Программа внеурочной деятельности - Занимательная математика
рабочая программа по математике (2 класс) на тему

Уманская Любовь Алексеевна

Программа внеурочной деятельности - Занимательная математика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika.docx404.28 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\ТИТУЛЬНИКИ\Занимательная математика.jpg

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Актуальность программы «Занимательная математика» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Программа позволяет учащимся ознакомиться на данном этапе обучения со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о предмете. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать формированию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание занятий по внеурочной деятельности представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математики. Занятия содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность.

 В отборе материала к занятиям необходимо ориентироваться на связи с программным материалом  по математике, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действиям над числами, в ходе формирования временных представлений и т. д. Формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. На занятиях формируются важные качества личности ребенка:самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

Любая математическая задача на смекалку несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.

II. Цель и задачи курса.

Цель:

создание педагогических условий расширения, углубления и закрепления у младших школьников  знаний по математике.

Задачи:

Обучающие:

  • расширить кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;
  • обучать правильному применению математической терминологии;
  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, развитие концентрации внимания на количественных сторонах;
  • развивать умения делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
  • формировать способность наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы.

Воспитывающие:

  • воспитывать культуру обращения с книгой;
  • развитие математических навыков в социуме.

Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать умение решать кроссворды, ребусы, головоломки.
  • развивать словарный запас в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

III. Особенности программы «Занимательная математика».

    Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • наглядность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к обучающимся.

Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей. В отличие от урочных занятий. На внеклассных занятиях  обучающиеся мало пишут и много говорят.

IV. Формы проведения занятий:

  • практические занятия с элементами игр и игровых ситуаций, дидактических и раздаточных материалов, логических задач, считалок, задачки в виде стихов, ребусов, кроссвордов, головоломок, ЦОРов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными заданиями.

Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, ребусов, задачек- шуток.

На каждом занятии прослеживается три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

V. Основные методы и технологии:

  • технология разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

    Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и    индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

VI. Описание места курса в учебном плане.

Программа рассчитана на 1 год обучения, объёмом в 34 часа и предназначена для работы с учащимися 2 класса.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 мин, в год 34 часа.

VII. Планируемые результаты.

2-й класс

Личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы;
  • опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предполагаемая результативность курса: 

  • усвоение основных базовых знаний по математике; её ключевые понятия;
  • улучшение качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
  • успешное выступление на олимпиадах, играх, конкурсах
  • участие в международных, всероссийских , районных, муниципальных, школьных конкурсах.

2 класс

Содержание программы

Тема 1. «Удивительная снежинка»

Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия».

Тема 2. Крестики-нолики

Игра «Крестики-нолики» и конструктор «Танграм» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник».

Тема 3. Математические игры

Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».

Тема 4. Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

Тема 5. Секреты задач

Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

Темы 6–7. «Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

Тема 8. Геометрический калейдоскоп

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

Тема 9. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Тема 10. «Шаг в будущее»

Конструкторы: «Спички», «Полимино» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

Тема 11. Геометрия вокруг нас

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Тема 12. Путешествие точки

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной

последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

Тема 13. «Шаг в будущее»

Конструкторы: «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.

Тема 14. Тайны окружности

Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Тема 15. Математическое путешествие

Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15.

Темы 16–17. «Новогодний серпантин»

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Тема 18. Математические игры

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100».

Тема 19. «Часы нас будят по утрам…»

Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками. Конструктор «Часы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Тема 20. Геометрический калейдоскоп

Задания на разрезание и составление фигур.

Тема 21. Головоломки

Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.

Тема 22. Секреты задач

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.

Тема 23. «Что скрывает сорока?»

Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.

Тема 24. Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Тема 25. Дважды два — четыре

Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения» 1. Игра

«Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки-считалочки» (сторонки): карточки двусторонние: на одной стороне —задание, на другой — ответ.

Темы 26–27. Дважды два — четыре

Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Тема 28. В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Тема 29. Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Тема 30. Составь квадрат

Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.

Темы 31–32. Мир занимательных задач

Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».

Тема 33. Математические фокусы

Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).

Тема 34. Математическая эстафета

Решение олимпиадных задач (подготовка к различным уровням олимпиад).

Календарно-тематическое планирование

2класс

Тема

Дата проведения

Планируемая        Фактическая

Исключения

1.

«Удивительная снежинка»

2.

Крестики-нолики

3.

Математические игры

4.

Прятки с фигурами

5.

Секреты задач

6.

«Спичечный» конструктор

7.

«Спичечный» конструктор

8.

Геометрический калейдоскоп

9.

Числовые головоломки

10.

«Шаг в будущее»

11.

Геометрия вокруг нас

12.

Путешествие точки

13.

«Шаг в будущее»

14.

Тайны окружности

15.

Математическое путешествие

16.

«Новогодний серпантин»

17.

«Новогодний серпантин»

18.

Математические игры

19.

«Часы нас будят по утрам…»

20.

Геометрический калейдоскоп

21.

Головоломки

22.

Секреты задач

23.

«Что скрывает сорока?»

24.

Интеллектуальная разминка

25.

Дважды два — четыре

26.

Дважды два — четыре

27.

Дважды два — четыре

28.

В царстве смекалки

29.

Интеллектуальная разминка

30.

Составь квадрат

31.

Мир занимательных задач

32.

Мир занимательных задач

33.

Математические фокусы

34.

Математическая эстафета

VIII. Оборудование программы.

     Для осуществления образовательного процесса по программе «Занимательная математика» необходимы следующие принадлежности:

  • наличие компьютеров, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
  • наличие карточек с играми и заданиями;
  • подборка ребусов , кроссвордов, логических задач;
  • подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
  • набор ЦОРов по математике.

IX. Литература.

Литература.

1. Агаркова, Н. В. Нескучная математика. 1–4 классы : занимательные материалы / Н. В. Агаркова. – Волгоград : Учитель, 2008. – 125 с.

2. Агафонова, И. Н. Учимся думать : занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8–11 лет / И. Н. Агафонова. – СПб. :  МиМ-Экспресс,1996. – 96 с.

3. Асарина, Е. Ю. Секреты квадрата и кубика /Е. Ю. Асарина, М. Е. Фрид. – М. : Контекст, 1995.

4. Белякова, О. И. Занятия математического кружка. 3–4 классы / О.  И. Белякова.– Волгоград : Учитель, 2008.

5. Лавриненко, Т. А. Задания  развивающего  характера по математике : пособие для учителей начальных классов / Т. А. Лавриненко. – Саратов : Лицей, 2003.

6. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. 1–4 классы. – М. : Панорама, 2006.

7. Сахаров, И. П. Забавная арифметика / И. П. Сахаров, Н. Н. Аменицкий. – СПб. : Лань, 1996.

8. Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей : популярное пособие для родителей и педагогов / А. Э. Симановский. – М. : Академкнига/Учебник, 2002. – 168 с. : ил.

9. Сухин, И. Г. Занимательные материалы : начальная школа / И. Г. Сухин. – М. : Вако, 2004. – 240 с. – (Мастерская учителя).

10. Узорова, О. В. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1–4 классы / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – М. : АСТ : Астрель, 2004.

11. Шкляров, Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи : пособие для начальной школы / Т. В.  Шкляров. – М. : Грамотей, 2004.

Приложение

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные игры-лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трёхходовые задачи.

Сложи узор

Составить дорожку или узор из фигур (начинать с 3–4 элементов; когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличить количество). Попросить его посмотреть на дорожку (узор), потом отвернуться. Изменить расположение одной фигуры (потом 2–3 фигур). Попросить ребенка восстановить первоначальное расположение фигур на дорожках (узорах).

Усложненный вариант: убрать дорожку (узор) с поля. Предложить ребенку восстановить самостоятельно. Можно ещё раз убрать узор и предложить ребенку восстановить его с закрытыми глазами на ощупь.

Угадай, что исчезло

Цель игры: развитие внимания и памяти.

Выложить перед малышом 3–4 игрушки. Попросить его посмотреть, а потом отвернуться. Убрать или добавить одну игрушку и попросить ребёнка угадать, что исчезло или появилось. Постепенно количество игрушек увеличивать. В 6–7-летнем возрасте ребёнок должен легко запоминать до 10 предметов.

Обезьянки

Цель игры: развитие внимания, координации движений, памяти.

Оборудование: кирпичики (кубики) одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми), можно использовать счетные палочки, спички и т. д.

Ход игры: ведущий предлагает детям: «Давайте мы с вами сегодня превратимся в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят». Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, с которым проводится игра). Ребята должны возможно точнее скопировать не только конструкцию, но и все движения ведущего.

Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрыть листом бумаги или коробкой  и  предложить  ребятам сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).

Очередь

Вариации предыдущей игры.

Взять карточки-картинки или какие-нибудь предметы и посадить их вместе с ребёнком «в очередь» к зубному врачу, парикмахеру и т. д.

Попросить ребёнка отвернуться и один из предметов убрать, спросить ребёнка: «Кто убежал из очереди?». Снова попросить ребёнка отвернуться,  поменять карточки местами и спросить: «Кто перепутал очередь?». Перевернуть карточки и спросить: «Где сидит бабочка? Где сидит слоник?». И т. д.

Задания на развитие и совершенствованиевоображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

– дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

– выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

– вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

– выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

– выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

– деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

– складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 2 класс...

Программа внеурочной деятельности "занимательная математика"

Программа по внеурочной деятельности " Занимательная математика"  Содержание курса. Темтическое планирование...

программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Пояснительная записка Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе:·        Федерального государственного образовательного стан...