Конспект урока математики в 3 классе. Тема урока "Доли. Образование и сравнение долей"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Балышева Наталья Викторовна

Урок математики в 3 классе. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doli_2.docx169.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   ДОЛИ. ОБРАЗОВАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ДОЛЕЙ

Цели: 1. Познакомить с понятием «доля».

            2. Учить читать, записывать, сравнивать доли.

         

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Методы: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные.

Формы организации: фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа, практическая работа.

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

 Познавательные: УУД -  формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;

Регулятивные: УУД - развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;

Личностные УУД: развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.

Коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины, воспитание понимания самоценности  и значимости окружающих.

Оборудование:

Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Для учащихся: круг из бумаги, цветные карандаши, карточки, учебник по математике для 3 класса. М.И.Моро «Математика» ,1 часть М.: Просвещение, 2019

Ход урока:

  1. Орг. момент

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем.

2. Актуализация знаний

Ребята, сегодня на уроке мы должны открыть новое знание.

Как вам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили. Поэтому, начнём мы с повторения.

- Откройте тетради и запишите число и классная работа. Прописываем число 23. Что мы можем сказать об этом числе? (двузн, 2 дес 3 ед)

Устный счет (Фронтально)

Вспомним таблицу умножения и деления, выполним вычисления (фронтально)

45 : 5        81 : 9            5 х 4

8 х 4         40 : 4            9 : 9

6 х 6          56 : 8           6 х 3

54 : 9        7 х 9             1 : 2

3. Самоопределение.

Ребята, почему возникло затруднение с последними примером?

-Можем ли мы 1: 2?  

Почему?  1<2

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как это можно сделать.

-Вы делили когда-нибудь один апельсин на двоих? (да)

Значит, 1 предмет можно разделить на 2. (показ апельсина, разделенного пополам)

Какой вывод сделаем: 1 можно разделить на двоих, но каждому достанется не предмет, а его часть, доля.(карточка на доску)

Какой целый предмет вам приходилось делить на несколько частей? (яблоко, шоколадку)

- Давайте посмотрим мультфильм как животные делили апельсин. Смотрите внимательно, после просмотра я задам вам вопросы.

(Мультфильм «Апельсин»).1 мин 40 сек

 Анализ мультфильма:

- При делении апельсина что получил каждый из животных? (дольку, часть)

- Кто из вас понял над как темой будем работать на уроке? (ДОЛИ)

- Какова цель нашего урока? (научиться делить на равные части.  Правильно, вы поняли суть. Тема нашего урока Доли )

- Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (будем учиться читать, записывать и сравнивать доли) Посмотрите на опорные

4. Работа по теме урока.

 - Как вы думаете, что такое доля? (доля -это часть!!! Карточка на доску!!! предмета или числа)

 - Сколько долей было в апельсине?  (5 долей)

 - Что можно сказать про доли, которые получили животные, какие они? (Они равные!!!)карточка на доску.

- Сделайте вывод, что такое доля? (Доля – это одна или несколько равных частей целого).

  - Сколько долей получил каждый из животных? (1)

 - Из скОльких долей? (Из 5)

(На слайде: 1 доля из 5).

Значит, у каждого из друзей одна из пяти долей или одна пятая доля. Записать это можно так -1/5 «дробная черта -  и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными. слайд     

Запишите в тетради: 1 доля из 5   -   одна пятая доля -   1/5 - запись называется дробью . 

- Как вы думаете, что обозначает число под чертой?  (на сколько равных частей (долей) разделили)

- А число над чертой? (сколько таких частей взяли)

СЛАЙД

Посмотрите на круг.  

На сколько частей он разделен? (на 2)

Сколько частей круга закрашено? (1)

Какая получится дробь? ½

Как ее записать?

Пишем 1, проводим дробную черту, под чертой пишем 2

Читаем дробь – одна вторая.

!!!Обратите внимание, дробь мы записываем в 2 клетки.

На сколько частей разделен квадрат? (на 4)

Сколько частей закрашено? (1)

Как записать дробью? (1/4)

5. Первичная проверка понимания изученного.

Перед вами лежит карточка №1

Упражнения в образовании и записи долей. Индивидуальная работа.

Определите, какие доли закрашены в каждой фигуре?

Запишите в тетрадь, с помощью какой дроби можно обозначить эти доли на письме.

1/2 1/3 1/4 1/6 1/8

Проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Сверьте записи в тетради со слайдом.

А как быть, если круг разделен на 8 частей и закрашено 2 части? Какая будет дробь?    2/8   Но это тема следующего урока.

Работа в РТ с. 66 №178 (1)    - самостоятельная работа.

- Проверка фронтальная.

 Назовите № прямоугольника, у которого закрашена 1/6 часть (3), 1/8?(1)

-Назовите мне какая часть закрашена у 2 прямоугольника? (1/4)

Оцените свою работу над этим этапом  в листе самооценки.

Физминутка

Дружно с вами мы считали и про доли рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях согнем.

На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Доли, я, и вы, друзья, вместе дружная семья.

6. Применение знаний и способов действий.

Ребята, возьмите карточку №2, прочитайте задачи и запишите в тетради только ответы.

Задача 1. На день рождения Вини - Пуха были приглашены Сова, Пятачок, Иа-Иа, торт разделили на 4 части. Какая часть торта досталась каждому из героев? (1/4)

Задача 2.

Дыню разделили поровну между 6 детьми. Какую часть дыни получил каждый? (1/6)

Назовите, какие у вас получились доли? ¼  и 1/6

Давайте попробуем их сравнить. 

Какая доля больше?

Мнения разделились. И возникает вопрос, кто же из нас прав?

Чему мы сейчас будем учиться, кто догадался? (будем учиться сравнивать доли)

Практическая работа в парах:

Сейчас поработаем в парах.

- У вас на парте лежат 2 круга.

 Сравните эти два круга. Какие они?  (одинаковые)

1 вариант разделите один круг при помощи перегибания на 4 части и закрасьте 1/4 часть.

2 вариант разделите второй круг при помощи перегибания на 2 части, закрасьте 1/2 часть.

Сравните теперь ваши доли.

- Какая доля меньше? (1/4)

Какая больше? (1/2)

- Какой вывод можно сделать?

(Чем больше долей в целом, тем меньше каждая доля)

Заполните карточку

Заполни пропуски в предложениях, используя слова «больше», «меньше».

  • Чем ……………долей, тем ……………. каждая доля.
  • Чем…………… долей, тем ……………..каждая доля.

Сравните ваш вывод с выводом на экране. СЛАЙД

Кто же был прав, когда сравнивали доли ¼ и 1/6?

Вернемся к этому заданию и поставим правильный знак.

Что больше ¼ или 1/6? 1/4

А сейчас попробуем самостоятельно выполнить сравнение дробей

 Спишите дроби в тетрадь и выполните сравнение.  2 ученика с обр стор доски.

¼      1/5

½       ¼

1/6     1/8

1/3     1/5

½        1/3

1/9     1/6

Поменяйтесь тетрадями. Выполним взаимопроверку.

Оцените работу над этапом сравнения в листе самооценки.

Аналогичное задание вам нужно будет выполнить дома.

Развитие умения записывать и называть и сравнивать доли. (Практическая работа в парах)  1 пара работает у доски.

- У вас в конвертах лежат фигуры. Они разрезаны на части, доли. Сложите из долей целое.

- Что можете сказать о получившихся фигурах? (Это круги)

Чем они похожи?  (они равные)

-Чем отличаются?  (Доли разные)

-Покажите одну долю красного круга, назовите и запишите ее. 1/6

(Работа в тетрадях и на доске)

- Покажите одну долю синего круга, назовите и запишите ее. 1/10

- Сравните доли и запишите у себя в тетрадях результат сравнения.

( 1/6 >  1/10  )

Молодцы, ребята.

Итог урока.

- Ребята, чему мы учились сегодня на уроке? (узнали, что такое доли, научились читать и записывать доли, сравнивать их)

Достигли мы поставленной цели?

Рефлексия

Выберите любое предложение и продолжите его.

Я сегодня на уроке узнал…

Мне понравилось задание…

У меня возникли трудности…

Ребята, оцените свою работу на уроке.

Возьмите круги рефлексии. Посчитайте количество + в листках самооценки. Закрасьте одну из частей круга: если вам было легко и интересно – зеленым цветом, трудно, но интересно-желтым, трудно и неинтересно-красным.

- Возьмите листки самооценки. Сосчитайте баллы и поставьте себе оценку за урок. А я ставлю за урок такие отметки

- Ребята, вы на уроке были внимательными, активными, дружными. Мне хочется вас наградить не просто одной долькой, как в мультике, а целым мандарином.  Не забудьте его разделить на доли и поделиться с друзьями.

 

ОТМЕТКИ ЗА УРОК

Домашнее задание.

Учебник с. 92 № 2 (сравнение долей), с. 93 № 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики 2 класс Тема урока: "Письменные вычисления с натуральными числами. Запись сложения столбиком"

Технология проблемно-диалогического обучения в соответствии с деятельностным методом. Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока:обучить алгоритму письменного вычисления двузначных чисел и...

Конспект урока математики 4 класс. Тема урока: "Деление с остатком на 10,100 и 1000"

Данный конспект может быть использован в работе на уроке математики, а также на  внеурочной деятельности.  Урок содержит  материал по истории Санкт-Петербурга....

УМК "Перспектива" конспект урока математики 2 класс Тема: «Кратное сравнение»

Цели деятельности учителя: формирование навыка решать задачи на кратное сравнение; закрепление умения решать задачи,примеры на сложение и вычитание, развитие мыслительных операций, математических спос...

УМК "Перспектива" конспект урока математики 4 класс Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел

Цели деятельности учителя:- формирование умения складывать и вычитать смешанные числа; Планируемые результаты:Предметные:уметь складывать и вычитать смешанные числа;знать алгоритм выполнения дейс...

Конспект урока математики, 3 класс, "Решение задач на кратное сравнение"

Цель деятельности учителя:-закрепление умения решать задачи на кратное и разностное сравнение; развитие умения работать самостоятельно и в парах. Планируемые результатыПредметные: -уметь решать з...

Конспект урока математики 2 класс Тема урока: Состав двузначных чисел 11, 12 из двух однозначных чисел с переходом через десяток.

Цель урока: Создание условий для  закрепления знаний обучающихся  по данной  теме.Задачи урока:Образовательные:-развивать навыки устного счёта;-закрепить знания нумерации в пределах...

План - конспект урока математики 2 класс "Решение задач на кратное сравнение."

План - конспект урока математики 2 класс "Решение задач на кратное сравнение."...