Конкретный смысл действия деления (решение задач на деление по содержанию) 2 класс
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Бурчик Татьяна Васильевна

Цели урока:

·        познакомить с новым арифметическим действием «деление» в ходе решения задач на деление по содержанию;

·        совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;

развивать внимание и логическое мышление. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkretnyy_smysl_deystviya_deleniya.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ненецкого автономного округа «СШ п. Искателей»

           

Методическая разработка урока

«Конкретный смысл действия деления (решение задач на деление

по содержанию)»

2 класс, УМК «Школа России»

Подготовила: учитель начальных классов

 Бурчик Татьяна Васильевна

Тема: Конкретный смысл действия деления (решение задач на деление по содержанию) 2 класс

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

  • познакомить с новым арифметическим действием «деление» в ходе решения задач на деление по содержанию;
  • совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;
  • развивать внимание и логическое мышление.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знакомятся с новым арифметическим действием «деление»;
  • научатся моделировать с помощью схематических рисунков и записывать действие деление;
  • решать задачи на деление по содержанию;
  • отработают умения выполнять вычисления изученных видов в пределах 100.

Метапредметные:

  • контролировать и оценивать свою деятельность и её результат;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • владеть общими приёмами решения задач (выполнять задания с использованием материальных объектов);
  • работать в паре, группе;
  • обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Личностные:

  • демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
  • развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • анализировать свои действия и управлять ими.

Организация образовательного пространства

Формы работы на уроке

Ресурсы

Оборудование

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Учебник 2 часть, с.58

Электронная доска, мультимедийный проектор, ноутбук, мультимедийная презентация; словарь С. Ожегова; яблоки (5 красных и 5 зелёных), 6 апельсинов, орехи, кружкИ из цветной бумаги, халаты из бумаги, пуговицы.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный; мотивация учебной деятельности

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости.

Порадуйте меня, друзей, гостей своими успехами.

- Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по бескрайним просторам страны Математики.

- Для чего нам нужны знания математики, где они нам могут пригодиться?

Слушают учителя.

Проверяют наличие школьных принадлежностей.

Высказывают своё мнение.

(В магазине, в работе, в быту)

II.Актуализация знаний

- Давайте повторим, что мы уже знаем.

Началась у нас работа

Устно мы считаем что-то

Сравниваем, размышляем

Без ошибок отвечаем.

1) Реши задачи:

Слайд 2

Прочитали мы за лето целых 43 газеты.

Но приятели хотят, чтоб их стало 60.

Прочитать-то прочитали,

Но, никак не сосчитаем,

Сколько взять ещё газет,

Кто даст правильный ответ? (17 газет)

Слайд 3

В пирог вонзилась пара вилок,

Два на четыре, сколько дырок? (8 дырок)

Слайд 4

2) Какое числовое выражение лишнее, почему?

- Найдите лишнее выражение. Почему?

3)Найди пару

Слайд 5

Решают задачи.

Анализируют и сравнивают выражения, находят лишнее, доказывают свой выбор (лишнее второе выражение, т.к. в первом и третьем – одинаковые слагаемые, а во втором выражении разные).

Работают на электронной доске

III.Самоопределение к деятельности

1)  - Сейчас я приглашаю к доске 5 учеников. Каждый из вас должен получить 1 красное яблоко и 1 зелёное яблоко.

- Сколько яблок получит каждый?

- Сколько всего яблок у ребят?

- Как это записать?

Слайд 6

2) - А сейчас я попрошу раздать 6 апельсинов по 2 каждому ученику.

- Встаньте, пожалуйста, те, кто, получил апельсины.

- Посчитайте, сколько учеников получили апельсины.

- Сколько было апельсинов?

- По сколько апельсинов раздавали?

- Скажите, а какие арифметические действия мы уже знаем?

- А с помощью какого из изученных арифметических действий можно это записать?

- Ребята мне помогали раздавать яблоки, апельсины. А каким словом можно заменить слово «раздать»?

- В словаре Сергея Ожегова написано: «Делить – разделить на части, распределить».

- Как может называться это действие?

- Проверьте свои предположения. Откройте учебник на с.58, прочитайте тему урока.

- Какие задачи поставим перед собой?

Слайд 7

1) Совершают действия с предметами. (К доске выходят 5 учеников. Ещё один ученик раздаёт яблоки).

У каждого ученика в руках по 2 яблока (красное и зелёное).

Дети считают (10 яблок).

Предлагают варианты записи.

2) Совершают действия с предметами. (Ученик раздаёт 6 апельсинов по 2 апельсина каждому).

Дети считают.

Отвечают на вопросы.

Предлагают действия.

Высказывают мнение (разложить, разделить).

Высказывают мнение.

Читают тему урока в учебнике.

Высказывают предположения, ставят перед собой учебные задачи.

IV.Работа по теме урока

1.Знакомство с действием деления (практическая работа – работа в парах)

2.Первичное закрепление и применение полученных знаний

- Решите задачу.

Мама купила 10 яблок.

Всем членам семьи она раздала по 2 яблока. Сколько человек получили яблоки?

- По сколько яблок получит каждый член семьи?

- Возьмём 2 кружка, отодвинем в сторону. Их получил первый член семьи.

- Ещё 2 кружка – второй член семьи и т.д.

- На сколько групп разделили кружки?

- Значит, сколько человек получили яблоки?

- Такие задачи, в которых надо по одинаковому количеству предметов раздать, разложить, разделить и узнать, сколько раз, например, по 2 яблока содержится в 10, решают с помощью арифметического действия, которое называется делением.

- Решение данной задачи можно записать так: 10 : 2 = 5 Слайд 7

- Две точки – это знак деления.

Читают данное равенство так: 10 разделить на 2, получится 5. Прочитайте хором.

- Давайте проверим, как усвоили новую тему. Выполним несколько заданий. Открываем учебник на с.58 №1.

- Прочитайте задачу.

- Назовите условие задачи.

(Учитель демонстрирует задачу при помощи орехов)

- Прочитайте вопрос задачи.

- Встаньте те, кто получил орехи.

- Сколько детей получили орехи?

- Сделаем рисунок к задаче.

- Каждый орех обозначим кругом. Нарисуйте 12 кругов через клеточку.

- Сколько орехов получил каждый ребёнок?

- Как показать это на рисунке?

- Сколько раз в 12 содержится по 3?

- Каким действием решается задача?

- Запишем решение и ответ.

Работа с геометрическим материалом в парах. Один ученик у доски

Выкладывают 10 кругов.

По 2.

Совершают действия с предметами.

На 5.

5 человек

Хором прочитывают запись.

Ориентируясь в учебнике, находят задание, читают задачу.

Находят условие задачи.

Читают вопрос задачи.

4

Выполняют рисунок в тетради.

3

Дети отделяют чёрточками по 3 круга.

Отвечают на вопросы. 4 раза

Делением.

Записывают в тетради решение и ответ.

V.Физкультминутка

Выполняют действия.

VI.Продолжение работы по теме (работа в группах)

- Ребята, мы с вами решали задачи про яблоки, апельсины, орехи.

- А что их объединяет?

- А чем полезны эти продукты?

-Яблоки необходимы для нормального пищеварения и роста. В апельсинах содержится много витамина С, который обладает имуноукрепляющим свойством. Грецкий орех - способствуют снятию усталости.

- Чтобы быть здоровыми, как можно меньше обращаться к докторам вы должны питаться правильными продуктами, в которых содержится много витаминов!!!

Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты —
Вот полезная еда,
Витаминами полна!

Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!

- Сегодня нам поступил заказ: сшить халаты для докторов. Работа подходит к концу, осталось пришить пуговицы. Ваша задача, выяснить, на сколько халатов хватит пуговиц, которые у вас есть. На листочке записать решение. Работать будете в группах. Не забывайте правила работы в группе. Если команда готова, поднимите руки вверх.

У 1 группы 4 пуговицы – на каждый халат вы должны пришить по 2 (детям выдано 3 халата).

У 2 группы 6 пуговиц – на каждый халат вы должны пришить по 3 (детям выдано 3 халата).

У 3 группы 6 пуговиц – на каждый халат вы должны пришить по 2 (детям выдано 4 халата).

У 4 группы 8 пуговиц – на каждый халат вы должны пришить по 2 (детям выдано 5 халатов).

У 5 группы 9 пуговиц – на каждый халат вы должны пришить по 3 (детям выдано 4 халата).

У 6 группы 10 пуговиц  – на каждый халат вы должны пришить по 2 (детям выдано 6 халатов).

Высказывают предположения, приходят к выводу, что это продукты, в них содержится много витаминов.

Слушают информацию учителя.

Работают в группах.

По завершению работы в группах, дети объясняют ход решения задачи.

VII.Рефлексия

- Выберите один пример на с.58 и решите его.

- Кто решал первый пример? Второй? Третий?

- Проверьте. Если у вас решён пример правильно, поставьте «+».

- Поднимите руки, кто получил «+». Молодцы!

Слайд 8

Дети выбирают из трёх примеров один и решают его.

Проверяют и оценивают себя.

VIII.Подведение итогов урока

- Всё закрыли, положили на край парты.

- Чем интересен был сегодняшний урок?

- Как называется действие, с которым мы сегодня познакомились?

- Какие задачи ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ли нам их достичь?

- Где умение делить пригодится вам в жизни?

- Какое задание вам показалось особенно трудным?

- О каком задании расскажете дома?

- Оцените свою работу при помощи цветных карандашей.

Слайд 9

Отвечают на вопросы. Высказывают своё мнение.

Самооценка учащихся.

IX.Домашнее задание

С.58 №5

Записывают домашнее задание.


Литература:

  1. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / М. И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2015.
  2. Математика: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 2 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / И.О. Будённая, Ю.И. Глаголева, Н.И. Роговцева. – М.; СПб.: Просвещение, 2014.
  3. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. поурочные разработки по математике: 2 класс. – М.: ВАКО, 2012.

Интернет-ресурсы:

  1. http://ped-kopilka.ru/stihi-dlja-detei/stihi-dlja-detei-o-pashe.html
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  3. www. 1 september.ru
  4. www. nsportal.ru
  5. www. numi.ru
  6. www. shkola-abv.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики во 2 классе по УМК "Гармония". "Смысл действия умножения.Решение задач"

Урок математики во 2 классе по УМК «Гармония». Тема: "Смысл действия умножения. Решение задач". На уроке продолжается работа по усвоению смысла действия умножения, на примере решения задач закрепляютс...

Презентация для закрепления навыков решения задач на деление на равные части ( 1 четверть , 3 класс, Школа России)

Данная презентация - отличный наглядный материал для подготовки к контрольной работе....

Конспект урока математики во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Конкретный смысл действия деления: решение задач на деление на равные части

Конспект урока математики во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Конкретный смысл действия деления: решение задач на деление на равные части...