Конспект урока по математике "Решение задач на встречное движение"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Левина Светлана Сергеевна

Конспект для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx340.7 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О.

Левина Светлана Сергеевна

Класс:                                            

4

Тема:

Решение задач на встречное движение (стр.16)

Цель:

Создание условий для развития умения решать задачи на встречное движение, способствовать совершенствованию вычислительных навыков.

Планируемые результаты

Предметные

Знать:

порядок выполнения действий, как найти скорость, время, расстояние, что такое встречное движение, скорость сближения

Понимать:

связь между компонентами и результатом действия

Применять:

уметь решать  задачи на встречное движение

Анализировать:

извлекать необходимую информацию из учебника, нахождение ошибки в формуле

Синтезировать:

обобщение своих знаний

Оценивать:

свою работу на уроке, значимость информации в учебной дятельности и в  жизни

Метапредметные:

Регулятивные:

  • уметь принимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить;
  • уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • уметь оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей урока; владеть способом самооценки;

Познавательные:

  • уметь формулировать познавательную цель, выделять необходимую информацию;
  • уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;
  • уметь анализировать, выделять существенное, обобщать; уметь создавать способы решения проблемы и алгоритмы деятельности;

Коммуникативные:

  • стремиться к сотрудничеству и принятию правил общения, оказанию взаимопомощи во взаимодействии;
  • уметь высказывать своё мнение, выражать свои мысли;
  • уважать в сотрудничестве и общении, как партнёра, так и самого себя;

Личностные

  • умение применять правила поведения при сотрудничестве;
  • проявлять инициативу, формировать самостоятельность, личную ответственность;
  • находить мотивацию к учебной деятельности;
  • формировать самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;

Межпредметные связи:

нет

Основные понятия:

Задача, встречное движение, скорость, время, расстояние, скорость сближения

Методы, технологии:

  • Объяснительно-иллюстративный (устные и письменные задания на применение знаний);
  • Частично-поисковый (выбор примеров, фактов, подтверждение с опорой на наглядность (иллюстрации);
  • Репродуктивный (работа с книгой, работа в тетрадях);
  • Наглядно-иллюстративный (презентационное сопровождение урока, использование разнообразного иллюстративно-наглядного материала);
  • ИКТ – технологии;
  • Работа в парах;
  • Здоровьесберегающие технологии.

Ресурсы урока для учителя:

  • Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2/ М. И. Моро;
  • Технологическая карта урока;
  • Презентация;
  • ИКТ;

Ресурсы урока для учащихся:

  • Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2/ М. И. Моро;
  • Тетрадь;
  • Распечатанные материалы;

Источники (литература, интернет-ресурсы)

  • Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2/ М. И. Моро;
  • Математика 4 класс, Поурочные планы по учебнику Моро, Ситникова Т.Н.

Примерное поэтапное оформление доски:

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учеников

  1.  Мотивация учащихся

- Я буду читать стих, а вам надо добавлять недостающие слова в конце строчки.

Вы пришли сюда … (учиться),

Не лениться, а … (Трудиться, учиться),

Только тот, кто много… (знает)

В жизни что-то …(достигает)

- Я надеюсь, что на уроке вы будете активны, внимательны и достигнете хороших результатов.

- А что вы хотите получить от сегодняшнего урока? (Получить новые знания, научиться новому)

- Как вы думаете зачем нам нужна математика в жизни? (Ходить в магазин, учиться, работать)

-Хорошо.

  1.  Организация познавательной деятельности:
  1. Актуализация
  2. Ознакомление
  3. Первичное закрепление

  1. Актуализация

Устный счёт

А пока, чтоб работать быстро и ловко,

Нам нужна ума тренировка!

Математическая разминка.

Решайте примеры устно, а ответы записывайте в строчку через 2 клетки.  В итоге у вас получится шесть цифр.  Кому не понятно?

№ 63(+ 2 примера)

600 : 3 + 7 · 5              

600 : (3 + 7) · 5  

121· 7

 40 · (16 - 8) · 2              

 40 · (16 - 8 · 2)

 400 : 10·9        

Хорошо. Ребята, а теперь поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте друг друга по эталону.

235  300  847  640  0  360

Поставьте 5, если нет ошибок, 4, если есть 1-2 ошибки, 3, если 3 ошибки,  

Поменяйтесь тетрадями обратно. Поднимите руки, кто не  допустил ошибок, кто допустил 1, больше.  Хорошо, вы отлично считаете, молодцы! А те, кто ошибся, будьте внимательнее.

Ребята, а какое число лишнее? Почему?

(0, так как все остальные состоят из сотен, десятков и едениц)

 Расположите устно числа от меньшего к большему.

( 0  235   300  360   640  847  )

Назовите наибольшее число. (847)

Определите сколько единиц каждого разряда в числе 847 (8 сотен, 4 десятка, 7 единиц). Сколько единиц каждого разряда в числе 360

(3 сотни, 6 десятков).

Решение простых задач на движение

А теперь  давайте решим простые задачи устно, чтобы потом нам было легче решать более сложные задачи.

Н этой парте лежат карточки с формулами, которые помогут нам это сделать.

Я буду вызывать по одному человеку, который сначала выберет формулу, с помощью которой решается задача, а потом решит задачу устно.

Итак, первая задача.

Ты можешь определить, какие величины нам известны?

Зная эти две величины можно найти…

 (Зная эти две величины можно найти расстояние, скорость умножим на время, получатся, что улитка проползла  20 м)

 (Зная эти две величины можно найти скорость , расстояние делим на время, получатся, что черепаха ползёт со скроростью 4 м/м)

(Зная эти две величины можно найти время, расстояние делим на скорость, получатся, что верблюд пройдёт 54 км за 6 часов

Работа с формулами

Обратите внимание на формулы:

S=V:t

V=S:t

t=S:V

Правильны  ли они ? (нет, есть одна ошибка,  в первой формуле надо скорость умножить на время)

Хорошо, нашли ошибку, молодцы.

- Объясните, что обозначают эти формулы.

S=Vt

(Чтобы найти расстояние, нужно скорость умножить на время.)

V=S:t

(Чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время).

t=S:V

(Чтобы найти время, нужно расстояние разделить на скорость).

Что такое скорость? (Расстояние, пройденное за единицу времени).

Что такое скорость сближения? (Это сумма скоростей движущихся навстручу друг другу тел/Расстояние на которое сближаются объекты за единицу времени)

Формулировка темы, цели урока совместно с учениками

Как вы думаете, какая тема нашего урока? Какая цель?  (Тема нашего урока «Решение задач на встречное движение». Цель урока: Научиться решать задачи.)

Совершенно верно.

  1. Ознакомление

Ребята, скажите, пожалуйста, а что такое встречное движение?

(Встречное движение – движение навстречу друг другу)

*Если дети забыли, то можно провести эксперимент с детьми, чтобы они двигались друг на друга, показать, что объекты могут двигаться быстрее и медленнее, могут остановиться, могут двигаться по-разному , два тела могут двигаться в одном направлении, а могут двигаться в противоположных направлениях: либо приближаться друг к другу (двигаясь на встречу одно к другому, это и есть встречное движение), либо удаляясь одно от другого.

Откройте тетрадь. Оформите классную работу. Сегодня у нас 7 февраля.

№ 61 (1).  Ребята, откройте учебник на странице 16.

– Прочитайте задачу. Как движутся лыжники? 

(Навстречу друг другу)

– Как это показано на чертеже? (Стрелками)

– Что известно о времени их выхода? (Они вышли одновременно)

– Как обозначено место встречи?(Флажком)

– Сколько времени будет идти до встречи каждый лыжник? (Каждый будет идти 3 часа)

– Известны  ли скорости лыжников?( Первый идет со скоростью 12 км/ч, а второй – 14 км/ч.

– Который из лыжников пройдет до встречи большее расстояние? Почему?

(Второй лыжник. Он шел с большей скоростью, а времени затратил только же, сколько первый)

– Что требуется узнать?( Расстояние между поселками)

Хорошо, кто-нибудь знает, как решать эту задачу?

(Сначала узнаем расстояние, которое прошел первый лыжник до встречи, затем – расстояние, которое прошел второй лыжник до встречи, после этого можно будет узнать все расстояние)

Составим план решения:

Что узнаем первым действием? Как?  Что узнаем вторым действием? Как? Третьим действием? Как?

Решаем.

На доске и в тетрадях появляется запись:

1) 12 · 3 = 36 (км) – прошел первый лыжник.

2) 14 · 3 = 42 (км) – прошел второй лыжник.

3) 36 + 42 = 78 (км).

– Эту задачу можно решить другим способом.

– Кто догадался, как по-другому решить задачу?

Более рационально. Если лыжники сближаются каждый час, то что мы узнаём?

В первом действии мы должны найти скорость сближения. Как это сделать? А дальше как найти расстояние?

(Рассказывают план решения. Решение записывают отдельными действиями.)

2 способом решает ребёнок у доски.

Давайте запишем решение.

Кто хочет решить на доске?

II способ:

1) 12 + 14 = 26 (км/ч) – скорость сближения  (сумма скоростей двух лыжников)

2) 26 · 3 = 78 (км).

Ответ: 78 километров между поселками.

Физкультминутка

Ребята, я думаю, что пора отдохнуть, время танцевальной физкультминутки.

Встаньте у своих мест, повторяйте за мной.

Молодцы, тихонечко садимся.

  1. Первичное закрепление

№ 61 (2).

Ребята, прочитайте задачу.  Что общего между условиями первой задачи и второй?   (Это обратная задача)

Что требуется узнать?

Как же узнать через сколько часов произошла встреча?

Какой скоростью мы будем пользоваться? Ребята, попробуйте самостоятельно записать решение.

Проверяем:

1) 12 + 14 = 26 (км/ч) – скорость сближения.

2) 78 : 26 = 3 (ч).

У кого получилось не так?

№ 61 (3).

Прочитайте задачу.

Чем похожа эта задача на ту, которую мы только что решали?

Что требуется узнать?

Как решить задачу?

Решите задачу самомостоятельно любым удобным для вас способом.

Кто хочет решить на доске?

• задачу № 61 (3) решает один ребёнок у доски сразу вторым способом

II способ:

Ребята, а нельзя ли найти скорость сближения? Как? А дальше как решать задачу, чтобы найти расстояние второго лыжника?

1) 78 : 3 = 26 (км/ч) – скорость сближения.

2) 26 – 12 = 14 (км/ч).

Ответ: скорость второго лыжника – 14 км/ч.

( Ребёнок у доски объясняет, что сначала нашёл скорость сближения, а дальше расстояние второго лыжника)

Ребята, а кто-нибудь решил  1 способом?

I способ:

1) 12 • 3 = 36 (км) – прошел первый лыжник.

2) 78 – 36 = 42 (км) – прошел второй лыжник.

3) 42 : 3 = 14 (км/ч).)

Ребята, совпадение ответов при решении задач разными способами говорят, что задачи решены верно. У нас совпадают ответы? (Да) Значит, у нас всё решено верно.

Подведём итог этой части урока. Какие задачи решали? (задачи на встречное движение) Кто всё понял? У кого были затруднения?

Диагностика достижения планируемых результатов (2 мин)

Фронтальный тест с помощью презентации


Самоанализ:

  1. Распределение времени: 

Мотивация учащихся: 1-2мин. 

Организация познавательной деятельности:

  • Актуализация: 10мин;
  • Ознакомление: 15 мин;
  • Первичное закрепление: 10 мин;

  1. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся: отсутствует. 

  1. В каких формах осуществляется контроль знаний:
  • устный опрос;
  • самопроверка;
  •  взаимопроверка;

  1. Обратная связь: 
  • взаимопроверка;
  • различные методы оценивания;

  1. За счёт чего обеспечивается высокая работоспособность учащихся:
  • разнообразие видов деятельности;
  • интересные задания;
  • самостоятельно проверка себя, своего соседа

  1. Трудности, возникшие при подготовке: 
  • большой объём информации;
  • забыта информация из теории;

  1. Что помогло преодолеть эти трудности: 
  • методическая литература;
  • конспекты уроков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики "Решение задач на встречное движение в противоположных направлениях"

Цель урока: Сформировать у обучающихся алгоритм  решения задач на все виды движения....

Конспект урока: «Решение задач на встречное движение»

Предмет: математикаТема урока: «Решение задач на встречное движение»Класс: 4...

Конспект урока по математике "Решение задач на встречное движение"

Конспект урока по математике 4 класс "Решение задач на встречное движение". Программа "Школа России". Урок сопровождается презентацией....

Конспект урока "Решение задач на встречное движение. Чтение и заполнение таблицы"

Предмет: МатематикаКласс: 4Тема урока: Решение задач на встречное движение. Чтение и заполнение таблицы.Цели урока: Формирование умения решать задачи на движение, содействование развитию практических ...

Конспект урока "Решение задач на встречное движение."

Цели урока: Сформировать у обучающихся алгоритм решения задач на все виды движения.Планируемые результаты:·        Предметные: закрепить умение решать задачи на встр...

конспект урока "Решение задач на встречное движение. Чтение и заполнение таблицы."

Предмет: МатематикаКласс: 4Тема урока: Решение задач на встречное движение. Чтение и заполнение таблицы.Цели урока: Систематизировать знания детей о единицах измерения массы;Планируемые результаты:·...

Урок математики "Решение задач на встречное движение" 4 класс

Технологическая карта урока математики в 4 классе на тему "Решение задач на встречное движение"Цель: познакомить с новым понятием "скорость сближения"...