Рабочая программа по Школе России
рабочая программа по чтению (3 класс)

Исакова Ольга Васильевна

Программа по чтению 3класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_liter._chtenie_3_klass.doc364 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе:

  1. Федерального Закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012.
  1. Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
  2. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 и от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденного приказом Министерства от 6 октября 2009 года № 373, от31 декабря 2015 года № 1576».
  3. Основной образовательной программы начального общего образования

БОУ «Воскресенская СОШ»

  1. Примерной программы «Литературное чтение» (Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011)
  2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”
  3. Годового календарного учебного графика на 2018/2019 учебный год

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. /(сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская)
  2. Климанова Л. Ф. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует обще учебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

 Содержание авторской программы («Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы 1-4 классы. - М.: «Просвещение», 2011) сохранено в полном объеме, дополнения не вносились.

Курс «Литературное чтение» в 3 классе рассчитан на 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели).

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

 Реализация программы обеспечивает достижение  третьеклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов

Личностные

  1. формирование чувства гордости за свою Родину, ее историю, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
  2. формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  4. развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  5. формирование уважительного отношения к оному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальности;
  6. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  7. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  8. наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  9. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагать свое мнение  и аргументировать свою точку зрения;
  10. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих;
  11. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  12. овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлении текстов в устной и письменной формах.

Предметные результаты

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  3. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературных понятий;
  4. использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступков героев;
  5. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации;
  6. умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно- следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
  7. умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, умение написать отзыв на прочитанное произведение;
  8. развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

К концу 3 класса учащиеся научатся и получат возможность научиться по разделам:

Виды речевой и читательской деятельности:

Учащиеся научатся:

  • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников,  делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
  • употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений,  выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
  • осуществлять переход с  уровня событий  восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством  учителя план;
  • находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров;  делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте,  понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей  прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа,  продумывать связки для соединения частей.
  • домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.
  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).
  • находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • сочинять свои произведения  малых жанров устного народного творчества  в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
  • писать  небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.
  • пересказывать содержание произведения  выборочно и сжато.
  • сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план;  соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).
  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки,  высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.
  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
  • осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.
  • находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

2. Содержание учебного предмета

Основное содержание обучения в программе для 3 класса представлено разделами:  

Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)

Самое великое чудо на свете (4ч)

Рукописные книги древней Руси.

Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество (14ч)

Русские народные песни.

Докучные сказки.

Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Поэтическая тетрадь 1 (11ч)

Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»;

А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»;

И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»;

И. З. Суриков. «Детство», «Зима».

Великие русские писатели (24ч)

А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»;

И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»;

М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»;

Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». 

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»;

К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»;

И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

Литературные сказки (8 ч)

Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»;

В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»;

В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Были и небылицы (10 ч)

М. Горький. «Случай с Евсейкой»;

К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»;

А. И. Куприн. «Слон».

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»;

А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»;

С. А. Есенин. «Черемуха».

Люби живое(16 ч)

М. М. Пришвин. «Моя Родина»;

И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»;

В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»;

В. В. Бианки. «Мышонок Пик»;

Б. С. Житков. «Про обезьянку»;

В. Л. Дуров. «Наша Жучка»;

В. П. Астафьев. «Капалуха»;

В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 2 (8ч)

С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»;

А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»;

С. В. Михалков. «Если...»;

Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

Собирай по ягодке — наберешь кузовок (12ч)

Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»;

А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»;

М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»;

Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»;

В. Ю. Драгунский. «Друг детства».

По страницам детских журналов (8ч)

Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»;

Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»;

Р. Сеф. «Веселые стихи».

Зарубежная литература (8 ч)

«Храбрый Персей».

Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок»

Внеклассное чтение  (1 раз в две недели) – (17 ч)

  1. Самые интересные книги, прочитанные летом.
  2. Русское народное творчество (сказки).
  3. «Здравствуй, осень золотая!» (стихи об осени).
  4. Стихи о природе русских поэтов- классиков (Ф.Тютчев, И.Суриков, А.Блок, И. Бунин, С.Есенин, А.Плещеев).
  5. «Что за прелесть эти сказки» (сказки А.С. Пушкина).
  6. Рассказы  о детях и для детей.
  7. Знай и люби родную природу (конкурс стихотворений   о природе)
  8. Волшебный мир сказок П. Бажова.  
  9. Литературные стихотворные сказки.
  10. «Здравствуй, гостья-зима!» (стихи о зиме).
  11. Рассказы  М. Пришвина.
  12. О братьях наших меньших (рассказы о животных В.Чаплиной, Б.Житкова, Е. Чарушина).
  13. Стихи детских поэтов (С. Маршак, А. Барто, Е. Благинина и др.).
  14. Где? Что? Как и почему? (детские энциклопедии)
  15. «Никто не забыт, ничто не забыто» (произведения о ВОВ)
  16. Сказки зарубежных писателей.
  17. Стихи о лете.


3. Тематическое планирование

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника.

Первопечатник Иван Фёдоров. Фотографии, рисунки, текст — объекты для получения необходимой информации.  Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове.

Оценка достижений

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Пользоваться словарём в конце учебника.

Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения.

Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы.

Находить необходимую информацию в книге.

Обобщать полученную информацию по истории создания книги.

Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего.

Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом.

Читать возможные аннотации на книги.

Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя).

Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу.

Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Устное народное творчество (14 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни.

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

 Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». «Иван- Царевич и Серый Волк». «Сивка- Бурка». Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки. Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного и живописного текстов.

Проект: «Сочиняем волшебную сказку».

Оценка достижений

Внеклассное чтение: Русское народное творчество (загадки, песни, докучные сказки).

Русские народные сказки.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры.

Воспроизводить наизусть текст русских народных песен.

Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности.

Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения.

Называть виды прикладного искусства.

Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).

Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов.

Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием.

Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события.

Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним.

Делить текст на части.

Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке.

Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев.

Называть основные черты характера героев.

Характеризовать героев произведения.

Сравнивать героев произведения, героев разных сказок.

Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги.

Придумывать свои сказочные истории.

Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительно-

го искусства.

Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре.

Договариваться друг с другом, выражать свою позицию.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Русские поэты ХІХ – ХХ века.

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза». «Листья». Звукопись, её художественно-выразительное значение. Олицетворение – средство художественной выразительности. Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».

А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…» «Зреет рожь над жаркой нивой…» Картины природы. Эпитеты - слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворения.

И.С. Никитин «Полно, степь моя…» «Встреча зимы». Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы.  Олицетворение как приём создания картины природы. Подготовка сценария утренника «Первый снег».

И.З. Суриков «Детство». «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

Оценка достижений.

Внеклассное чтение: Виды русского народного творчества.

Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора.        

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определить различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

                                                             

Великие русские писатели (24 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

А.С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитеты, сравнение. Звукозапись, её выразительное значение. Приём контраста как средство создания картин.

«Сказка о царе Салтане…». Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки А.С. Пушкина. Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с текстом сказки. Их сравнение.

И.А. Крылов. Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.

М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

Лирические стихотворения. Настроение стихотворения.. подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи.

Л.Н. Толстой. Детство Л.Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. рассказы Л.Н. Толстого. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Особенности прозаического лирического текста. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания. 

Оценка достижений.

Внеклассное чтение: Стихи Ф. Тютчева. Басни И. Крылова. Рассказы Л. Толстого.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения.

Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение.

Различать лирическое и прозаическое произведения.

Называть отличительные особенности стихотворного текста.

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем.

Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения).

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.

Знать особенности литературной сказки.

Определять нравственный смысл литературной сказки.

Сравнивать произведение живописи и произведение литературы.

Давать характеристику героев литературной сказки.

Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.

Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни.

Характеризовать героев басни на основе их поступков.

Инсценировать басню.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл.

Поэтическая тетрадь 2 (6  ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Н.А. Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности. Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою. Выразительное чтение стихотворений.К.Д. Бальмонт, И.А. Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.

Оценка достижений.

Внеклассное чтение: Конкурс стихотворений русских поэтов.

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух.

Читать стихотворение, выражая авторское настроение.

Сравнивать текст-описание и текст-повествование.

Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения.

Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения.

Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования.

Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.

Литературные сказки (8 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка. Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки.

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.

Оценка достижений.

Внеклассное чтение: Сказки о зиме.

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение.

Читать сказку в слух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки.

Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках.

 Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки.

Определять авторское отношение к изображаемому.

Читать сказку в лицах.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Были-небылицы (10 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения – основной приём описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. Герои произведения. Характеристика героев.

А.И. Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ.

Оценка достижений.

Внеклассное чтение: Стихи о временах года.

Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа.

Различать вымышленные события и реальные.

Определять нравственный смысл поступков героя.

Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях.

Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.

 Составлять план краткого и полного пересказов.

Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно.

Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах.

Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории.

Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль.

 Читать сказку выразительно по ролям.

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Саша Чёрный. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому.

А.А. Блок. Картины зимних забав. Средства художественной выразительности для создания образа. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.

С.А. Есенин. Выразительное чтение стихотворения. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи.

Оценка достижений.

Внеклассное чтение: Книги о животных.

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение.

Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения.

Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему.

Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно.

Объяснять смысл выражений с опорой на текст.

Определять авторское отношение к изображаемому.

Придумывать стихотворные тексты.

Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения.

Люби живое (16 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

М. Пришвин «Моя родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Почему произведение так называется? Определение жанра произведения. Листопадничек – главный герой произведения. Рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. В.И. Белов. «Малька провинилась». «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа.

В.В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения.

Б.С. Житков «про обезъянку». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ.

В.П. Астафьев «Капалуха». Герои произведения.

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.

Оценка достижений.

Внеклассное чтение: Стихи детских поэтов. Рассказы В. Дурова.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.

Читать и воспринимать на слух произведения.

Определять жанр произведения.

Понимать нравственный смысл рассказов.

Определять основную мысль рассказа.

Составлять план произведения.

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора . Пересказывать произведение на основе плана.

Придумывать свои рассказы о животных.

Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

С.Я. Маршак. «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной…» Заголовок стихотворения. Выразительное чтение.

А.Л. Барто «Разлука». «В театре». Выразительное чтение.

С.В. Михалков «Если». Выразительное чтение.

Е.А. Благинина «Кукушка». «В театре». Выразительное чтение.

Проект: «Праздник поэзии».

Оценка достижений.

Внеклассное чтение: В. Драгунский. Рассказы.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух лирические тексты.

Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому.

Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение.

Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения.

Сочинять стихотворения.

Участвовать в творческих проектах.

Заучивать стихи наизусть.

Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения.

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Б.В. Шерегин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения.

А.П. Платонов «Цветок на земле». «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.

М.М. Зощенко «Золотые слова». «Великие путешественники». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий.

Н.Н. Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н. Носова.

Оценка достижений.

Внеклассное чтение: Детские журналы.

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме.

Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Соотносить пословицу с содержанием произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста.

Придумывать свои вопросы к текстам.

Наблюдать за особенностями речи героев.

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

По страницам детских журналов (8 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

«Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.

Ю. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ.

Г. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Создание собственного сборника добрых советов. Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего дома, своего города.

Р. Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение.

Оценка достижений.

Внеклассное чтение: Стихи и рассказы о природе.

Рассказы В. Бианки.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности).

Выбирать для себя необходимый и интересный журнал.

Определять тему для чтения.

Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме.

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания.

Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи».

Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.

Находить необходимую информацию в журнале.

Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала.

Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Зарубежная литература (8 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ.

Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке. Подготовка сообщения о великом сказочнике.

Оценка достижений.

Внеклассное чтение: Стихи о лете.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.

Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя).

Пересказывать выборочно произведение.

Сравнивать сказки разных народов.

Сочинять свои сказки.

Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя).

Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом.

Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

4. Формы контроля и оценки достижения планируемых результатов

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

  • навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»);
  • умение выразительно читать и пересказывать текст;
  • умение учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения контролируется и читательская деятельность:

  • умение ориентироваться в книге,
  • знание литературных произведений, их жанров и особенностей,
  • знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса:

  • чтение текста,
  • пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно),
  • выразительное чтение наизусть или с листа.

Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением, тесты.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами.


Календарно-тематическое планирование

урока 

Раздел программы

(общее количество часов)

Тема урока

Календарные сроки

Фактические сроки

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

1

Введение. Знакомство с учебником.

Самое великое чудо на свете  (4 ч)  

2

Знакомство с названием раздела  «Самое великое чудо на свете»

3

Рукописные книги Древней Руси.

4

Первопечатник Иван Федоров.

5

Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений по разделу «Самое великое чудо на свете».

Устное народное творчество (14 ч)

6

Знакомство с названием раздела «Устное народное творчество». Русские народные песни.

7

Докучные сказки.

8

Внеклассное чтение №1

Самые интересные книги, прочитанные летом.

9

Произведения прикладного искусства.

Сказки

10

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

11

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Характеристика героев.

12

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».

13

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Составление плана.

14

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

15

Русская народная сказка «Сивка-бурка». Деление текста сказки на части.

16

Внеклассное чтение №2

Русское народное творчество (сказки).

17

Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И. Билибин.

18

Проект «Сочиняем волшебную сказку».

19

Оценка достижений по разделу «Устное народное творчество».

Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)

20

Знакомство с названием раздела  «Поэтическая тетрадь 1».

Проект «Как научиться читать стихи».

21

Ф.Тютчев «Весенняя гроза».

22

Ф.И. Тютчев «Листья».

23

А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»

24

Внеклассное чтение №3

«Здравствуй, осень золотая!» (стихи об осени).

25

И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

26

И.Никитин «Встреча зимы».

27

И.Суриков «Детство».

28

И.Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

29

Путешествие в литературную страну (обобщающий урок по разделу).

30

Оценка достижений по разделу «Поэтическая тетрадь 1»..

Великие русские писатели (24 ч)

31

Знакомство с названием раздела.

А.С.Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.Пушкина».

32

Внеклассное чтение №4

Стихи о природе русских поэтов- классиков (Ф.Тютчев, И.Суриков, А.Блок, И. Бунин, С.Есенин, А.Плещеев).

33

А.Пушкин  Лирически е стихотворения.

34

А.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер».

35

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…».

36

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Сравнение народной и литературной сказки.

37

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Герои литературной сказки.

38

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Характеристика героев по плану.

39

Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.

40

Внеклассное чтение №5

«Что за прелесть эти сказки» (сказки А.С. Пушкина».

41

Подготовка сообщения о И.Крылове на основе статьи учебника. .И.А.Крылов. «Мартышка и очки».

42

И.А.Крылов. «Зеркало и обезьяна».

43

И.А.Крылов. «Ворона и Лисица».

44

М.Лермонтов.  Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

45

М.Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»

46

М.Лермонтов «Утес», «Осень».

47

Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя).

48

Внеклассное чтение №6

Рассказы  о детях и для детей.

49

Л.Н.Толстой «Акула».

50

Л.Н.Толстой «Прыжок».

51

Л.Н.Толстой «Лев и собачка».

52

Л.Н.Толстой «Какая бывает трава на траве», «Куда девается вода из моря?»

53

Обобщающий урок по разделу  «Великие русские писатели».

54

Оценка достижений по разделу   «Великие русские писатели».

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

55

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 2»..

Н.А.Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…».

56

Внеклассное чтение №7

Знай и люби родную природу (конкурс стихотворений о природе)

57

Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

58

К.Д.Бальмонт «Золотое слово».

59

И.А.Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…».

60

Урок — обобщение по разделу "Поэтическая тетрадь 2». Оценка достижений.

Литературные сказки (8 ч)

61

Знакомство с названием раздела  «Литературные сказки».

Д. Мамин-Сибиряк   «Аленушкины сказки» (Присказка).

62

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

63

Внеклассное чтение №8

Волшебный мир сказок П. Бажова.

64

В. Гаршин «Лягушка – путешественница». Герои сказки, их характеристика.

65

В. Гаршин «Лягушка – путешественница». Нравственный смысл сказки.

66

В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказки.

67

В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». Составление плана.

68

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Литературные сказки».

Были-небылицы (10 ч)

69

Знакомство с названием раздела.  М. Горький. «Случай с Евсейкой».

70

Внеклассное чтение №9

Литературные стихотворные сказки.

71

М. Горький. «Случай с Евсейкой».

72

К. Паустовский «Растрепанный воробей»

73

К.Паустовский «Растрепанный воробей»

Герои произведения.

74

К.Паустовский «Растрепанный воробей»

Характеристика героев.

75

А. Куприн «Слон». Основные события произведения.

76

А. Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана.

77

Урок — путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений.

78

Внеклассное чтение №10

«Здравствуй, гостья-зима!» (стихи о зиме).

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

79

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 1».  С. Черный «Что ты тискаешь утенка?..»

80

С. Черный  «Воробей», «Слон».

81

А. Блок «Ветхая избушка».

82

А. Блок «Сны», «Ворона».

83

С. Есенин «Черемуха».

84

Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1» . Оценка достижений.

Люби живое (16 ч)

85

Знакомство с названием раздела «Люби живое». М. Пришвин  «Моя Родина». Заголовок - «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста.

86

Внеклассное чтение №11

Рассказы  М. Пришвина.

87

И. Соколов-Микитов. «Листопадничек».

88

И. Соколов-Микитов. «Листопадничек».

Творческий пересказ: дополнение содержания текста.

89

В.И. Белов. «Малька провинилась»,

90

В.И. Белов «Еще раз про Мальку».

91

В. Бианки «Мышонок Пик».

92

В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана.

93

Б. Житков «Про обезьянку».  

94

Внеклассное чтение №12

О братьях наших меньших (рассказы о животных В.Чаплиной, Б.Житкова, Е. Чарушина).

95

Б. Житков «Про обезьянку».

Составление плана на основе названия глав.

96

Б. Житков «Про обезьянку». Рассказ о герое произведения.

97

В. Дуров «Наша Жучка»

98

В. Астафьев «Капалуха».

99

В. Драгунский «Он живой и светится».

100

Оценка достижений по разделу «Люби живое».

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

101

Знакомство с названием  раздела.    С.Я.Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной».

102

Внеклассное чтение №13

Стихи детских поэтов (С. Маршак, А. Барто, Е. Благинина и др.).

103

А. Барто. «Разлука», «В театре».

104

С. Михалков. «Если», "Рисунок».

105

Е. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

106

Промежуточная аттестация.

107

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2».

108

Оценка достижений по разделу «Поэтическая тетрадь 2».

  Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 ч)

109

Знакомство с названием раздела. Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

110

А. Платонов. «Цветок на земле».

111

А. Платонов. «Цветок на земле». Характеристика героя по плану.

112

А. Платонов. «Еще мама».

113

А. Платонов. «Еще мама». Деление текста на части.

114

Внеклассное чтение №14

Где? Что? Как и почему? (детские энциклопедии) .

115

М. Зощенко «Золотые слова».

116

 М. Зощенко  «Великие путешественники».

117

Н. Носов «Федина задача».

118

Н. Носов «Телефон».

119

В. Драгунский «Друг детства»

120

Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Оценка достижений.

По страницам детских журналов (8 ч)

121

Знакомство с названием раздела. Л.Кассиль     «Отметки Риммы Лебедевой».

122

Внеклассное чтение №15   

«Никто не забыт, ничто не забыто» (произведения о ВОВ)

123

 Ю. Ермолаев «Проговорился».

124

 Ю. Ермолаев «Воспитатели».

125

Г. Остер. «Вредные советы».

126

Г. Остер «Как получаются легенды».

127

Р. Сеф. «Веселые стихи»

128

Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов».  Оценка достижений.

Зарубежная литература (8 ч)

129

Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции.  

130

Внеклассное чтение №16

Сказки зарубежных писателей.  

131

Мифы Древней Греции.  

132

Г.Х.Андерсен. Подготовка сообщения о великом сказочнике Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок».

133

Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок».

134

Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок». Деление сказки на части, составление плана.

135

Обобщение по разделу. Обобщение за год.

136

Внеклассное чтение №17

Стихи о лете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы УМК Школа России на 2011-2012 уч.год

В работу входят рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, ИЗО УМК Школа России на 2011-2012 учебный годпо ФГОС...

Рабочие программы УМК "Школа России", 3 класс

Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо....

Рабочие программы УМК "Школа России", 2 класс

Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо и "Разговор о правильном питании"....

Рабочая программа УМК "Школа России"

В программе представлен материал по организации учебного процесса в начальной школе. УМК "Школа России", соответсвие ФГОС. В программу включено календарно - тематическое планирование уроков заявленног...

Рабочая программа по "Школе России" 2 класс

В данном материале представленв рабочие программы по предметам  для 2 класса по "Школе России"....