Занимательная математика
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Харисова Зилина Исламгалиевна

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь факультатив «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.  Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika.docx102.93 КБ

Предварительный просмотр:

"Занимательная  математика"

Пояснительная записка

                                                                             

Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

- Федерального  государственного  образовательного  стандарта основного общего образования;

- методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении -федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296);

- Примерной программы внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. –  М.: Вентана Граф, 2011 г.

- Авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой,  2011 г.

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь факультатив «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.  Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

ОБОСНОВАНИЕ  АКТУАЛЬНОСТИ  КУРСА  И  ВОЗМОЖНОСТИ  ЕЁ  РЕАЛИЗАЦИИ.

     Программа  «Занимательная  математика»  рассчитана   на  ребят  7-11  лет,  срок  реализации  4  года (1-4 класс).  Формировать  у  них  конструктивно-геометрические  умения  и  навыки,  способность  читать  и  понимать  графическую  информацию,  а  также  умении  доказывать  свое  решение  в ходе  решения  задач  на  смекалку,  головоломок,  через  -  интересную  деятельность,  необходимо  отметить,  что  только  в  ней  ребенок  реализует  поставленные  перед  собой  цели,  познает  предмет,  развивает  свои  творческие  способности.

ЦЕЛЬ:   развивать математический образ мышления , внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.

ЗАДАЧИ:

расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

расширять математические знания в области  чисел;

содействовать умелому использованию символики;

правильно применять математическую терминологию;

развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая

    внимание на количественных сторонах;

           уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли,

развивать краткости речи.

 

               

                          ПРИНЦИПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ:

Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты. Занятия  должны помочь учащимся:

усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

формировать творческое мышление;

способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  КУРСА.

Курс  "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий,  трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе  формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

  Факультатив «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

    Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Эффективность задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:

развитие личности ученика, его творческого потенциала;

развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.

                        Основные методы

Приёмы

Основные виды деятельности учащихся:

 1.Словесный метод:

-Анализ  и  синтез.

-Сравнение.

-Классификация.

-Аналогия.

-Обобщение.

решение занимательных задач

оформление математических газет

знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой

проектная деятельность

самостоятельная работа

работа в парах, в группах

творческие работы

Рассказ    (специфика  деятельности учёных математиков),  беседа, обсуждение    (информационных  источников, готовых сборников);

словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).

2.Метод наглядности:

Наглядные пособия и иллюстрации.

3.Практический метод:

Тренировочные упражнения; практические работы.

4.Объяснительно-иллюстративный:

Сообщение готовой информации.

5.Частично-поисковый метод:

Выполнение частичных заданий для достижения главной цели.

                                               Форма проведения занятий - урок.

                                                            Составные части урока:

               

               РАЗМИНКА 

              (3-5 минут)

Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей (памяти, воображения, внимания, мышления)

               (15 минут)

    ВЕСЁЛАЯ    ПЕРЕМЕНКА

    (3-5 минут)

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК , ШТРИХОВКА

   (15-20 минут)

Основной задачей данного этапа является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку достаточно легкие, способны вызвать интерес и рассчитаны на сообразительность и быстроту реакции.

Задания несут соответствующую дидактическую нагрузку, позволяющую углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания.

Динамическая пауза развивает двигательную сферу учащихся, развивает умение выполнять несколько заданий одновременно.

Штриховка предметов, построение при помощи трафаретов - это способ развития речи, так как попутно составляются минирассказы по теме, работают над словом, словосочетанием, предложением.

 

Форма организации занятий.  

Математические (логические ) игры,  задачи,  упражнения,  графические  задания,  развлечения  -  загадки,  задачи-шутки,  ребусы,  головоломки,  дидактические  игры  и  упражнения (геометрический  материал), конкурсы и др.

Преобладающие  формы занятий

групповая

                                     МЕСТО  КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

    Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов ( 7 - 10 лет).  Программа рассчитана: в 1 классе с проведением занятий 2 раза в неделю, с продолжительностью занятия 30-35 минут; во 2-4 классах - 2 раза в неделю, с продолжительностью занятия 45 мин.  Программа рассчитана на 4 года.  

      В 1 классе - 66 часов в год.  Во 2-4 классах - 70 часов в год.  

             

  ЦЕННОСТНЫМИ  ОРИЕНТИРАМИ  СОДЕРЖАНИЯ  КУРСА  ЯВЛЯЮТСЯ:

формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

освоение эвристических приемов рассуждений;

формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ИЗУЧЕНИЯ  КУРСА.

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

1 уровень

Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни.

2 уровень

Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом.

3 уровень

Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ  КУРСА  «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.  
  • Анализировать правила игры.
  • Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу.
  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения задачи.
  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
  • Конструировать несложные задачи.
  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

    Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

    Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

                                  СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА

 Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

  Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

   В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.          

   Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

    Содержание занятий  представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия   должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

            РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ

Разделы

1 год

обучения

2 год

обучения

3 год

обучения

4 год

обучения

1.

Числа. Арифметические действия. Величины

14

24

28

20

2.

Мир занимательных задач

6

20

28

36

3.

Геометрическая мозаика

13

25

17

13

Итого

33

70

70

70

1 КЛАСС

 Основные задачи: формировать умения ориентироваться в пространственных  понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т.д., проводить задания по заданному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом, включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач.

                 СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

1  КЛАСС

Наименование раздела

                                         Содержание раздела

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

Названия и последовательность чисел от 1 до 20.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

2

Мир занимательных задач.

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).

3

Геометрическая мозаика.

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

                                   ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС

                                                         Тема

Кол-во часов

1

Математика — это интересно. Математика - царица наук.

1

2

Танграм: древняя китайская головоломка

1

3

Путешествие точки.

1

4

Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор.

1

5

Танграм: древняя китайская головоломка

1

6

Волшебная линейка

1

7

Праздник числа 10

1

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма

1

9

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

1

10

Игры с кубиками

1

11-12

Конструкторы

2

13

Весёлая геометрия

1

14

Математические игры

1

15-16

«Спичечный» конструктор

2

17

Задачи-смекалки

1

18

Прятки с фигурами

1

19

Математические игры

1

20

Числовые головоломки

1

21-22

Математическая карусель

2

23

Уголки

1

24

Игра в магазин. Монеты

1

25

Конструирование фигур из деталей танграма

1

26

Игры с кубиками

1

27

Математическое путешествие

1

28

Математические игры

1

29

Секреты задач

1

30

Математическая карусель

1

31

Числовые головоломки

1

32

Математические игры

1

33

КВН

1

Итого: 33 ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дата  

 Тема

                               Содержание  занятия

1

 

 Математика — это интересно.

 Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки).

2

 

 Танграм: древняя китайская головоломка.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

3

 

 Путешествие

точки.

 Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов».

4

 

 "Спичечный" конструктор.

Построение конструкции по заданному образцу. Взаимный контроль.

5

 

Танграм: древняя

китайская

головоломка.

 

 Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

6

 

 Волшебная

линейка

 Шкала линейки. Сведения из истории математики: история

возникновения линейки.

7

 

 Праздник числа 10

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

8

 

Конструирование многоугольников из деталей танграма

 Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

9

 

 Игра-

соревнование

«Веселый счёт»

 Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20).

Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

10

 

 Игры с кубиками.

 Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

11-12

 

 Конструкторы

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственно- му замыслу.

13

 

 Весёлая геометрия

 Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

14

 

 Математические

игры.

 Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;«Вычитание в пределах 10».

15

 

 «Спичечный»

конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек)  в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. 

16

 

 Задачи-смекалки.

 Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

17

 

 Прятки с

фигурами

 Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

18

 

 Математические

игры

 Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20». Моделирование действий сложения и вычитания с помощью предметов.

19

 

 Числовые

головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

20-21

 

 Математическая

карусель.

 Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи».

22

 

 Уголки

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

23

 

 Игра в магазин.

Монеты.

Сложение и вычитание в пределах 20. Моделирование  приема выполнения действия сложения с переходом через десяток в пределах 20.

24

 

 Конструирование

фигур из деталей

танграма.

 Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

25

 

 Игры с кубиками

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Выполнение заданий по образцу, использование  метода от обратного. Взаимный контроль.

26

 

 Математическое

путешествие.

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах.

1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий – вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.

1-й раунд: 10 3 = 7   7 + 2 = 9   9 3 = 6   6 + 5 = 11

2-й раунд: 11 3 = 8 и т.д.

27

 

 Математические

игры

 «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». Решение  простые задач, представленных  в одной цепочке. Построение  узора  по клеточкам по заданному алгоритму; с применением  знаний  в измененных условиях.

28

 

 Секреты задач

 Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

29

 

 Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи.

30

 

 Числовые

головоломки.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

31

 

 Математические

игры.

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 20».

32-33

 

 КВН

 Проведение математического КВНа. Подведение итогов. Награждение участников.

Итого: 33 ч

            Требования к результатам обучения учащихся к концу 1 класса

Обучающийся научится:  

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать как люди учились считать;

- из истории линейки, нуля, математических знаков;

- работать с пословицами, в которых встречаются числа;

- выполнять интересные приёмы устного счёта.

- находить суммы ряда чисел;

- решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;

- разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;

- находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах.

 

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

2  КЛАСС

Наименование раздела

                                         Содержание раздела

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. 

2

Мир занимательных задач.

Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи.  

3

Геометрическая мозаика.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,  уголки). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.  

                                   ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

2 КЛАСС

                                                         Тема

Кол-во часов

1-2

«Удивительная снежинка»

2

3-4

 Крестики-нолики

2

5-6

 Математические игры

2

7-8

 Прятки с фигурами

2

9-10

 Секреты задач

2

11-14

«Спичечный» конструктор

4

15-16

 Геометрический калейдоскоп

2

17-18

 Числовые головоломки

2

19-20

 «Шаг в будущее»

2

21-22

Геометрия вокруг нас

2

23-24

Путешествие точки

2

25-26

 «Шаг в будущее»

2

27-28

 Тайны окружности

2

29-30

 Математическое путешествие

2

31-34

 «Новогодний серпантин»

4

35-36

Математические игры

2

37-38

 «Часы нас будят по утрам…»

2

39-40

 Геометрический калейдоскоп

2

41-42

 Головоломки

2

43-44

Секреты задач

2

45-46

«Что скрывает сорока?»

2

47-48

Интеллектуальная разминка

2

49-50

Дважды два — четыре

2

51-54

Дважды два — четыре

4

55-56

 В царстве смекалки

2

57-58

 Интеллектуальная разминка

2

59-60

Составь квадрат

2

61-64

 Мир занимательных задач

4

65-66

 Математические фокусы

2

67-70

 Математическая эстафета

3

Итого: 70 ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2 КЛАСС

Дата  

Тема

                               Содержание  занятия

1-2

 

 «Удивительная снежинка»  

Загадки о геометрических инструментах.  Практическая работа с линейкой. Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»  

3-4

 

 Крестики-нолики

 Игра «Крестики-нолики». Игры «Волшебная

палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20).

5-6

 

Математические игры

 Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».

7-8

 

 Прятки с фигурами

 Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

9-10

 

 Секреты задач 

 Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

11-14

15-16

 

 «Спичечный» конструктор

 Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

17-18

 

Геометрический калейдоскоп 

 Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

19-20

 

 Числовые головоломки

 Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

21-22

 

 «Шаг в будущее»

 Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

23-24

 

Геометрия вокруг нас 

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

25-26

 

Путешествие точки

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

27-28

 

«Шаг в будущее»  

 Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.

29-30

 

 Тайны окружности

 Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

31-34

 

 Математическое путешествие

 Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд:   34 – 14 = 20   20 + 18 = 38       38 – 16 = 22   22 + 15 = 37

35-36

37-38

 

 «Новогодний серпантин»

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

39-40

 

Математические игры

 Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100».

41-42

 

 «Часы нас будят по утрам…» 

 Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

43-44

 

Геометрический калейдоскоп 

 Задания на разрезание и составление фигур.

45-46

 

 Головоломки

 Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.

47-48

 

Секреты задач

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.

49-50

 

«Что скрывает сорока?»   

Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.

51-54

 

Интеллектуальная разминка 

 Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

55-56

 

 Дважды два — четыре

Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения»1. Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки- счи-

талочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ.

57-58

 

 Дважды два — четыре

Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» .

59-60

 

В царстве смекалки 

 Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

61-62

 

Интеллектуальная разминка

 Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,

занимательные задачи.

63-64

 

 Составь квадрат

 Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.

65-66

 

Мир занимательных задач 

 Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «О волке, козе и капусте».

67-68

 

 Математические фокусы

 Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).

69-70

 

Математическая эстафета 

Решение олимпиадных задач (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»). 

Итого: 70 ч

 

              Требования к результатам обучения учащихся к концу 2 класса

Обучающийся научится:  

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать  нумерацию древних римлян;

-некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;

-выделять  простейшие математические софизмы;

- пользоваться сведениями  из «Книги рекордов Гиннесса»;

- понимать некоторые секреты математических фокусов

- использовать интересные приёмы устного счёта;

- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;

-разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;

-решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;

- находить периметр и площадь составных фигур.

 

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

3  КЛАСС

Наименование раздела

                                         Содержание раздела

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

2

Мир занимательных задач.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково- символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. 

3

Геометрическая мозаика.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление

 вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

                             

                                    ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

3 КЛАСС

                                                         Тема

Кол-во часов

1-2

Интеллектуальная разминка

2

3-4

«Числовой» конструктор

2

5-6

Геометрия вокруг нас

2

7-8

Волшебные переливания

2

9-12

В царстве смекалки

4

13-14

«Шаг в будущее»

2

15-18

«Спичечный» конструктор

4

19-20

Числовые головоломки

2

21-24

Интеллектуальная разминка

4

25-26

Математические фокусы

2

27-28

Математические игры

2

29-30

Секреты чисел

2

31-32

Математическая копилка

2

33-34

Математическое путешествие

2

35-36

Выбери маршрут

2

37-38

Числовые головоломки

2

39-42

В царстве смекалки

4

43-44

Мир занимательных задач

2

45-46

Геометрический калейдоскоп

2

47-48

Интеллектуальная разминка

2

49-50

Разверни листок

2

51-54

От секунды до столетия

4

55-56

Числовые головоломки

2

57-58

 Конкурс смекалки

2

59-60

Это было в старину

2

61-64

Математические фокусы

4

65-66

Энциклопедия математических развлечений

2

67-70

Математический лабиринт

4

Итого: 70 ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3 КЛАСС

Дата

  Тема                                                      

 Содержание занятий

1-2

Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

3-4

«Числовой» конструктор

Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4,  , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40,  , 90; 3) 100, 200, 300, 400, , 900.

5-6

Геометрия вокруг нас

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.

7-8

Волшебные переливания

Задачи на переливание.

9-12

13-14

В царстве смекалки

Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

15-18

«Шаг в будущее»

Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструи-

рование».

19-20

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

21-24

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

25-26

27-28

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,

занимательные задачи.

29-30

Математические фокусы

Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4,  , 15.

31-32

Математические игры

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки

с зонтиками» (по выбору учащихся).

33-34

Секреты чисел

Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.

35-36

Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

37-38

Математическое путешествие

Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль.

1-й раунд: 640 – 140 = 500  500 + 180 = 680  680 – 160 = 520   520 + 150= 670

39-42

Выбери маршрут

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др.

43-44

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

45-46

47-48

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

49-50

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

51-54

Геометрический калейдоскоп

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.

55-56

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,

занимательные задачи.

57-58

Разверни листок

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

59-60

61-64

От секунды до столетия

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих

родственников.

65-66

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро).

67-68

 Конкурс смекалки

Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.

69-70

Математический лабиринт

Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

Итого: 70 ч

                   Требования к результатам обучения учащихся 3 класса

Обучающийся научится:  

Обучающийся получит возможность научиться:

- различать имена и высказывания великих математиков;

-  работать с  числами – великанами;

- пользоваться  алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;

- понимать «секреты» некоторых математических фокусов.

 

-преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;

- решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;

- использовать особые случаи быстрого умножения на практике;

- находить периметр,  площадь и объём окружающих предметов;

- разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.

 

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

4  КЛАСС

Наименование раздела

                                         Содержание

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

 Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

2

Мир занимательных задач.

  Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

3

Геометрическая мозаика.

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

                                ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

4 КЛАСС

Тема

Кол--во часов

1-2

Интеллектуальная разминка

2

3-4

Числа-великаны

2

5-6

Мир занимательных задач

2

7-8

Кто что увидит?

2

9-10

Римские цифры

2

11-12

Числовые головоломки

2

13-14

Секреты задач

2

15-16

В царстве смекалки

2

17-18

Математический марафон

2

19-20

«Спичечный» конструктор

2

21-22

Выбери маршрут

2

23-24

Интеллектуальная разминка

2

25-26

Математические фокусы

2

27-32

Занимательное моделирование

6

33-34

Математическая копилка

2

35-36

Какие слова спрятаны в таблице?

2

37-38

«Математика — наш друг!»

2

39-40

Решай, отгадывай, считай

2

41-44

В царстве смекалки

4

45-46

Числовые головоломки

2

47-50

Мир занимательных задач

4

51-52

Математические фокусы

2

53-56

Интеллектуальная разминка

4

57-58

Блиц-турнир по решению задач

2

59-60

Математическая копилка

2

61-62

Геометрические фигуры вокруг нас

2

63-66

Математический лабиринт

4

67-70

Математический праздник

4

Итого: 70 ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4  КЛАСС

Дата

Тема

Содержание занятий

1-2

Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

3-4

Числа-великаны

Как велик миллион? Что такое гугол?

5-6

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не-

достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

7-8

Кто что увидит?

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

9-10

Римские цифры

Занимательные задания с римскими цифрами.

11-12

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

13-14

Секреты задач

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

15-16

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах)

17-18

Математический марафон

Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

19-20

21-22

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

23-24

Выбери маршрут

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.

25-26

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

27-32

Математические фокусы

«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.

33-34

35-36

37-38

Занимательное моделирование

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

39-40

Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

41-44

Какие слова спрятаны в таблице?

Поиск в таблице (9 9) слов, связанных с математикой.

45-46

«Математика — наш друг!»

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

47-50

Решай, отгадывай, считай

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.

51-52

53-56

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

57-58

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

59-60

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.

61-62

Математические фокусы

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.

63-64

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

65-66

Блиц-турнир по решению задач

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений.

67

Математическая копилка

Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач

68

Геометрические фигуры вокруг нас

Поиск квадратов в прямоугольнике 25 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?

69

Математический лабиринт

Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

70

Математический праздник

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».

Итого: 70 ч

                                   Требования к результатам обучения учащихся 4 класса

Обучающийся научится:  

Обучающийся получит возможность научиться:

 - проводить  вычислительные операции площадей и объёма фигур

- конструировать предметы из геометрических фигур.

- разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;

-  применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание.

- выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге.

- решать задачи на противоречия.

- анализировать  проблемные ситуаций во многоходовых задачах.

- работать над проектами

             К КОНЦУ ОБУЧЕНИЯ  ПО КУРСУ УЧАЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ:

 Раздел

                                Общие результаты

Числа. Арифметические действия. Величины:

— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач:

— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

—воспроизводить способ решения задачи;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

— конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки

1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

            ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

УУД

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность для формирования:

Личностные УУД

-проявлять учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

-понимание причин успеха в учебной деятельности;

- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

- представление об основных моральных нормах.

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

-осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные УУД

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

- различать способы и результат действия;

-адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя

-прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

-проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной задачи.

Познавательные УУД

-анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

- анализировать информацию, выбирать рациональный пособ решения задачи;

- находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;

- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;

-отрабатывать вычислительные навыки;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;

-формулировать проблему;

-строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

-устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

-аналогии:

- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- различать обоснованные и необоснованные суждения;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить способы решения проблем

творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД

-принимать участие в совместной работе коллектива;

- вести диалог, работая в парах, группах;

- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

- координировать свои действия с действиями партнеров;

-корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

-осуществлять взаимный контроль совместных действий;

- совершенствовать математическую речь;

- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.

- критически относиться к своему и чужому мнению;

- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

-принимать самостоятельно решения;

-содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

- Участие обучающихся в школьном , муниципальном, зональном турах олимпиад по математике.

- Участие обучающихся во Всероссийской викторине «Кенгуру» и др. дистанционных математических конкурсах.

-Активное участие в «Неделе математики» в начальной школе.

-Выпуск стенгазет.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

 

1.Используемая литература (книгопечатная продукция)

1.

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

5.Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство разви-

тия логического мышления младших школьников // Начальная школа. —

2009. — № 7.

 6.Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —

СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.

7. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

8.Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,

Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

9.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

10 Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной труд-

ности. — М., 2006.

11. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

12. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

13. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.

14. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для

детей. — М. : АСТ, 2006.

15.Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной

школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.

16. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

17. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

18. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

19. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.

2. Печатные пособия

2.

Демонстрационные таблицы по темам.

1. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина,

С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.

2.Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН,

2010.

                              3. Игры и другие пособия

3.

1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.

2. Комплекты карточек с числами:

1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);

2) 10, 20, 30, 40, … , 90;

3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

3. «Математический веер» с цифрами и знаками.

4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

5. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).

6. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние:

на одной стороне — задание, на другой — ответ.

7. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

8. Набор «Геометрические тела».

10. Математические настольные игры: математические пирамиды

«Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др.

9. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и др.

4. Технические средства обучения

4

ПК

Мультимедийный проектор

5.

                                        Интернет-ресурсы

  1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

6. http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе.

7. http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия

8. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая  коллекция цифровых образовательных ресурсов

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике "Занимательная математика"

Рабочая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с прим...

Рабочая программа внеурочной деятельности из цикла Занимательная математика "Математика для Умников" для 1 класса

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику  деятельности обучающихся,  программа содержит поясните...

Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"

Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  2 класс  Тема  «Занимательная математика»Тип.       Интеллектуальная  игра.Форма.  Состя...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  2 класс  Тема  «Занимательная математика»Тип.       Интеллектуальная  игра.Форма.  Состя...

кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика»

Программа по внеурочной деятельности (кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика») для 2в класса  разработана  в...