Сравнение и счёт предметов. Какая бывает форма.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Сергеева Ольга Анатольевна

Урок математики по теме " Какая бывает форма"  1 класс. УМК " Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakaya_byvaet_forma.docx91.15 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел «Сравнение и счет предметов»

Урок «Какая бывает форма» (1ч)

Целевые установки

Предметные: в диалоге с учителем выделять в окружающей обстановке объекты по указанным признакам; называть признаки различия, сходства предметов; исследовать предметы окружающей обстановки и сопоставлять их с геометрическими формами: круглая, прямоугольная, квадратная, треугольная, овальная.

Метапредметные:

регулятивные - осознавать, что такое учебная задача урока, где в учебнике он зафиксирован, в диалоге с учителем принимать учебную задачу (через чтение и обсуждение названия темы раздела и урока); выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, рабочей тетради, на доске); фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;

познавательные - через совместную деятельность с учителем анализировать структуру учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником; проводить сравнение по одному из оснований, осуществлять анализ объектов;

коммуникативные -  использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя.

Личностные: осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради; проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать ее значение.

Ход урока

Организационный момент. Учитель:

— Ну-ка, проверяй, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Мы начинаем урок математики. На этих уроках вы будете учиться считать, решать примеры и задачи, чертить фигуры и играть в математические игры. Но чтобы хорошо учиться математике, нужно быть очень внимательными. Давайте потренируемся во внимании.
Устные упражнения. Счет от 1 до 10.
— Внимательно осмотрите учебный класс, в котором вы сидите. Скажите, сколько в классе окон.
— Сколько шкафов (дверей, комнатных растений)?
— Сколько парт в первом ряду, у окна? (Ряд показывает учитель.)
— Сколько девочек во втором ряду? (Ряд показывает учитель.)
— Сколько мальчиков в третьем ряду? (Ряд показывает учитель.)
Сравнение по форме. 

— Сегодня праздник. Первый день занятий в школе. Ученики пришли в школу нарядные, в новой форме, с цветами. Почему наш класс сегодня такой красивый? (Много букетов цветов.)

Учитель показывает два гладиолуса одинаковых размеров, но разного цвета.
— Рассмотрите два цветка из букета. Чем они похожи? Чем различаются? (Форма одна, цвет разный.).

Далее учитель предлагает детям сравнить гладиолус и георгин того же цвета. (Цвет один, форма разная.)

Учитель выставляет на наборном полотне зеленые листья березы, клена и дуба.

— Что общего? (Цвет.) Чем различаются? (Формой.) Игра «День-ночь». (Дети закрывают глаза, учитель меняет местами два листочка. Дети открывают глаза и выясняют, что изменилось.)
Физкультминутка.

Один, два — выше голова.
Три, четыре — руки шире.
Пять, шесть — тихо сесть.
Семь и восемь — лень отбросим.

Знакомство с учебником. С помощью учителя дети рассматривают обложку учебника, читают обращение к первоклассникам.

1) Выяснение значения слова «форма».

— Посмотрите на иллюстрации вверху левой страницы учебника. Скажите, кто на них нарисован. Как вы догадались? (Учащиеся в школьной форме, солдат в военной форме и т. д.)

Вывод: Люди одеты в разную форму в зависимости от того, чем они занимаются.

2) Знакомство с видами геометрической формы.

— Назовите фигуры, которые вы знаете.

Учитель демонстрирует геометрические фигуры, которые обычно уже знакомы детям: квадрат, круг, треугольник. Желательно, чтобы все они были одного цвета. Если ребята не знают каких-то фигур, то учитель называет их сам, приводит примеры предметов из окружающей обстановки, имеющих такую же форму.

— Какие предметы вокруг нас имеют квадратную форму? (Носовой платок, плитка паркета, клетка шахматной доски и т. д.)

— Найдите в классе предметы круглой формы, треугольной формы.

3) Сравнение предметов по форме.

— Рассмотрите картинку на левой странице учебника. Что на ней нарисовано? (Пряники.)

— Пряники какой формы кажутся вам самыми вкусными?

Желательно, чтобы, отвечая на последний вопрос, учащиеся проговаривали, например: в форме елочки, круглой формы, квадратной формы и т. д.

4) Игра «Узнай предмет по его тени».

— Я принесла игрушки. На странице справа, вверху, художник изобразил фотографии их тени. Отгадайте, какие это игрушки.

— Опишите тень, какая бывает у мяча, кубика, колпака волшебника. Используйте подсказку художника на рисунке посередине.

5) Закрепление представлений о форме предметов.

— Найдите на рисунке знакомые вам фигуры.

Заметим, что эти рисунки составлены не только из треугольников, квадратов или кругов. Здесь более развитые учащиеся могут выделить также и прямоугольники, сосчитать их. Однако требовать от всех первоклассников умения распознавать эту фигуру на чертеже на данном этапе не следует.

Физкультминутка.

Встали дружно мы с тобой,
Развели руками.
Хлоп —
Треугольник над главой
Сделали мы сами.
Хлоп руками пред собой —
И в замочек их заключим,
Появился круг большой,
Тот, который мы здесь учим.
А теперь он будет рад,
Если сложишь ты квадрат.

Работа в тетради.

— Правила посадки при письме. Ориентировка в тетради (верх, низ, поля, край, середина, клетка).

— Выполнение упражнений учебника.

Итог урока.

 — Что вам больше всего понравилось на уроке?

— Что показалось легким? трудным?

— Что расскажете о сегодняшнем уроке дома?

— А теперь задание на следующий урок. Попробуйте в предметах домашней обстановки найти «спрятавшиеся» в них геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Расскажите нам завтра об этом.
Замечание. Для отработки умения определять форму предмета на данном и последующем уроках полезно использовать специальные задания на осязание. С этой целью учитель может легко приготовить 5—6 пособий на угадывание формы по контуру фигуры. Каждое такое пособие представляет собой кусок картона размером 15 × 15 см с наклеенными на него зернышками пшена (горошинами, бисером или бусинами) в виде квадрата, круга, прямоугольника, треугольника или овала. Важно, чтобы расстояние между зернышками было не больше 2—3 мм, а угадываемая фигура могла быть полностью накрыта ладошкой первоклассника.

http://www.prosv.ru/ebooks/Dorofeev_Matem_1kl/images/20_1.jpg

Например, дети закрывают глаза, нащупывают зернышки и, обводя их пальцем, а при необходимости и ощупывая ладонью, определяют, какую форму они образуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике "Какая бывает форма."

Урок по  математике  УМК "Перспектива" 1 класс...

конспект урока по математике 1 класс "Какая бывает форма"

Какая бывает форма (с. 4—5)      Цели урока:       1) познакомить учащихся с учебником математики, задачами обучения...

Технологическая карта урока математики "Какая бывает форма" (1 класс)

Данный материал предлагается в помощь учителям начальных классов, работающих по УМК "Перспектива"....

Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме "Какая бывает форма"

Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме "Какая бывает форма"...

Конспект урока по математике на тему "Учебник математики. Какая бывает форма"

Конспект урока по математике на тему "Учебник математики. Какая бывает форма". 1 класс. УМК Перспектива...

Технологическая карта по теме «Сравнение и счёт предметов»

Научить способам сравнения предметов по форме, величине, цвету;        ориентироваться в пространстве; прямому и обратному счёту в пределах 10....

Тема «Сравнение и счёт предметов»

Сравнение и счет предметовНаучить способам сравнения предметов по форме, величине, цвету;        ориентироваться в пространстве; прямому и обратному счёту в пределах...