Главные вкладки

    Конспект урока математики в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI века» ( Математика, Рудницкая В.Н..)
    план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

    Зуева Екатерина Михайловна

    Тема: Измеряем длину в дециметрах и сантиметрах

    Тип урока: урок открытия нового знания

    Класс: 1 класс.

    Основное содержание темы: Сантиметр. Дециметр. Длина. Преобразование единиц длины. Соотношение: 1дм = 10 см. Сравнение предметов.

    Цели:

    - деятельностные: создать условия для формирования умения сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью линейки.

     измерение длин предметов и отрезков в сантиметрах, в дециметрах и сантиметрах по схеме см= дм см, поиск ошибок в записи результатов измерения.

    -содержательные: развитие умения измерять длину разных предметов, записывать результат измерения, используя различные единицы длины.

    Совершенствование знаний нумерации чисел второго десятка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon izmeryaem_dlinu_v_detsimetrah_i_santimetrah.doc351 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока математики в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI  века»  ( Математика, Рудницкая  В.Н..)

    Тема: Измеряем длину в дециметрах и сантиметрах

    Тип урока: урок открытия нового знания

    Класс: 1 класс.

    Основное содержание темы: Сантиметр. Дециметр. Длина. Преобразование единиц длины. Соотношение: 1дм = 10 см. Сравнение предметов.

    Цели:

    - деятельностные: создать условия для формирования умения сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью линейки.

     измерение длин предметов и отрезков в сантиметрах, в дециметрах и сантиметрах по схеме см= дм см, поиск ошибок в записи результатов измерения.

    -содержательные: развитие умения измерять длину разных предметов, записывать результат измерения, используя различные единицы длины.

    Совершенствование знаний нумерации чисел второго десятка.

    Планируемые результаты:

    Предметные

    УУД

    Научатся устанавливать соотношение между единицами длины; выполнять сравнение длин предметов «на глаз» и с помощью линейки; называть разряды чисел второго десятка.

    Личностные: определяют границы собственного знания и «незнания», принимать и осваивать социальную роль обучающегося, понимать мотивы учебной деятельности.

    Регулятивные:  определять цель деятельности с помощью учителя; принимать и сохранять учебную задачу; высказывать свои версии; работать по предложенному плану;  отличать правильно  выполненное задание от неверного.

    Коммуникативные: строить монологическое высказывание; владеть первоначальными навыками работы в паре;  излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения.

    Познавательные: отличать новое от уже известного (с помощью учителя), ориентироваться в учебнике (в рабочей тетради), находить ответы на вопросы, используя учебник, личный жизненный опыт, информацию, полученную на уроке. Называть нумерацию чисел второго десятка; определять единицы длины: дециметр (дм), сантиметр (см).

    Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык – название числительных.

    Формы, приемы, технологии работы: Фронтальная, индивидуальная, парная.  Системно-деятельностный подход.

    Ресурсы: Учебник  Е.Э.Кочуровой, В.Н.Рудницкой «Математика.1 класс. Часть первая», М.:Вентана-Граф, 2016г.-с.78-79, печатная тетрадь Е.Э.Кочуровой  «Математика.1 класс. № 2» с.21,карточки числа, полоска бумаги, отрезок на бумаге, презентация.

    Эскиз оформления доски

    Эскиз оформления тетради

    Структура урока

    Этап

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

    1. Вхождение в контакт

    Чтоб врачом, моряком или летчиком стать,
    Надо прежде всего математику знать.
    И на свете нет профессии, вы заметьте-ка, друзья,
    Где бы вам не пригодилась МА – ТЕ – МА – ТИ – КА!

    Знайте ребята! От знаний зависят

    Сила страны и здоровье людей.

    Ум и смекалка, а главное точность.

    Вот что в профессии каждой важней!

    Сегодня ваш труд это учеба, но главная цель в жизни каждого человека это получение хорошей профессии. На этом уроке мы с вами докажем как в каждой профессии важна точность измерений, вычислений.

    Встали у парт.

    Готовы к уроку.

    – самоопределение (Л);

    – смыслообразование (Л);

    – целеполагание (П);

    2) Этап актуализации знаний

     Разминка ума.

     а) Всё что знаем, вспоминаем

    Отгадайте:

    Кто приносит нам газеты

     И от бабушки приветы?(слайд)

    У почтальона задание разнести письма по квартирам (слайд)

     Перед вами ряд чисел, читаем.  10 11 12 14 15 16 18 19 20 .

    Что заметили? В каких квартирах не получат писем? Выложите числа перед собой. Поднимите числа, которые пропущены.

    Где находится число 13, между какими числами?  

    Найдите число 17. Покажите предыдущее число, следующее за 17.

    б) задание 3 (с 79)

     Закройте глаза, сосредоточьтесь и будьте внимательны. Учитель читает текст.

    Петя живет с родителями в доме номер шестнадцать. Восемнадцатого декабря Пете исполнится одиннадцать лет.

    Откройте глаза, возьмите тетради, запишите в них ответы, если не сможете, поставьте знак «-»

    -Сколько лет исполнилось Пете?

    -Какого числа Пете будет 11 лет?

    - Напишите номер дома, в котором живёт Петя.

    -На каком этаже живет Петя?

    Проверяем: На какой вопрос вы не смогли ответить?

    Какие числа вы записали.

    Запишите десятичный состав каждого числа.(слайд)

    Нужна ли почтальону точность?

    Мы продолжаем знакомиться с профессиями, в которых нужна точность. (слайд Столяр.) Чем занимается столяр?

     Важна ли в этой профессии точность?  Точность чего?

    Почтальон

    Нет чисел 13 и 17

    12, 14

    16, 18

    Дети отвечают на вопросы

    11

    18

    16

    -

    Последний

    11=10+1

    18=10+8

    16=10+6

    Измерений

    – анализ, сравнение, обобщение,(П);

    – использование знаково-символических средств (П);

    – выполнение пробного учебного действия (Р);

    – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

    – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

    – учет разных мнений (К);

    – использование критериев для обоснования своего суждения (К).

    3) Постановка учебной задачи

    Учитель демонстрирует полоску бумаги и отрезок на бумаге.

    -Вспомните, как можно определить какой предмет имеет большую длину?        

    Представьте, что вам дали задание смастерить кормушку для птиц.(слайд)

    Проверим, как вы умеете измерять предметы и строить отрезки с помощью линейки. Возьмите  линейки. Работать будете в парах. У вас на парте есть полоска бумаги и чистый лист. Договоритесь между собой, кто из вас будет работать с полоской бумаги, а кто выполнять задание на листе.

    С помощью линейки и числа лет Пети один из вас должен начертить отрезок на бумаге, другой отмерить на полоске. Длины полоски и отрезка у вас должны быть одинаковыми.

    Как вы проверите правильность выполнения своей работы?

    У всех ли в парах совпали длины полоски и отрезка? Покажите сигналами.

    Наложением

    Дети в парах договариваются, кто какую работу будет выполнять.

    Наложением

    Индивидуальная работа с полосками и  листом бумаги. Затем сравнивают свои отрезки.

    Показывают «+», т.е. длины совпали.

    4) Этап выявления места  затруднения, постановка учебной задачи

    Мы вспомнили, что для измерения длины используют специальный инструмент – линейку, на которой заранее отмечены мерки.

    А ещё мы же познакомились и сами смастерили мерки  дм и см. Что такое дециметр?(слайд)

    Рассмотрите отрезок красного цвета.  Измерьте его длину с помощью моделей дециметра и сантиметра. Сколько раз уложился дециметр?

    Еще раз можно уложить дециметр?

    Чем можно измерить оставшуюся часть отрезка?

     Сколько раз уложился сантиметр?

    Длина этого отрезка 1 дм 2 см.

    Какова общая длина отрезка?

    Догадайтесь, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

    1дм=10см. 10см – это 1 дес. см или  1 дм.

    Один раз.

    Нет, он не умещается.

    Сантиметром

    2 раза.

    12 см

    Сегодня на уроке мы узнаем, как измерять длину и записывать её в дм и см

    – подведение под понятие (П);

    – постановка и формулирование проблемы (П);

    – структурирование знаний (П);

    – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

    – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

    – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

    5) Этап построения проекта выхода из затруднения.

    1. Работа над новым материалом.

    -Я вам показываю одну из картонных полосок, а вы измеряете её длину. Как будете измерять длину мерками или линейкой?

    Покажите результат с помощью чисел. Запишите в тетрадь с помощью дм и см.

    Учитель показывает вторую полоску.

    Представьте полученные данные в виде дм и см

    На доске рисунки людей следующих профессий: швея, строитель. Что объединяет людей этих профессий.      

    Точность измерений нужна и нам, как вы думаете где?

    2. Физкультминутка

    Упражнение на внимание. Учитель показывает движения, дети за ним повторяют. Затем вводится запретное движение «руки вверх не поднимать», и упражнения за учителем повторяются ещё раз.

    13 см = 1дм 3см

    14см = 1дм 4см

    Их объединяет необходимость точности измерений.

    – моделирование и преобразование моделей разных типов (П);

    – использование знаково-символических средств (П);

    – подведение под понятие                (П)

    6) Этап первичного закрепления

    А сейчас потренируемся в использовании единиц длины при измерении разных объектов.

    Откроем учебники на стр 78.

    Работаем в парах

    Вспомните правила работы в паре:

    Договориться, кто чем будет измерять

    Выслушать мнение друг друга.

    Не спорить зря, а стараться понять друг друга.

    Объясните, как точнее измерить длину каждой цепочки?

    Договоритесь, кто чем будет работать? Жду показа готовности!

    Две цепочки измеряют под руководством учителя, а дальше самостоятельно в парах.

    -Проверяем. Оценим работу знаками: «+» и « - ».

     запись на доске:

    14 см=1дм4см            15см=1дм5см

    10см=1дм                   13см = 1дм Зсм

    16 см = 1 дм 6 см

    А в профессии учителя так ли важна точность. Почему?

    - Как вы думаете, а можете ли вы сами выступить в роли учителя? Найдите ошибки в работе Пети. Как вам удобнее работать?

    Проверяем: Какие ошибки допустил Петя? Трудно ли было найти эти ошибки.

    Учащиеся объединяются в пары и показывают свою готовность

    Проверяют с образца

    Поднимают таблички со знаками  +    -

    15 см = 1 дм 5 см

    10 см = 1 дм

    – моделирование и преобразование моделей разных типов (П);

    – использование знаково-символических средств (П);

    – подведение под понятие (П);

    – установление причинно-следственных связей (П);

    – выполнение действий по алгоритму (П);

    – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

    – построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

    – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

    – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

    – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

    – достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

    – осознание ответственности за общее дело (Л);

    7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

    Работаем в тетради с.21 (урок33). Какое задание вам нужно выполнить?

     Подумайте и покажите знак «+», кто уже может самостоятельно измерять длину предметов и записывать результаты. Вы работаете самостоятельно.

     Подумайте и покажите знак, те, кто сомневается ещё в своих силах , кто дальше может продолжить самостоятельно?

     ( остальные ученики работают с учителем)

    Проверяем: чему равна длина ручки, карандаша, кисти?  Людям каких профессий принадлежат эти вещи?

    рассматривается запись результатов измерения

    13см, 12см, 11см

    – извлечение из текстов необходимой информации (П);

    – использование знаково-символических средств (П);

    – подведение под понятие (П);

    – выполнение действий по алгоритму (П);

    – контроль (Р);

    – коррекция (Р);

    – оценка (Р);

    – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

    8) Этап включения в систему знаний и повторения.

    Какими единицами измерения длины мы пользовались на уроке?

    А для чего нужны разные единицы измерения длины?

    Молодцы! А сейчас я проверю, как вы запомнили изученные на уроке единицы длины и научились работать с ними.

    Соедините точки одинакового цвета. Измерьте длины отрезков. Вставьте пропущенные числа.

    Проверьте себя по ключу.

    6см        10см=1дм

    5см        14см=1дм4см

    Кто успел выполнить всё и правильно- покажите знак.

    Дециметр и сантиметр

    Чтобы точно измерить длину предмета

    задание №2 , с 21 в тетради

    Взаимопроверка (если выполнено верно, поставить «+»

    – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

    – использование знаково-символических средств (П);

    – установление причинно-следственных связей (П);

    – построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П);

    – выполнение действий по алгоритму (П);

    – доказательство (П);

    – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

    – контроль, коррекция, оценка (Р);

    9) Этап рефлексии учебной деятельности.

    Вы  очень хорошо сегодня потрудились.

    Оцените свою работу с помощью светофорчика: зелёный – мне всё понятно, жёлтый – испытывал затруднение, красный – было очень трудно.

    Чтоб уметь все делать ловко,

    Нам нужна во всем сноровка.

    Нужно многому учиться,

    Постараться не лениться,

    И тогда хорош финал:

    Станешь ты – профессионал.

     Дома я вам предлагаю вместе с родителями выполнить следующие задания: Узнайте, как вашим родителям в их профессии помогает точность вычислений, измерений; измерьте ширину вашей любимой книги и запишите результат измерения так, как мы учились записывать на уроке. А завтра вы поделись с друзьями своими результатами измерений.

    Оценивание своей деятельности с помощью сигнальных карточек

    – рефлексия способов и условий действия (П);

    – самооценка на основе критерия успешности (Л);

    – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

    – использование критериев для обоснования своего суждения (К);


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по математике 3 класс по УМК "Начальная школа 21 века"

    Тема урока:Числовые равенствва и неравенства....

    Рабочие программы для 2 класса по УМК "Начальная школа XXIвека" ФГОС

    Данные рабочие программы предназначены для обучения учащихся 2-го класса общеобразовательной четырехлетней начальной школ, разработаны и составлены в соответствии с ФГОС второго поколения для УМК " На...

    Рабочая программа по технологии в 1 классе по УМК "Начальная школа XXIвека"

    Рабочая программа по технологии в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"  к учебнику  Е.А Лутцевой...

    Тест по литературному чтению за 1 полугодие 3 класса по программе "Начальная школа XXIвека"

    Тест по литературному чтению за 1 полугодие 3 класса по программе "Начальная школа XXIвека"...

    Конспект урока "Куколка" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

    Вашему вниманию предоставляю конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Куколка" Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Перспективная начальная школа"....

    Конспект урока "Палетка" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

    Вашему вниманию предоставляю конспект урока по технологии на тему: "Палетка". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Перспективная начальная школа"....

    Конспект урока "Масленица." (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

    Изделие, выполняемое на уроке: Кукла из нитей «Масленица».Цель урока (образовательный/развивающий/воспитательный аспекты) :- изучение алгоритма создания куклы и применение алгоритма;- разв...