УРОК МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ "ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ. ПРОВЕРКА ДЕЛЕНИЯ С ОСТАТКОМ".
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Дворникова Татьяна Тимофеевна

Математика 3 класс. Тема: «Деление с остатком». Данное занятие может использоваться на разных ступенях обучения: при изучении, закреплении материала по теме.

Для достижения поставленных целей и задач  были продуманы и составлены такие задания, которые позволяют обучать детей в игре.  Реализация игровых моментов прошла за счёт  самостоятельно составленных ЦОР, занимательных заданий (КОЗ).

Применение новых информационных технологий позволяют усилить образовательный эффект, повысить качество усвоения материала, построить индивидуальные образовательные траектории учащихся, осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем готовности к обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               Конспект

занятия по математике, проведённого в 3 классе «Б», учителем МОУ Партизанской средней школы Дворниковой Т.Т.

УМК «Школа России». 

Увлекательное математическое путешествие

Тема: « Деление с остатком. Проверка деления с остатком».

Цели:

1.Формирование опыта  деления с остатком, навыков проверки деления с остатком в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

Задачи:

1. Совершенствовать навыки  деления с остатком, умения выполнять проверку.

2.Развивать общеучебные навыки: способность анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, рефлексировать.

3.Воспитывать интерес и любовь к математике, малой Родине, ценность совместной Планируемые результаты обучения, формирование УУД:

1.Познавательные:

- формировать опыт  о приёме  деления с остатком путём исследовательской работы;

- применять правило и проверку деления с остатком;

- выработать алгоритм деления и проверки с остатком.

 2. Развивающие:

   - развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание;

  3. Воспитывающие:

        - создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, парах, в группах.

Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению математики через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.

Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

деятельности и общения.

Оборудование: компьютеры -16шт., экран -1, проектор -1, кроссворд -21, тест -21, ребус-1, карточки с индивидуальными заданиями-21, заданий в «Excel» - 16,  рисунки - много, музыкальные файлы-3, презентация -1.

                                 Ход занятия.

I. Организационный момент.  Слайд №1

    1.   Вот звонок нам дал сигнал.

          Поработать час настал.

          Даром время не теряем

          И работать начинаем.

    2. Мотивация

    «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

Сегодня на уроке я желаю вам убедиться  в словах  французского философа

Ж. Ж. Руссо.

   Беседа о весне. ЦОР.

- Какое время года наступило?

- Сколько дней в весенних месяцах?

- Назовите весенние признаки.

- Ваше любимое занятие в весенние дни?

Давайте настроимся на урок. Чтобы и у вас и у гостей было хорошее настроение, повторяйте за мной под музыку.

Слайд №2 ЦОР

  • У меня хорошее настроение.
  • Я буду, внимателен на уроке.
  • Я буду терпеливым.
  • Я успею сделать все.

Откроем нашу работу пословицей, которую соберём из слогов: (пе, нье, всё, пе, трут, ре, Тер, и труд)

Слайд №3.ЦОР

Терпенье и труд всё перетрут.

Как вы понимаете смысл этой пословицы? Ответы учеников:…

Ребята, сегодня вы будете не просто учениками, вы будете соавторами проекта нашего занятия. С собой в дорогу мы возьмём математические знания, смекалку и дружбу. Кто будет проводником в нашей работе? Вы узнаете, отгадав  Ребус. (Компас, ью, термос)

Слайд№4.ЦОР

Ученики: компьютер.

Поработаем над математической терминологией, отгадав кроссворд. ( Работа на компьютерах).

А продолжим мы  нашу работу с гимнастики ума – устного счёта, задания для которого вы подобрали сами.

II. Устный счёт. ЦОР. (Для подбора заданий предлагаю учащимся использовать  сайт – Интернет- ресурс -  http://collection.cross-edu.ru/catalog/res/b5d5ade9-c1bc-2729-be84-d3fc25a213df/?from=7b005424-fbba-3f09-69dd-0cd8eca70f31&sort=order&interface=electronic,  http://gramotei2.narod.ru/katalog/Matematika.html) страницы №16, 22, 118, 93, и т.д., а также предлагаю свои ЦОР.

- Масса петуха на двух ногах 4 кг. Какова будет масса, если петух встанет на 1 ногу?

- Чему равно частное чисел 80 и 10?

- Найти площадь прямоугольника, если длина его 8 см, а ширина

2 см.

- Площадь квадрата 16 см2. Чему равна его сторона?

- Все океаны содержат 30 морей. Атлантический – 6 морей, Индийский   – 5 морей,  Северный Ледовитый океан – 10 морей. Сколько морей содержит Тихий океан?

- Какова длительность суток?

- Бабушка связала для внуков 6 рукавичек. Сколько было внуков?

- Три курицы снесли за 3 дня 3 яйца. Сколько яиц снесёт каждая курица за

6 дней?

Добавим между образовавшими ответами математические знаки и найдём результат цепочки.

Слайд №5.  Кораблик-цепочка. Граф - рисунок.

4 х 8 – 16: 4 х 9 – 24: 3 + 2=?(6) Появляется кораблик.

    На этом кораблике мы отправимся из здания нашей школы путешествовать по нашей малой Родине. Капитаном корабля буду я – ваша учительница, а вы будете моряками – моими помощниками. Солнышко уже необычно ярко пригревает. Наш кораблик держит курс от родного школьного здания по улице Гагарина.

Выход из порта «Школа». (Любуемся весенним небом, по которому летит математический змей).

Слайд №6. Математический змей. ЦОР.

Он предлагает поиграть с ним, а запустить его сможет тот, кто выполнит следующие задания.

- Из ряда чисел выбрать только те, которые без остатка делятся на 6, 7, 8, 9.

2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12,15, 16, 18, 20, 21, 24, 25, 27, 26, 27 ,28, 28, 32, 35, 36, 40, 42, 45, 48, 54, 56, 60, 64, 72, 81

Слайд №7. Солнышко. Граф - рисунок.

- Назвать алгоритм умножения двузначного числа на однозначное число.

      24, 14, 18, 25,10, 16, 17, 19                24, 14, 18, 25,10, 16, 17, 19

                            Х 4                                                     :4                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

(резервное задание по теме урока)

Пристань «Победа». Памятник. ( Работа в группах). Решение уравнений.

Решив уравнения, из полученных ответов соберите дату, с которой связано возведение памятника. (1945 год). В честь кого возведён памятник, стоящий в центре села? Какую годовщину Победы отмечает наш народ в мае этого года?  Минутка чистописания.(1945 – 1945 - 2008)

Упражнение для глаз. Слайд №9.

А тем временем  в нашем кораблике образовалась пробоина, чтобы устранить её, надо найти ошибки в ответах данных выражений.    Работа  на компьютерах (в парах) в (Excel). Найди ошибки! ЦОР.

                        18:6х3 =37             24:6х5=20       1 4:2х10=20          45:5х3=4

  • Для чего надо знать алгоритмы вычисления?
  • В чём причина неверных вычислений?
  • Что надо знать для определения порядка действий в выражениях?
  • Можно ли обойтись без знания таблицы умножения?

    Наш кораблик несётся вниз по течению, и вот мы в бухте «Банк». Работники банка приготовили нам интересное задание

Y. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в деятельности.  (КОЗ).

  • Всё ли делится в мире?
  •  Для чего надо изучать математику?

Задание №1. Обсуждение в группах и классификация примеров по двум принципам: табличное деление и  деление с остатком.

- Что общего в этих выражениях?

- По какому принципу можно классифицировать данные примеры?

17:6      19:7     42:6    64:8       24:7     72:9

Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

Задание №2. Обсуждение в группах алгоритма проверки деления с остатком, выдвижение версий, обоснование на практике.

- Каков алгоритм выполнения деления с остатком?

- Как проверить правильность деления с остатком?

Поиск  алгоритма проверки, использование знаний взаимосвязи компонентов при делении.

3. Построение проекта выхода из затруднения, формулирование темы урока.

     Стремительный поток несёт наш кораблик мимо детского сада, торгового центра  и резко направляет на улицу Кравченко. Перед нами здание, где расположилась бухта-ателье «Силуэт». Сегодня это маленькое АОО выполняет заказы многим жителям нашего Партизанского района. Свою работу они выполняют качественно и своевременно. Полюбуйтесь на их работы и поразмышляйте над заданиями. (ЦОР)

4.Составление и решение задач по теме урока. ЦОР.

Слайды  №11- №14

(Дети аргументируют решение задач).

- Как портные разделили 13 пуговиц на 2 платья, если осталась одна пуговица?

- Сколько из 11 пуговиц останется, если было 2 пальто, и на каждое из них пришивали по 3 пуговицы?

- Могут ли портные из 10  метров ткани сшить 3 футболки, расходуя на каждую по 3     метра ткани на каждую?

- Рассмотрите рисунок. Было 15 пуговиц. Сколько могли сшить пальто? (Логическая задача)

Наш кораблик долго не задержался в бухте-ателье «Силуэт».  Он направляется в гавань «Пернатые друзья». ЦОР.

Слайд №18. Послушаем пение скворца и составим по картине задачу, используя выражение. (Учащиеся озвучивают  условие и составленную ими программу решения задачи).

(27 + 14): 6

    Опасность подстерегала наш кораблик.  Сильное течение потащило его в канаву. Мы оказались в водовороте «Бедствие». Надо срочно искать пути его спасения. А для этого надо решить примеры. (Дети решают примеры по карточкам в группах).

5. Слайд №19. Самостоятельная отработка алгоритма проверки деления с остатком, использование знаний взаимосвязи компонентов при делении. (КОЗ). Работа в группах. Отработка навыков решения. Взаимопроверка заданий. 

  • Как взаимосвязаны числа при делении?
  • Что надо знать, чтобы выполнить деление с остатком?
  • Как называется результат деления?
  • Как проверить правильность деления с остатком?
  •    Может ли остаток быть больше делителя?

Делимое

20

31

15

26

30

Делитель

6

4

7

6

7

Частное

Остаток

Проверка

Делимое

28

35

20

47

34

Делитель

6

4

7

6

5

Частное

Остаток

Проверка

Делимое

23

41

47

58

40

Делитель

8

6

7

6

9

Частное

Остаток

Проверка

Делимое

25

37

43

55

88

Делитель

6

9

7

8

9

Частное

Остаток

Проверка

(Учащиеся, выполнившие и проверившие задание раньше других, переходят на устное выполнение резервного задания по теме урока)

Наш кораблик приближается к «Острову отдыха».

YI. «Остров отдыха». Физкультурная минутка под музыкальное сопровождение. ЦОР.

YII. Залив «Геометрический»

Слайд №.21 (Работа в группах). Графический рисунок.

Определение  площади фигур с помощью измерения сторон. (Экранизированная проверка)

-Как находили площадь фигур?

-Пора возвращаться в школу, где нас ждёт наш помощник – компьютер.

YIII. Гавань «ММЦ» ЦОР. Тест в «Крабе – 2». Работа на компьютерах.

Задания теста:

  • В каком случае деление с остатком выполнено, верно?

      а) 34:4=9(2);

      б) 34:4=7(5);

      в) 34:4=8(2).

  • Каким может быть остаток при делении на 9?

      а) 8;

      б) 9;

      в) 7.

  • Какое число разделили на 3, если получилось в частном 7 и остаток 1?

           а) 11;

           б) 22;

           в) 23.

  • Если число 45 разделили на 6, то получится:

           а) 8 (ост. 3);

           б) 9 (ост. 5);

           в) 7 (ост. 3)

  • Какое число надо записать в выражение, чтобы запись: 76:х = 9 (ост. 4) стала верной?

      а) 7;   б) 8;   в) 9.

  • Чему равна сторона квадрата, если его площадь равна 81 см2 

      а) 7 см;

      б) 10 см;

      в) 9см. и т.д. (прилагается)

(Оценивание результата работы учащихся при помощи компьютера).

IX. Причал «Рефлексия». КОЗ.

У. – Что помогло сделать наш урок таким интересным?

У. – компьютер

У. – К каким словам, относится слово компьютер?

У. – компьютер – заимствованное слово

 Оцените свою работу в оценочном листе. Подведение итогов.

- Какое задание понравилось?

- Где было трудно?

 Благодарность за работу.

- С каким настроением вы уходите с урока? Слайд №22. Смайлики.

X. Домашнее задание: страница 25, примеры №4, задание на смекалку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Увлекательное математическое путешествие Х 17:6=? Х:4=9 S- ? Р-?

Слайд 2

Весна идёт!

Слайд 4

Наш 3 - Б

Слайд 5

У меня хорошее настроение. Я буду , внимателен на уроке. Я успею сделать все. Я буду терпеливым .

Слайд 6

Терпение и труд всё перетрут. ни ре пе труд всё е и пе Тер трут

Слайд 7

Устный счёт 8 9 4 . 16 : 3-Б 24 4 - . - : 3 6 + 2

Слайд 8

Партизанская средняя школа

Слайд 9

6 7 5 4 3 2 8 9 10 11 12 15 16 18 20 21 24 25 26 28 27 32 35 36 40 42 45 48 54 56 60 64 72 81

Слайд 10

1941 1945 2008г.

Слайд 11

17 19 22 14 18 25 16 10 64 68 76 88 56 72 100 40 Х 4

Слайд 12

Решение уравнений 1) х + 99 = 100 2) 54 : с =6 3)18 : в = 6 4) 51 – у =42 1) х + 99 = 100 2) 54 : с =6 3)18 : в = 6 4) 51 – у =42 х + 99 = 100 54 : С = 6 28 : В = 7 55 : х = 11 1945

Слайд 13

Зарядка для глаз.

Слайд 14

Банк 17 : 5 64 : 8 26 : 5 19 : 7 42 : 8 72 : 9

Слайд 15

Как портные разделили пуговицы? "Силуэт"

Слайд 16

Сколько из 8 пуговиц осталось?

Слайд 17

Сколько могло быть пальто?

Слайд 18

Хватит ли 10 метров ткани, если на каждую футболку пошло по 3 метра?

Слайд 19

(27 + 14) : 6 Составь задачу!

Слайд 20

Алгоритм проверки деления с остатком Делитель х частное + остаток 27:4=6(ост.3) Проверка 4х6+3=27

Слайд 21

Остров отдыха

Слайд 22

42 кв.см 18 кв. см 72 кв. см 28кв.см Найти площадь фигур


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме: "Решение задач на деление с остатком"3 класс (Программа "Школа России")

Урок был проведён после зимней экскурсии в лес. Материалы урока связаны с наблюдениями детей во время экскурсии....

Урок математики в 3 классе по теме "Деление с остатком"

Урок по типу ОНЗ в технологии деятельностного метода на базовом уровне. В уроке отражён региональный компонент....

Урок математики в 3 классе по теме "Деление с остатком"

Материал содержит подробный конспект урока....

Конспект урока математики в 3 классе на тему "Деление с остатком"

Предмет: МатематикаКласс: 3Тема урока: Деление с остатком.Цели урока: закрепление приёма деления с остатком, табличных и внетабличных случаев деления.Планируемые результаты:•...

Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Деление с остатком". Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения. Конспект урока математики по теме "Деление с остатком"....

Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Деление с остатком"

Цель:Способствовать развитию умений выполнять деление с остатком с опорой на схематический рисунок, решать текстовые задачи, вычислять площадь фигуры, определять целое число по его доле...

Урок математики в 3 классе по теме «Деление с остатком"

Это урок открытия новых знаний и его основные предметные цели по программе «Школа 2100»:1.               Познакомится с делением с...