Программа курса внеурочной деятельности «Магия интеллекта»
рабочая программа по математике (3, 4 класс) на тему

Шагивалеева Асия Габдрахмановна

Программа курса "Магия интеллекта" входит во внеурочную деятельностьпо направлению "Общеинтеллектуальное развитие личности". В данной программе создана система заданий, направленных на развитие творческого и логического мышления младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Исполнительного комитета

г. Набережные Челны Республики Татарстан

«Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Набережночелнинская школа  №75 для  детей с ограниченными возможностями здоровья»

«Принято»

Педагогическим советом

протокол от _________2018г. №

Введено приказом от____2018г. №___

Директор ГБОУ «НШ№75»

___________   О.В. Марданова_____

Подпись              Ф.И.О.

Рабочая программа

по  внеурочной деятельности «Магия интеллекта»

общеинтеллектуального направления

Срок реализации курса – 1 учебный год.

Возраст детей: 10 -11 лет.

Срок реализации 1 год

                                                                              Составитель:  Шагивалеева Асия Габдрахмановна

                                                                                                      учитель начальных классов

                                                                                             высшая  квалификационная категория

«Согласовано»

Заместитель директора________ Ширыбырова Л.Н. от_________2018г.

                                         Подпись     Ф.И.О.

«Рассмотрено»

На заседании МО, протокол  от __________2018г.  

Руководитель МО ________ Нилова Т.В.

                               Подпись     Ф.И.О.

Набережные Челны

2018

Программа курса внеурочной деятельности «Магия интеллекта»

  1. Пояснительная записка

Программа  курса «Магия интеллекта» (далее Программа) входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».

         Программа  основана на комплексном подходе к построению занятий. В данной программе создана система заданий, направленных на развитие творческого и логического мышления   младшего школьника, включающую в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения, проверять их, делая выводы,  иллюстрировать их на примерах. 

         Настоящая программа разработана на основе программы факультативного курса «Магия интеллекта» Н.К. Винокуровой, «90 уроков психологического развития младших школьников» Н.П. Локаловой,   на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д.Рындиной, «Мир логики» С.Гин. Часть заданий отобрана    и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, часть составлена автором.  

                          Используются различные типы заданий:

  «закрытые» задачи, т.е. имеющие точные решения;  задачи с неполным условием; с избыточными условиями; открытые задачи, допускающие варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов; творческие задания.

        Перед учениками ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель.  Программа содержит задания, большинство из которых не требует вычислений, однако на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учит строить правильные суждения, проводить несложные доказательства, отыскивать несколько возможных решений, обосновывать существование каждого из них.            

                   Занятия по данной программе удачно вписываются в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя формированию и  развитию  их личности.

Целью курса внеурочной деятельности «Магия интеллекта» является  развитие у детей разных видов и качеств мышления на основе совершенствования мыслительных операций.  

           Задачи:

  • научить тайнам шифра (чтение и составление ребусов);
  • обучить решению и составлению задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;
  •  научить решать задачи, применяя  принцип Дирихле;
  • научить решать более сложные  комбинаторные задачи;
  • научить обобщать, делать выводы;
  • обучить приемам поисковой и творческой деятельности;
  • развивать комплекс свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности»;
  •  формировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.
  • воспитывать такие качества, как доброта, любознательность, стремление к размышлению и поиску, к постоянной проверке возможностей своего интеллекта через интеллектуальные игры.

 Срок реализации курса – 1 учебный год.  Возраст детей: 10 -11 лет.

2. Общая характеристика учебного предмета

  Актуальность выбора курса «Магия интеллекта» определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у младших школьников слабо развито логическое мышление, концентрация внимания, быстрота реакции. В настоящее время    целенаправленное, интенсивное развитие творческого и логического мышления становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики.

Необходимость введения курса  обусловлена тем, что   задачи и задания традиционного типа приводят к тому, что развивается стиль учения, ориентированный на наведение на «правильный ответ». Однако надо обязательно предоставить детям возможность развивать и творческое дивергентное мышление. Поэтому в программу включены  задачи на нахождение и описание процесса достижения поставленной цели – процессуальные задачи. Процессуальные задачи можно разделить (условно) на эвристические и алгоритмические. Ценность этих задач в том, что их решение способствует формированию операционного стиля мышления, необходимого при изучении математики и информатики.

         Новизна данной программы. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

    Программа курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО,  учитывает психофизиологические особенности личности, реализует принципы гуманистической педагогики и психологии, педагогики сотрудничества, принципы развивающего обучения, опирается на концепции личностно-ориентированного и деятельностного подходов в обучении, основывается на  здоровьесберегающих принципах воздействия на личность.   В процессе реализации программы у детей формируются   предметные и ключевые компетенции.

Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

  •  ее направленность на формирование у ребенка интереса к знаниям и умственной работе через интеллектуальные игры и  доступность для детей с различным интеллектуальным уровнем и физическим здоровьем;
  • ориентированность на запросы детей и родителей;
  •  определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.          

Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности состоит в том, что способствует развитию творческих мыслительных способностей,  преодолению стереотипов и шаблонов мышления. Дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса детей к мыслительной деятельности и урокам математики.

Основные виды деятельности учащихся:

  •  решение занимательных задач;
  •  оформление математических газет;
  •  участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
  •  знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  •  проектная деятельность
  •  самостоятельная работа;
  •  творческие работы

Основные принципы распределения учебного материала:

  •  от простого к сложному;
  •  увеличение объёма материала;
  •  наращивание темпа выполнения заданий;
  •  смена различных видов деятельности;
  •  увеличение количества часов на выполнение логических заданий каждый год.

 

 

Методы проведения занятий

  • Методы по источнику познания:  

-словесный  

           -практический  

-наглядный  

-работа с книгой;

-видеометод.

  • По степени продуктивности, по типу (характеру познавательной деятельности):

-объяснительно-иллюстративный (восприятие и усвоение готовой информации);

-репродуктивный (работа по образцам);

-проблемный (беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, обобщение);

-частично-поисковый (выполнение вариантных заданий);

-исследовательский (самостоятельная творческая работа).

  • На основе структуры личности:

-методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, порицание, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, использование общественного мнения, примера и т.д.).

        Основной принцип моей программы: «Учись играючи».  Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.

  • Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

  • на развитие внимания и закрепления терминологии;
  • игры-тренинги;
  • игры-конкурсы (с делением на команды);
  • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
  • интеллектуально-познавательные игры;
  • интеллектуально-творческие игры.

       Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому урок состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика, и поиск девятого и многое другое.

  • Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:

сказочные сюжеты уроков;

поиск основных алгоритмических конструкций  на хорошо знакомых сказках;

сочинение своих сказок.

Формы проведения занятий:

      Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями  обучаемых.

по количеству детей, участвующих на занятии:

  • индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
  • групповая (разделение на минигруппы, пары для выполнения определенной работы);
  • коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

по особенностям коммуникативного взаимодействия: 

практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;

по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

           Регулярно проводятся конкурсы творческих работ, математические викторины, турниры и т.д. В зависимости от содержания цели и задач занятия, возрастных особенностей и возможностей  учащихся,  используются следующие типы занятий:  урок – рассказ, урок - упражнение, урок - практическая работа, урок – игра, урок – сказка, урок – олимпиада, урок – КВН. Роль руководителя занятий сводится к тому, что он организует внимание детей, направляет их мысль, воображение, уточняет цели и задачи практических действий.

Итоговый контроль осуществляется в формах:

Проводится всегда с целью отслеживания:  какой процент информации остается в голове у каждого конкретного ребенка. Проводится в следующих формах:

  • тестирование;
  • практические работы; (вставить пропущенное ключевое слово,  цифровой диктант; графический диктант, маршрутная карта; обнаружение ошибок (фактических и логических) и их исправление и др.)
  • опрос по «цепочке»;
  •  повторение последней фразы и оценка ее корректности;
  • продолжение ответа, прерванного в произвольном месте;
  • организация цепочки  отвечающих;
  • комбинированная эстафета и т.д.
  • практические работы;
  • проектные,  творческие работы учащихся;
  •  контрольные задания;
  • олимпиады, конкурсы

  1. Описание места   курса в учебном плане

Данная программа рассчитана на 34 учебных часа. Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Программа построена с учётом возрастных особенностей младших школьников (возраст – 10– 11 лет,   4 класс )

 

  1. Личностные, метапредметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса).

Личностными результатами изучения данного  курса являются:

  1. развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  2. развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  3. воспитание чувства справедливости, ответственности;
  4. развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

За время изучения  курса ученики овладеют метапредметными универсальным  учебным действиям:

  1. Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  2. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  3. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  4. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  5. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  6. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  7. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
  8. Использовать критерии для обоснования своего суждения.
  9. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  10. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять свои ошибки и ошибки товарищей.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  1. сравнивать предметы по заданному свойству; анализировать полученную информацию;
  2. определять целое и часть;
  3. устанавливать общие признаки;
  4. находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
  5. определять последовательность действий;
  6. находить истинные и ложные высказывания;
  7. наделять предметы новыми свойствами;
  8. переносить свойства с одних предметов на другие.

Занятия курса должны помочь учащимся:

  1. усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  2.  овладеть способами исследовательской деятельности;
  3. работать с разными источниками информации;
  4. выполнять инструкции при решении учебных задач;
  5. изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;
  6. сравнивать, анализировать полученную информацию;
  7. рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;
  8. разгадывать простейшие ребусы, кроссворды, магические квадраты;
  9. способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах
  1. Содержание программы.

        Развивающий курс «Магия интеллекта» состоит из трёх блоков: «Арифметические забавы», «Логика в математике», «Задачи с геометрическим содержанием».  

  Арифметические забавы                              

Вводное занятие «Зачем быть сообразительным?» Знакомство с планом работы объединения. Общее о головоломках. Игры на знакомство. Цифры у разных народов. Арифметические  головоломки. Составление задач – шуток, магических квадратов, ребусов. Некоторые старинные задачи. Задачи на  упорядочивание множеств. Математический бой. Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними. Задачи, связанные с величинами. Математический лабиринт.

  Логика в математике         

Тайны шифра (чтение и составление ребусов). Решение шахматных задач. Игра «Логическое домино». Знаете ли вы проценты? Математические софизмы. Танграммы. Задачи, требующие большей сообразительности и более сложных вычислений.

 Ряды чисел, суммы которых можно получать, не производя сложение этих чисел. Решение и составление задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов; Задачи на принцип Дирихле. Что мы знаем об Архимеде? Логленд (логический марафон).   Математический КВН.          

     Задачи с геометрическим содержанием         

 Геометрия танграмма. Конструирование из «Т». Задачи на разрезание и складывание фигур. Геометрические головоломки. Зашифрованная переписка (способ решётки). Задачи со спичками. Геометрия клетчатой бумаги. Три способа прохождения лабиринта. Игры на развитие конструкторских способностей. Геометрическая викторина. Геометрический тренинг. Игра – головоломка «Монгольская игра». Обобщение изученного.  Подведение итогов.

Распределение учебных часов по разделам программы:

 

Наименование разделов, блоков, тем

Количество часов учебных занятий

1.

 Арифметические забавы.

9

2.

Логика в математике.

13

3.

Задачи с геометрическим содержанием.

12

ИТОГО:

34 ч

34

 

                         

6.   Календарно – тематическое планирование

                             

Содержание занятий

Количество часов

Дата проведения

Примечание

План

Фактич.

Тема 1. Арифметические забавы.

1.

«Зачем быть сообразительным?»  Вводное занятие. Цифры у разных народов.

1

2.

Арифметические  головоломки.

1

3.

Составление задач – шуток, магических квадратов, ребусов.

1

4.

Некоторые старинные задачи.

1

5.

Задачи на  упорядочивание множеств.

1

6.

Математический бой.

1

7.

Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними.

1

8.

Задачи, связанные с величинами.

1

9.

Математический лабиринт.

1

Тема 2. Логика в математике.

10.

Тайны шифра (чтение и составление ребусов).        

1

11.

Решение шахматных задач.

1

12.

Игра «Логическое домино».

1

13.

Знаете ли вы проценты?

1

14.

Математические софизмы.

1

15.

Танграммы.

1

16.

Задачи, требующие большей сообразительности и более сложных вычислений.

1

17.

Ряды чисел, суммы которых можно получать, не производя сложение этих чисел

1

18.

Решение и составление задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов.

1

19.

Задачи на принцип Дирихле.

1

20.

Что мы знаем об Архимеде?

1

21.

Логленд (логический марафон).            

1

22.

Математический КВН.                    

1

Тема 3. Задачи с геометрическим содержанием.

23.

Геометрия танграмма         Геометрия танграмма.

1

24.

Конструирование из «Т».

1

25.

Задачи на разрезание и складывание фигур.

1

26.

Геометрические головоломки.

1

27.

Зашифрованная переписка (способ решётки).

1

28.

Задачи со спичками.

1

29.

Геометрия клетчатой бумаги.

1

30.

Три способа прохождения лабиринта.

1

31.

Игры на развитие конструкторских способностей.

1

32.

Геометрическая викторина. Геометрический тренинг.

1

33.

Игра – головоломка «Монгольская игра».

1

34.

Обобщение изученного.  Подведение итогов.

1

7.  Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для более успешного усвоения программного материала детьми и придания занятиям

яркости, насыщенности необходимо использовать:

- технические и электронные средства обучения:

  Мультимедийный  компьютер; проектор; экран; интернет; Интерактивная доска PROMETHEAN.

 Программное обеспечение: операционная система Windows 98/Me(2000/XP), текстовый редактор MS Word;

http://college.ru/matematika/

http://school-collection.edu.ru

http:// http://www.openclass.ru/node/234008

http://fcior.edu.ru/ 

Наглядные средства обучения:

1.Комплекты карточек с числами.

2.  «Математический веер» с цифрами и знаками.

3.Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

4.Часовой циферблат с подвижными стрелками.

5.Набор «Геометрические тела».

6.Плакаты «Таблицу умножения учим с увлечением» / АЛ. Бахчетьев и др. — М.: Знаток, 2009.

7.Таблицы для начальной школы.  Математика вокруг нас: методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010 г.

  1. Учебная и справочная литература:

Для педагогов:

  1. И.А., Агапова, М.А.  Давыдова 30 литературных вечеров, конкурсов, викторин для начальной школы. – М.: «АКВАРИУМ ЛТД», К.: ГИППВ, 2002.- 224 с.
  2.  Никольская И.Л., Тигранова Л.И.  Гимнастика для ума , М.: Просвещение, Учебн.мет., 1997
  3. В.В.Волина Праздник числа, -М.: ЗНАНИЕ, 1993.
  4.  Гин С.  Мир логики , М.: Вита, 2001, Пособие для учителя начальной школы
  5. А.З. Зак. Задачи для развития логического мышления, журнал Начальная школа,1989 -№6.
  6. Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2004. – 240 с. – (Мастерская учителя).
  7. Н.Н.Аменицкий, И.П.Сахаров. Забавная арифметика, - М.: Наука, 1991.
  8. Шмаков С.А. Игры-шутки-игры-минутки. – М.: Новая школа, 1993. – 112 с.
  9. Г.В.Керова. Нестандартные задачи по математике, -М.: Вако, 2006.
  10. Н.П. Локалова, 90 уроков психологического развития младших школьников, книга для учителя учителя начальной школы, М.:, 1995.

 Для обучающихся:

для дополнительной информации, закрепления изученного материала:

  1.  Журнал «Никита и его друзья» (периодическая печать)
  2. Остер Г., Задачник. Ненаглядное пособие по математике. – М.: «Спарк-М», 1992. – 99 с.
  3. М.М. Давыдова. Развивающие игры для детей: Загадки, игры со словами, ребусы, сценарии детских праздников/– М.: ООО «Издательство «Аквариум»:  2001.–208 с.:  
  4.   .Л.М.Лихтарников. Занимательные логические задачи для учащихся начальной школы. – СПб.6 Лань МИК, 1996.
  5. 2. А.А.Свечников, П.И,Сорокин. Числа, фигуры, задачи. - М.,1997.
  6. 3. Л.М.Лихтарников. Числовые ребусы для учащихся начальной школы. – СПб.6 Лань МИК, 1996.
  7. 4.В.П.Труднев. Считай, смекай, отгадывай: Пособие для учащихся начальной школы. 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1980.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружка внеурочной деятельности " Магия слова"

рабочая программа разработана на 34 часа УМК" Перспектива. Цель программы:        Создание условий для формирования языковой компетенции младших  школьников; со...

ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Катализатор интеллекта»

ПРОГРАММА  по  курсу внеурочной деятельности «Катализатор интеллекта»...

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Искусственный интеллект»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Искусственный интеллект»...