Главные вкладки

    Тема: Доли. Образование и сравнение долей 4 класс УМК "Школа России"
    план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

    Заступова Наталья Владимировна

    Тема: Доли. Образование и сравнение долей 4 класс УМК "Школа России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moy_urok.docx156.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Доли. Образование и сравнение долей

    Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений находить заданную долю числа, сравнивать доли с опорой на рисунок, решать практические задачи на определение доли числа и числа по его доле, уравнения на основе взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий.

    Тип урока: изучение новых знаний и способов действий.

    Планируемые образовательные результаты:

    Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся применять понятие «доли» в устных ответах, находить заданную долю числа, сравнивать доли с опорой на рисунок, решать практические задачи на определение доли числа и числа по его доле, уравнения на основе взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий.

    Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

    Личностные: оценивают учебную деятельность, понимают оценку учителя.

    Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.

    Образовательные ресурсы: Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); универсальное мультимедийное пособие к учебнику М. И. Моро «Математика. 3 класс»; http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/otkrytyi-urok-po-temedoli-3-klass-2-chetvert

    Оборудование: экран, компьютер, проектор, фрукты (яблоко, апельсин), мультфильм «Апельсин» («Веселая карусель» № 8), круги из цветной бумаги,

    Основные понятия и термины: доли; образование и сравнение долей.

    Ход урока

    I. Организационный  момент.  Мотивация  к  учебной  деятельности.

    -Встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите голову, подарите мне свою улыбку.

    - А теперь дружно поздороваемся с гостями.

    -Я желаю вам хорошей плодотворной работы на уроке. Чтобы наш урок прошел интересным, мы многому научились.

    - Положите перед собой круг самооценки, в течении всего урока вы будете оценивать свою работу, закрашивая по одному сектору.

    - Откройте тетради, запишите число, классная работа.

     

    II. Устный счет.

    Повторение таблицы умножения. (Работа в группах) Игра «Расшифруй»

    - Каждая группа запишите свой числовой ряд в тетрадь.

    -Решив примеры и расшифровав слова, вы узнаете девиз нашего урока.

    Расставьте записи на карточках в столбик так, чтобы значения выражений шли в соответствующем вашей группе  порядке: 27, 49, 12, 64, 32,9

    I группа: (лучший)

    3 9

    л


     

    7 7

    у

     

    3 4

    ч

    8 8

    ш

    4 8

    и

    72 : 8

    й

    II группа: (открыть)

    Расставьте записи на карточках в столбик так, чтобы значения выражений шли в таком порядке: 5, 8, 12, 63, 42,7, 10

    40 : 8

    о

    6 ●  7

    ы

    4 ●  3

    к

       

           

    9 ●  7

    р

    56 : 8

    т

     

    72 : 9

    т

    90 : 9

    ь

       

    III группа: (самому)

    Расставьте записи на карточках в столбик так, чтобы значения выражений шли в таком порядке: 9, 18, 32, 35, 48,6

    81 : 9

    с

    8 ●  4

    м

    8 ●  6

    м

    6 ●  3

    а

    7 ●  5

    о

    36 :  6

    у

    Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому. (Д. Пойа)

    – Как вы думаете, почему на сегодняшний урок я взяла такой девиз?

    - Оцените, как вы справились с заданием, закрасьте один сектор.

    III. Актуализация знаний.

    - Составьте пожалуйста план урока из предложенных пунктов.

    ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА

    РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУЮ ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ.

    ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ

    ЗНАНИЯ

    ПОДВОДИМ ИТОГ УРОКА

     

    -Прочитайте числа, которые записаны на слайде:

    16     28          78          65     34          15  

    – Возникли ли у вас трудности при прочтении данных чисел? (Да, мы не можем прочитать некоторые числа.)

    – Почему вы не смогли прочитать данные числа? (Мы не знаем, как они читаются.)

    - Согласны ли вы, что у нас возникла проблема?

    - Сформулируйте проблемный вопрос. О чем вы хотите спросить?

    - А поможет на в решении этой проблемы фрукт, название которого вы узнаете, отгадав ребус:

    http://ped-kopilka.ru/images/18(104).jpg

    Причём тут апельсин, когда у нас урок математики? Поможет нам в этом разобраться мультфильм. Просмотр м/ф.

    - Что делали животные?

     - Почему рассердился волк?

     - Что получил каждый из животных? (часть апельсина, дольку)

    В математике говорят:  Д О Л Я (на доску повесить лист с этим словом)

     - Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Как она будет звучать?.

    - Чему будем учиться на уроке?

    -Откройте учебник на странице 91 и сверьте свои предположения с учебником.

    ДОЛИ

    (тема вывешивается на доску).  (Научимся находить долю числа, записывать доли, читать доли)

    III этап. Практический.

    - Как вы думаете, что такое доля?

    доля

    часть целого

    - Какие доли получили животные? (Одинаковые, равные).

    - Значит,  доля – какая часть? (равная часть) (На доску таблички повесить)

    доля

    равная

           

    часть целого

    - На сколько долек был разделён апельсин? (5).

    -Сколько долек  получил каждый из животных? (На доске появляется запись: 1 доля из 5).

    -В математике пишут короче:  1/5.

    - Что показывает число под чертой ? ( На сколько равных частей мы разделили предмет)

    -Что показывает число над чертой? (сколько таких частей взяли)

    - Запись читается так: одна пятая.  Запишите.

    - Ну, с апельсином понятно, он уже разделён на дольки.

    - Помогите решить такую проблему. Ко мне в гости пришёл Кирилл. У меня есть яблоко и я хочу его разделить для нас двоих. (беру яблоко)

    Я хозяйка, значит, отрежу себе по больше…(Разделить яблоко на неравные части).

     - Правильно я поступила? Почему? Как исправить ситуацию? Помогите мне!

    - Как разрезать 2 яблоко. Сначала пополам. На сколько равных частей разрезано яблоко? Какая доля получилась? Как записать на языке математике, какую долю каждый из нас получил?  

    Запишите в тетрадь: ½.

    К нам подошли Даша и Настя, но другого яблока у меня нет. Как мне поступить? (каждую половинку разрежем пополам) . На сколько частей теперь разрезано яблоко? Какая доля получилась? Как записать? Запишите: ¼.

    - Сравните ½ и ¼ доли яблока. Запишите, прочитайте полученные неравенства друг другу. (1/2>1/4)

    – Возьмите квадрат.
    – Сложите его пополам. Разверните.
    – Сколько равных частей получили? (2) Закрасьте половину квадрата.

    - Как записать, сколько частей мы закрасили? (на доске делаю  запись ½)

    - Что показывает эта запись? (эта запись показывает, что вы закрасили одну из двух частей)

    - Оцените свою работу.

    - Людям часто приходится делить целое на доли. Самая известная доля – это, конечно, половина. На уроках русского языка мы изучаем приставки.

    - Какая приставка обозначает половину? (приставка  пол- )

    - В каких словах  встречается приставка “пол”? (полчаса, полкилограмма, полбулки, пол-арбуза, пол-яблока, пол-листа).

    Работа в парах.

    - На столе у вас лежат две полоски  бумаги красная и голубая. Они целые. Возьмите красную полоску, сложите пополам и еще раз пополам. Возьмите голубую полоску сложите её пополам, еще раз пополам и еще раз пополам. Разверните их. Сколько частей получилось на розовой полоске? (4 ).

    - Сколько частей получилось на голубой полоске? (8)

    - Закрасьте  одну  часть полоски. Как можно назвать данную долю? Как можно записать это число? ¼ и 1/8 (дети записывают в тетради и на доске).

    -Приложите полоски и сравните, на какой доли больше?

    - Сравните и запишите, прочитайте неравенства друг другу.  (1/4>1/8)

    - Оцените свою работу.

    Физкультминутка. (песня «Всё мы делим пополам)

    IV. Первичное усвоение новых знаний.

    - Применяем полученные знания

     Обратимся к учебнику, с.93., № 8 Рассмотрите рисунок и определите, кто из девочек какую долю закрасил, если Таня закрасила большую долю, чем Оля, а Лена закрасила  большую долю, чем Таня. (Таня-3 , Оля- 2, Лена- 1)

    - Оцените работу.

    VI. Первичное закрепление контроль усвоения нового материала. Работа в парах.

    - Соотнесите доли и названия долей (конверт с разрезным материалом)

    доля

    название

    1

    2

    одна вторая

     1

    4

    одна четвертая

    1

    3

    одна третья

    1

    6

    одна шестая

    1

    12

    одна двенадцатая

    Проверка по эталону. (Слайд) 

    - Оцените работу

    VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

    Назовите закрашенные доли круга в порядке их увеличения и в соответствии с этим расставьте буквы. Прочитайте.

    http://festival.1september.ru/articles/529606/img22.gif  http://festival.1september.ru/articles/529606/img26.gif http://festival.1september.ru/articles/529606/img28.gif http://festival.1september.ru/articles/529606/img24.gifhttp://vsedosugi.ru/rezba_po_derevu/Sozdanie_uzorov/rozetki/rozetki4.gifhttp://www.images.lesyadraw.ru/2013/12/kak_narisovat_zvezdu_bez_cirkulya1.pnghttp://mognovse.ru/mogno/643/642174/642174_html_m1b0d7935.png

    МОЛОДЦЫ

    - Почему у вас получилось это слово?

    - Как вы работали на уроке, оцените по кругу достижений.

    - Подводим итог урока.

    - С каким новым математическим термином  мы сегодня познакомились? (Доля)
    – Что такое доля? (Доля – это равная часть целого)

    - Что показывает число под чертой? (На сколько чертей разделено целое)

    - Что показывает число над чертой? (Взята одна доля)

    -У меня для вас подарок. Отгадайте, без какого фрукта не обходится

     ни один Новый год?

    - Я дарю вам мандарины, но проблема в том, что их в два раза меньше, чем вас.

    - Как вы поступите?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторский урок по теме "Доли.Образование и сравнение долей"

    Урок математики в 3 классе УМК "Школа России". Может быть использован и в других УМК....

    Конспект урока по теме:Великая война и великая Победа. 4 класс УМК «Школа России», «Окружающий мир» Плешаков А.А.

    Разработка урока по теме:Великая война и великая Победа. 4 класс УМК «Школа России», «Окружающий мир» Плешаков А.А....

    Тема «Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах" 4 класс Школа России

    Урок русского языка  в 4 классе Школа России с использованием самостоятельной работы, работы в парах, творческого задания, тестирования...

    Конспект урока по математике "Доли. Образование и сравнение долей"(3 класс)

    Данный урок был взят и переработан  из электронного приложения Издательство "Учитель"...

    Методическая разработка урока математики "ДОЛИ. ОБРАЗОВАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ДОЛЕЙ."_3 класс

    Методическая разработка урока математики "ДОЛИ. ОБРАЗОВАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ДОЛЕЙ."_3 класс...