию общей культуры труда, умению  быстро и организованно убрать рабочее место  

Организует индивидуальное наведение порядка на рабочих местах,

организует дежурных на уборку мусора и сбор раздаточного материала.

Наводят порядок на рабочем столе

Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочее место  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

аппликация из кругов

Презентация для урока  технологии 2 класс...

Конспект внеурочного занятия "Математика и конструирование" для 2 класса (для УМК ПНШ). Тема "Окружность, круг"

Конспект внеурочного занятия по теме "Окружность, круг" разработан для обучающихся 2 класса (УМК ПНШ). Целью занятия: учить различать геометрические фигуры. В ходе занятия обучающиеся учатся пользоват...

Конспект внеурочного занятия "Математика и конструирование" для 2 класса (для УМК ПНШ). Тема "Окружность, круг"

Конспект внеурочного занятия по теме "Окружность, круг" разработан для обучающихся 2 класса (УМК ПНШ). Целью занятия: учить различать геометрические фигуры. В ходе занятия обучающиеся учатся пользоват...

Конспект и презентация внеурочного занятия по математике "Деление круга на части"

Тема занятия: Деление круга на 6 частей.Тип занятия: «открытие» нового знания.Форма проведения: практическое занятие.Цель  занятия: овладеть практическими навыками деления круга на 6 ...

Методическая разработка для урока технологии, ИЗО или внеурочного занятия. Раздел "Объемная аппликация". Тема «Изготовление объемной портретной аппликации. Панно».

Методические материалы содержат план-конспект занятия, технологическую карту, инструкционную карту, шаблоны и демонстрационный материал.Межпредметные связи: ИЗО, технология, окружающий мир, информатик...

План- конспект внеурочного занятия "Танец и круг"

Создать  условия для воспитания у детей интереса и любви, погрузить детей в атмосферу игрового творчества, развить зрительную память, пространственную ориентировку, координацию движений,  во...

Внеурочное занятие аппликация из ладошек "Лебедь" 1 класс

Внеурочное занятие для 1 класса аппликация из ладошек...