Урок математики по теме: Состав чисел в пределах 10. Решение задач
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Глызина Ольга Петровна

Данный урок является обобщающим по теме "Состав чисел в пределах 10", составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООН. Занимательный материал урока насыщен разнообразными игровыми моментами, заданиями соревновательного характера, в том числе в стихотворной форме, что соответствует психологическим особенностям восприятия и мышления детей 1 класса. Предлагаемые учащимся задания, такие как числовая эстафета, выявление числовых закономерностей, постановка дополнительного вопроса к задаче, восстановление недостающего рисунка, способствуют формированию логического мышления,совершенствованию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения,  обобщения, развитию умения работать в измененных условиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostav_chisel_v_predelah_10.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Состав чисел в пределах 10. Решение задач»

Тип урока: повторение изученного материала.

Цель урока: повторить, закрепить и обобщить изученный материал: закрепление знаний нумерации чисел от 1 до 10.

Задачи урока: закрепить умения использовать изученные приемы сложения и вычитания, решать задачи изученных видов; создавать условия для формирования мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения.

Планируемые результаты:

Предметные:

     Знать устную нумерацию и состав чисел в пределах 10; математическую терминологию при сложении.

     Уметь выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения, решать задачи изученных видов, анализировать действия при решении задач, использовать знаково-символические средства, выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания в измененных условиях.

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • планировать деятельность на уроке под руководством учителя;
  • искать разные способы решения задачи;
  • работать в паре и оценивать себя и товарища под руководством учителя;
  • выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения, делать умозаключения по результату исследования;
  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, стремление высказываться.

Личностные: 

  • осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками;
  • проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
  • проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, основанные на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к математике.

Межпредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир, рисование.

Ресурсы урока:

Для учителя: 3 листа с числовой эстафетой,  рисунки «Зимние забавы»,  карточки с выражениями, «Снежинки», плакат «Молодцы!»

Для учащихся: счетные веера, учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности учащихся:

Мотивация познавательной деятельности

Приветствие:

- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости.

Постараемся создать друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь.

Руки?

Ноги?

Локти?

Спина?

- И ещё убедительная просьба: ответить хочешь – не шуми, а только руку подними.

Проверьте все необходимые для урока принадлежности: учебник, рабочая тетрадь счетные веера, смайлики.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

На месте.

На месте.

У края.

Прямая.

Актуализация необходимых знаний

Устный счет

- Сегодня у нас устный счет-

В зимний лес лыжный поход!

Перед началом пути разминка. Начнем!

Приготовьтесь отвечать, показывая ответ с помощью счетных вееров.

- Лыжники участвуют в соревнованиях под номерами. Хорошо ли вы знаете, кому за кем встать?

Если в команде 10 лыжников, под каким номером будет спортсмен, начинающий гонку?

Какой номер стоит последним?

Сколько лыжников составляют половину команды?

Какой номер идет следом за 6?

Какой номер стоит между 3 и 5 номерами?

Какой стоит перед 10?

Какие номера являются соседними для номера 7?

- Молодцы, с успехом справились с разминкой.

Числовая эстафета

- Наперекор снегам и вьюгам

Летим на лыжах друг за другом.

Впереди эстафета. Вместо препятствий примеры,

но не простые, а круговые.

Ваша задача найти значения выражений по цепочке в парах по два и предать листок на следующую парту.

1) 7 – 2 → 5 –  3→ 2 + 4 → 6 – 1 → 5 + 2 → 7 – 7 → 0 + 6 → 6 + 2 =8

2) 6 – 3 → 3 + 4 → 7 + 1 → 8 – 2 → 6 + 0 → 6 + 2 → 8 – 1 → 7 – 3 = 4

3) 3 + 3 → 6 – 4 → 2 + 3 → 5 – 0 → 5 + 1→ 6 – 2 → 4 + 4 → 8 – 2 = 6

(Результаты записываются на доску)

- Дайте характеристику этим числам: однозначные или многозначные, четные или нечетные?

Какие числа можно составить, используя эти цифры только один раз?

Показываю ответы с помощью счетных вееров.

1

10

5

7

4

9

6 и 8 

Каждый ряд по цепочке выполняет задание на листочках.

Однозначные, четные.

4 6 8, 4 8 6, 6 4 8, 6 8 4, 8 4 6, 8 6 4.

Постановка целей и определение темы урока

- Ребята, как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке математики?

Какие основные задачи перед собой поставим?

- Будем работать над числами от 0 до 10. Повторим и закрепим состав чисел в пределах 10, выполнение действий сложения и вычитания с этими числами. Будем решать задачи.

Организация познавательной деятельности

- Расставьте полученные вами в эстафете результаты в порядке возрастания. Какую закономерность вы заметили?

Дополните этот ряд, соблюдая закономерность.

Работа в учебнике

- Продолжим работу в учебнике на странице 25, № 15.

Откройте рабочие тетради, отступите 4 клетки вниз от последней записи, запишите сегодняшнее число – 15 февраля, номер задания -  № 1. Прочитайте задание. Устно разберем получение первых двух числовых рядов. Запишите каждый получившийся ряд в строчку через клетку. За доской заполнение этих двух рядов будут выполнять два ученика.

Проверим, что у вас получилось в 3 и 4 рядах.

4, 6, 8.

Каждое последующее число больше предыдущего на 2.

2, 4, 6, 8, 10.

  1. 10, 8, 6, 4, 2;
  2. 0, 3, 6, 9;

За доской работают двое учащихся

  1. 9, 7, 5, 3, 1;
  2. 1, 3, 5, 7, 9.

Физкультминутка

Мы  зимой в снежки играем, мы играем.        

По сугробам мы шагаем, мы шагаем.              

И на лыжах мы бежим, мы бежим.                  

На коньках по льду скользим, мы скользим.    

И снегурку лепим мы, лепим мы.                

Гостью-зиму любим мы, любим мы.              

(имитация лепки снежков)

(шагаем, высоко поднимая колени) (пружинистые движения на месте,          широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)

 (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)

(развести руки в поклоне и поставить на пояс)

Организация познавательной деятельности

Решение задач

- Дальше вдруг сугроб огромный

Развалился вдоль и вширь

Этот снежный богатырь.

Объезжать его мы стали-

И задачу увидали.

Мы на саночках катались

В парке с горки ледяной:

Шесть девчонок и мальчишки

Вместе дружною гурьбой.

Посчитай-ка поскорей,

Сколько в парке том детей,

Если мальчиков, смотри,

Меньше девочек на три.

- Что нам известно из условия задачи?

Сколько было девочек? Что сказано о мальчиках?

Каким действием мы будем решать задачу? Ответим ли мы таким образом на вопрос задачи?

Какой дополнительный вопрос мы можем поставить, чтобы задача решалась сложением? Запишите решение самостоятельно.

Восстановление недостающего рисунка «Снежинки»

- А теперь задание для любопытных и очень сообразительных.

На свете нет похожих двух,

Но каждая, как легкий пух.

Зимой все в них – поля, тропинки…

Что это, милый друг?

-Внимательно рассмотрите изображение снежинок и догадайтесь, какие из них пропущены в каждом ряду.

Отлично, вы с успехом справились.

Ребята катались на санках: девочки и мальчики.

7 девочек.

Мальчиков было меньше, чем девочек на три.

Вычитанием. Ответим.

У доски решение записывает ученик:

6 – 3 = 3 (м.)

Ответ: 3 мальчика.

Сколько всего ребят каталось с горки?

6 + 3 = 9 (р.)

Ответ: 9 ребят.

- Снежинки.

Физкультминутка

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руки, тронет нос.

Значит надо не зевать,

А внимательно считать:

- Сколько раз ногами топнем? (7 – 4= 3)

- Сколько раз руками хлопнем? (2 + 3 = 5)

- Мы присядем сколько раз? (8 – 7 = 1)

-Мы наклонимся сейчас? (1+3 = 4)

- Мы подпрыгнем ровно столько. (6 – 6 =0)

Ай да счет, игра и только! Отдохнули! 

Учащиеся выполняют действия столько раз, сколько задано в задаче.

Рефлексия учебной деятельности

- Проверим, как вы научились решать задачи. Ваш ответ должен совпасть с количеством букв в закрытом слове.

Снежную крепость решили построить

Пятеро мальчиков первого А,

Чтобы строительство это ускорить

Больше ребят нужно ровно на два.

Кто возьмется посчитать,

Сколько на стройке должно быть ребят?

5 + 2 = 7 (р.)

Ответ: 7 ребят.

Это слово: Молодцы!

Подведение итогов

- Понравился ли вам урок? Какие задания для вас были более простыми, а какие заставили подумать?

- Решили ли вы поставленные вначале урока задачи?

- Кто доволен своей работой на уроке? Покажите это с помощью смайликов.

- А кто не очень доволен? Почему?

Спасибо вам за урок, вы все – молодцы!

Самоанализ

Достижения:

Сложности:

Предложения: