Занятие для проведения внеурочной деятельности.Задачи на переливание.
план-конспект занятия по математике (1 класс) на тему

Бутылова Нина Павловна

«Решение задач на переливание»

Занятие представлено для проведения внеурочной деятельности младших школьников.

Разработчик Бутылова Н.П. , учитель начальных классов МАОУ «КУГ № 1 – «Универс»  (2016 г.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие 1. Раздел «Решение задач на переливание» Занятие представлено для проведения внеурочной деятельности младших школьников.

Разработчик Бутылова Н.П. , учитель начальных классов МАОУ «КУГ № 1 – «Универс»  (2016 г.)

Задачи на переливание – это задачи, в которых с помощью сосудов известных емкостей требуется отмерить некоторое количество жидкости. Простейший прием решения задач состоит в переборе возможных вариантов. Понятно, что такой метод решения не совсем удачный, в нем трудно выделить какой-либо общий подход к решению других подобных задач, но он развивает мышление, а мышление, как известно, высшая ступень познания человеком действительности. На данном занятии учащиеся пробуют разные варианты решения данной задачи, открывая новые способы на основе знакомых способов, на следующих занятиях планируется вывести более действующий способ решения данного вида задач – решение через таблицу

Тема: Знакомство с задачами на переливание.

Цель:  создание условий для развития познавательной творческой активности учащихся младшего о школьного возраста при изучении математики.

Задачи:

-развивать познавательные интересы  личности (восприятие, воображение, память, мышление, внимание

- формировать устойчивый интерес к предмету и  познавательную активность;

- формировать навыки самостоятельной работы и потребности в исследовательской деятельности;

- развивать коммуникативные качества личности.

Оборудование: сосуды разной емкости, цветные полоски бумаги разной формы.

Ход занятия.

  1. Организационный.

Учитель приносит на занятие разные сосуды: банки разной вместимости, бидон, кастрюля, все предметы, в которых вмещается жидкость.

- Как вы думаете, что это такое?

- Для чего нужны эти предметы?

- Мы сегодня   будем переливать воду из одной емкости в другую.

-Оказывается, и в математике тоже применяют переливание. Такие задачи так и называют – задачи на переливание.

  1.  Знакомство с задачами на переливание.

- Я предлагаю вам сейчас составить задачу на переливание.

(Дети составляют тексты задач и представляют их)

- Прочитайте задачу: В бидоне 3 литра молока, а в банке 2 литра молока. Сколько всего литров молока в емкостях? Является ли данная задача задачей на переливание?

-Почему? Докажите.

            -  Прочитайте следующую задачу: Как с помощью пятилитровой кастрюли и

          трехлитровой банки налить из водопроводного крана в ведро ровно 4литра?

          -Данная задача относится к задачам нового вида?  Докажите.        

     3. Формирование групп.

          -Есть такая пословица «Одна голова хорошо, а две – лучше».

        - Как вы думаете, как быстрее справиться с решением  этой задачи?

        - Вы можете образовать пары, малые группы.

  1. Решение практических задач. Работа в группах.

- Давайте еще раз прочитаем задачу.

- Каким способом будем ее решать?

- Да, давайте возьмем нужные нам сосуды и практически решим эту задачу.

(Ребята выбирают нужные сосуды и пробуют решить эту задачу с помощью переливания)

Задача № 1

Как с помощью пятилитровой кастрюли и трехлитровой банки налить из водопроводного крана в ведро ровно 4литра?

Ответ: с помощью трехлитровой банки в кастрюлю надо налить 5литров воды (дважды участвует трехлитровая банка), тогда в банке остается 1 литр воды, данный литр выливаем в ведро, затем добавляем 3литра воды.

  1. Построение модели к данной задаче (рисунок)

- Я вам приготовила цветные полоски. Давайте попробуем наше решение изобразить с помощью полосок.

- Какие сосуды у нас имеются? (5литровая кастрюля и 3 литровая банка, ведро)

- Какой фигурой мы обозначим 5литровую кастрюлю? 3литровую банку? Ведро?

- Как вы думаете, одинаковой ли длины будут фигуры? Почему разные?

                                                                                                 

 

3 л                 5 л.                     3л –пустой  5л – всего 3л      3л – ост 1 л  5л – полная

                                                       

3л – пустая                ведро 1л                   3л                      ведро 1 л

                                                                                     4 л.

                     

                                                             

  1. Построение модели в виде чертежа.

-Попробуйте выполнить чертеж к данной задаче по построенной модели.

Учащиеся строят чертеж, используя построенную модель.

  1. Построение модели в виде чертежа.

                   3 л

                   3 л                  3 л    1л           3 л

 

                                                           

                                                              4 л

  1. Итог.  

- Сделайте вывод, каким образом легче справиться с задачами данного вида?