Конспект урока на тему: «Перестановка слагаемых» (1 класс А.Л. Чекин, Р.Г. Чуракова)
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Красникова Арина Игоревна

Знакомство с переместительным законом сложения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Перестановка слагаемых»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить с переместительным законом сложения; вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не меняется; закрепить умения прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4.

Планируемые результаты:

Личностные: стремиться к получению новых знаний, совершенствовать свои умения, прилагать волевые усилия в ходе решения учебной задачи; контролировать и оценивать свою работу и её результат. 

Предметные: знать правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется; уметь прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4.

Метапредметные:  научиться применять переместительный закон сложения.

Оборудование: учебник Математика 2 класс 2 часть, А.Л. Чекин, презентация, конспект, карточки с доп. задание.         

Этапы урока. Методы приемы

Хронометраж

Содержание урока.

2-

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг.момент;

- словесный метод.

1 мин

- Добрый день, ребята!

У Маши были конфеты.

Она угостила Свету,

Наташу, Иру, Сережу,

Таню и Петю тоже.

Одна конфета осталась,

А Машенька растерялась:

Сколько же было конфет?

Кто может дать ответ?

- Меня зовут, Арина Игоревна и сегодня я проведу у вас урок математики.

Приветствовать учителя;

Саморегуляция

2.Актуализация знаний; устный счет;

- словесный

3 мин

- А сейчас  проверим, как вы умеете считать. Открываем тетради в клеточку, нашли сегодняшнее число.

- А какое у нас сегодня число? Какой день недели? Нашли точку начало письма.

- На доске у меня записаны числа, расставьте и запишите их в порядке увеличения, т.е. возрастания. Одна минутка вам, думаем, записываем. ( 5,9, 3, 2, 7, 1)

- Начинаем проверять, один говорит, а все остальные внимательно слушают и сверяют у себя, правильно ли выполнил! А теперь давайте все вместе проверим так ли нужно было поставить в порядке увеличения. Что значит порядок возрастания. (от маленького к большему.), у кого все правильно ставим плюсик, обвели в кружочек плюсик.

- Встаньте все у кого плюсики.

- Приготовили веер чисел! Я буду задавать вам вопросы математические, а вы мне будете показывать ответы.

- Молодцы, а теперь кто мне назовет соседей числа 5 (4 и 6)

- Сколько получится если 7 увеличить на 1? (8)

- Сколько получится если уменьшить 9 на 1? (8)

- Сколько нужно прибавить к 4, чтобы получилось 6? (2)

- Сколько нужно прибавить к 2, чтобы получилось 5? (3)

- Сколько нужно отнять от 7, чтобы получилось 5? (2)

- Какое число следует за числом 8? (9)

- Какое число предшествует числу 3? (2)

- Первое слагаемое 2, второе слагаемое 7, найдите сумму. (9)

- А теперь решим задачку. В вазе было 5 конфет, 2 конфеты съел Дима. Сколько конфет осталось в вазе? (3)

- А сейчас все сложили и убрали веер чисел на край стола!

Выполняют задание устно.

Размышлять, отвечать на поставленные вопросы учителя

Размышлять, отвечать на поставленные вопросы учителя

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3.Постановка учебной задачи и её решение;

- словесный метод

4

Мин

- Откройте содержание учебника и найдите по содержанию тему нашего урока и страницу.

- Кто самый внимательный и быстрый и может назвать страницу вслух? (стр.26)

- Читаем тему нашего урока. (Спросить одного ученика, какая у тебя сегодня тема урока??)

- У нас сегодня с вами учебная цель! Как вы думаете, чему мы сегодня с вами будем учиться? Рассмотрите 26-27 стр., чему мы будем учиться?

- Ой, какие вы молодцы, правило то вы знаете. А есть ли у нас такое правило в нашем  учебнике, которое вы выкрикиваете?

Ну-ка где это у нас правило, на какой страничке написано??

-Какие молодцы, ну раз вы уже это правило знаете, а я так тем более его знаю, так чему же мы сегодня с вами должны научиться??

-А давайте цель то прочитаем.

Цель: Мы должны узнать, для чего нужна перестановка слагаемых.

 МЫ СЕГОДНЯ С ВАМИ ДОЛЖНЫ РАСКРЫТЬ СЕКРЕТ ПЕРЕСТОНОВКИ СЛАГАЕМЫХ.

Знакомиться с темой урока, формулировать цель урока;

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Целеполагание - способность принять учебную (практическую) задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно.

4.Решение частных задач;

- практический, наглядный методы;

- работа с учебником,

15мин

-Откройте со

 Ребята, найдите  №1 на страничке 26. Все нашли?

- Прочитайте все задание про себя. (Затем прочитать одного ученика прочитать вслух.)

- О чём нам говорят  знаки этого задания? (Знаки говорят  о том, что нужно подумать, чтобы ответить на вопросы и сделать запись в тетради в клетку.)

- Ребята, посмотрите на рисунок, что перед Мишей и Машей лежит на столе? (Ягоды)

- Правильно, ягоды. А какие ягоды? (Вишня и сливы.)

- Ребята, давайте посмотрим, что записал Миша для себя?

(3+4, давайте вместе по-другому скажем, сумму чисел 3 и 4 ХОРОМ!)

- Что обозначает слагаемое 3 в его записи? ( Количество слив.)

-Что обозначает слагаемое 4 в его записи? ( Количество вишен)

- Что обозначает сумма? (Общее количество ягод.)

- Давайте теперь рассмотрим, что у нас записала Маша для себя? (Правильно сумму чисел 4 и 3.)

- Что обозначает слагаемое 4 в ее записи? (Количество вишен.)

- Что обозначает слагаемое 3 в ее записи? (Количество слив.)

- Что обозначает сумма? ( Общее кол-во ягод.).

- Ребята, как вы думаете будут ли значения этих сумм равны?( Мы думаем что будут.)

- Почему? (Потому что ягоды одни и те же на столе лежат.)

- Открываем тетради, 1 клеточку вниз и записываем первую сумму, отступаем одну клеточку и записываем вторую сумму. Ставим между ними знак. 

- Как думаете, какой знак поставим? (2-х 3-х спросить)

- Ставим между ними знак.

- Ребята, почему же у нас знак =? ( Потому что одинаковые числа, ПРАВИЛЬНО, А КАК НАЗЫВАЮТСЯ ЭТИ ЧИСЛА? СЛАГАЕМЫЕ! ВМЕСТЕ ЗА МНОЙ ПОВТОРЯЕМ СЛАГАЕМЫЕ, СЛАГАЕМЫЕ КАКИЕ? РАВНЫЕ! ПОЭТОМУ МЫ ПОСТАВИЛИ ЗНАК = .

- А еще что, посмотрите внимательно, что произошло в записи. Чем отличаются эти суммы? (Слагаемые в этих суммах одинаковые, только числа поменяли местами,)

- А зачем их поменяли местами, можете мне сказать? (Ты говоришь правильно правило, а я спрашиваю ЗАЧЕМ слагаемые меняют  местами?)

- Маша и Миша предлагают выполнить вам задание под  №2 и убедиться, что это свойство выполняется и в других случаях.

- Обратите внимание на знаки-помощники. О чём они говорят? (Знак говорит нам о том, что мы должны проверить правильность выполнения задания.)

 - Прочитайте задания про себя. (Потом спросить одного ученика.)

- Что нам нужно сделать? (Вычислить и убедиться, что от перестановки слагаемых значение суммы не меняется)

- Сейчас мы с вами разделимся, и будем решать по рядам. Первый ряд на меня посмотрели, вы решаете первый столбик! Второй ряд, вы решаете только второй столбик! Третий ряд, вы у меня тоже главные, вам достался третий столбик! Как будете готовы ручки сразу перед собой, чтобы я видела вашу готовность работать дальше.

- Ребят посмотрите внимательно, зачем нам менять слагаемые местами?

- Начинаем проверять, Ребята слушайте, все внимательно вдруг у нас сейчас с вами получится расшифровать наш секрет!

- Ребята, 3-го ряда давайте попробуем сейчас с вами открыть секрет, почему слагаемые нужно менять местами, а все остальные внимательно слушают!

- Какую сумму вам удобнее и быстрее складывать? (9+1)

- А почему? (А потому что здесь всего лишь 1 надо прибавить).

- Секрет, то какой, у перестановки слагаемых? (Что удобнее и быстрее к большему прибавить меньшее.)

                                                 Проверка:

*Ученики первого ряда: Сумма чисел 5 и 4 равна 9 и сумма чисел 4 и 5 равна 9, значит, правило выполняется: от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется.

*Ученики второго ряда: Сумма чисел 6 и 2 равна 8 и сумма чисел 2 и 6 равна 8, значит, правило выполняется: от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется.

*Ученики третьего ряда: Сумма чисел 9 и 1 равна 10 и сумма чисел 1 и 9 равна 10, значит, правило выполняется: от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется.

Работать с иллюстрацией,

отвечать на поставленные вопросы учителя.

Размышлять, рассуждать

Участвовать в беседе.

Выполняют упражнение в тетради.

Размышлять, участвовать в беседе.

Выстраивать алгоритм действия.

Участвовать в проверке задания.

Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.

Л: интерес и мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Взаимодействовать  с соседом по парте, в группе

5.Физкультминутка

1 мин

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть!

Семь, восемь – работу продолжим!

Выполнять физминутку вместе с учителем.

Решение частных задач;

- практический, наглядный методы;

- работа с учебником,

- работа у доски;

15-17 мин

Ребята, найдите задание №3. Где мы это задание с вами будем выполнять? (В тетрадях для самостоятельной работы)

- Открываем ее страница 37.

- Прочитайте задание самостоятельно.

- Что нам нужно сделать в этом задание? (Нужно в квадратики вставить числа, чтобы равенства были верные.)

- Каждый выполняет самостоятельно.

- Давайте проверим (сумма 4 и 3= сумме 3 и4 ; сумма 3 и 2 = сумме 2 и 3)

- Прочитай свое первое равенство второго столбика. (Имя читает 1+9, спросить еще одного ученика прочитай свое равенство 2+9)

- А у кого есть другое равенство? (Например, кто то скажет 3+9)

- Молодцы! Какой мы с вами сделаем вывод? (Здесь можно было подставить любое число.)

- Прочитай второе свое равенство, что у тебя получилось?

Что можно сказать про первую сумму? (Мы знаем здесь одно слагаемое 5)

- Тогда что во второй сумме мы знаем? (Тоже одно слагаемое 5)

- Куда мы его можем поставить? (Хоть куда, ну так как мы переставляем, то ставим в первый квадратик)

- А каким может быть второе слагаемое? (любым)

- Кто выйдет, запишет свое третье выражение, которое придумал?

Обратите внимание на задание под №4 на странице 27. О чём нам знаки-помощники говорят? (Мы должны работать с фишками и проверить правильность выполнения задания.)

- Давайте прочитаем задание, каждый про себя.

- Предложить одному из учеников прочитать задание.

-Кто пойдет к доске и покажет сумму с одинаковыми значениями? (2 чел.)

-Ребята, какое правило вам помогло выполнить это задание?

 

Ребята идем с вами дальше, №5. Давайте прочитаем задание про себя, потом попросить одного ученика вслух прочитать.

- Ребята, а где мы с вами его будем выполнять? ( В тетради для самостоятельной работы.)

- Открываем тетради.

- Что нужно нам сделать в этом задании? ( Нужно переставить слагаемые и записать ответ.)

- Какой секрет перестановки слагаемого мы знаем? (Что к большему легче прибавить меньшее).

- Давайте посмотрим на первое выражение, какой у нас здесь секрет выполняется? (К большему прибавить к меньшему)

-Давайте, попробуем второе выражение.

-Какой секрет мы будем использовать?

- Выполняйте дальше самостоятельно


- После того как вы выполните задание, ручки кладем перед собой, чтобы я видела вашу  готовность работать дальше.

- Сейчас каждый из вас проверит своего соседа, обменяйтесь с соседом по парте тетрадями, возьмите в ручки простой карандаш, и если найдете ошибку, ставим минус рядом. Если вы сомневаетесь, в ответе вы можете посмотреть на слайд и сравнить.

- Обменяйтесь тетрадями обратно, ребята встаньте у кого сосед не нашел ни одной ошибки?

- Молодцы

Выполнять самостоятельно задание из учебника,

Выполнять упражнение в тетради.

Осуществлять проверку с комментированием.

Работать с учителем, отвечать на поставленные вопросы,

 

Самостоятельно работать.

Выполняют упражнение в тетради.

Слушать учителя, отвечать на поставленные вопросы.

Выстраивать алгоритм действий.

Осуществлять взаимопроверку.

Р: проговаривать последовательность производимых действий, объяснять способы нахождения результатов, работать по алгоритму;

отличать верно выполненное задание от неверного,

исправить ошибки, поняв, в чём причина,

оценивать результаты деятельности;

Взаимодействовать с соседом по парте, в группе

8.Подведение итогов, рефлексия.

2мин.

- Какая тема урока была? (Перестановка слагаемых)

- Какую цель ставили? (Мы хотели узнать, что такое перестановка слагаемых)

- Достигли цели? (Да, достигли, так как познакомились с переместительным свойством сложения (дети повторяют правило).

-Мы открыли  секрет и  если вы видите математическое выражение, что вы должны сделать мысленно в своей голове? Применяя наш секрет?

- Правильно, поменять слагаемые местами!

1+12=

Ребята, вы сегодня хорошо поработали, урок окончен.

Проводить самооценку, рефлексию.

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Л: оценивать свои учебные действия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

60 30 80 20 40

Слайд 2

30 47 98 70 39 20 90 12

Слайд 3

40+30= 20+20= 60+20= 30+60= 80+10= 60+37=

Слайд 4

40+30= 20+20= 60+20= 30+60= 80+10= 60+37=

Слайд 5

Тема: «Сложение «круглого» десятка и двузначного числа»

Слайд 6

Цель: Научиться объяснять прием сложения «круглого» и двузначного числа

Слайд 7

(30+20)+7 =

Слайд 8

(30+20)+7 =57

Слайд 9

30+27=30+(20+7)=(30+20)+7=50+7=57

Слайд 10

Алгоритм Разложить двузначное число на сумму разрядных единиц Прибавить к круглому числу круглое разрядное слагаемое Прибавить к полученной сумме второе разрядное слагаемое (единицы)

Слайд 12

Первый ряд: 70+18= 70+(10+8)=(70+10)+8=80+8=88 10+67=10+(60+7)=(10+60)+7=70+7=77 Второй ряд: 40+54= 40+(50+4)=(40+50)+4=90+4=94 20+28= 20+(20+8)=(20+20)+8=40+8=48 Третий ряд: 80+15=80+(10+5)=(80+10)+5=90+5=95 50+41=50+(40+1)=(50+40)+1=90+1=91

Слайд 14

I вариант 28+60=60+28=88 24+40=40+24=64 II вариант 69+20=20+69=89 18+80=80+18=98

Слайд 15

(4 0 - 2 0) + 1 5 = ( 9 0 - 6 0) + 3 9 =

Слайд 16

5 7 + ( 8 0 - 6 0) = ( 5 0 - 1 0) + 2 8 =

Слайд 17

2 3 + ( 6 0 - 1 0) = 4 4 + ( 7 0 - 3 0) =


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме "Перестановка слагаемых" 1 класс

Открытый урок по математике по теме "Перестановка слагаемых" 1 класс с презентацией...

Урок математики по теме: Перестановка слагаемых 1 класс

Урок математики по теме: Перестановка слагаемых...

Конспект урока по математике. Перестановка слагаемых. 1 класс.

Конспект урока по математике. Перестановка слагаемых. 1 класс....

Учебно-методический комплекс по математике на тему:"Перестановка слагаемых" 1 класс ПНШ (конспект+презентация)

Тема урока «Перестановка слагаемых» Тип урока: Изучение нового материалаЦель урока: Рассмотреть разрядный принцип десятичной записи чисел на примере чисел второго десятка; совершенствовать умени...

Конспект урока по математике: Перестановка слагаемых (1 класс) УМК "Школа России"

Конспект открытия нового знания по теме: Пеестановка слагаемых. Урок пводится в фоме исследования черех групповую фому работы....

Технологическая карта урока математики по теме "Перестановка слагаемых" - 1 класс

Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: Закрепление навыка перестановки слагаемых при решении выражений.Задачи урокаДидактические:Знать правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не меняется;Уме...