Конспект урока по математике на тему: "Какая площадь больше" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
план-конспект урока по математике по теме

Саттарова Луиза Хайдаровна

-Цель:

  • познакомить с новой величиной – площадью.

Планируемы результаты:

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • овладевать начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • формировать понимание практической значимости математики для собственной жизни;
  • формировать навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.

Предметные:

  • повторять понятие площади фигур, изученные приёмы сравнивания площади фигур;
  • находить площадь фигур разными мерками;
  • выполнять задания творческого и поискового характера;
  • находить необходимую информацию на страницах учебника; применять школьные правила.

Тип урока: урок закрепления знаний и выработки умений.

Оборудование: ПК, проектор, учебник ПНШ по математике 3 класс 2 часть, презентация.

Метод обучения: продуктивный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа: №95                                    

Класс: 3-3                                                                                        

Дата: 10.03.17 г.

Время: 1 урок

Кабинет: 206

Конспект урока по математике.

Тема: «Какая площадь больше?».

Цель:

  • познакомить с новой величиной – площадью.

Планируемы результаты:

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • овладевать начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • формировать понимание практической значимости математики для собственной жизни;
  • формировать навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.

Предметные:

  • повторять понятие площади фигур, изученные приёмы сравнивания площади фигур;
  • находить площадь фигур разными мерками;
  • выполнять задания творческого и поискового характера;
  • находить необходимую информацию на страницах учебника; применять школьные правила.

Тип урока: урок закрепления знаний и выработки умений.

Оборудование: ПК, проектор, учебник ПНШ по математике 3 класс 2 часть, презентация.

Метод обучения: продуктивный.

Этапы урока.

Методы и приемы.

Хроно-

метраж

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые

результаты

1) Организационный момент.

Словесный.

≈ 2

- Здравствуйте ребята!

- Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, и Классная работа.

- Тот, кто закончил, покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы!

Фиксировать индивидуальное затруднение.

Развитие самоорганизации в учебном действии, самопроверке. (Личностные УУД)

Общение и взаимодействие. (Коммуникативные УУД).

2) Актуализация знаний.

Словесный: устный счет.

≈2

- На экране вы видите примеры, давайте по очереди попробуем их решить:

35+0=35

20*0=0

46/0= на 0 делить нельзя!

60-0=60

Повторять пройденный материал.

Формулирование ответов.  

(Коммуникативные УУД).

3) Мотивационный этап.

Словесный: беседа.

Наглядный.

≈ 5

- Классная доска висит на стене. Можно сказать, что площадь классной доски меньше, чем площадь стены? (Да)

- Ковер лежит на полу и полностью его закрывает. Площадь ковра и площадь пола ровна? (Да)

- Площадь четырехугольника больше, чем площадь треугольника? (Да)

- Как вы это определили? (Это видно на глаз)

- Но сравнить площади круга и квадрата на глаз трудно. В таком случае используют другой способ, его называют способ наложения фигур.

- Мы нашли два способа сравнивания площадей, способ наложения фигур и на глаз.

- Теперь закончите текст. Круг весь поместился внутри квадрата. Значит, Площадь круга…, чем площадь квадрата, а площадь квадрата…, чем площадь круга.

- Часто бывает, что способ наложения сравнивать площади фигур нельзя.

- В этом случае можно подсчитать квадраты с одинаковой площадью, на которые разбита каждая фигура, и сравнить полученные числа.

- Давайте посмотрим, как площадь можно сравнить по-другому. Какая еще бывает площадь? (Красная площадь, площадь Революции) На слайде вы видите Красную площадь и треугольник. Как вы думаете, площадь треугольника и Красная площадь — это дно и тоже? (Нет)

- Верно. По площади Революции мы ходим, а математическая площадь – это часть, которая занимает место этот предмет.

Отвечать на вопросы.

Проговаривать ответы.

Высказывать своё предположение.

Оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

4) Постановка учебной задачи и ее решение.

Словесный: беседа.

Наглядный.

Практический: решение задачи.

≈ 10

 - Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? (площадь)

- Прочитайте тему урока. (Какая площадь больше?)

- Какую цель мы поставим перед собой на этом уроке? (Выяснить, что такое площадь и как определить какая площадь больше другой или меньше другой?)

- Начинаем работать в тетрадях.

- Открываем учебник на стр.52.

- Найдите №143. Прочитайте самостоятельно текст.

   Миша и Маша красили пол в доме у бабушки. Миша красил в комнате, длина которой – 5м, а ширина – 3м. Маша красила на веранде, которая имеет квадратную форму со стороной 4 м. Кто из них выполнил большую работу?

   Миша считает, что работа была одинаковая, так как комната на 1 м длиннее веранды, но на 1 м уже. Прав ли он?

Сравните выполненную Машей и Мишей работу по покраске пола.

- Какой периметр у комнаты? ((5+3)*2=16(м.))

- Какой периметр у веранды? (4+4+4+4=4*4=16(м.))

- Что можно сказать про периметры этих помещений? (Они равны)

   - Прав ли Миша?

   -  Прочитаем, как предложила решить проблему   Маша. (- Мысленно разбить пол комнаты и  веранды  на квадраты со стороной 1 м.)

  -  Как выполнить разбиение фигуры на квадраты на плане? Какой длины будет сторона квадрата? (- Длина стороны квадрата будет 1см)- Давайте выполним такое разбиение.

- Каким образом мы разделим фигуры на квадраты со стороной 1м? (комната и веранда представлены в виде плана, где 1м:1см, поэтому разбиение проводим на квадраты со стороной 1см)

- Сколько квадратов закрасил Миша? (15)

- А сколько Маша? (16)

- Так кто же из них выполнил большую работу? (Маша)

- Какой вывод можно сделать? (Площадь, которую занимает веранда больше площади, которую занимает комната. Значит, Маша выполнила большую работу, так как на плане веранды на один квадрат больше, чем число квадратов на плане комнаты.)

Выявлять место затруднения.

Проговаривать причину затруднения.

Проговаривать следующий шаг учебной деятельности.

Проговаривать тему урока.

Выполнять составленный план действий.

Высказывать свои версии решения проблемы, фиксируют в тетради; выбирают, кто будет отвечать.

Сопоставлять свои версии решения проблемы с учебником.

Выполнять задание самостоятельно.

Выполнять взаимопроверку по эталону. Фиксируют результаты.

Называть место своего затруднения, причину, исправляют ошибки.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,

свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им

(Коммуникативные УУД).

Регулятивные УУД

Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

(Коммуникативные УУД)

Умение выслушать мнение своего товарища, работать в паре, проводить аналогии, анализировать.

Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематической форме, использовать знаково-символичные средства для решения поставленных задач.

Формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся. (Познавательные УУД).

Физминутка

≈ 1

Усваивать физические упражнения.

5) Решение частных задач.

Словесный: беседа.

Практический: решение задач.

Наглядный.

≈ 16

- Найдите № 144. Прочитайте задание.

Сравнить площади данных фигур (прямоугольника и круга) на глаз.

- Можно ли на глаз определить какая из фигур занимает большую площадь?

   - А как вы можете доказать, что площадь прямоугольника больше площади круга?

( - Разбить площадь фигуры на квадраты со стороной 1 см).

Учащиеся от руки разбивают на квадраты (1 см х 1 см) прямоугольник и круг и подсчитывают примерно, какое число квадратов покрывает площадь круга и площадь прямоугольника (Т-2,с.37, №82)

 Проверка выполнения, фронтально, индивидуально.

Вывод: площадь прямоугольника больше площади круга.- Найдите № 145.

- Рассмотрите рисунки.

- Прочитайте задание. Что знаем про 1-ю фигуру? 2-ю фигуру? (1-я разбита на 7 квадратов, а вторая фигура разбита на 9 таких же квадратов)  

 - Что сказано про площадь фигуры, которую надо составить? (Ее площадь больше площади первой фигуры, но меньше площади второй фигуры)

– У вас на партах равные квадраты, используя нужное количество квадратов, постройте из них фигуру, чтобы это соответствовало требованию задачи. Обсудите с соседом процесс выполнения задания. Подготовьтесь объяснить решение данной задачи.

3)  Проверка выполнения задания. Несколько пар (2-3) по очереди представляют свой вариант фигуры, составляя ее на доске из предложенных квадратов.

      - Сколько квадратов вам понадобилось? Почему 8 квадратов? (-Фигура, площадь которой больше площади первой фигуры, но меньше площади второй фигуры, может быть равна 8 квадратов).

 В зависимости от количества вариантов получившихся фигур можно предложить свои варианты.

- Отличаются ли данные фигуры по форме? А что можно сказать о площади этих фигур? (-Данные фигуры отличаются по форме, но имеют равные площади)

- Найдите № 146 стр.53.

- Посмотрите на доску.

- Во сколько раз площадь прямоугольника больше площади одного треугольника? (Площадь прямоугольника больше площади треугольника в 2 раза, так как прямоугольник состоит из двух одинаковых треугольников, которые при наложении друг на друга совпадут)

- Какой же вывод можно сделать? (площадь прямоугольника в 2 раза больше площади каждого из прямоугольных треугольников, которые получаются в результате разбиения этого прямоугольника с помощью диагонали).

- Можно сказать, что эти два треугольника между собой равны. Их можно, наложить и мы увидим, что они равны.

- Найдите № 147 стр.54

- Прочитайте задание. Какие фигуры вы видите? (квадрат и круг)

- Сравните данные фигуры по площади. (площадь круга меньше площади квадрата, так как круг лежит внутри квадрата)

- А всегда ли можно фигуру с меньшей площадью расположить внутри фигуры с большей площадью? (…..)

- Видно на глаз, что площадь круга больше площади прямоугольника, но прямоугольник не уместится по длине.

- способом подсчёта видим, что первая фигура больше, но при наложении вторая не поместится в первой, так как «вылезет» из неё.

- Начертите в тетради свой такой пример двух фигур.

Задача № 148 стр.54.

- Кто прочитает?

- Учащиеся самостоятельно решают задачу и записывают ответ.

15-3=12 (кв.)

Ответ: на 12 квадратов разбит второй прямоугольник.

- К этой задаче есть ещё одно задание. Какое? (Начертить второй прямоугольник в тетрадь)

- Начертите. (самостоятельная работа)

- Какие это могут быть прямоугольники?

- У вас на столах лежат карточки, решите их самостоятельно и сдайте их мне, за них будет ставится оценка.

Слушать учителя.

Работать с учебником.

Отвечать на вопросы.

Дополняют и расширяют знания;(Познавательные УУД).

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. (Личностные УУД).

Осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Учитывать выделенные ориентиры действия в новом материале. (Регулятивные УУД).

Обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию учащихся. (Личностные УУД).

6) Итог урока. Рефлексия.

≈ 4

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Достигли мы ее?

- Что нового для себя открыли?

- Все ли площади фигур одинаковые?

- По каким критериям мы сравниваем фигуры?

-Всегда можно воспользоваться способом наложения фигур друг на друга?

- Какой новый способ сравнения площади фигур узнали? (- Способ деления фигур на равные квадраты)

Задание на дом: зачетная тетрадь – страница 51 №1, 2, 3.

- Какая тема урока была сегодня? (……)

- Какая цель стояла перед нами? (…..)

- Добились ли мы цели? (…..)

- какие задания вам понравились больше всего? (…..)

- Кто считает, что всё понял сегодня? (……)

- На столах у вас листы самооценки. Оцените свои знания по этой теме и свою работу на уроке. (…..)

- За работу на уроке оценки получают …….

- Спасибо за работу.

Выполнять задание

Отвечать на вопросы учителя.

Делать самооценку.

Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника  (Коммуникативные УУД)

Умение выслушать мнение своего товарища, работать в паре, проводить аналогии, анализировать.

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике на тему "Какая площадь больше?" 3 класс

Конспект урока по математике на тему "Какая площадь больше?" 3 класс...

Конспект урока по математике на тему "Какая площадь больше. Квадратный сантиметр" 3 класс

Конспект урока по математике на тему "Какая площадь больше. Квадратный сантиметр" 3 класс...

Конспект урока по математике на тему: "Какая площадь больше"

Конспект урока по математике, 3 класс, ПНШ...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: Движение в противоположных направлениях, УМК «Перспективная начальная школа»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: Движение в противоположных направленияхЦели деятельности учителя: формирование понимания процесса движения объектов в противоположных направлениях; обучение решению з...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: Дополнение до «круглого» числа, УМК «Перспективная начальная школа»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: Дополнение до «круглого» числаЦели деятельности учителя: закрепление состава числа 10; совершенствование вычислительных навыков; формирование умения решат...

Конспект урока окружающего мира по теме: «Какие бывают плоды?», 3 класс.

Конспект урока окружающего мирапо теме: «Какие бывают плоды?», 3 класс....