урок математики "Решение задач"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Гармаева Оксана Алексеевна

Цель: закрепить умение решать задачи на движение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_reshenie_zadach_4_klass_.docx51.45 КБ

Предварительный просмотр:

Математика

Тема: Решение задач.

Цель: закрепить умение решать задачи на движение.

Задачи:

     Закреплять вычислительные навыки, знание формул нахождения скорости, времени, расстояния, развивать  умение   строить чертёж к задачам, работать самостоятельно.

Развивать логическое мышление, ориентировку в пространстве.

  • Развивать  умение анализировать, делать выводы, внимание, умение строить диалог, оценивать свою работу и работу других, умение работать в паре
  • Воспитывать у учащихся любовь к математике,  навыков культурного общения,  толерантности, аккуратности.

Коррекционная:

  • стимулировать познавательную деятельность учащихся;
  • коррекция внимания, мышления, зрительной памяти, речи.

Прогнозируемые результаты:

Предметные:

          В конце урока ученики

  • умеют решать задачи на встречное и противоположное движение.

Метапредметные  результаты:

  1. Познавательные УУД:

- формируется умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную   цель, способность обучающихся принимать и сохранять учебную цель и задачи.

  1. Коммуникативные УУД:

- формируется умение слушать и вступать в диалог;        умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью; умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;        умение с помощью вопросов  получать необходимые сведения от товарища (при работе в паре);        умение  аргументировать свои высказывания; умение уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться.

  1. Регулятивные УУД:

умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации(1уровень);

- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характеристики ошибок (2 уровень);

- навыки саморегуляции (3 уровень).

Личностные УУД:

1. придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

2. в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

- формируется осознание своих возможностей в учении на основе сравнения своих

возможностей и возможностей одноклассников;

- развивать доброжелательность, трудолюбие, аккуратность;

-развивать учебную мотивацию, самоопределение;

- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Урок применения знаний и умений.

   

Оборудование: учебник М.И.Моро «Математика» 4 класс,2 часть, сигнальные карточки зеленого  и красного цвета, карточки с заданиями.

Методы обучения:  

  • словесный
  • частично-поисковый,
  • проблемный
  • самостоятельная работа на уроке,
  • Сравнение

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная,
  • самостоятельная,
  •  индивидуальная работа.
  • Работа в паре

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.О.М. Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

(2 мин)

Долгожданный дан звонок,

Начинаем мы урок.

Слушайте внимательно,

Работайте старательно.

(Погладили себя по голове, обняли себя, пожелали удачи, назвать друг друга по имени.

Запишите число, классная работа.

Слушают , выполняют действия.

2.Математическая разминка.

  1. ученика за доской работают:
  1. 700 увеличить в 6 раз.
  2. 700 увеличить на 6.
  3. 5600 уменьшить в 7 раз.
  4. 5600 уменьшить на 7.
  5. Во сколько раз 3600 больше 90
  6. На сколько 3600 больше 90.
  7. Во сколько раз 60 меньше 540
  8. На сколько  60 меньше  540.

(открываем буквы, получается слово скорость)

Остальные – фронтальная работа.

На доске примеры:

  1. 500-160=    340                  д
  2. 18 x  20=     360                  в
  3. 48:3=         16                      и
  4. 423+277=    700                  ж
  5. 90:45=          2                     е
  6. 19x3=           57                   н
  7. 37+44=         81                   и
  8. 93-26=          67                   е
  1.  Найдите и прочитайте пример, ответ которого  равен однозначному числу.(2) Открываем букву    е.
  2. Прочитайте пример, ответ  которого  число, состоящее из 3 сотен, 4 десятков. (340)

Открываем букву      д.

  1. Пример, ответ  которого  на 20 больше 340. (360)

Открываем букву   в.

  1. Ответ- двузначное число, получаемое при умножении 9 на 9. (81)
  2. Ответ- на 3 меньше 70. (67)
  3. Ответ- 7 сотен.
  4. Ответ- четное число.
  5. Прочитайте оставшийся пример.

Получилось слово ДВИЖЕНИЕ.

Что такое движение?

(если не могут, найти в словаре )

Движение  - это перемещение в пространстве.

Движение– ключевое слово нашего урока.

А математическая  разминка -  это движение мысли.

2 ученика работают за доской, выполняют одно и то же задание.

Фронтальная работа, находят пример, читают его, используя названия компонентов.

Я умею считать устно.

Ставят знаки +,-,?

3.Актуализация знаний

Какие три величины характеризуют движение?    

-скорость, время, расстояние.

– Как найти V?
– Как найти t?
– Как найти S?

Учитель записывает формулы.

Заполните  таблицу  (проверка по слайду).

скорость

время

расстояние

1

80 км/ч

4 ч

?320 км

2

45км/ч

?

90км

3

?830 км 

2 ч

1660 км

Фронтальная работа

Индивидуальная работа. Работают на карточках.

Я умею считать находить v,t,s.

Ставят знаки +,-,?

4.Постановка учебной задачи.

Проверка домашнего задания.

Узнайте, нарушены ли правила водителем?

На участке дороги длиной 280км стоит знак ограничения скорости до  60 км/ч. Нарушил ли его водитель, если это расстояние он преодолел за 4 часа? (Нарушил, т.к. скорость равнялась 70 км/ч)

Быстрая езда – это плюс или минус?

Составьте пословицу.      «Тише едешь, дальше будешь».

- Как вы понимаете её?

Д: если двигаться медленнее и с осторожностью, соблюдая правила, можно проехать без происшествий.

никогда и никуда не торопиться сломя голову, а все делать медленно, но, как говорится, уверенно. Рассудительность, чистый разум и максимум усилий – вот все, что нужно для того, чтобы добиться успеха в любом деле.-

чем лучше и больше ученик думает над задачей, не бросаясь с головой в ее быстрое решение, только бы отделаться от урока, тем качественнее будет результат. Не нужно спешить на контрольной по алгебре или на диктанте по языку, ведь так можно сделать много ошибок и получить за это неудовлетворительную оценку.

 чем щепетильнее и аккуратнее человек выполняет свою работу, избегая ошибок, тем быстрее он с ней справится и получит заслуженный отдых.

Над какой темой мы сегодня работаем, определите тему урока.

 Решение задач на движение.

Значит цель урока – закреплять умение   решать задачи на движение.

- Какие существуют виды задач на движение?

Движение навстречу друг другу (на сближение)

Движение в противоположные стороны (на удаление)

- Что общего в этих задачах?

(Есть объекты движения, есть величины: скорость, время, расстояние)

- Чем отличаются эти задачи?

(Направление движения объектов, место направления, величины, единицы измерения)

Что  происходит  с  расстоянием  между движущимися  объектами  при  встречном движении? Расстояние  уменьшается.  

Что происходит с расстоянием между движущимися объектами при движении в противоположных направлениях?

Расстояние  увеличивается.

А какой может быть скорость движения предметов в зависимости от  

  направления? 

Д: - Скорость сближения, скорость удаления.

Разбор задач, составленных дома.

Фронтальная работа с проговариванием вопросов подводящего диалога вслух.

Физминутка.

 По музыку

  1. «Обнимашки»
  2. «Лыжники»
  3. «Штанга»
  4. «Шалтай-болтай»
  5. «Танцы»

5.Решение задач.

Задание1.

Из двух городов навстречу друг другу выехали 2 велосипедиста и встретились через 4 часа. Скорость одного 15 км/ч, а скорость другого 10км/ч.

Отметьте схему, которая соответствует  данному условию:

Одна пара отвечает. Остальные сигнальными карточками.

Почему вы так считаете? (Дети объясняют свой выбор)

Задание 2.

Д:  Из двух городов, расстояние между которыми равно 65 км, выехали одновременно в противоположных направлениях два автомобиля. Один из них шел со скоростью 80 км/ч, а другой –   120 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут автомобили через 3 часа после выезда?

Отметьте схему, которая соответствует  данному условию:

Одна пара отвечает. Остальные сигнальными карточками.

Почему вы так считаете? (Дети объясняют свой выбор)

  1. сравнить задачи (1- на встречное движение, находим скорость сближения, умножаем на время, 2- на движение в противоположном направлении, находим скорость удаления, умножаем на время)

Парная работа.

Я умею считать находить нужную схему.

Ставят знаки +,-,?

Самостоятельная работа.

  1. Из двух городов навстречу друг другу выехали 2 велосипедиста и встретились через 4 часа. Скорость одного 15 км/ч, а скорость другого 10км/ч. Найдите расстояние между городами.
  2. Из двух городов, расстояние между которыми равно 65 км, выехали одновременно в противоположных направлениях два автомобиля. Один из них шел со скоростью 80 км/ч, а другой –   120 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут автомобили через 3 часа после выезда?
  3. Расстояние между автобусом и автомобилем, идущими навстречу друг другу, 936 км. Скорость автобуса 52 км/ч, а скорость автомобиля в 2 раза больше. Через сколько часов они встретятся?

Я решил самостоятельно задачу.

Ставят знаки+,-,?

7.Итоговая рефлексия.

Какую цель ставили на уроке?

Что для вас было важным?

Что получилось? Не получилось?

Кто доволен своей работой?

Над чем вам ещё надо поработать?

Какое задание было самым интересным?

        Нужно ли соблюдать режимные моменты при движении на дорогах и почему?

        Пригодятся ли вам  знания на расчет пути, времени и скорости в жизни?

- Давайте оценим нашу работу на уроке с помощью светофоров:

- Поднимите зелёный цвет те, кто хорошо всё понял и может решить самостоятельно. Красный – кому ещё надо разобраться.

Домашнее задание.

Даю решить на выбор 2 задачи, может быть кто-то решит все 4  задачи.

  1. «От двух станций одновременно вышли два поезда на встречу друг другу. Встретились поезда через 3 часа. Первый поезд двигался со скоростью 70 км/ч, а второй со скоростью 80 км/ч. Каково расстояние между станциями»
  2. Расстояние между двумя пристанями 90 км. От каждой из них одновременно навстречу друг другу вышли два теплохода. Сколько часов им понадобится, чтобы встретиться, если скорость первого 20 км/час, а второго 25 км/час?
  3. Два человека в одно и тоже время вышли из поселка в разных направлениях. Один двигался со скоростью 6 км/час, скорость другого была 5 км/час. Сколько часов понадобится чтобы расстояние между ними стало 33 км?
  4. Машина и автобус выехали с автостанции одновременно в противоположных направлениях. Скорость автобуса в два раза меньше скорости автомобиля. Через сколько часов расстояние между ними будет 450 км, если скорость автомобиля 60 км/час?

Могли ли велосипедисты (теплоходы и т.п.) встретиться на середине пути? При каких условиях? Если велосипедисты после встречи продолжат движение, то какой из них приедет раньше к месту выхода другого велосипедиста, если будет двигаться с той же скоростью?"

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Самостоятельное решение задач. 

 Карточка 1 .

   Из двух городов вышли одновременно  навстречу друг другу   два автобуса и встретились через 4 часа. Скорость одного 60    км/ч, а другого 65 км/ч . Найдите расстояние между  городами.

Карточка 2.

Два лыжника вышли из поселка одновременно и пошли в противоположных направлениях. Один из них шел со средней скоростью 12 км\ч, а другой- 10 км\ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 44 км? Какое расстояние пройдет за это время каждый лыжник?

Карточка3.

Из двух поселков выехали одновременно навстречу друг другу два всадника. Первый ехал со скоростью 200м\мин, а второй проезжал в минуту на 20 м меньше. Всадники встретились через 50 минут. Найди расстояние между поселками.

Перед вами 3 разных задачи. Они разные по сложности.  Выберите любую из них. Решите самостоятельно.

Проверка задач. ( на слайде).

- Сравните 1 способ решения задачи и второй (на.доске  2-ой способ, на доске – 1-ый, по действиям). Какой способ решения рациональнее? Объясните.

Урок математики 4 класс тема Решение задач на движение

Тема урока: Решение задач на движение.

Цель:

Закрепить умение решать задачи на движение

Задачи:

Закреплять знание формул нахождения скорости, времени, расстояния, правил дорожного движения

Развивать умения строить чертёж к задачам и по чертежу составлять задачи на движение.

Развивать логическое мышление, ориентировку в пространстве.

Оборудование: схемы, карточки для индивидуальной работы, карточки для самостоятельной работы, карточки с обозначением скорости движения соответствующих объектов; светофоры для оценки ответов учащихся; карточки для дифференцированной домашней работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Долгожданный дан звонок,

Начинаем мы урок.

Слушайте внимательно,

Работайте старательно.

II. Актуализация знаний:

- Посмотрите на слайд.

-Единицы, какой величины вы видите?

65 км/ч 5км/ч 320 км/ч 8 км/с 12 км/ч

- Подумайте, какая скорость лишняя? Почему?

-Что может двигаться с такой скоростью? (ракета, космический спутник)

- Как вы думаете, что может двигаться со скоростью 65 км/ч? (машина)

- Выберите из этих чисел, какая скорость может быть у пешехода, самолёта, велосипедиста? (у пешехода – 5 км/ч, самолёта – 320 км/ч, велосипедиста -12 км.ч )

- Что нужно знать, чтобы найти скорость?

-Как найти скорость? (таблица с формулой)

- В каких единицах измеряется время?

- Как найти время?(таблица с формулой)

- В каких единицах измеряется расстояние?

- Как найти расстояние? (таблица с формулой)

- Выполним задание тренажера по группам. Верхняя строчка для первой группы, вторая для второй группы, третья для третьей группы,

Тренажер

v = 2 км/ч

t = 6 ч

s — ?

s = 12 км

v = 3 км/ч

t — ?

s = 2 м

t = 2 мин

v — ?

v = 10м/мин

t = 8 мин

s — ?

v = 6 км/ч

t = 3 ч

s — ?

s = 8 км

t = 2 ч

v — ?

v = 20 км/ч

t = 4 ч

s — ?

s = 12 м

t = 6 ч

v — ?

v = 12 км/ч

t = 5 ч

s — ?

v = 6 м/мин

t = 15мин

s — ?

s = 60 см

v = 15 см/с

t — ?

s = 90 км

t = 6 ч

v — ?

v = 5 м/мин

t = 16 мин

s — ?

s = 70 км

v = 14 км/ч

t — ?

v = 25 км/ч

t = 4 ч

s — ?

s = 60 км

t = 12 мин

v — ?

Проверка по эталону.

v = 6 км/ч

t = 3 ч

s — ?

18 км

s = 8 км

t = 2 ч

v — ?

4 км\ч

v = 20 км/ч

t = 4 ч

s — ?

80 км

s = 12 м

t = 6 ч

v — ?

2 м\ч

v = 12 км/ч

t = 5 ч

s — ?

60 км

v = 6 м/мин

t = 15мин

s — ?

90 м

s = 60 см

v = 15 см/с

t — ?

4 с

s = 90 км

t = 9 ч

v — ?

10 км\ч

v = 5 м/мин

t = 16 мин

s — ?

80 м

s = 70 км

v = 14 км/ч

t — ?

5 ч

v = 25 км/ч

t = 4 ч

s — ?

100 км

s = 60 км

t = 12 мин

v — ?

5 км\мин

v = 2 км/ч

t = 6 ч

s — ?

12км

s = 12 км

v = 3 км/ч

t — ?

s = 2 м

t = 2 мин

v — ?

1 мин.

v = 10м/мин

t = 8 мин

s — ?

80 м

- Как вы думаете, для чего мы повторяли, как найти скорость, время расстояние? Попробуйте сформулировать тему урока.

III. Тема урока : Решение задач на движение

Цель урока: закрепить умение решать задачи на движение.

- Где нам может пригодиться умение решать задачи на движение?

(в жизни. Чтобы не опаздывать на встречи, спланировать время выхода, рассчитать скорость движения, чтобы на дорогах не было аварий)

IV. Ф/м для глаз

V. Работа в тетрадях Работа над задачей:

- Какие существуют виды задач на движение?

Движение навстречу друг другу (на сближение)

Движение в противоположные стороны (на удаление)

Движение друг за другом

- Что общего в этих задачах?

(Есть объекты движения, есть величины: скорость, время, расстояние)

- Чем отличаются эти задачи?

(Направление движения объектов, место направления, величины, единицы измерения)

- Каждая группа получает задачу на движение и план работы над ней.

В каждой группе я назначаю главного, он после работы оценивает каждого из своей команды.

План работы:

Определить вид задачи.

Сделать чертёж и соответствующие надписи на чертеже.

Решить задачу по действиям с пояснением.

Выйти к доске, сделать чертеж и объяснить решение задачи.

1 группа.

Из поселка вышли одновременно два пешехода и пошли в противоположных направлениях. Средняя скорость одного пешехода 5км/ч, другого- 4 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешеходы через 3 часа?

2группа.

Из двух посёлков одновременно выехали навстречу друг другу велосипедист и мотоциклист и встретились через 4 часа. Скорость велосипедиста — 15 км/ч, а скорость мотоциклиста – 57 км/ч. Узнай расстояние между посёлками?

3 группа.

Расстояние между пунктами А и В 70 км. В одном направлении выехал велосипедист и вышел пешеход. Велосипедист ехал со скоростью 12 км/ч, а пешеход со скоростью 5 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?

-Самостоятельная работа .

-Проверка.

- Оценивание каждого человека из своей группы.

Беседа по ПДД

- Машины во многом облегчили нашу жизнь, помощь их бесспорна.

Но я хочу привести и печальные факты.

По данным за 2012 год в нашей стране было совершено 199 868

случаев дорожно-транспортных происшествий. Из них 27 953 человек погибли. Поэтому всем: и автомобилистам, и пешеходам надо быть очень внимательными на дорогах, обязательно соблюдать ПДД.

- Вот мы сейчас с вами и повторим эти правила в нашей физкультминутке.

VI. Ф/М Да – хлопать в ладоши, нет — топать

1. Пешеход должен идти по дороге навстречу движущемуся транспорту.

2. На велосипеде по дороге можно ездить с 7 лет.

3. Зелёный сигнал светофора означает: движение пешеходу разрешено.

4. Переходя через улицу, сначала посмотри направо.

5. Красный сигнал светофора означает: движение транспорта запрещено.

VII. Работа с карточкой:

- Составьте задачу по чертежу и решите её:

-Кто может двигаться с такой скоростью (пешеходы)

- Как двигались? (навстречу друг другу)

- Что известно? ( у 1 группы- скорость, расстояние,

У 2 группы – расстояние, время,

У 3 группы – скорость , время

- Что нужно найти? ( 1 группа- время

2 группа- скорость)

3 группа – расстояние

- Самостоятельная работа. Проверка. ОЦЕНИВАНИЕ

VIII. Оценивание светофором:

- Давайте оценим нашу работу на уроке с помощью светофоров:

- Поднимите зелёный цвет те , кто хорошо всё понял и может решить самостоятельно.

v = 2 км/ч

t = 6 ч

s — ?

s = 12 км

v = 3 км/ч

t — ?

s = 2 м

t = 2 мин

v — ?

v = 10м/мин

t = 8 мин

s — ?

v = 6 км/ч

t = 3 ч

s — ?

s = 8 км

t = 2 ч

v — ?

v = 20 км/ч

t = 4 ч

s — ?

s = 12 м

t = 6 ч

v — ?

v = 12 км/ч

t = 5 ч

s — ?

v = 6 м/мин

t = 15мин

s — ?

s = 60 см

v = 15 см/с

t — ?

s = 90 км

t = 6 ч

v — ?

v = 5 м/мин

t = 16 мин

s — ?

s = 70 км

v = 14 км/ч

t — ?

v = 25 км/ч

t = 4 ч

s — ?

s = 60 км

t = 12 мин

v — ?

Проверка по эталону.

v = 6 км/ч

t = 3 ч

s — ?

18 км

s = 8 км

t = 2 ч

v — ?

4 км\ч

v = 20 км/ч

t = 4 ч

s — ?

80 км

s = 12 м

t = 6 ч

v — ?

2 м\ч

v = 12 км/ч

t = 5 ч

s — ?

60 км

v = 6 м/мин

t = 15мин

s — ?

90 м

s = 60 см

v = 15 см/с

t — ?

4 с

s = 90 км

t = 9 ч

v — ?

10 км\ч

v = 5 м/мин

t = 16 мин

s — ?

80 м

s = 70 км

v = 14 км/ч

t — ?

5 ч

v = 25 км/ч

t = 4 ч

s — ?

100 км

s = 60 км

t = 12 мин

v — ?

5 км\мин

v = 2 км/ч

t = 6 ч

s — ?

12км

s = 12 км

v = 3 км/ч

t — ?

s = 2 м

t = 2 мин

v — ?

1 мин.

v = 10м/мин

t = 8 мин

s — ?

80 м

План работы:

Определить вид задачи.

Сделать чертёж и соответствующие надписи на чертеже.

Решить задачу по действиям с пояснением.

Выйти к доске, сделать чертеж и объяснить решение задачи.

1 группа.

Из поселка вышли одновременно два пешехода и пошли в противоположных направлениях. Средняя скорость одного пешехода 5км/ч, другого- 4 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешеходы через 3 часа?

2группа.

Из двух посёлков одновременно выехали навстречу друг другу велосипедист и мотоциклист и встретились через 4 часа. Скорость велосипедиста — 15 км/ч, а скорость мотоциклиста – 57 км/ч. Узнай расстояние между посёлками?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.

Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....

открытый урок по математике 3 класс Тема урока: «Решение задач и примеров на закрепление»

Класс: 3Учитель: Узденова М.М.Тема урока: «Решение задач и примеров на  закрепление»Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийПедагогические технологии:игровыеинформационныездоровьес...

Конспект урока по математике для 4 класса по программе "Школа России". Тема урока "Решение задач на движение. Повторение."

Данный урок является обучающим, развивающим, воспитывающим. Структура урока, содержание, применение различных методов и приёмов, форм работы смена одного вида деятельности другим отвечают поставленной...

Презентация урока математики 2 класс. УМК "Гармония".Тема урока: "Решение задач.Сложение двузначных чисел".

Презентация урока по ФГОС с использованием здоровьесберегающих технологий....

Урок математики во 2 классе. Тема урока: «Решение задач и упражнений различного типа на сложение и вычитание в пределах 100»

Урок-путешествие.Тип урока: интегрированныйФорма работы: коллективная, индивидуальная.Оборудование: схемы, наглядные пособия, карточки для индивидуальной работы, карточки для самостоятельной работы, и...

Конспект урока математики "Задача. Структура задачи" (1 класс)

Конспект урока математики "Задача. Структура задачи" (1 класс)...

Урок математике в 1-2 класс-комплекте (малокомплектной школы).тема урока: Решение задач. Урок рефлексии

Конспект урока в 1-2 класс -комплекте . Урок рефлексии по математике. Тема: "Решение задач". Презентация к уроку....