- Актуали
зация необходимых знаний. Создание проблемной ситуации. |
Фронтальная работа: Решите и прочитайте примеры разными способами: 3+5= - 3 плюс 5 получится 8
- 1 слагаемое 3 второе слагаемое 5 сумма 8
- К 3 прибавить 5 получится 8
- 3 увеличить на 5 получится 8
| 2*8= - 2 умножить на 8 получится 16
- По 2 взяли 8 раз получится 16
- 1 множитель 2 второй множитель 8 произведение 16
- 2 увеличили в раза получится 16
| 8-3 = - 8 минус 3 получится 5
- Из 8 вычесть 3 получится 5
- Уменьшаемое 8 вычитаемое 3 разность 5
- 8 уменьшить на 3 получится 5
| 16:2= - 16 разделить на 2 получится 8
- Делимое 16 делитель 2 частное 8
- 16 уменьшили в 2 раза получится 8
|
- Как называются такие пары примеров? (Обратные) - Почему? (Сложению обратное действие вычитание, умножению обратное действие деление.)
- Какие математические понятия повторили?
(Названия компонентов сложения, вычитания, умножения и деления, что такое обратные арифметические действия, что значит: «увеличить на», «уменьшить на», «увеличить в», « уменьшить в»). НА ДОСКЕ ТАБЛИЧКИ:
УВЕЛИЧИТЬ НА | УВЕЛИЧИТЬ В | УМЕНЬШИТЬ НА | УМЕНЬШИТЬ В |
- Где можем встретить такие вычисления? (В задачах). Решите задачу: (на доске слайд).
Составьте задачу по рисункам. В аквариуме 2 золотые рыбки, а гуппи в 4 раза больше. Сколько в аквариуме гуппи? Решит эту задачу, используя схематический рисунок.
Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте проверьте.
На доске:
Ск. Г.
| Общеучебные УД: Развиваем умения: - структурировать знания - называть компоненты сложения, вычитания, умножения и деления. - вспомнить понятия: «обратные» арифметические действия, «увеличить на», «уменьшить на», «увеличить в», « уменьшить в». - самостоятельно составлять задачу с опорой на рисунок - составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; - анализировать тексты простых задач и строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунок
Логические УУД: Синтез – составление целого из частей;
|
|
Взаимопроверка, сверка с эталоном. |
| - У кого правильно решена задача? Похвалите себя. Погладьте себя по голове.
- Кто сможет начертить схематический чертеж к этой задаче? (у доски, остальные рядом с рисунком.)
- Как называются эти задачи? (Задачи на увеличение числа в несколько раз)
- А теперь составим обратную задачу. Кто попробует?
(В аквариуме 8 гуппи, а золотых рыбок в 4 раза меньше. Сколько золотых в аквариуме?)
Решите эту задачу В ПАРАХ с помощью схематического рисунка и схематического чертежа.
Проверка: - Вы как решили, нарисуйте, а вы начертите. Встаньте те, у кого получилось так. Кто по-другому решил эту задачу?
- ПОЧЕМУ У РЕБЯТ ПОЛУЧИЛИСЬ РАЗНЫЕ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ? ( Потому что мы еще не умеем решать задачи такого типа)
- Предположите, как называются такие задачи? (Задачи на уменьшение числа в несколько раз)
- Предположите, какая ТЕМА сегодняшнего урока?
(Решение задач на уменьшение в несколько раз.)
- А ЦЕЛЬ УРОКА? (Научиться решать подобные задачи и составлять их самим).
- Для чего нам нужно уметь решать такие задачи? (архитектор, работая с масштабом; покупатель в магазине, когда ищет выгодную цену товара; астроном, когда измеряет отдаленность планет друг от друга и т. д.)
- Как мы можем проверить наши предположения? (спросить у учителя, в Интернете посмотреть, в справочнике, в учебнике) - что из перечисленного нам доступнее? (Учебник)
Какая табличка подходит к теме сегодняшнего урока? - Молодцы. Если у всех учащихся правильные рисунок и чертеж:
Решали ли мы задачи такого типа? Нет Вы уверены, что задание выполнили правильно? Нет Значит, какая тема урока? Цель урока? Как можем проверить наши предположения?
С. 38 учебника Рассмотрите страницу и условные обозначения. Расскажите нашим гостям: -Что означает человечек с фонариком? (Внимание! Новый материал)
Начало урока Что вы видите в учебнике? (Схематический рисунок)
Придумайте задачу, чтобы она решалась так, как дает автор учебника. Запишем в тетрадь.
Задача. |
Логические УУД: -подведение под понятие; -выдвижение гипотезы.
Познавательные общеучебныеУУД: - выделять познавательную цели
-переносить знания в другую сферу (в жизнь)
- устанавливать соответствия между темой урока и схематическим изображением
-развивать умения работать с аппаратом учебника
| Развиваем умения 1. Работать в паре. 2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; 3. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; 4. – ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу; 5. – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; 6. – участвовать в обсуждениях, работая в паре; 7. - ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания; 8. – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении; 9. – работать консультантом и помощником для других ребят;
| Самооценка
- целеполагание
- планирование - поиск способов решения выходов из проблемной ситуации -регулятивное планирование
- прогнозирование
|
| 8:4 =2 (ск.) Ответ: Давайте составим алгоритм решения задачи на уменьшение в несколько раз: - Прочитаю задачу.
- Найду главные слова в условии задачи УМЕНЬШИТЬ В
- РАЗДЕЛЮ .. НА .. РАВНЫЕ ЧАСТИ
- … Столько, сколько … в ОДНОЙ части
Выберу арифметическое действие деление - Запишу решение.
- Ответ.
- Как информация из учебника нам пригодилась? (Помогла составить алгоритм решения задачи) - Назовите тип этой задачи. (задачи на уменьшение в несколько раз с помощью схематического рисунка и схематического чертежа и алгоритма действий.) ФИЗМИНУТКА.
-Давайте проверим предположения пар ребят, которые делали схематический рисунок и схематический чертеж к задаче вначале урока. Похвалим себя и ребят за успешно выполненную работу. |
-развивать умения составлять алгоритм действий.
| -принимать участие в обсуждении – принимать позицию другого | - формулировать алгоритм выполнения конкретного задания (составление плана действий); – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата
|
Управление первичным закреплением с элементами самоконтроля, самооценки | Что нам нужно сделать, чтобы все научились хорошо решать такие задачи? (Потренироваться) Рассмотрите задания на этой странице. Какой номер поможет потренироваться хорошо решать такие задачи? С. 38 №1 - Сравните задачи. Какая задача подходит к теме сегодняшнего урока. Почему? (1, т.к. главные слова в условии задачи – уменьшить в) Каким арифметическим действием будет решаться? (делением) Работаем по алгоритму. (Юля у доски) - В 3 раза меньше
- Разделю кружки на 3 равные части.
Треугольников столько, сколько кружков в одной части. - 12:3=4 (треугольников)
- Ответ: 4 треугольника.
- Посмотрите на 2 задачу. Чем она отличается от этой задачи? (Уменьшить на) - Можем ли мы воспользоватьсяэтим алгоритмом при решении этой задачи? (НЕТ)почему?
Решите самостоятельно со схематическим рисунком. Проверка по доске. Отличается ли схематический рисунок этой задачи? Чем?
Чем это задание отличается от предыдущего? (Учились сравнивать задачи «уменьшить на» и «уменьшить в»)
Одинаково ли они решаются? Почему? |
Логические универсальные действия: -Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Синтез – составление целого из частей; Сравнение с целью выявления черт сходства и черт различия, соответствия и несоответствия. Выбор оснований и критериев для сравнения, , классификации объектов. Подведение под понятие, выведение следствий; Установление причинно-следственных связей; Построение логической цепи рассуждений; Доказательство; Выдвижение гипотез и их обоснование.
|
| самостоятельный выбор задания, подходящий к теме урока.
– выполнять работу в соответствии с заданным алгоритмом; – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата
|
Рефлексия. | Какая была цель урока? Научимться решать задачи «Уменьшить в несколько раз».
Достигли ли мы этой цели? Да.
Кто считает, что с полной отдачей работал на уроке,похвалите себя. Кто может похвалить товарища по парте за работу в паре. Поблагодаоите.
Молодцы! Спасибо за работу на уроке. |
| Выражать благодарность за сотрудничество | Самооценка, взаимооценка.
Личностные 1. – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; 2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; 3. – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи. |