Конспект урока по математике «Решение задач на одновременное встречное и одновременное противоположное движение», 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Клявлина Татьяна Владимировна

Тема: «Решение задач на одновременное встречное и одновременное противоположное движение»

Цели деятельности учителя: закрепление умений решать задачи на различные виды движения: навстречу друг другу, в противоположных направлениях .

 

Планируемые результаты

Предметные: - закрепить знание зависимости между физическими величинами S, t и v (словесные формулировки);

- закрепление знаний о скорости сближения, скорости удаления, расстоянии сближения и удаления;

- уметь составлять и решать задачи на движение в противоположных направлениях.

Личностные:-  понимать универсальность математических способов познания закономерностей мира,;

- уметь строить и преобразовывать модели отдельных процессов и явлений;

- уметь определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 

Тип урока:  открытие новых знаний и навыков.

Оборудование: интерактивная доска, тетрадь, учебник «Школа России» 4 класс, 2 часть.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 26.02.18        Учитель: Липатова Н.М.

Школа: № 45 г. Карталы        Студенка: Клявлина Т.В.

Класс: 4 в        

Кабинет:

КОНСПЕКТ УРОКА (математика, 4 класс)

Тема: «Решение задач на одновременное встречное и одновременное противоположное движение»

Цели деятельности учителя: закрепление умений решать задачи на различные виды движения: навстречу друг другу, в противоположных направлениях .

Планируемые результаты

Предметные: - закрепить знание зависимости между физическими величинами S, t и v (словесные формулировки);

- закрепление знаний о скорости сближения, скорости удаления, расстоянии сближения и удаления;

- уметь составлять и решать задачи на движение в противоположных направлениях.

Личностные:-  понимать универсальность математических способов познания закономерностей мира,;

- уметь строить и преобразовывать модели отдельных процессов и явлений;

- уметь определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Тип урока:  открытие новых знаний и навыков. 

Оборудование: интерактивная доска, тетрадь, учебник «Школа России» 4 класс, 2 часть.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный

1

мин.

Здравствуйте, ребята! 

Давайте настроимся на хорошую работу. Посмотрите свое рабочее место, сядьте ровно и красиво. Я желаю вам успехов на уроке, у вас все получится. Откройте тетради запишите число, классная работа.

Воспринимают  информацию на слух.

Л. -обеспечивать ценностно –смысловую ориентацию.

II.

Актуализация знаний и мотивация

Репродуктивный

Наглядный

(презентация)

Словесный

Репродуктивный

Словесный

Репродуктивный

Наглядный (презентация)

10 мин.

Устный счет.

1. Арифметический диктант (Учащиеся находят зашифрованное слово)

- 320 уменьшить в 8 раз. (40 – «е»)

- Найдите произведение чисел 250 и 10. (2500 – «и»)

- Частное  чисел 900 и 9?(100 – «д»)

- Первый множитель 800, второй множитель 3. Найдите произведение.(2400 – «и»)

- Делимое 450, делитель 5. Найдите частное.(90 – «е»)

- Найдите разность чисел 500 и 8.(492 – «ж»)

- Уменьшаемое 940, вычитаемое 50. Чему равна разность? (890 – «в»)

- 70 увеличить в 8 раз (560 – «н»)

Проверим ваши ответы.

Каждому числу соответствует буква. Распределите ответы по возрастанию

- Какое слово у вас получилось? (движение)

-Что такое движение?  (Это перемещение какого-либо объекта на определенное расстояние)

2. Решите задачи:

1. Автомобиль за 5 ч проехал 450 км, а велосипедист за 2 ч проехал 36 км. Во сколько раз скорость автомобиля больше скорости велосипедиста?

2. Катер за 4 ч прошел 104 км. За сколько часов он пройдет 174 км, если увеличить скорость на 3 км/ч?

Что связывает эти задачи? (Понятия скорость, время расстояние)

Выполняют задание устно Объясняют ответы.

Выполняют задание устно Объясняют ответы.

Выполняют задания устно. Объясняют ответы

Записывают решение задач выражением, объясняют выбор действий

П. – осуществлять операции для решения учебных задач.

ориентацию.

Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

К. - общение и взаимодействие Л. -обеспечивать ценностно –смысловую ориентацию.

III.

Постановка учебной задачи

Репродуктивный

Словесный

Подводящий диалог

Словесный: беседа

5 мин.

- Чтобы определить тему урока, вам нужно выполнить следующие задания.

- Послушайте внимательно задачу. Два пешехода начинают движение одновременно из одного и того же пункта по одной дороге. Скорость одного пешехода 5 км/ч, другого – 4 км/ч. Какое расстояние будет между пешеходами через 3 ч?

- Составьте чертеж.

- Что надо узнать в этой задаче? Запишите решение.

1 вариант

1) 5*3=15 (км)

2) 4*3=12 (км)

3) 15+12=27 (км)

2 вариант

1) 5*3=15 (км)

2) 4*3=12 (км)

3) 15-12=3 (км)

- Почему у этой задачи два варианта решения, но разные ответы? (Потому что не сказано, в каком направлении они пошли, в разные стороны или в одну).

- Чем отличается первый вариант решения от второго?

- О каком виде движения идет речь в этих задачах?

Сегодня на уроке будем решать задачи, которые имеют первый вариант решения.

- Сформулируйте цели урока. (- поупражняться в решении задач на движение в противоположных направлениях; - научиться выполнять и правильно читать чертежи к таким задачам; - составлять и решать взаимообратные задачи)

Демонстрируют схемы к задаче. Приходят к выводу, что задача имеет два варианта решения, так как не сказано о направлении движения пешеходов

Определяют тему урока. Ставят цели урока.

Р. - принимать и сохранять учебную задачу.

Л. – умения самостоятельно делать свой выбор в мире мысле

Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры

IV. Открытие нового знания и первичное закрепление.

Репродуктивный

Словесный

Наглядный

Репродуктивный

Практический

Наглядный

Словесный: беседа

Динамическая пауза

Практический

Работа в группах

15

мин.

1 мин.

- Учебник стр. 33 № 125. Прочитайте задачу 1. Рассмотрите чертеж.

- Что известно в задаче? Что нужно найти?

- Что найдем в первом действии? (Общую скорость, или скорость удаления)

- Как узнаем расстояние? (Скорость удаления умножим на время)

- Запишите решение задачи выражением. Один учащийся у доски.

          (5+4)*3=27 (км)

- Каким еще способом можно решить задачу? (Узнать, какие расстояния пройдут один и другой пешеходы, и сложить их: 5*3+4*3 = 27(км)

- Прочитайте задачу 2. Рассмотрите чертеж.

- Что известно в этой задаче? Что нужно найти?

- Как найти время? (Расстояние разделить на скорость)

-  Как узнать скорость удаления?

-  Запишите решение задачи выражением.

           27:(5 + 4) = 3 (ч)

- Прочитайте задачу 3. Рассмотрите чертеж.

- Что известно в этой задаче? Что нужно найти?

-  Как найти общую скорость?

-  Как узнать скорость второго пешехода?

- Запишите решение задачи выражением.

          27:3—5=4(км/ч)

- Прочитайте еще раз все три задачи. Похожи ли они? Чем? (Задачи на движение в противоположных направлениях.)

- Чем они отличаются? (Если в первой задаче неизвестно расстояние, то во второй и третьей задачах оно дано, но неизвестным во второй задаче становится время, а в третьей — скорость.)

- Как называются такие задачи? (Взаимообратные)

Видеофизминутка

№126 с. 33

Прочитайте задание. Сейчас поработаем в группах.

1,2 группы составляют на листочке задачу по примеру 1. И решают ее.

3,4 группы составляют задачу по примеру 2, и решают ее.

5,6 группы составляют задачу по примеру 3, и решают ее.

Сейчас группы вывешивают свои задачи, зачитывают задачу и рассказывают как они ее решали. Молодцы, спасибо!

Анализируют. Отвечают на вопросы.

Записывают решение задачи выражениями. Объясняют два способа решения задачи

Записывают решение задачи выражением. Объясняют решение задачи

Отвечают на вопрсы учителя.

Выполняют двигательные упражнения.

Выполняют задания.

Работают по группам.

Л. -обеспечивать ценностно –смысловую

 П. – строить сообщения в устной и письменной форме

П. – осуществлять операции для решения учебных задач.

ориентацию.

П. – строить сообщения в устной и письменной форме

V.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Наглядный

Практический (самостоятельное задание)

10

мин.

«Проверь себя» с. 33

Самостоятельно решите примеры.

 487*8+45270:3:10=5405

560:7+(3820-850)=3050

Поменяйтесь с соседом тетрадями и проверьте ответы.

Выполняют самостоятельную работу.

Осуществляют взаимопроверку.

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

VI.

Включение в систему знаний

Словесный

Д/З

5 мин.

- Какие задачи мы решали сегодня на уроке?

- Почему они называются взаимообратными?

- Как называют общую скорость при движении в противоположном направлении?

Учебник: № 127, 128 (с. 33).

Отвечают на вопросы. Обосновывают своё мнение.

Записывают домашнее задание.

К. - общение и взаимодействие.

П. – строить сообщения в устной форме

VII.

Рефлексия деятельности

Практический

1 мин.

Ребята, давайте подведем итоги сегодняшнего занятия.

Выделите в своих тетрадях те задания, которые понравились вам и не вызвали трудности, зеленым карандашом.

Анализируют свою работу на уроке.

Л. – умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике "Решение задач на встречное движение"

Конспект урока по математике 4 класс "Решение задач на встречное движение". Программа "Школа России". Урок сопровождается презентацией....

Конспет урока по математикек на тему "Решение задач на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях" 4 класс

Цель: развивать умение решать задачи на одновременное движение в противоположных направлениях; совершенствовать вычислительные навыки.Планируемые результаты:ü Личностные: понимать универсальность мате...

Конспект урока по математике "Решение задач, раскрывающих смысл умножения и деления. Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость".", 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя:знакомство с новым типом задач с величинами «цена», «количество», «стоимость»;формирование умений решать задачи с величинами «цена&r...

Конспект урока по математике "Решение задач в два действия" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: усвоение решения задач изученных видов; подготовка к решению составных задач; ознакомление с составными задачами, состоящими из простых задач на нахождение числа на нес...