Конспект по математике "Запись дробей по рисункам"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Морева Ирина Алексеевна

Тема: «Запись дробей по рисункам. Контрольный устный счёт»

Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии

Цели:

Деятельностная: Формирование у учащихся представления о записи дробей, расширение знаний учащихся в связи с включением представления о записи дробей по рисункам.

Содержательная: Закрепление полученных знаний о записи дробей по рисункам путём решения заданий.

Задачи:

Образовательная: Формировать представление учащихся о записи дробей по рисунку, знания о способах записи дробей.

Развивающая: Развивать воображение, наглядно-образное мышление, внимательность, развивать такие умения, как постановка проблемы и обсуждение с одноклассниками способов её решения, выбор необходимой информации.

Воспитательная: Воспитывать аккуратность, коммуникативные навыки, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

«Саратовский областной педагогический колледж»

(ГАПОУ СО «СОПК»)

Конспект урока математики

На тему: Запись дробей по рисункам.

Выполнила студентка 30 группы:

Морева Ирина Алексеевна

МОУ «Гимназия №31» г. Саратов

Класс 3

Учитель  Яковлева Е. А.________________________

Методист Старостина Ольга Владимировна___________________

Дата проведения__14.03.2018___

Оценка______________

Тема: «Запись дробей по рисункам. Контрольный устный счёт»

Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии

Цели:

Деятельностная: Формирование у учащихся представления о записи дробей, расширение знаний учащихся в связи с включением представления о записи дробей по рисункам.

Содержательная: Закрепление полученных знаний о записи дробей по рисункам путём решения заданий.

Задачи:

Образовательная: Формировать представление учащихся о записи дробей по рисунку, знания о способах записи дробей.

Развивающая: Развивать воображение, наглядно-образное мышление, внимательность, развивать такие умения, как постановка проблемы и обсуждение с одноклассниками способов её решения, выбор необходимой информации.

Воспитательная: Воспитывать аккуратность, коммуникативные навыки, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе.

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ирина Алексеевна, и сегодня я проведу у вас урок математики. Надеюсь, наш урок пройдёт успешно.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Актуализация знаний

Устный счёт, учащиеся записывают ответы в тетради.

- Запишите значения выражений.

Умножить 50 на 5 (250)

Разделить 120 на 3 (40)

Первый множитель  - 30, второй множитель – 3. Значение произведения… (90)

Разделить 115 на 5 (23)

Умножить 44 на 4 (176)

Какое действие нужно выполнить, чтобы умножить число? (умножение)

Какое действие нужно выполнить, чтобы разделить число? (деление)

- Какие задания можно предложить, используя выражения 12* 5 и 125 : 5? (первый множитель – 12, второй множитель – 5, найти произведение. Делимое – 125, делитель – 5, найти частное)

- Все молодцы.

Усвоение знаний

- Откроем учебники на странице 74, № 404. Прочитайте задание под цифрой 1. Что нам нужно сделать? (узнать, на сколько равных частей разрезали арбуз и какую часть арбуза составляет каждый кусок)

- Для начала посмотрите на первый вопрос, обратите своё внимание на картинку. Как мы сможем узнать количество частей? (посчитать кусочки арбуза). Правильно, сколько у нас получится частей? (9 частей)

- Теперь ответим на второй вопрос задания – какую часть арбуза составляет каждый кусок? Что для этого нам нужно сделать? (записать дробь).

- Давайте вспомним, сколько частей арбуза у нас получилось всего? (9 частей) Скажите, какую часть составляет каждый кусок? (одну). Как это будет звучать? (одна девятая часть).

- Как нам это записать? (в виде дроби). Сначала расскажите, каким образом вы представите дробь (два числа разделены дробной чертой, число под чертой показывает, сколько равных частей мы имеем, а число над чертой – какую часть арбуза составляет каждый кусок).

- Запишите в тетрадь полученную дробь. Посмотрите на задание под цифрой 2. Что предлагается сделать? (записать в виде дроби, какую часть арбуза составят 2 куска, 3 куска, 5 кусков).

- Для начала рассмотрим, какую часть составят 2 куска. Сколько всего частей арбуза у нас имеется? (9 частей). О каком количестве кусков у нас идёт речь? (2 куска). Сколько кусков мы можем взять из всех частей арбуза? Что у нас получается? (2/9 части).

- Запишите в тетради полученную дробь. Теперь какую часть арбуза составят 3 куска? (3/9 части). А 5 кусков? (5/9 части). Запишите эти дроби в тетрадь.

- Молодцы! Посмотрите на задание под цифрой 3. Ребята, какие дроби можно составить по рисунку? Давайте сначала проговорим вслух, а потом их запишем.

- Какие дроби мы уже с вами записали? Посмотрите в свои тетради (1/9, 2/9, 3/9, 5/9). Какие у нас остались не названными? Подумайте и скажите (4/9, 6/9, 7/9, 8/9).

- Запишите оставшиеся дроби в свои тетради. Посмотрите в учебник и проверьте свои результаты. Все ли у нас получилось? (да).

- Молодцы! Переходим к № 408 на странице 75. Прочитайте задание под цифрой 1. Что нам нужно сделать? (узнать, насколько равных частей разрезали торт).

- Внимательно посмотрите на рисунок в учебнике и скажите мне, насколько же частей разрезали торт (на 10 частей).

- Теперь узнаем, что нужно сделать в задании под цифрой 2 (узнать, какую часть торта составляет один кусок, половина торта). Как мы это запишем? (в виде дроби).

- Напомните, сколько всего частей мы имеем? (10 частей). Так как же нам записать, какую часть торта составляет 1 кусок из 10 частей? (1/10). Запишите результат в тетрадь.

- Теперь нам нужно узнать, какую часть составляет половина торта. Скажите, каким образом мы можем узнать, сколько составляет половина из 10 частей торта? (нужно поделить пополам, т.е.10 : 2 = 5 частей – половина торта)

- Как нам записать получившееся дробью, если у нас задание узнать, какую часть составляет половина торта? (5/10 части). Всё верно, запишем это в тетрадь.

- Посмотрите на задание под цифрой 3. Что требуется сделать? (записать оставшиеся дроби по рисунку). Посмотрите на записанные дроби у вас в тетради. Какие дроби мы ещё не назвали? Давайте их назовём (2/10, 3/10, 4/10, 6/10, 7/10, 8/10, 9/10). А теперь запишите получившийся результат в свои тетради.

- Молодцы! Посмотрите на № 407 на странице 75. Прочитайте задание под цифрой 1 и 2.

- Прежде, чем мы с вами приступим к выполнению, давайте внимательно посмотрим на данные выражения и подумаем, какие существуют действия? (сложение, вычитание, умножение и деление). Какое действие мы будем выполнять первым? (действия, находящиеся в скобках, умножение и деление). И только потом? (сложение и вычитание).

- Но, прежде, чем решать, сначала мы с вами разберём эти выражения. Посмотрите и скажите, в каком порядке мы начнём выполнять действия в первом примере? (сначала деление, потом вычитание). Во втором? (деление, умножение, сложение). В третьем? (деление, умножение, сложение). В четвертом? (деление, сложение, вычитание).

- Один из вас выйдет к доске, остальные будут писать в своих тетрадях. Обратите своё внимание на задание под цифрой 2. Что нужно сделать? (поставить скобки, чтобы получились новые выражения).

- Каким правилом мы будем руководствоваться в этом случае, чтобы изменить порядок действий? (взять в скобки сумму и разность)

- Все верно. Давайте запишем получившиеся выражения. Один из вас выйдет к доске, остальные записывают в своих тетрадях.

Физкультминутка

               А теперь все тихо встали (встать с места)

Дружно руки вверх подняли (поднять руки вверх)

В стороны, вперёд, назад, (руки в стороны, вперёд, назад)

Повернулись вправо, влево (повернуть корпус вправо и влево)

Тихо сели, вновь за дело. (сесть на место)

Закрепление

- Обратите своё внимание на № 405 на странице 74. Прочитаем вслух задачу под цифрой 1. О чём в ней говорится? (о бригаде, которая закончила восьмичасовой рабочий день в 17 часов).

- Что необходимо сделать в этой задаче? (определить время начала работы). Что нам необходимо учесть? (бригада потратила на обеденный перерыв 45 минут).

- Один из вас выйдет к доске, остальные пишут в своих тетрадях. Сначала следует составить условие задачи. Что нам известно? (количество часов, которое проработала бригада – 8 часов, они закончили в 17 часов, перерыв составлял 45 минут).

- Что нужно сделать? (отнять количество часов от времени, когда бригада закончила работать). Какое первое действие мы запишем? (17 – 8 = 9 часов). Подумайте, что мы узнали, совершив это действие? (количество часов, которое бригада проработала, не затратив на обеденный перерыв).

- Что у нас осталось? (45 минут – время перерыва). Что мы должны сделать? (отнять от полученного времени 45 минут, 9 – 45)

- Прежде, чем мы запишем это действие, как мы можем представить 9 часов? (8 часов и 60 мин). Что у нас получится? (8 ч. 60 мин. – 45 мин. = 8 ч. 15 мин.).

-  Можем ли мы ответить на вопрос задачи? Что мы узнали? Прочитайте вопрос задачи ещё раз (да, мы узнали время начала работы).

- Теперь прочитаем вопрос под цифрой 2. О чём в нём говорится? (о бригаде, которая проработала ещё 1 ч. 20 мин., а начала работу на 15 мин. позже).  

- Один из вас выйдет к доске, остальные пишут в тетрадях. Составим условие задачи. Каким оно будет? Что нам известно? (время начала работы на 15 мин позже, количество часов, отведённых на работу, увеличилось на 1 ч. 20 мин.).

- Что нам нужно узнать в этой задаче? (время, когда бригада закончит свою работу). Скажите, можем ли мы сразу составить с вами действие, если мы помним, что в первой задаче бригада закончила работу в 17 часов? (да).

- Что мы сейчас будем делать? Давайте проговорим (ко времени, когда бригада закончила свою работу, прибавим количество лишних часов и время начала работы, когда бригада начала выполнять работу позже). Как мы это запишем? (17 ч. + 1ч. 20 мин. + 15 мин. = 18. 35 мин.).

- Посмотрите на № 406 на странице 75. Прочитаем задание под цифрой 1. Что нам предлагают сделать? (прочитать и решить задачу).

- Прочитаем задачу. Что известно? (на двух полках стоят 92 книги, если с одной полки на другую переложить 6 книг, то на обеих полках книг станет поровну). Что нужно узнать? (сколько книг на каждой полке и на сколько на одной полке книг меньше, чем на другой).

- Представим задачу в виде схемы.     1 п        

                                                                                                6 кн            92 книги

                                                                 2 п

                                                                                           6 кн

- Один из вас выйдет к доске, остальные будут записывать в свои тетради. Сначала ответим на первый вопрос – узнаем, сколько книг на каждой полке. Что для этого нам нужно сделать? (поделить общее количество книг на количество полок) Как будет выглядеть запись? (92 : 2 = 46 книг).

- Теперь ответим на второй вопрос – на сколько книг на одной полке меньше, чем на другой. Что для этого нам нужно сначала выяснить? (сколько книг на первой полке и на второй полке).

- Прочитайте ещё раз задачу. Если с одной полки убрали 6 книг, какой действие у нас будет? (вычитание). А если на другую добавили, чтобы стало поровну? (сложение).

- Сначала запишем данное выражение, чтобы узнать, сколько книг на первой полке. Что получится? (46 + 6 = 52 книг). Теперь запишем выражение для второй полки (46 - 6 = 40 книг).

- Прочитаем второй вопрос задачи. Что нам нужно узнать? (на сколько на одной полке меньше книг, чем на другой). Обратите внимание, на что нам указывает предлог «на» в данном вопросе? (на разность). Правильно!

- Как мы это сможем найти? (из большего вычитаем меньшее). Запишем получившееся действие (52 – 40 = 12 книг). Мы ответили на оба вопроса задачи? (да). Молодцы!

- Обратите своё внимание на задание под цифрой 3. Что предлагается выполнить? (решить задачу). Какое условие нам предлагается? (на полках всего 116 книг и 108 книг). Что ещё мы можем добавить из первой задачи, чтобы дополнить условие? (имеется 2 полки, на одной полке на 6 книг больше, чем на другой).

- Рассмотрим первый случай, где всего 116 книг. Нам необходимо ответить на те же вопросы, что и впервой задаче. Представим в виде схемы.

                                                                     1 п

                                                                                                    6 кн                116 книг

                                                                     2 п

        6 кн

- Какое действие мы запишем, чтобы узнать количество книг на каждой полке? (116 : 2 = 58 книг).

- Что теперь нам нужно сделать, чтобы ответить на второй вопрос из первой задачи? (узнать, сколько книг на первой и второй полках). Что у нас получится? Запишем действия (58 - 6 = 52 книг – на первой полке, 58 + 6 =64 книг – на второй полке).

- Нам нужно узнать, на сколько на одной полке книг меньше, чем на другой. Что для этого сделаем? (из большего вычитаем меньшее). Запишем получившееся действие (64 – 52 = 12 книг).

- Рассмотрим второй случай, где всего 108 книг. Нам нужно ответить на те же вопросы, что и в первой задаче. Представим в виде схемы.

                                                           1 п        

        6 кн                 108 книг

                                                           2 п

        6 кн

- Какое действие мы запишем, чтобы узнать количество книг на каждой полке? (108 : 2 = 54 книги).

- Что нам нужно сделать, чтобы узнать, сколько книг на первой и второй полках? Запишем действие (54 + 6 = 60 книг – на первой полке, 54 – 6 = 48 книг – на второй полке).

- Что осталось узнать? (на сколько на одной полке книг меньше, чем на другой). Что мы для этого сделаем? (из большего вычитаем меньшее). Запишем действие (60 – 48 = 12 книг). Мы ответили на все вопросы этой задачи? (да). Молодцы!

Рефлексия

- Что понравилось на уроке?

- Получилось ли у нас выполнять задания при помощи записи дробей?

- Всё ли было понятно на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики. 3 класс. (система Занкова) Тема: Дроби. Преобразование смешанного числа в неправильную дробь

Урок математики в 3 классе по системе Занкова на тему "Дроби. Преобразование смешанного числа в неправильную дробь"+ презентация.Учебник Аргинской...

Конспект урока математики в 3 классе. "Дроби. Действия с дробями".

Конспект урока математики в 3 классе. "Дроби. Действия с дробями". Программа РО Л.В.Занкова...

План-конспект урока "Доли.Дроби"

План-конспект урока "Доли.Дроби"Урок математики во 2 классе УМК « Начальная школа XXI в» Учитель начальных классов МОУ « СОШ№40 г. Саратов» Анисимова Ольга Вячеславовна. Тема урока: нахождение не...

Конспект урока "Нахождение дроби от числа."

Предмет: МатематикаКласс: 4Тема урока: Нахождение дроби от числа.Цели урока: Научить детей находить дроби от числа.Планируемые результаты:·        Предметные: познак...

Конспект урока "Понятие дроби"

Конспект урока "открытие нового знания " в 3 классе...

Конспект урока "Решение задач (схематический рисунок)"

Урок построен с использованием современных педагогических технологий: здоровьесберегающая, игровая, создание ситуации успеха. Материал урока позволитьучителю реализовать воспитательную задачу: воспита...

План-конспект урока "Нахождение дроби от числа"

Цель урока: совершенствование навыков нахождения дроби от числа; применение алгоритма нахождение дроби от числа.Задачи урока:-    обучающие –закреплять  умений определять долю чис...