Урок математики 2 класс по теме "Решение уравнений"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Чудакова Ирина Николаевна

Урок математики во 2 классе по теме "Решение уравнений способом подбора". Школа России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uravnenie_otkrytyy_urok_2_klass.docx89.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок открытия нового знания по  математике во 2 классе

 по теме «Уравнение. Решение уравнений способом подбора.»

Цель: Образовательные: Формировать представление  об уравнении, способе подбора. Формировать умение решать уравнения.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке. Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Понимать, что такое «уравнение», «решить уравнение». Знать способ подстановки решения уравнения.

Уметь решать уравнения, читать математические выражения, неравенства, равенства.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке. Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия.

Уравнение, решить уравнение, способ подбора

 Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая и работа в парах.

Оборудование: - Учебник «Математика»  М.И.Моро ,  2 класс, 1 часть, рабочая тетрадь, ноутбуки;

           - мультимедийный проектор, компьютерные слайды,

- снежинки с заданиями, ёлочки с заданием для самостоятельной работы , карточки для игры «Займи место в своей команде», карточки для индивидуального домашнего задания, кружки (красного, зелёного, жёлтого цвета) для рефлексии.

 Ход урока:

1.Самоопределение к учебной деятельности(мотивация)

Цель: Выработать на личностнозначимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности

Прозвенел звонок для нас!

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо

Все легонечко вздохнём,

Урок математики начнём.

- Добрый день, дорогие ребята!

Я рада приветствовать вас на нашем очередном уроке математики. На дворе сейчас зима, декабрь

Ребята, какой самый желанный праздник  детвора и взрослые встречают зимой в декабре?(новый год)

-Что является главным украшением этого праздника? (елка)

- Я вам предлагаю отправиться в заочное путешествие в лес за новогодней красавицей

2. Актуализация знаний и затруднение в деятельности.  

Цель: Подготовить мышление учащихся  и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

   

-Ребята, представьте, мы выходим на улицу, с неба падают снежинки. А на каждой задание для вас.  Внимательно прочтите их, обсудите  в парах, а затем объясните свой выбор.   Чья пара будет готова дать ответ, поднимите руки.

Работа по карточкам в парах.

Карточка № 1.

24+3 =                                                                                                                                                    

 Как называется данное выражение? Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор.                                                                                                          

1)Числовое                                                                                                                                                      

 2). Буквенное

Карточка № 2.                                                                                                                                                           Объясните, как называется данное выражение?      

   + 4 = 12                                                                                                                                                                  Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор.        

      1. Числовое.                              

      2.Пример с окошечком.

Карточка № 3.                                                                                           

  53 – 3 > 20         Как называется данное выражение?   Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор.    

 1) Равенство                                                                                  

 2) Неравенство

Карточка № 4.                                                                                                                                                    Напишите, как называется данное выражение?                                                                                             а + 5, где  а = 7                                                                                                                                                   Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой  выбор.                                                                      

   1. Пример с окошечком.          

   2. Буквенное выражение.        

 Карточка № 5.                                                               

      Как называется данное выражение?    

 х + 4 = 12                                                                                        

Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой  выбор.                                                                      

   1. Пример с окошечком.          

   2. Буквенное выражение.

   3. Затрудняюсь ответить      

 Проверка заданий по карточкам в форме защиты.  

   (На мониторе  компьютера  поочередно выставляются записи числовых и буквенных выражений, дети объясняют свой выбор ответов).

1) 24 + 3 =      2)  + 4 = 12       3) 53 – 3 > 20     4) а + 5,  где  а = 7    5) х + 4 = 12  

Объясняют,   что 1 - числовое выражение,    2 – пример с окошечком,  3  -  неравенство,

 4 – буквенное выражение,  5 – не знаем.

         3.    Постановка учебной задачи( проблемы) . Определение  цели урока

Цель: Поставить цель учебной деятельности  и на этой основе  выбрать способ и средства её  реализации.

- Правильно, ребята, вы еще не знаете, как называется такая запись.

- Чтобы узнать, как называется данное выражение,  я предлагаю вам выполнить следующее задание.

Распределите снегирей, так чтобы их номера были  в порядке возрастания, тогда вам удастся ответить на вопрос.

 

- Вы справились с заданием, как  наше неизвестное выражение называется? (Уравнение).

-  А сможете ли  объяснить, что такое уравнение ? (Дети пытаются ответить, но у них не получается). -Какие цели мы поставим перед собой?(я не знаю, но хочу узнать;  я хочу научиться ). 

- Тогда сейчас я предлагаю вам стать юными учеными - исследователями и всем вместе узнать, что же такое уравнение и что значит решить уравнение. Потом проверим, совпадет ли ваш вывод с правилом в учебнике. Готовы? Тогда смело – за работу!

       4.Постановка проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

Цель: Построить новый способ действия и сформировать умение применять его  как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа.

- Итак, начнем наши исследования? (Да)

- Посмотрите, пожалуйста, еще раз на наши выражения (записи выставляются на мониторе компьютера) и скажите, на которую из них похоже наше уравнение? (На пример с окошком, на буквенное выражение)

1) Что нам говорит знак “ = ”? (равенство)

2) Но все ли числа в нем известны? (х + 4 = 12)

3) Что неизвестно? (первое слагаемое)

4) Чем оно обозначено? (буквой)

5) Кто знает, как называется эта буква? (икс) Правильно, это латинская буква Х.

- Давайте, попробуем теперь сделать вывод:

А) Уравнение – это (показываю на знак =, а дети дополняют) - это равенство,

которое содержит (показываю на Х) неизвестное число.

(На  мониторе  компьютера выставляется запись:

«Уравнение – это равенство, которое содержит неизвестное число».

6) Если нам неизвестно число, то, что же нам надо сделать? (узнать, найти это неизвестное число)

- Давайте подставим числа и проверим, какое же число будет решением данного уравнения.

1+4=12- неверно

2+4=12- неверно

3+4=12- неверно

4+4=12- неверно

5+4=12- неверно

6+4=12- неверно

7+4=12- неверно

8+4=12- верно

Как вы нашли число 8? (к 4 + 8), (из 12 - 4)

- Молодцы!  Ребята, а знаете ли вы, что  сейчас сделали? Сами решили уравнение! Как настоящие ученые-исследователи. (Дети удивляются своей находке)

 

Б)  - Если  надо решить уравнение, то что нам нужно сделать?

 Мы об этом уже сказали… (Найти неизвестное число, чтобы равенство было верным)

(На мониторе запись:  «Решить уравнение – значит найти неизвестное число, чтобы равенство было верным»).

- Молодцы!  Ребята, ваша работа достойна похвалы.

ЭКРАН ЗАКРЫТЬ

1).  - Сейчас откройте в учебнике страницу 80 и прочтите новые сведения.

Удалось ли вам  выяснить, что такое уравнение?  (Да). 

 Прочтите вслух, что же такое уравнение. (Читают).

 А теперь расскажите  друг другу в своих парах.  (Дети рассказывают, что значит решить уравнение).

2). Решение:   Х + 4 = 12                       Проверка: 8 + 4 = 12

                      Х  = 8                                                       12 = 12

(запись в тетради)

Мы славно потрудились. Молодцы                                               

Физминутка.  

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать,

И совсем не уставать.

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем!

Вправо, влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

5.    Первоначальное закрепление  с проговариванием во внешней речи.

Цель: Усвоить учащимися новый способ действия.

Продолжаем заочное путешествие за ёлкой. Чтобы не заблудиться в незнакомой местности используют разные приборы. Самый современный прибор – это навигатор. Сейчас для нас навигаторами послужат ноутбуки. Выполним задание №1

Выполнение задания на электронном приложении Уравнение. №1 (найти верное решение уравнения)

Один ученик на ноутбуке с выводом на экран

- Кто из вас теперь может определить тему урока.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

Цель: Интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и  провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия.

Работа в тетрадях  по карточкам. (пока дети решают включить презентацию)

- Навигатор нас вывел на поляну, в центре которой находятся замечательные ёлочки. У вас лежат на парте три ёлочки разного размера. На обратной стороне вы найдёте задания. Выберите ту ёлочку, задания на которой вам под силу.

1 уровень (маленькая ёлочка)

Из чисел 7, 2, 1, 3 подбери для каждого уравнения такое значение х, при котором получится верное равенство.

  1. 5 + х = 7
  2. Х + 7 = 10
  3. 5 – х = 4

2 уровень (средняя ёлочка)

Подбери для каждого уравнения такое значение х, при котором получится верное равенство.

  1. 70 – х = 60
  2. 20 + х = 25

3)  Х – 10 = 80

3 уровень (большая ёлочка)

Выбери уравнения. Запиши и реши их.

37 + а                28 – 8 = 20                        х + 7 = 16

90 – х                 20 – х = 12                      в > 12

Проверка задания по эталону . Каждый проверяет себя и оценивает знаком

 (! – молодец, всё правильно;

+ -постарайся быть внимательнее;

-  - надо ещё позаниматься и всё получится)

 7.  Включение в систему знаний и повторение.

Цель: Включить  новый способ действий в систему знаний  при этом  повторить и закрепить  ранее изученные способы  подготовки к изучению следующих разделов.

- А теперь около ёлочек немного поиграем. Двое водящих – командиры. Первый командир набирает команду  уравнения, второй – буквенное выражение. Посмотрите на свои карточки и идите в отряд к своему водящему. Водящие следят, чтобы не было лишних в отряде.

Х – 8 = 10              48 – х

в + 20                  47 – х = 40

к – 70                 у + 9 = 18

х + 3 = 13              с + 90

14 +  к                  4 + х = 11

80 – в                   50 – х = 40

18 = х  + 10         23 – а

Выставление отметок за урок.

Дополнительное задание.

  Индивидуальная работа в тетрадях на печатной основе: с 58. № 89.

8.  Рефлексия учебной  деятельности. 

Цель:   Оценить учащимися собственную учебную деятельность , осознать  методы построения и границы применения  нового способа действий                                                                                  

   

- Помните ли вы, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Узнать, что такое уравнение и как его решать).

- Как вы думаете, достигли мы этой цели? (Да).

- Тогда скажите,  что же такое уравнение? (Равенство, которое содержит неизвестное число).

- А что значит решить уравнение?   (Решить уравнение – значит найти неизвестное число, чтобы равенство было верным).

- Как вы думаете, научились ли вы решать уравнение? (Ответы детей).

- Ребята,  вот и близится к концу наше заочное путешествие. Как вы думаете, как лучше поступить : спилить ёлочку и принести домой или лучше нарядить её в лесу и провести около неё праздник.

 -Природу надо охранять и беречь. Мы с вами сейчас и украсим нашу ёлочку. (ёлочка нарисована на доске, дети на неё приклеят кружочки).У вас на партах разноцветные ёлочные шары.

- Оцените свою работу на уроке и нарядите ёлочку.

«Я молодец, активно работал, все понял, могу помочь товарищу» (зелёный кружок)                              

«Я работал хорошо, старался, были ошибки, но я быстро находил свои ошибки, сам исправлял их»  (жёлтый кружок)          

«Мне было трудно работать, я еще не все понял, но у меня все получится  (красный кружок)

- Ребята, я очень благодарна вам за ваше огромное трудолюбие, старание и стремление к  знаниям, которые  помогли вам сегодня вновь совершить новое открытие в математике.

Не беда, что у кого-то из вас сегодня не все получалось. Ведь не зря говорится в пословице:  «Не стыдно не знать, а стыдно не учиться».  На следующем уроке мы с вами опять продолжим   тренироваться  решать уравнения.  Я уверена,  все у вас получится!

 9. Домашнее задание: с. 81 №5,№7;

                        по желанию:

 – составить  уравнение (раздать карточки).

- придумать рассказ о возникновении слова «уравнение»

Приложение 1.

Задания на снежинках

Карточка № 1.

24+3                                                                                                                                                    

 Как называется данное выражение? Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор.                                                                                                          

1)Числовое                                                                                                                                                      

 2). Буквенное

Карточка № 2.                                                                                                                                                           Объясните, как называется данное выражение?        

 + 4 = 12                                                                                                                                                                  Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор.        

      1. Числовое.                              

      2.Пример с окошечком.

Карточка № 3.                                                                                           

  53 – 3 > 20      

  Как называется данное выражение?    Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой выбор.    

 1) Равенство                                                                                  

 2) Неравенство

Карточка № 4.                                                                                                                                                    Напишите, как называется данное выражение?                                                                                             а + 5, где  а = 7                                                                                                                                                   Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой  выбор.                                                                      

   1. Пример с окошечком.          

   2. Буквенное выражение.

       

 

Карточка № 5.                                                               

      Как называется данное выражение?  

  х + 4 = 12                                                                                        

Выберите верный вариант ответа, обведите его в кружок и объясните свой  выбор.                                                                      

   1. Пример с окошечком.          

   2. Буквенное выражение.

  3. Затрудняюсь ответить      

Приложение 2.

post-44042-1257631898 post-44042-1257631898

post-44042-1257631898

Задание на  маленькой ёлочке (низкий уровень).

Из чисел 7, 2, 1, 3 подбери для каждого уравнения такое значение х, при котором получится верное равенство.

  1. + х = 7

                      Х + 7 = 10

                        5 – х = 4

Задание на  средней ёлочке (средний уровень).

Подбери для каждого уравнения такое значение х, при котором получится верное равенство.

70 – х = 60

20 + х = 25

 Х – 10 = 80

Задание на  большой ёлочке  (высокий уровень).

Выбери уравнения. Запиши и реши их.

37 + а                

28 – 8 = 20                      

 х + 7 = 16

90 – х              

  х – 12 = 20                    

  в > 12

Приложение 3

Х – 8 = 10                48 – х

в + 20                        47 – х = 40

к – 70                        у + 9 = 18

х + 3 = 13                  с + 90

14 +  к                       4 + х = 11

80 – в                         50 – х = 40

18 = х  + 10                23 - а

уравнение

буквенное

выражение

Приложение 4.

Карточки для индивидуального домашнего  задания.

Дом. задание

– составить  уравнение  на вычитание и записать их в тетрадь.

Дом. задание

– составить  уравнение  на сложение и записать их в тетрадь.

Дом. задание

- Написать рассказ о  возникновении  слова «уравнение»




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме:« Решение уравнений»

Цели урока:  отработка навыков составления и решения простых уравнений; преобразование простых уравнений в сложные; решение сложных уравнений; решение составных задач путем составления сложного у...

Урок математики по теме "Решение уравнений"

Материал содержит план-конспект урока математики для 2 класса в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения....

Урок математики по теме"Решение уравнений"

Конспект нестандартного урока математики Тема Решение ураувнений...

Презентация к уроку математики по теме "Решение уравнений"

Используемые педагогические технологии, методы и приемы: ИКТ, системно-деятельностный подход; технология сотрудничестваВ ходе урока учащимся предлагаются задания разного уровня, решение о выборе ...

Тема: «Системно - деятельностный подход на уроке математики» «Числовое равенство и уравнение» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Перемены, происходящие в  современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и лично...