Урок математики "Решение задач на встречное движение" 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс)

Макарова Елена Леонидовна

Технологическая карта урока математики в 4 классе на тему "Решение задач на встречное движение"

Цель: познакомить с новым понятием "скорость сближения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_4_b_klasse.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики в 4 б классе

Тема: Решение задач на встречное движение

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: познакомить с новым понятием «скорость  сближения»;

Планируемые результаты

Предметные : 

- способствовать формированию умения находить различные способы решения задач на встречное движение и выделять наиболее рациональные способы их решения, устанавливать связи между величинами.

- закреплять навыки устного счета, действий с многозначными числами.

Метапредметные

Познавательные:

- уметь ориентироваться в информации и работать с разными её видами;

- использовать знаково – символические средства при решении задач математического характера и объяснении их;

- задавать проблемные вопросы в ходе деятельности и отвечать на них;

- развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

Коммуникативные:

- развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе;

- развивать умение принимать коллективное решение;

- учиться высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные:

- ставить учебные цели и задачи и добиваться их реализации;

- планировать свою деятельность и оценивать результат своих действий

- самостоятельно решать задачи, примеры

- контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания

Личностные: 

- осознание необходимости учения;

- работать над самооценкой и пониманием причин успеха \ неуспеха в учебной деятельности;

- следовать установке на здоровый образ жизни;

- проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;

- работать над осознанием ответственности за общее дело;

Методы обучения: обьяснительно – иллюстративный, проблемное изложение, частично – поисковые методы, методы контроля и самоконтроля, методы оценивания

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Самоопределение к деятельности

- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуйте их.

Сегодня мы откроем тайну,

Ведь в жизни нашей часты чудеса.

Секрет математических чудес необычайных

Откроем мы всего за полчаса.

Орешек знанья тверд, но все же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут

Волшебные слова «Хотим все знать»

Пусть эти слова будут девизом нашего урока. Будьте внимательны, активны, доброжелательны, помогайте своим товарищам.

Проверяют готовность к уроку

Коммуникативные

Личностные

Актуализация знаний

Математическая разминка

Работа в парах

- Чтоб работать быстро и ловко,

Нам нужна ума тренировка!

- Решите цепочку примеров и расшифруйте слово.

ж

и

в

е

и

е

н

д

32 * 4 =128 д

720 / 6 =120 в

880/11=80 и

560/14=40 ж

26*5=130 е

810/27=30 н

36*5=180 и

4800/3=1600 е

- Оцените как вы справились с заданием. Поднимите руки те, кто все примеры решил без ошибок. Молодцы

- Прочитайте, какое слово у нас получилось.

- Что такое движение? Выберите правильное определение на карточках.

1) движение – это перемещение в пространстве

2) движение – это быстрая езда

3) движение – это расстояние, пройденное телом за единицу времени.                                                      

Запомните это слово. Это ключевое слово нашего урока.

- А математическая разминка – это движение мысли.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Посмотрите на таблицу и скажите, какие величины не используются в задачах на движение?

кг

км\ч

см

т

м

км\с

м\с

с

км

сут

дм

ч

м²

ц

- По каким признакам можно разделить оставшиеся величины на группы?

- Какими буквами они обозначаются? Как можно дополнить таблицу?

- Какие действия мы можем производить с величинами?

- Вспомните, как связаны между собой скорость, время, расстояние и соберите формулы (на партах, 1 у доски)

Проверка. Проговаривание хором формул.

- Встаньте пары безошибочно справившиеся с заданием.

- Скажите, для чего нам нужны эти знания?

Решают примеры, составляют слово, оценивают свою работу.

- Движение – это перемещение в пространстве.

- Задачи на движение.

- тонны, центнеры, кв. метры, кг.

- время, скорость, расстояние

- Умножать, делить, складывать и вычитать?

Выкладывают формулы на партах.

Для решения задач на движение.

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Постановка учебной задачи, формулирование темы урока

- Вы хорошо справились. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Послушайте задачу

Два автомобиля одновременно отправились на встречу друг к другу. Скорость одного 70 км\ч, скорость другого – 80 км\ч. Через 5 часов они встретились. Чему равно расстояние между городами?

- Что значит ОДНОВРЕМЕННО?

- Давайте смоделируем задачу. (Я на доске, дети в тетрадях)

- Как покажем место встречи?

- Как покажем время движения? А скорость?

- что вы можете сказать о движении автомобилей?

- Уточните тему урока.

- Какие задачи поставите перед собой?

- Флажком

- Разделим расстояние на 5 равных частей

- Они двигаются навстречу друг другу.

- Задачи на встречное движение.

- поупражняться в решении задач на встречное движение; научиться составлять и читать чертежи к таким задачам

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Открытие нового знания

- Итак, это задача на встречное движение.

- Что известно в задаче?

- Что сказано о времени движения автомобилей?

- Почему в задаче указано одно время?

- Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

- Можно ли узнать расстояние, которое проехал 1 автомобиль? Второй?

А теперь мы можем узнать все расстояние?

- Запишите решение (1 у доски)

- Давайте вернемся к нашему моделированию. На сколько км в час уменьшалось расстояние между автомобилями?

- Эта сумма называется СКОРОСТЬ СБЛИЖЕНИЯ. (открыть тему до конца)

Давайте запишем формулу.

V = v1+v2

Найдите её.

- Зная скорость и время, что мы можем найти?

- Запишем второй способ решения задачи.

- Прокомментируйте второй способ.

- Скорость и время

- 5 ч

- каждый был в пути 5 ч.

- Нет, не знаем сколько километров проехал каждый автомобиль.

- Да, мы знаем скорость и время.

- Можем, сложить расстояния, которые проехали два автомобиля вместе.

- Автомобили выехали одновременно, значит, каждый час расстояние между ними уменьшается на сумму двух скоростей.

- Расстояние.

- Он более короткий, меньше действий.

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Физкультминутка

- А теперь встанем, немножко отдохнем.

Много ль надо нам, ребята,

 Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата,

А на них огромный круг,

А потом еще кружочек, Треугольный колпачок. Вот и вышел очень, очень

Развеселый чудачок.

Выполняют движения по текту.

Коммуникативные

Личностные

Регулятивные

Первичное закрепление новых знаний

- Поработаем в группах. Перед вами задача. Сформулируйте вопрос задачи, попробуйте её решить и сделать вывод о способе решения.

(В группе 4 человека. Делают вывод, что есть задачи, которые нельзя решить первым способом.)

«Из двух сел выехали одновременно навстречу друг другу трактор и повозка с сеном. Скорость трактора 8 км\ч, а скорость повозки 7 км \ ч. Расстояние между селами 30 км.

- Что нужно  было найти, чтобы решить задачу?

- Можно ли было решить задачу другим способом?

- Оцените свою работу в группе кружком на полях в тетради.

Работают в группах

- скорость сближения

- нет. Числа не делятся друг на друга.

Познавательные.

Регулятивные
Личностные

Коммуникативные

Закрепление новых знаний

Самостоятельная работа.

Перед вами 3 разных задачи. Они разные по сложности.  Выберите любую из них. Представьте  в виде   чертежа или таблицы.  Решите самостоятельно.

1.Два мальчика плыли одновременно навстречу друг другу с двух концов бассейна со скоростью  20 м / мин. Через  сколько минут они встретятся, если длина бассейна 100 м.

2.От двух причалов вышли одновременно навстречу друг другу 2 катера и встретились через 5 часов. Один катер шёл  со скоростью  29 км / ч,  а другой 35 км / ч. Каково расстояние между причалами.

3.Из двух городов вышли одновременно  навстречу друг другу два автобуса и встретились через 4 часа. Скорость одного 60 км/ч, а другого на 5 км больше. Найдите расстояние между городами.

 Кто решал первую задачу? И т. д.

 Проверка задач.

Решают задачу, сравнивают с образцом, оценивают себя.

Познавательные.

Регулятивные
Личностные

Рефлексия

- Какие задачи ставили перед собой на этот урок?

- Достигли мы результата?

- Пригодятся ли вам знания на расчет пути времени, скорости в жизни?

Сегодня на уроке я узнал…, мне понравилось…

- Оцените свою работу на уроке знаком в тетради.

Оценивание учителя.

Отвечают на вопросы, подводят итог своей деятельности.

Личностные

Коммуникативные

Домашнее задание

с. 16, № 61.

Для желающих: составить задачу на встречное движение.

Записывают задание в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Решение задач на встречное движение»

Тема урока: «Решение задач на встречное движение».Цель урока: научить решать задачи на встречное движение на основе ранее полученных знаний.Задачи: Образовательные: отрабатывать умения решать за...

Конспект урока: «Решение задач на встречное движение»

Предмет: математикаТема урока: «Решение задач на встречное движение»Класс: 4...

Урок "Решение задач на встречное движение" 4 класс

Урок "Решение задач на встречное движение" 4 класс...

Конспект урока "Решение задач на встречное движение. Чтение и заполнение таблицы"

Предмет: МатематикаКласс: 4Тема урока: Решение задач на встречное движение. Чтение и заполнение таблицы.Цели урока: Формирование умения решать задачи на движение, содействование развитию практических ...

Конспект урока "Решение задач на встречное движение."

Цели урока: Сформировать у обучающихся алгоритм решения задач на все виды движения.Планируемые результаты:·        Предметные: закрепить умение решать задачи на встр...

конспект урока "Решение задач на встречное движение. Чтение и заполнение таблицы."

Предмет: МатематикаКласс: 4Тема урока: Решение задач на встречное движение. Чтение и заполнение таблицы.Цели урока: Систематизировать знания детей о единицах измерения массы;Планируемые результаты:·...

Конспект урока "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ВСТРЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ" Школа России 4 класс

Цель деятельности учителяСпособствовать развитию умений решать и составлять задачи на встречное движение, соблюдать порядок выполнения дей-ствий в выражениях со скобками и без скобокТип урокаКомплексн...