Технологическая карта урока математики "Поупражняемся в измерении объёма"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Урок обобщения и систематизации знаний  по УМК "ПНШ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_4_klass.doc322 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Морозовская средняя общеобразовательное школа»

Технологическая карта урока математики

Учитель: Сверкунова Марина Николаевна.

Дата: 06.12 .17 г.

Класс: 4.

Предмет: Математика.

Тема: Поупражняемся в измерении объёма

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: Систематизация  знаний  обучающихся  о  единицах  объёма.

Задачи  урока: 

Образовательные:

  • применение знаний по определению объёма при решении задач;
  • умение сравнивать объёмы фигур.

Воспитательные:

  • включение учащихся в активную практическую деятельность;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Развивающие:

  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
  • формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);

Планируемые результаты освоения учебной программы

по предмету «Математика» по данной теме:

Обучающиеся научатся:

Определять вместимость разных фигур

Обучающиеся получат возможность научиться:

     Измерять вместимость в различных единицах;

     Понимать связь вместимости и объёма

Формирование УУД

Предметные:

  • Измерять объём тел
  • Переводить единицы объёма

Метапредметные:

Познавательные:

  • анализ объектов с целью выделения признаков;
  • выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий;
  • проводить сравнение,  классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения;
  • строить логическую цепь рассуждения;
  • поиск и выделение необходимой информации.

Личностные:

  • обучающиеся научатся или получат возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам ( в групповой и парной работе).
  • контроль и самоконтроль результатов деятельности, самоопределение;
  • смыслообразование и самоопределение (учет чужой точки зрения).

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
  • умение слушать и вступать в диалог;
  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов;
  • инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные:

  • планирование, прогнозирование, целеполагание;
  • решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Виды учебной деятельности:

  • планирование решения задачи;
  • сравнение разных способов вычисления, выбор рационального способа.

Методы обучения:

  • эвристический (частично- поисковый);
  • самостоятельная, практическая работа.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, группе. 

Педагогические технологии: ЛОО, системно-деятельностный подход, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные.

Основные этапы урока.
Цели этапа

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

1. Организация класса.

Проверка готовности обучающихся. Настрой на работу.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Постановка цели и задач урока. 

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

 

Рассмотрите рисунок. Что измеряют данными единицами?

Какую тему мы изучали на предыдущем уроке?

Откройте учебник «Содержание» и прочитайте названия тем, которые мы изучили в рамках данной темы.

Назовите тему урока.

  • Какую цель поставим перед собой?

Разобьём цель на задачи: ( см. Приложение 2)

  1. Вспомнить единицы измерения объёма.
  2. Закрепить умение переводить единицы объёма.
  3. Совершенствовать умение измерять объём различных фигур.
  4. Самостоятельная работа.

Длину, площадь, объём.

Единицы измерения объёма.

Какой сосуд вмещает больше?

Литр. Сколько литров?

Вместимость и объём

Кубический сантиметр и измерение объёма

Кубический дециметр

и кубический сантиметр

Кубический дециметр и литр

Литр и килограмм

Разные задачи

Поупражняемся в измерении объёма

Цель: совершенствовать навыки измерения объёма различных фигур

Дополняют задачи с пропусками.

3. Актуализация опорных знаний.

Систематизация  знаний  обучающихся  о  единицах  измерения объёма.

Работаем над 1 задачей.

- Назовите все известные вам единицы измерения объёма.

-  Вспомните зависимость между величинами.

Переходим в выполнению 2 задачи.

- У  вас  на  столах  лежат  карточки №1 ( см. Приложение 1) ,  в  которых  необходимо  заполнить  пропуски. Приступайте  к  работе  и  вставьте  вместо  многоточия  необходимые  данные.

Проверьте работу по эталону.

Оцените работу.

3) Работаем над 3 задачей.

Я предлагаю поработать в паре.

Задание:

Вырази объём аквариума в кубических дециметрах?

Проверка.

Контрольные вопросы:

  • Какую форму имеет аквариум?
  • Как найти объём параллелепипеда?
  • Чему равна длина? Ширина? Высота?
  • Чему равен объём?

Усложним задачу:

Поработайте в группах:

У Маши дома есть аквариум. Сколько литров воды ей необходимо налить, если его длина- 6 дм, ширина- 3 дм, а высота- 5 дм.

Но есть условие: вода не должна заливаться до краёв, поэтому 10 см от верха надо отступить.

Продолжаем работунад данной задачей.

Учебник, с. 100-101, № 345, 346, 347.

Называют.

1дм ³  = … см ³

1 л  = …дм ³          

Карточка 1.

Каждый самостоятельно выполняет задание.

Оценивают работу в оценочном листе.

Читают задачу.

Работают в паре, записывают решение в тетради.

Проверяют, отвечают на вопросы.

Группируются и выполняют задание на листах.

В оценочном  листе  оценивают себя за работу в группе.

4. Самостоятельная работа.

Контроль знаний  обучающихся  о  единицах  объёма.

  • Работаем над 4 задачей.
  • Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельную работу ( см. Приложение 3)

Взаимопроверка. Правильные ответы на экране.

5. Рефлексия. 

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

  - Наш урок подошёл к концу.

 - Над  какой  темой  мы  сегодня  работали?

 - Вернёмся к целям урока. Мы должны были….

- Как вы думаете, мы справились с поставленными целями?

Оценим работу на уроке по критериям в оценочном листе.

- Кто  может  прокомментировать  свою  отметку?

 -  Кто  доволен  собой?   Кто  не  очень  доволен  и  почему?

Ответы детей.

Оценивают  свою работу на уроке.

6. Итог урока. Домашнее задние.

- Давайте посмотрим, с какими результатами вы подошли к концу урока.

Выставление оценок.

- Дома вы ещё закрепите знания по этой теме, выполнив задания на карточке.

Записывают в дневник задание, ставят оценки.

Список использованных источников:

1.Учебно-методическая литература

        А.Л. Чекин Математика 4 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник.

        А.Л. Чекин Математика 4 класс: Методическое пособие для учителя – М.: Академкнига/Учебник.

Лист оценивания

Тема: Поупражняемся в измерении объёма.

Решение задач

Тема

Задание

Критерии

оценивания

Баллы

Единицы объёма

Карточка 1

По 1 баллу за правильный ответ ( макс. 10 б.)

Нахождение объёма параллелепипеда

Задание на слайде

( в паре)

1 балл

Задание на слайде

( в группе)

 Макс. 4 балла

Самостоятельная работа.

Карточка 2.

Макс. 13 б.

Итого

26-28- "5"

21-25- "4"

15-20- "3"

14 и м.- «2»

Приложение 1.

Карточка 1.

Вырази в см ³:

16 дм ³=          

23 дм ³=                                  

42 дм ³=          

8 дм ³=

Вырази в дм ³:

89000 см ³=

70000 см ³=

102000 см ³

Вырази в дм ³ и см ³:

5837 см ³=

6003 см ³=

Вырази в литрах:

2000 см ³=

Карточка 1.

Вырази в см ³:

16 дм ³=          

23 дм ³=                                  

42 дм ³=          

8 дм ³=

Вырази в дм ³:

89000 см ³=

70000 см ³=

102000 см ³

Вырази в дм ³ и см ³:

5837 см ³=

6003 см ³=

Вырази в литрах:

2000 см ³=

Карточка 1.

Вырази в см ³:

16 дм ³=          

23 дм ³=                                  

42 дм ³=          

8 дм ³=

Вырази в дм ³:

89000 см ³=

70000 см ³=

102000 см ³

Вырази в дм ³ и см ³:

5837 см ³=

6003 см ³=

Вырази в литрах:

2000 см ³=

Карточка 1.

Вырази в см ³:

16 дм ³=          

23 дм ³=                                  

42 дм ³=          

8 дм ³=

Вырази в дм ³:

89000 см ³=

70000 см ³=

102000 см ³

Вырази в дм ³ и см ³:

5837 см ³=

6003 см ³=

Вырази в литрах:

2000 см ³=

Карточка 1.

Вырази в см ³:

16 дм ³=          

23 дм ³=                                  

42 дм ³=          

8 дм ³=

Вырази в дм ³:

89000 см ³=

70000 см ³=

102000 см ³

Вырази в дм ³ и см ³:

5837 см ³=

6003 см ³=

Вырази в литрах:

2000 см ³=

Карточка 1.

Вырази в см ³:

16 дм ³=          

23 дм ³=                                  

42 дм ³=          

8 дм ³=

Вырази в дм ³:

89000 см ³=

70000 см ³=

102000 см ³

Вырази в дм ³ и см ³:

5837 см ³=

6003 см ³=

Вырази в литрах:

2000 см ³=

Карточка 1.

Вырази в см ³:

16 дм ³=          

23 дм ³=                                  

42 дм ³=          

8 дм ³=

Вырази в дм ³:

89000 см ³=

70000 см ³=

102000 см ³

Вырази в дм ³ и см ³:

5837 см ³=

6003 см ³=

Вырази в литрах:

2000 см ³=

Карточка 1.

Вырази в см ³:

16 дм ³=          

23 дм ³=                                  

42 дм ³=          

8 дм ³=

Вырази в дм ³:

89000 см ³=

70000 см ³=

102000 см ³

Вырази в дм ³ и см ³:

5837 см ³=

6003 см ³=

Вырази в литрах:

2000 см ³=

Приложение 2.

  1. Вспомнить единицы измерения объёма.

  1. Закрепить умение переводить единицы объёма.

  1. Совершенство-

вать умение измерять объём различных фигур.

  1. Самостоятельная работа.

Приложение 3.

Тест по теме «Поупражняемся в измерении объёма»

1. Мама варила варенье в большом тазу, а потом разлила его в три банки. Вместимость чего больше: таза или одной банки?

                                     а) таза                         б) банки

2. Чтобы заполнить бочку водой, нужно налить в неё 20 вёдер воды. Для заполнения ванны нужно 15 таких вёдер воды. Вместимость чего меньше: бочки или ванны?            а) ванны                      б) бочки

3. Сравни вместимости двух бассейнов прямоугольной формы. Первый имеет длину 10м, ширину 4м, а глубину 2м. Второй имеет длину 10м, ширину 4м, а глубину 1м.

а) 1< 2                  б) 1 > 2                        в) 1 = 2

4. Аквариум имеет форму куба с длиной ребра 60см. До какой высоты нужно наполнить аквариум водой, чтобы заполнить его на половину?

а) 30см                         б) 20см                        в) 15см

5. В стеклянную бутылку налили воду и поставили на мороз. Ты уже знаешь, что, когда вода замёрзнет, бутылка лопнет. Почему?

а) лёд при замерзании расширяется, объём увеличивается;

б) лёд при замерзании сжимается, объём уменьшается;

в) объём воды и льда одинаковый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики "Сантиметр. Измерение отрезков".

Технологическая карта урока математики по теме: "Сантиметр. Измерение отрезков". 1 класс....

Технологическая карта урока «Величины. Объём. Литр»

ФИО педагогов: Билык В.А., Попкова К.А., Мороз Л.В., Короткова Е.М.Предмет: Математика...

Технологическая карта урока "математика" ПНШ 3 класс «Измерение площади с помощью палетки. Поупражняемся в измерении площадей и повторим пройденное»

Технологическая карта урока«Измерение площади с помощью палетки. Поупражняемся в измерении площадей и повторим пройденное»  Предмет: «Математика»Класс: 3Тема урока: «Измерение площади ...

Технологическая карта урока математики по теме "Еденицы объёма. Литр." 1 класс Система Эльконина-Давыдова

Открытый урок математики в 1 классе по системе Эльконина-Давыдова, проведённый на районном семенаре. Тема "Единицы объёма. Литр". Цель урока: дать конкретное представление о величине "объём", познаком...

Технологическая карта урока математики в 4 классе по теме "Нахождение объёма прямоугольного параллелепипеда"

Технологическая карта урока математики в 4 классе по теме "Нахождение объёма прямоугольного параллелепипеда"...

Технологическая карта урока математики по теме "Величины. Объём. Литр."

Формировать представление о новой величине-объём и единице измерения-литр. Учить решать задачи с новой величиной....

Технологическая карта урока по математике "Объём" (УМК "Перспктива" 1 класс, 3 часть)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с величиной «объём», единицами измерения объёма.Задачи урока: Дидактические:1.актуализировать знания о понятиях ...