Доли и дроби
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Светлана Вячеславовна Мунина

матаматика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doli_i_drobi.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики «Доли и дроби»

Цели:

  • формирование знаний, умений, навыков действий с долями и дробями;
  • развитие памяти логического мышления, воображения, внимания, речи, математических навыков вычисления;
  • воспитание  ответственности, коллективизма, взаимопомощи, аккуратности, самостоятельности, наблюдательности.

Тип урока: комбинированный с компьютерной поддержкой

На уроке с компьютерной поддержкой используются следующие формы обучения:

  • фронтальная форма;
  • групповая форма;
  • индивидуальная форма обучения

Оборудование: мультимедиа проектор, карточки для практической работы, фломастеры,  карандаши, заготовки фигур, ножницы.

План урока

I. Организационный момент.

II Устный счет.

III. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

IV. "Открытие" новых знаний.

V Первичное закрепление. Практическая работа

VI. Решение тренировочных упражнений.

V. Итог урока.

1. Организационный момент.

-- Итак, начинаем урок математики. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу добра, удачи.

- Ребята, сегодня на уроке вы должны открыть новое знание, но, как вам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили.

Поэтому, начнём мы с повторения.

Перед тем, как приступить к работе вспомним, какие правила мы должны соблюдать на уроке? (Учитель выслушивает ответы детей) 

ПРАВИЛА:

  • Слушать.
  • Слышать друг друга.
  • Дополнять.
  • Исправлять, помогать.

II. Устный счёт 

1. Вычисли удобным способом:

37 +85 + 115 + 33

2. Миша нашёл а грибов, а Паша в 4 раза больше. Сколько грибов нашли мальчики? На сколько грибов Паша нашёл больше?

3. Прочитай число: 198400002. Сколько в нём сотен? Сколько единиц 1 класса?

4. Ленту длиной 2 м разрезали на 5 частей. Какой длины оказалась каждая часть?

5. 1 : 2= ? - Как 1 разделить на 2?

- Итак, какая проблема у нас с вами возникла?

III. Сообщение темы урока

Тема сегодняшнего урока - "Доли и дроби" 

Цели:

  • Повторим всё, что знаем о долях;
  • Узнать что такое дробь;
  • Чем дробь отличается от доли;
  • Научиться находить дробь от числа и число по дроби;
  • Попробуем выполнять действия сложения и вычитания с дробями.

- Нам часто в жизни приходится делить целое на части. А сегодня в этом нам поможет семья Долиных. Давайте я вам расскажу о семье Долиных. Бабушка  очень любит печь пироги и печенье. Дедушка гордится своим садом. Папа с мамой работают на ферме, в основном они выращивают коз, в этом им помогают их дети Дробик и Долюша.

Дробик и Долюша проголодались, а на обед у них только один песочный пирог. Бабушка куда-то ушла и поделить его некому. Поделите его сами.

Дробик: Я разрешаю тебе, Долюша поделить пирог при условии, что я выберу свою часть первым Долюша режет пирог пополам. Он следит за тем, чтобы оба куска были одинаковыми.

Долюша разрезала пирог пополам. Половина - это доля! Но как только мы её запишем вот так ?, доля станет называться дробью. Числа, которые больше 0, но меньше 1, называются простыми дробями . Этот кусок уже не целое, то есть меньше 1, но и не 0, ведь он есть.

- А после пирога ребята съели апельсин

IV. "Открытие" новых знаний.

Число под чертой указывает на сколько равных частей был поделен предмет. Число над чертой показывает, сколько таких частей берется.

Дробь  - это одна или несколько равных долей, записанных с помощью двух   чисел, разделенных чертой. - Как же они называются? ( уч-ся ищут в классе ответ на карточках)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/613910/Image17.gif, где - m числитель, а n - знаменатель. 

Число под чертой называется знаменателем, а число над чертой называется числителем.

Папа с мамой тоже проголодались. Дробик и Долюша, поделитесь с ними. Как вы поступите? Значит надо поделить пирог на 4 части . Четверть - это доля. Как напишем это число? Почему

Игра "Числитель-знаменатель"

Чтобы запомнить, что такое числитель и знаменатель и не путать их поиграем в игру. Если я называю числитель, поднимаем руки вверх - показываем, что он записывается сверху. Если я называю знаменатель, показываем, что он пишется внизу. Если показываю черту дроби, складываем руки горизонтально

Бабушка Доля испекла пиццы. И ей прислали заказы на них. Давайте поможем разделить пиццы (раздать пиццы- круги и заказы на них.

Ученики делят на 4 и 8 частей)

Сравнение дробей (вырезают)

  • 1 вариант: возьмите 1/4 часть;
  • 2 вариант: возьмите 1/8 часть;

- У кого больше? Что мы видим?

Дети сравнивают в парах способом наложения. Учитель на модели

Вывод: чем больше знаменатель, при одинаковом числителе, тем меньше дробь, чем меньше знаменатель, при одинаковом числителе, тем больше дробь.

Вывод : чем меньше числитель, при одинаковом знаменателе, тем меньше дробь, чем больше числитель, при одинаковом знаменателе, тем больше дробь.

Давайте сравним доли. Чем больше долей, тем меньше каждая часть. (1/9 1/3) (сравнение дробей с одинаковым числителем)

Пауза. (стоя) Закройте глаза. Представьте, что ваш носик вырос, как у Буратино. Обмакните его, как в сказке, в чернила и начертите носом с движением головы в воздухе квадрат, разделите его на 4 части, закрасьте 3/4 своим любимым цветом.

 (Нахождение доли числа) (1/9 от 72 м, 1/8 от 96 м, 1/5 от 90 ц, 1/6 от 84 ч, 1/7 от 280 кг, 1/4 от 320 с)

 Яблоко вести 300 г. Сколько весит 1/6 этого яблока?

Арбуз весит 8 кг. Сколько весит половина арбуза?

V. Первичное закрепление. Практическая работа

А теперь давайте посмотрим и запишем, какая часть дроби закрашена.

VI. Решение тренировочных упражнений.

1. Ну а теперь несколько задач

  1. На ферме у деда 17 животных среди них 4 козы?
  2. Какую часть всех животных составляют козы?
  3. В саду Долинных выросло всего 5 яблок. Из них 2 красных. Какую часть составляют красные яблоки?
  4. В бидон Доля налила молоко. Какая часть бидона занята молоком?
  5. Какую часть поля вспахал Доль?
  6. Какую часть всех яблок внуки положили в тарелку?

2. Теперь давайте попробуем найти число по доле

3. Попробуем выполнить сложение и вычитание дробей:

а) Картофель занимает 3/7участка, а помидоры 1/7 участка. Какую часть участка занимают помидоры и картофель?

б) За два дня засеяли 10/11 поля. В первый день засеяли 4/11 поля. Какую часть поля засеяли во второй день?

в) Бабушка принесла апельсины. Дробик получил 3/7, а Долюша 2/7 части всех апельсинов. На сколько Дробик получил больше апельсинов, чем Долюша?

V. Итог урока. 

- Сегодня вы получили оценки 20/4 и 20/5. Сколько это?

- Вы, действительно, смогли доказать, что дроби не поставили вас в трудное положение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Доли и дроби" 4 класс

Презентация подходит для факультативного занятия. в 4 классе...

Доли и дроби. Урок 26. Петерсон

Материал к учебнику Петерсон Л.Г....

Доли и дроби. Урок 27. Петерсон

К уроку математики в 4 классе....

Доли и дроби. Урок 29. Петерсон

Материал к уроку математики в 4 классе....

Доли и дроби

Справочный материал по теме "Доли и дроби". 4 класс. Учебник Л.Г. Петерсон....

урок математики в 4 классе тема "доли и дроби"

конспект урока с презентацией...

памятка доли и дроби, задачи на движение

памятка доли и дроби, задачи на движение...