Статья "Специфика организации и проведения внеурочных занятий по русскому языку в начальной школе"
статья по русскому языку

Кечина Марина Анатольевна

Систематическая внеурочная работа по расширению и углублению знаний о русском языке поможет обучающимся повысить интерес к изучению родного языка, а также поспособствует развитию речи младших школьников, обогащению их словаря и выработке орфографических навыков.

Внеурочная деятельность имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания обучающихся, но и содействует также их развитию творческой активности, эстетического вкуса. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика организации и проведения внеурочных занятий по русскому языку в начальной школе

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта Начального общего образования (ФГОС НОО) следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно–урочной, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. [27]

Внеурочная деятельность обучащихся, также как и деятельность в пределах уроков, ориентирована на приобретение результатов овладения основной образовательной программы школы.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно–нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей. [27]

Основными задачами внеклассных занятий на современном этапе развития нашего общества являются:

  1. обеспечивать благоприятную адаптацию детей в школе;
  2. оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  3. выявлять круг интересов, предрасположенности, возможности, способности обучающихся к разным типам работы;
  4. создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  5. формировать концепцию познаний, умений, способностей в выбранном направленности работы;
  6. формировать опытно творческую деятельность, творческих способностей;
  7. создавать требование с целью осуществлении полученных познаний, умений и способностей;
  8. развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  9. расширять рамки общения в социуме. [14, с. 13]

Внеурочная деятельность может быть организована по различным направлениям развития личности:

  1. спортивно–оздоровительное;
  2. духовно–нравственное;
  3. социальное;
  4. общеинтеллектуальное;
  5. общекультурное.

Внеурочная деятельность школьников можно осуществлять в форме факультативов, кружков познавательной направленности, интеллектуальных клубов, библиотечных вечеров, соревнойваний, экскурсий, олимпиад, викторин, бесед, киноклубов, туристических походов и т. п.

Следует отметить, что формы организации внеурочных занятий школа определяет самостоятельно, учитывая интересы и потребности учащихся, а также их законных представителей.

На уровне начального общего образования на внеурочную деятельность в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта отводится до 1350 часов. Но образовательная организация самостоятельно определяет объем часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы, реализуя указанный объем часов как в учебное, так и в каникулярное время. [27]

Кроме того внеурочную деятельность можно реализовывать и во время каникул в рамках тематических программ. Это может быть лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации, на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т. д. [27]

Следует отметить, что внеурочная деятельность в учреждении может реализовываться с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения – в дистанцинно–очной форме.

Для организации внеурочной деятельности составляется план. Он является основным организационным механизмом реализации основных образовательных программ общего образования, определяет состав и структуру направлений, формы организации, а также объем внеурочной деятельности. [27]

Деятельность младших школьников, организованная в соответствии со всеми требованиями, на внеурочных занятиях углубляет и расширяет их знания, которые были получены на уроках, повышает их интерес к учебным предметам.

Я. Д. Батаева выделяет следующие требования к внеклассной деятельности:

  1. обеспечение органической, двусторонней связи урочной и внеурочной деятельности, приближенность к естественно мотивированной коммуникации,
  2. расширение и варьирование урочной тематики в новых ситуациях;
  3. заинтересованность учащихся в тематике предлагаемых внеклассных мероприятий;
  4. информативность используемого материала;
  5. привлекательность форм внеурочной работы;
  6. обязательность выполнения взятых учащимися поручений;
  7. целенаправленность и регулярность внеурочных мероприятий;
  8. массовость охвата учащихся разными видами внеклассной деятельности. [4, с. 83]

Расписание внеурочной деятельности должно формироваться отдельно от расписания уроков образовательной организации. Продолжительность занятия составляет 35–45 минут. Их учет осуществляется педагогическими работниками, которые проводят занятия. Для этого в образовательной организации оформляются журналы учета со списками обучающихся и фамилиями педагогических работников. [6, с. 40]

Поскольку ведущей деятельностью ребенка в возрасте 6–10 лет является учебная, большинство проектов в начальных классах связано с содержанием учебных предметов. Во внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе используется метод проектов.

В начальном образовании предмет «Русский язык» занимает основное место, поскольку успехи в его изучении во многом определяют результаты обучения школьника по другим учебным предметам. Вследствие этого, хорошо организованные внеурочные занятия по русскому языку дают возможность закреплять знания и умения, полученные на уроке, сформировать учебные действия по освоению русского языка, а также способствуют раскрытию богатства русского языка, знакомству обучающихся с фактами, которые не изучаются на уроках. За урок достаточно сложно познакомить учащихся со всем, что интересует, и всем тем, что необходимо для практического овладения русским языком. Внеурочные занятия помогают в решении данной проблемы.

Во время внеурочной деятельности у детей происходит становление самосознания и самоконтроля, развитие устной и письменной речи. У них исчезает боязнь допустить ошибку, снижается тревожность и напрасное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии, проделывают работу над развитием творческих и познавательных способностей.

В этом обучающимся помогают методы проектно–исследовательской деятельности. Использование информационного проекта как средство развития познавательных универсальных учебных действий на внеурочных занятиях по русскому языку способствует углублению знаний обучающихся, а также формированию умений самостоятельно изучать и анализировать информацию.

Таким образом, внеурочная деятельность имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания обучающихся, но и содействует также их развитию творческой активности, эстетического вкуса. При организации и проведении внеурочного занятия от учителя требуется наблюдение и изучение интересов учащихся, учет их возрастных и психологических особенностей, их интересов. Следует помнить о том, что внеурочная деятельность – это не традиционный урок, и они должны отличаться содержательным и методическим многообразием. Также важно продумать и систему оценивания – это не должно быть в форме традиционных отметок, иначе это приведет к снижению познавательного интереса, приостанавливает творческую активность.

Систематическая внеурочная работа по расширению и углублению знаний о русском языке поможет обучающимся повысить интерес к изучению родного языка, а также поспособствует развитию речи младших школьников, обогащению их словаря и выработке орфографических навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение уроков с применением педагогических технологий в начальной школе

Доклад на тему: «Организация и проведение уроков с применением педагогических технологии в начальной школе»    Учитель нач...

Статья. Тема:"Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку в начальной школе"

Статья. Тема:"Организация  индивидуальной работы над ошибками по русскому языку в начальной школе"...

внеклассное занятие по русскому языку для начальной школы

Проведение Недели русского языка (2 класс)А.М. Горький писал: “Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, играет всем и познаёт окру...

Материал для внеклассных занятий по русскому языку в начальной школе

Здесь собраны интересные материалы для внеклассной работы по русскому языку. Младшие школьники любят викторины, КВН, олимпиады. Этот материал можно использовать частями или целиком, если позволяет вре...

План проведения предметного месяца по русскому языку в начальной школе

План проведения предметного месяца по русскому языку в начальной школеЦель: повышение мотивации и познавательного интереса учащихся к изучению русского языкаЗадачи: повысить образовательный уровень уч...

Программа организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС в урочной и во внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе.

Программа организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС в урочной и во внеурочной  деятельности по русскому языку в начальной школе....

Презентация на тему "Организация внеурочной деятельности по английскому языку в начальной школе"

Выступление на методическом объединении учителей английского языка. Формы и виды мероприятий во внеурочное время по иностранному языку....