Технологическая карта урока математики во 2 классе "Маленькое путешествие в большой экзамен. Периметр прямоугольника. Вычисление периметра".
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Романенко Нина Владимировна

Технололическая карта урока математики во 2 классе "Маленькое путешествие в большой экзамен. Периметр прямоугольника. Вычисление периметра".  Данный урок был проведен в рамках районного семинара учителей математики "Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по математике" 3 марта 2017 года в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 59 х. Школьного муниципального образования Крымский район Краснодарского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_romanenko_n.v.docx41.28 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

Учитель: Романенко Нина Владимировна

МБОУ СОШ № 59 хутор Школьный Крымский район Краснодарский край

Тема урока:  Маленькое путешествие в большой экзамен. Периметр прямоугольника. Вычисление периметра.                                                                                                                                              Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия новых знаний на основе обобщения и систематизации изученного.                                                               Тип урока: комбинированный урок.                                                                                                                                                                            Цели урока: Уточнить понятие «прямоугольник», его  существенные признаки. Познакомить с термином «геометрия», уточнить понятие «периметр прямоугольника». Учить находить периметр прямоугольника разными способами. Развивать вычислительные навыки, мышление учащихся.                                                                                                                                                                                                          Планируемый результат:  Формируемые УУД.

Предметные:  - вычислять периметр прямоугольника; - формулировать правило нахождения периметра прямоугольника;  - решать задачи на нахождение периметра прямоугольника, задачи изученных видов; - использовать математические знания для решения задач в реальных жизненных ситуациях, - выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, анализировать и интерпретировать данные.

Личностные: развивать мотивацию учебной деятельности, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, умение анализировать свои действия и управлять ими, формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные: - анализировать ситуацию; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания;  освоение методов информационного поиска, выделения необходимой информации из учебных материалов;- использовать информацию межпредметных связей.

Познавательные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, управлять коммуникацией.

Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.                                                                                                                                                                 Ресурсы: у учителя – учебник М.И.Моро «Математика. 2 класс – 2 часть», демонстрационный  материал – таблица геометрических фигур, экранно-звуковые пособия - электронное приложение к учебнику;  у учащихся - учебник М.И.Моро «Математика. 2 класс (2 часть)», тетради.

Технические средства обучения: доска школьная, интерактивная доска, колонки, ноутбук.

Этапы урока

Время

(мин)

Цель

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся  

Формируемые УУД

1. . Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Постановка целей и задач.

Самоопределение к деятельности.

3

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Сегодня у нас не совсем обычный урок! У нас  - гости. К  нам сегодня пришли  не только учителя начальных классов, но и впервые у нас в гостях учителя- математики. Очень сложная задача перед ними стоит – они в ответе за то, как в конце учебного года их ученики-выпускники сдадут один из самых важных школьных экзаменов – экзамен по математике!

- А в каком классе дети сдают свой первый выпускной экзамен по математике? (в 9)

- А через сколько лет вы будете сдавать этот экзамен? (через 7 лет)

- А знаете, почему математики сегодня к нам пришли? Потому что к выпускному экзамену мы готовимся уже сейчас, на каждом нашем уроке, и гости наши, я думаю, хотели бы увидеть…

2. Постановка целей и задач.

- Как вы думаете, что хотели бы увидеть сегодня на уроке гости?

Как мы владеем вычислительными навыками, как мы умеем рассуждать, высказывать своё мнение, как применяем математические знания для решения поставленных задач, как мы умеем дружно, слаженно работать и достигать результатов.

А это и есть наши цели и задачи!

3. Самоопределение к деятельности.

- Посмотрите! У меня в руках книга заданий для выпускников 9 класса! Я ее внимательно изучила… и знаете что? Я предлагаю совершить нам сегодня путешествие! И назвать наш урок… догадайтесь по записи  на доске…и количеству букв в словах

МАЛ….. ПУ….. В БО…… ЭКЗ

(Маленькое путешествие в большой экзамен)

- На экзамене выпускники работают самостоятельно. Но так как мы ещё не сдаем экзамен, а лишь путешествуем в него, то работать мы будем и вместе -дружно, и парами, и группами, но и самостоятельную работу никто не отменял!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют цели и задачи урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему урока.

Личностные: развивать мотивацию учебной деятельности, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, умение анализировать свои действия и управлять ими, формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные: - анализировать ситуацию;

Познавательные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: управлять коммуникацией.

2. Актуализация знаний. Повторение изученного.

5

Готовность мышления и осознание потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

1. Устный счёт.

- Расшифруйте название первой страны большого экзамена, в которую мы сегодня отправимся.

Для этого поменяйте местами карточки, на которых записаны выражения с равными значениями:

8+3     11-2   6+5   9+4   15-6    6+7   14-6  

Г           Б      А         Р      Л        Е        А

Какое слово получилось? (АЛГЕБРА)

(Да!Да! Именно так называется 1 модуль –1 часть выпускного экзамена)

Алгебра – это один из разделов математики! Близкое по значению слову алгебра – слово АРИФМЕТИКА!

А вот и арифметический поезд, на котором мы прокатимся, вычислив значения данных выражений:

(Паровозик , на вагончиках которого записаны выражения:

23+4, 37-5, 34+20, 75-30, 80-6, 48+2, 60-37).

Физминутка:

Паровозик наш идёт, набирает ход-ход!

Один, два, три! Ты в окошки посмотри!

А  4, 5 и 6 –на места нам нужно сесть!

2. Письменная работа в парах.

- Вот подъехали мы к станции. Кто встречает нас? Да это же Ученый Кот со страниц нашего учебника! Он приготовил непростые задания нам! Не знаю, справимся?

Наша задача расположить эти шарики в две коробочки, да ещё и дать каждой группе название.

Буквенные выражения. Уравнения

______________         ________________

в+32, 47-х, а – 15,      х+6=13, а-3=10, 12-у=9

Что такое уравнение?

(Уравнение – равенство с неизвестным числом, которое нужно найти).

 Сколько перед нами уравнений? (Три)

 1-ый ряд – решает 1-ое уравнение, 2-ой – 2ое, 3-ий – 3-е. Записываем уравнение в тетрадь, обозначив №1.

Работаем в парах, пара, которая решит уравнение, возьмитесь за руки и поднимите их вверх.

Для проверки к доске выходит пара, которая первая подняла руки, один записывает решение на доске, а другой проверяет по тетради его запись.

- Можем ли мы найти значение данных буквенных выражений? (Нам для этого нужно знать значения переменных) Ученый кот предлагает нам самими придумать число, которое может принять переменная.

         в+32         47-х               а – 15

в=                    х =                   а =

(работа по рядам, парами, запишите в тетрадях № 2, договоритесь, работая в паре, какое число может принять переменная и вычислите значения выражения).

- Какая пара справится раньше? (Пара выходит к доске, записывает)

3. Повторение изученного на предыдущем уроке.

Решение задач.

- А сейчас, давайте, выполним задание в учебнике на с.51 №2.

Читаем задание. Пишем в тетрадях «Задача 2»

(1 ученик работает у доски, делает схематический рисунок к задаче, другой записывает решение сложением, третий – умножением).

- Что вы знаете о новом действии - умножении? (Сложение одинаковых слагаемых можно заменить новым действием – умножением). - Зачем математики придумали это новое действие? Чтобы сократить время на запись одинаковых чисел.

- Запишите ответ задачи.

 - Сравните записи справа и слева? С каким действием запись короче? Найдите не вычисляя выражения с одинаковыми значениями и соедините их линиями.

3+3+3+3+3           3х5

5+5+5+5+5+5       5х6

ФИЗМИНУТКА – В следующую страну большого экзамена мы поплывем на этом паруснике! Представьте, как красиво плавают за бортом рыбки! Покажем ручками – как! Рыбки плавали, ныряли в чистой тепленькой воде! То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке!

Отвечают на вопросы учителя. Работают фронтально, парами, повторяют изученные приёмы устных вычислений.

Личностные: развивать мотивацию учебной деятельности, умение анализировать свои действия и управлять ими, формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные:  - решать задачи изученных видов - выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями, анализировать и интерпретировать данные.

Регулятивные: - анализировать ситуацию; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания;  освоение методов информационного поиска, выделения необходимой информации из учебных материалов.

Познавательные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, управлять коммуникацией.

3. Изучение нового учебного материала.

1. Подготовка к введению в новой темы.

2. Открытие нового материала.

3. Обобщение нового материала.

6

Осознание места и причины собственных затруднений при выполнении заданий.

 

1. Подготовка к введению в новой темы.

- Узнать название второй страны большого экзамена  нам поможет исследование нашего парусника. Посмотрите внимательно и скажите как одним словом назвать части парусника? (Фигуры) – Назовите эти фигуры. - А как ответить одним словом на вопрос – какие это фигуры? (Геометрические).

- Второй модуль – вторая часть выпускного экзамена – родственное однокоренное к слову «геометрические». Итак мы прибыли в страну с названием (На доске: Г_О_М._Т_Р_Я)

- Посмотрите какие замки в этой стране.

(ЗАМОК)

-Назовите фигуры, из которых состоит замок?

-Какую фигуру можно назвать лишней? (Круг- убираем)

- На какие две группы можно разделить фигуры? (треугольники и четырехугольники, уберем треугольники)

- Что общего у этих четырёхугольников? (4 стороны, 4 угла, 4 вершины, даже 1 сторона общая).

- А чем различаются? (у нижнего четырёхугольника углы острые и тупые, а у верхнего – все прямые – это прямоугольник). Оставляем прямоугольник. Что вы знаете о прямоугольнике? (Противоположные стороны равны).

- Всё это изучает наука Геометрия.

Возникновение геометрии относится к глубокой древности, и появилось оно тогда, когда люди стали измерять земельных участки...

«Геометрия" буквально означает «землемерие».

2. Открытие нового материала.

-Посмотрите на трудолюбивого Муравьишку. Пришла весна, он готовит свой огород к посеву. Но, чтобы никто не испортил будущий урожай, решил Муравьишка огородить свой огород заборчиком. Да вот только не знает, какой длины нужен забор?

- Что бы вы ему предложили сделать для начала? (Измерить длину всех сторон).

А каким математическим словом называется длина всех сторон фигуры? (Периметр) – запишите это слово в своих тетрадях.

-Поможем Муравьишке вычислить периметр?

- Посмотрите на форму огорода. Что это за фигура? (Прямоугольник).

- Известно, что длина огорода 40 см, а ширина 10 см.

- Как найти периметр? А значит и длину огорода? (Запись в тетрадях №*)

40+40+10+10 = 100 (см)

Прилетела Мудрая Сова и говорит Муравьишке, что знает она другой способ записи вычисления периметра прямоугольного огородика Муравьишки.

- А вы попробуйте догадаться?

2 способ:

(40х2 )+(10х2)=100 (см)

- А Мудрая Сова не унимается, улыбается, она-то  знает и третий способ вычисления периметра.

3 способ:

(20+10)х2 = 100 (см)

Ответ: 100 см периметр фигуры.

- А если бы вас попросили дать ответ в метрах?

В дециметрах?

- Ребята! Вы не только помогли сейчас Муравьишке, но и сделали новое открытие для себя! Какое? Сколько способов вычисления периметра вы теперь знаете? (3)

Верно! (прикрепляется знак нового материала (Знайка Математик) рядом с записью способов вычисления периметра)

3. Обобщение нового материала.

- Знайка Математик предлагает закрепить полученные знания.

(Интерактивная доска. Электронное приложение к учебнику. Тема «Периметр прямоугольника»)

Физкультминутка «Мы  -  чертёжники».

-Начертите глазами луч (на стене найдите точку и отправьте луч далеко сквозь окно), кончиком носа - окружность, правой рукой- прямой угол, а левой- острый! Чертите аккуратно! Левой ногой - квадрат, а правой прямоугольник.

Отвечают на вопросы учителя. Работают фронтально, исследовать, распознают и геометрические фигуры, повторяют изученные приёмы устных вычислений.

Повторяют знания о свойстве противоположных сторон прямоугольника

Выявляют место и причины затруднения.

Находят периметр прямоугольника известным способом, записывают его.

Находят периметр прямоугольника новыми способами, записывают их.

Формулируют выводы на основе знания свойств противоположных сторон прямоугольника.

Определяют новое в изучаемом материале.

Обобщают изученное.

Личностные: развивать мотивацию учебной деятельности, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, умение анализировать свои действия и управлять ими, формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные:  - вычислять периметр прямоугольника; - формулировать правило нахождения периметра прямоугольника;  - решать задачи на нахождение периметра прямоугольника; - выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, анализировать и интерпретировать данные.

Регулятивные: - анализировать ситуацию; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания;  освоение методов информационного поиска, выделения необходимой информации из учебных материалов;- использовать информацию межпредметных связей (с русским языком).

Познавательные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, управлять коммуникацией.

4. Закрепление изученного.

4

Постановка цели коррекционной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

 

Коррекция ошибок и формирование умения правильно применять соответствующие знания.  

1. Работа в группах.

- А сейчас ребята, из страны «Геометрии» мы вернёмся в реальную жизнь. Это не значит, что наше путешествие в большой экзамен закончился! Нет! Дело в том, что третья часть экзамена выпускников называется «Реальная… математика». Очень важно учиться применять математические знания в реальных жизненных ситуациях.

- Будем работать в группах. (Правила работы в группах на экране!)

- Каждая группа получает листок с заданием:

Чтобы обшить кружевами салфетку прямоугольной формы со сторонами 30 см и 20 см, купили кружевную ленту длиной 80 см. Верно ли что этой ленты достаточно для обшивания салфетки? Закрасьте выбранный ответ простым карандашом!

(Выступление лидеров групп)

Совместное обсуждение по заданию (Электронное приложение к заданию)

2. Проверка знаний.

1) Выполнение задания №2 по теме «Периметр прямоугольника» по электронному приложению и интерактивной доске.

2) самостоятельная работа по вариантам:

1 в. Начертить прямоугольник со сторонами 6 и 4 см. Найти периметр фигуры. (На экране из задания №2)

2 в. Начертите прямоугольник со сторонами 7 и 3 см. Найти периметр фигуры. (На экране из задания №2)

- Оценку 5+ получит тот, кто сможет показать все три способа вычисления периметра прямоугольника.

 

 Коллективная работа в группах,

Используют математические знания для решения задач в реальных жизненных ситуациях.

Работают фронтально по заданиям. Определяют наиболее удобный (рациональный) способ вычисления периметра.

Выполняют самостоятельную работу по вариантам.

Личностные: развивать заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, умение анализировать свои действия и управлять ими, формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные:  - вычислять периметр прямоугольника; - формулировать правило нахождения периметра прямоугольника;  - решать задачи на нахождение периметра прямоугольника

; - использовать математические знания для решения задач в реальных жизненных ситуациях, - выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями, анализировать и интерпретировать данные.

Регулятивные: - анализировать ситуацию; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания;  освоение методов информационного поиска, выделения необходимой информации из учебных материалов.

Познавательные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, управлять коммуникацией.

5. Итог урока.

Рефлексия.

Итог урока.

- А теперь давайте подведём итоги своей работы.

- Удалось ли решить поставленные задачи?

- Какой вид работы вам больше всего понравился?

- О чём вам хотелось бы рассказать дома?

- А сможете рассказать, как найти периметр прямоугольника?

- Людям каких профессий это необходимо? (строителям, швее)

- Пользуются ли нахождением периметра ваши родители? (да, если нужно построить забор, сделать ремонт…)

- Представьте, что в ваших руках  волшебные карандашики. Нарисуйте в воздухе смайлик с изображением вашего настроения. А теперь это настроение изобразите на своё лице. Хлопните в ладоши, у кого смайлик получился радостным, у кого грустным?

Рефлексия.

- Сейчас ваше настроение станет еще радостней! Потому что впереди два дня первых весенних выходных. Тетради сдайте на проверку, домашнее задание – не забыть то, что узнали сегодня на уроке.

Урок окончен.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции  материала и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Личностные: развивать умение анализировать свои действия и управлять ими, формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные: 

 - формулировать правило нахождения периметра прямоугольника;  

Регулятивные: - анализировать ситуацию; - осуществлять самооценку.

Познавательные: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, умения контролировать и оценивать учебные действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: управлять коммуникацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики по теме "На сколько больше? На сколько меньше?"

Технологическая карта урока математики 1 класс по УМК "Перспективная начальная школа"...

Технологическая карта урока математики «Случаи деления, когда делитель больше делимого» 3 класс

Предмет: математикаКласс: 3-аТема урока: «Случаи деления, когда делитель больше делимого» Цель урока:  познакомить со случаем деления с остатком, когда в частном получается ноль (делимое мен...

Технологическая карта урока математики в 4 классе "Делим большие числа" (УМК "Планета знаний")

Технологическая карта урока соответствует современным требованиям ФГОС НОО....

Технологическая карта урока математики. Тема: Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений

Цель: Знакомство с приемами сложения и вычитания с трех­значными числами, основанными на знании разрядных слагае­мых;закрепление вычислительных навыков, умения решать задачи изученных видов.Ти...

Технологическая карта урока математики в 3 классе «Учимся решать задачи и выполнять вычисления»

Способствовать закреплению умений воспроизводить по памяти таблицу умножения и деления, выполнять сопоставления в ходе решения задач, выполнять вычислительные выражения....

Технологическая карта урока математики на тему: «На сколько больше? На сколько меньше?» ( 1 класс)

Задачи:Образовательные: Усвоить правила разностного сравнения чисел, ввести схему из отрезков для моделирования задач на разностное сравнение.  Совершенствовать умение сравнивать числа.Способство...