Перестановка Слагаемых
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Ладилина Мария Валерьевна

1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_moy.doc134.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа  №32»

Урок математики

в 1 классе

по теме:

«Перестановка слагаемых»

УМК  «Школа России

Картинки по запросу картинка лунтика                                                                 Учитель: Ладилина Мария Валерьевна

2018 год

Тема: Перестановка слагаемых.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Цели: Вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

Задачи:-образовательные: познакомить с правилом перестановки слагаемых, научить применять правило перестановки слагаемых на практике;

-развивающие: развивать внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, умение давать полный и правильный ответ на поставленный вопрос, любознательность, самоконтроль;

-воспитательные: воспитывать позитивное отношение к урокам математики, бережное отношение к окружающей среде.

Формирование УУД:

  1. Личностные (ЛР): ценностное отношение учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, самооценка
  2.  Метапредметные (МПР):
  • Регулятивные (Р)- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
  • Познавательные (П)- осуществлять поиск необходимой информации  учебнике и рабочей тетради для выполнения учебных заданий, проводить сравнение, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
  • Коммуникативные (К)- задавать вопросы, строить понятные высказывания,  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работать в паре, контролировать действия партнёра, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
  1.  Предметные (ПР): усвоение математического смысла одного из свойств действий сложения -  переместительного (коммуникативного) свойства сложения (от перестановки мест слагаемых значение суммы не изменяется,  использование свойства арифметических действий для удобства вычислений)

Прогнозируемые результаты:

учащиеся в сотрудничестве с учителем и одноклассниками научатся:

•        ставить и решать учебные задачи, делать умозаключения по результатам исследований;

•        сложению с опорой на переместительный закон сложения;        выполнять вычисления вида   …+/- 1, 2, 3,4; решать задачи изученных видов.

Методы: деятельностный  (мотивирование, основная часть), словесный, наглядный, проблемно - поисковый, самоанализа и самоконтроль своей деятельности (рефлексия).

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:  учебник Моро «Математика» 1 класс, 2 часть; рабочая тетрадь, 2 часть, задания для работы в парах; компьютер, проектор; счётный материал; «Светофоры» по количеству детей в классе.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Самоопределение к деятельности

Организацион-ный момент

Ребята! Доброе утро! Мне ваша учительница Татьяна Васильевна по секрету  сказала, что вы –самые умные, самые воспитанные и самые активные дети в это школе.

Я надеюсь, на сегодняшнем уроке вы мне это докажете. А сейчас настройтесь на серьезную работу. Запомните, что математика- это наука , которая любит очень серьезных людей.

(Звонит телефон)

-Да, я поняла….Ребята, у меня для вас новость . Сейчас звонил ваш любимый герой мультфильма «Лунтик».  А кто знает , откуда прилетел Лунтик ? Дело в том, что  У Лунтика есть друзья на Земле. Это муравьишка Кузя, Пчелёнок, подружка Мила. Но вот беда. Его подружка Мила очень любит цветы, но вредные Вупсень и Пупсень поломали их на сказочной полянке и теперь Мила очень сильно расстроилась и поэтому  Лунтик с Кузей и Пчелёнком решили сделать Миле подарок- собрать и подарить ей букет цветов. Давайте им поможем побыстрее это сделать, а для этого мы должны с вами хорошо потрудиться, повторяя старое и узнавая новое. И за каждое выполненное задание в корзине будет  у нас будет появляться новый цветок. Готовы?  

Подготовка класса к работе.

С Луны

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Актуа-лиза-ция знаний.

Устный счет

  • Ну что ж, начнем с устного счета, чтобы повторить изученный материал и приступить к изучению нового .

ТРЕНАЖЕР.

5+3=   4+4=   5+4=   8+2=

3+2=   6-2=    7-2=    7+2=

5-1=   10-3=   3+3=   9-3=

Мы справились с вами с этим заданием и первый цветок у нас  уже в корзине. !!!

  • Работа в парах. Игра «Да, нет, не знаю»

Если вы со мной согласны , кладем красный квадрат, нет-синий, не знаю-зеленый.

-Числа, которые находятся левее, меньше 6.

-Если из числа вычесть то же самое число, получится 0.

-Если из числа вычесть 1, получится следующее число.

-Для нахождения суммы используем знак «-«.

-Если к 0 прибавить 1, получится следующее число.

-Числа, которые мы складываем, называются слагаемыми.

-Если к числу прибавить 1, получится следующее число.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Регулятивные: планиро-

вание – работа  по инструкции.

Личностные: стремление

к получению новых знаний.

Познавательные: умение сопоставлять, сравнивать.

Коммуникативные:

умение работать в парах, умение договариваться

  1. Постанов-ка проблемы.
  2. Целепола-гание

А пока я предлагаю поставить  те цветы, которые поломали вредные гусеницы,  в вазу,  а вы мне в этом поможете.

 (Работа в парах)

Один читает , другой делает.

Сложи букет в такой последовательности:

1.        Жёлтый

2.        Красный

3.        Синий

Сложи букет в такой последовательности:

1.        Красный

2.        Жёлтый

3.        Синий

Сложи букет в такой последовательности:

1.        Синий

2.        Жёлтый

3.        Красный

Ребята, посчитайте. Сколько бы погибло цветов, если бы каждый из вас сорвал по одному цветку? А по два? Какой из этого можно сделать вывод?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все – и я, и ты,

Если мы сорвем цветы-

Опустеют все поляны-

И не будет красоты.

-Если мы захотим подарить, как это сделать, не навредив природе? (Нарисовать, сфотографировать.) Цветы вы можете рвать только те, которые вырастите на даче, в саду. - Нужно бережно относиться к цветам. Пусть они украшают нашу Землю. Давайте будем замечать, чувствовать и беречь красоту вокруг нас.

Пока выполняют работу , почему нельзя рвать цветы просто Так? (они живые,им тоже больно, когда их срывают, появляются капельки росы- это слезы, они радуют нас своей красотой).

Не рви цветы просто так для того, чтобы тут же их выбросить!

-Вернемся к цветам , которые ставили ребята  в вазу.

-Что складывали  ребята?

-Чем похожи букеты?. 

-Чем отличаются? (порядком) А изменилось ли количество цветов от того, что дети расположили их в разном порядке?

-А как сделать так , что бы букеты стали одинаковыми? (давайте попробуем)?

РАБОТА В ГРУППАХ (договариваются)

(Молодцы! Получаем следующий цветок)

Я попрошу встать 4 мальчиков и 2 девочек. Сколько всего ребят?  А теперь мальчики и девочки поменяются местами? Сколько теперь ребят? Что вы можете сказать?

- Ребята, а как вы думаете, могут ли  при сложении числа   передвигаться, меняться местами, как предметы и как люди.

-А как считаете вы? -

-Как вы думаете, что же сегодня нам необходимо узнать на уроке? Итак, нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые.

ПРОБЛЕМА

-По дороге в школу наши герои Лунтик и Пчеленок встретили на полянке В. и  П. Они считали конфеты. Давайте проверим это свойство. Дети, сидящие слева положите любое количество кругов. А дети, сидящие справа положите любое количество квадратов. Составьте суммы. Назовите суммы, которые у вас получились. Найдите их значения. Поменяйтесь счётными предметами. Составьте новые суммы и найдите их значения. Что вы заметили?

- «Перед ними  было 3 шоколадные конфеты и 2 карамельки.. Сколько всего конфет у них было?» Они устроили спор. В. Утверждает , что верное решение 3+2,а П.-2+3. Кто же из них прав?

-Первый вариант запишите решение Вупсеня, 2-ой- Пупсеня.

-Поменяйтесь тетрадями.

-Значит,  можно так поступать в математике-переставлять слагаемые местами?

Проверим! 

Постановка проблемы.

Прочитайте, используя названия компонентов действия сложения.

Чем похожи? Чем отличаются? Какой вывод можно сделать?

Какова же тема урока? (перестановка слагаемых)

 

Ставят цели, формулируют, уточняют тему урока.

 

6

6 (от перестановки мальчиков и девочек количество детей не изменилось)

Слагаемые поменялись местами

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логическое – формулирование проблемы

  1. Физ. минутка

«Отдохнем» (появляется следующий цветок)

Выполняют движения

Регулятивные: работа  по инструкции.

Коммуникативные: слушать и слышать.

  1. Открытие новых знаний (работа по теме урока)

Предлагаю  продолжить исследование вместе с нашими героями.

-Согласны?

-А что значит исследовать?

-Мы исследователи, мы коллеги, мы все равны (товарищи по работе)

-Как мы будем работать ?

Запомните, что каждое открытие надо подтверждать доказательствами.

Работа в  парах. Практическая работа.

Положите слева 1 зеленый  круг,  А справа 4 красных.Придвиньте к 1 -4.

-Сколько всего кругов стало?

-Что мы сделали с кругами?

-Какое математическое выражение запишем?

(ЗАПИСЫВАЕМ РАВЕНСТВО)

Поменяйте фигуры местами. Придвиньте к 4 синим квадратам 1 красный круг.

-Какое равенство мы запишем?

1+4=5

4+1=5

-Сравните равенства. Что в них общего? Чем отличаются?

(то же самое проделываем с 2 синими треугольниками  и 4 оранжевыми).

2+4=6

4+2=6

-Какой же вывод мы можем с вами сделать?

Молодцы!Еще раз  проверим, правы ли мы. Я предлагаю вам, мои юные исследователи, применить этот закон на практике.

А). На одной тарелке у меня лежат шоколадные конфеты . их 4. , а на другой карамель.их 3. Сколько всего у меня конфет?

А теперь я поменяю тарелки местами. Количество конфет изменилось?

Б). Вот яблоко, я разрезала его пополам . Теперь я эти 2 половинки соединю . Что получилось? Теперь эти 2 половинки поменяю местами. Это то же яблоко?

Ёще раз скажите правило , которое мы сами смогли вывести из нашего исследования.

Проговорите это правило друг другу в парах.

Откройте учебник на странице 14.

-Совпадают ли наши правила?

(ЭТУ ОСОБЕННОСТЬ УЧЕНЫЕ ЗАМЕТИЛИ ДАВНО И НАЗВАЛИ ЕЕ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ЗАКОНОМ-переместительным законом сложения)

-А как вы думаете , для чего его придумали?

В ходе практической работы выводят правило .

Да

Понять, установить

Дружно, старательно, внимательно

Дети. Сложили

1+4

1+4

Поменяли слагаемые местами.

Значение суммы не изменилось.

….   Мы заметили, что от перестановки слагаемых сумма не меняется. К какому выводу мы пришли?  (От перестановки слагаемых сумма не изменяется)

7

Нет

 Целое яблоко

Да

Личностные: стремление

к получению новых знаний.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Познавательные: отвечать на вопросы, наблюдать, делать самостоятельные выводы. Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  1. Первич-ное закрепле-ние с проговариванием во внешней речи

Лепесток «Примени знания».

Организует деятельность по применению новых знаний.

  1. Найди и соедини пару. Докажи.

5+3   2+8

9+1   6+3

6+4   1+9

3+6   4+6

8+2   3+5

(поменяйтесь листочками)

  1. Кто быстрее Лунтик или Кузя перенесет мячи?

1+4=5

4+1=5

  1. Саша и Миша лепили снеговика. Когда были слеплены три снежных кома,  Саша побежал домой за ведёрком, чтобы сделать снеговику шляпу. Взяв старое игрушечное ведёрко, стоя около подъезда, он позвал Мишу и предложил ему принести к подъезду три снежных кома. Но Миша засмеялся и сказал: « Нет, лучше ты неси сюда ведёрко, так удобнее!»

- Как вы считаете, кто из мальчиков прав?

    ( Дети рассуждают кто прав Саша или Миша. Затем делают вывод)

  • Реши удобным способом.

 1+5=              4+5=                

           2+7=              3+6=

Проговаривают во внешней речи изученное правило. Используют его при нахождении неизвестного слагаемого.

Работают с заданиями презентации

Один мяч перенести быстрее. Легче к большему числу прибавить меньшее.

Коммуникативные: слушать и слышать.

Личностные: стремление

к получению новых знаний.

Познавательные:

выполнение по образцу, умение владеть различными видами деятельности: диалог, чтение, письмо

  1. Самос-тоятельная работа с проверкой по эталону

Лепесток «Мы сами»

Р.Т. с 8  у.1

Выполняют самостоятельную работу в тетради на печатной основе, проводят самопроверку по эталону.

Познавательные:

умение ориентироваться в тетради.

Коммуникативные: умение владеть различными видами деятельности: чтение, письмо.  Личностного самосовершенствования: умение проводить самоанализ и самоконтроль результатов своей деятельности, делать выводы.

  1. Рефлексия. Под-ведение итогов урока.

Вот и готов наш необычный цветок, который мы подарим нашим гостям на память о сегодняшнем уроке и наших прекрасных учениках.

-Какой математический закон мы открыли вместе с Лунтиком сегодня? Он благодарит вас за помощь и дарит вам звездочки, ведь вы же знаете , что прилетел с Луны.

-Если сегодня урок вам понравился –поднимите красную звездочку (Молодец!!! Без твоей помощи я бы не справился! Так держать!)

-Если что-то осталось непонятным –желтую (Без твоей помощи я бы не справился!!! Старайся, будь внимателен на уроке и у тебя все получится!)

А я хочу, чтобы у каждого из вас была своя звездочка, которую вы будете зажигать, и , чтобы она вам светила всю жизнь, исполняя любое ваше желание.

Спасибо за урок!

Подводят итоги работы на уроке, учатся оценивать свою деятельность.

Коммуникативные: умение слушать и слышать, высказывать свою точку зрения.

Познавательные:

умение обобщать.

Личностные: положительное отношение к уроку, самооценка своей деятельности.

Сложи букет в такой последовательности:

  1. Розовый
  2. Жёлтый
  3.       Голубой

Сложи букет в такой последовательности:

  1. Жёлтый
  2. Розовый
  3. Голубой

Сложи букет в такой последовательности:

  1. Голубой
  2. Жёлтый
  3. Розовый

5+4                   2+8

9+1                   4+5

3+7                   1+9

8+2                   7+3

5+4                   2+8

9+1                   4+5

3+7                   1+9

8+2                   7+3

5+4                   2+8

9+1                   4+5

3+7                   1+9

8+2                   7+3

5+4                   2+8

9+1                   4+5

3+7                   1+9

8+2                   7+3

5+4                   2+8

9+1                   4+5

3+7                   1+9

8+2                   7+3

5+4                   2+8

9+1                   4+5

3+7                   1+9

8+2                   7+3

5+4                   2+8

9+1                   4+5

3+7                   1+9

8+2                   7+3

Реши удобным способом

2+5=

1+8=

5+4                   2+8

9+1                   4+5

3+7                   1+9

8+2                   7+3

Реши удобным способом

2+5=

1+8=

5+4                   2+8

9+1                   4+5

3+7                   1+9

8+2                   7+3

Реши удобным способом

2+5=

1+8=

Реши удобным способом

2+5=

1+8=

Реши удобным способом

2+5=

1+8=

Реши удобным способом

2+5=

1+8=

Реши удобным способом

2+5=

1+8=

Реши удобным способом

2+5=

1+8=

Реши удобным способом

2+5=

1+8=

Реши удобным способом

2+5=

1+8=

Реши удобным способом

2+5=

1+8=

Реши удобным способом

2+5=

1+8=

 От перестановки слагаемых сумма не изменяется. 6+3=3+6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перестановка слагаемых и её применение для случаев вида [ ]+5, [ ] +6, [ ] + 7, [ ] +8, [ ] +9.

Сюжетный урок математики в 1 классе по сказке "Колобок". Сочетание игровой формы с учебным содержанием знаний  позволяют преодолеть трудности в решении учебных задач и в полной мере освоить довольно с...

Урок математики в 1 классе по теме " Перестановка слагаемых"

Урок математики " Перестановка слагаемых", 1 класс. Конспект урока с героями учебника Машей и Мишей....

Урок "Перестановка слагаемых" 1 класс

Урок "Перестановка слагаемых" 1 класс (тех. карта, презентация, разоаботка урока)...

Урок "Перестановка слагаемых" 1 класс

Урок "Перестановка слагаемых" 1 класс (тех. карта, презентация, разоаботка урока)...

Урок математики в 1 классе по теме"Перестановка слагаемых"

Урок по программе "Школа России" с применением приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили"...

Открытый урок математики 1 класс. тема: "Перестановка слагаемых"

Тема: Перестановка слагаемых.Цели:Вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма           не   изменяется.Планируемые результат...

урок математики в 1 классе по теме: "Перестановка слагаемых"

Во время урока ученики встреваются со сказочными героями, становятся исследователями ит.д....