программа факультатива "Математика и конструирование"
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Зенцова Ольга Николаевна

Математика и конструирование – это существенно и систематически пополняет геометрические знания обучающихся, развивая воображение и мышление, а также развивает элементы конструкторского мышления. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ                                                                  СОГЛАСОВАНО                                                                              РАССМОТРЕНО

Директор МАОУ «СОШ №7»                                        зам.директора по УВР «СОШ №7»                                                на заседанииШМО                        

  ______Масленникова Н.А.                                                 _____Матушкина Л.Н.                                                              Руководитель ШМО _____ Немец А.П.

«____»августа 2015 г.                                                   «____»августа 2015 г.                                                                        «____»августа 2015 г.  

Рабочая программа

по факультативному курсу

«Математика и конструирование»

для 4 класса

на 2015-2016 учебный год

Автор:

Зенцова Ольга Николаевна

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

г. Южноуральск


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23. 07. 2013 г.)
  2. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253
  3. О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. №08-548
  4. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №02-600 (зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 №23290)
  5. Основная образовательная программа начального общего образования. МАОУ «СОШ №7»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г. №17785)
  2. О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6.09.2009 г. №373 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. №1241 (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011 г. №19707).
  3. О внесении в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.09.2009 г. №373 / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 г. №2357 1241 (зарегистрирован Минюстом России 12.12.2011 г. №22540).
  4. О внесении в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.09.2009 г. №373 / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.02.2012 г. №1060 (зарегистрирован Минюстом России 11.02.2013 г. «26993)
  5. О внесении в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.09.2009 г. №373 / / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. №1643 (зарегистрирован Минюстом России 06.02.2015 г. №35916) (с 21.02.2015 г.)

Инструктивные и методические документы, обеспечивающие реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А.Я Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010
  2. О проведении мониторинга оценки качества образования в общеобразовательных организациях Челябинской области / Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 15.04.2014 г. №03-02/2669.
  3. Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального образования / Н.Е.Скрипова; Мин-во образования и науки Чел. Обл.; Чел. Ин-т переподгот. И повышения квалиф. Работников образования. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 164 с.

Рабочая программа по учебному курсу «Математика и конструирование » разработана на основе программы начального общего образования ((Сборник программ для начальной школы. «Фёдоров», 2011) и авторской программы «Математика и конструирование» С. И. Волкова, О. Л. Пчёлкина., Москва, «Просвещение» , 2011 г.

Предмет «Математика и конструирование» дает возможность дополнить учебный предмет «Математика» практической конструкторской деятельностью учащихся, а так же предполагает органическое единство мыслительной и практической деятельности учащихся, их взаимного влияния и дополнения одного вида деятельности другим. Мыслительная деятельность и полученные математические знания создают основу для овладения предметом «Математика и конструирование», а конструкторско-практическая деятельность способствует закреплению основы в ходе практического использования математических знаний, повышает уровень осознанности изученного математического материала, создает условия для развития логического мышления и пространственных представлений учащихся. Данный интегрированный курс объединяет 2 разноплановых предмета: математику и трудовое обучение. Конструкторские умения включают в себя умения узнавать основные изученные геометрические фигуры в объектах, выделять их; умения собрать объект из предложенных деталей; умения преобразовать, перестроить самостоятельно построенный объект с целью изменения его функций или свойств, улучшения его дизайна, расширения области применения.    

Программа «Математика и конструирование» призвана обеспечить математическую грамотность детей, сформировать необходимые трудовые навыки, расширить и углубить геометрические представления, заложить элементы конструкторского мышления, включая анализ и отбор предложенных объектов, составление и преобразование самостоятельно построенных объектов с учетом его функциональных свойств или назначения. Большое внимание уделяется формированию начал компьютерной грамотности. При обучении используется системно - деятельностный подход. По характеру познавательной деятельности используются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый методы; по источнику получения знаний – наглядный, словесный, практический методы.

       Образовательная область «Математика», предмет изучения «Математика и конструирование».

Функции предмета: Курс «Математика и конструирование» включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расширение геометрических представлений и знаний используется в курсе для формирования мыслительной деятельности обучающихся.

Математика и конструирование – это существенно и систематически пополняет геометрические знания обучающихся, развивая воображение и мышление, а также развивает элементы конструкторского мышления. Это умения использовать знания для выполнения практических работ, в ходе чего отрабатываются трудовые и графические навыки, навыки работы с чертёжными и трудовыми инструментами.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Данный интегрированный курс объединяет 2 разноплановых предмета: математику и трудовое обучение. Курс  включает следующие разделы:   - геометрическая составляющая;  - конструирование.

Изучение курса предполагает органическое единство мыслительной и конструкторско-практической деятельности детей во всем многообразии их взаимного влияния и взаимодействия: мыслительная деятельность и теоретические математические знания создают базу для овладения курсом, а специально организованная конструкторско-практическая учебная деятельность (в рамках развивающих игр) создает условия не только для формирования элементов технического мышления и конструкторских навыков, но и для развития пространственного воображения и логического мышления, способствует актуализации и углублению математических знаний при их использовании в новых условиях.

Конструкторские умения включают в себя умения узнавать основные изученные геометрические фигуры в объектах, выделять их; умения собрать объект из предложенных деталей; умения преобразовать, перестроить самостоятельно построенный объект с целью изменения его функций или свойств, улучшения его дизайна, расширения области применения. Предмет «Математика и конструирование» дает возможность дополнить учебный предмет «Математика» практической конструкторской деятельностью учащихся, а так же предполагает органическое единство мыслительной и практической деятельности учащихся, их взаимного влияния и дополнения одного вида деятельности другим. Мыслительная деятельность и полученные математические знания создают основу для овладения предметом «Математика и конструирование», а конструкторско-практическая деятельность способствует закреплению основы в ходе практического использования математических знаний, повышает уровень осознанности изученного математического материала, создает условия для развития логического мышления и пространственных представлений учащихся.

Ведущей линией в методике обучения  курсу «Математика и конструирование» является организация конструкторско-практической деятельности учащихся на базе изучаемого геометрического материала.

Основные положения содержания и структуры курса:

1.Преемственность с действующими в начальных классах курсами математики и технологии.

2.Существенное усиление геометрического содержания начального курса математики, например: изучение свойств диагоналей прямоугольников, знакомство с многогранниками (куб, пирамида), с телами вращения (цилиндр, шар).

Предлагаемый материал даётся в форме практических заданий, наглядного моделирования с учётом опыта и геометрических представлений детей, является для них интересным и доступным, используется для дальнейшей практической деятельности учащихся. Для лучшего изучения геометрических терминов в материал занятий включены «Сказки о жителях страны Геометрии», ребусы, кроссворды, дидактические игры.

Один из разделов курса посвящён оригами. Перечислить все достоинства этого способа изготовления фигурок из бумаги невозможно. Все фигурки конструируются из моделей изученных детьми геометрических фигур, в дальнейшей работе с которыми происходит повторение и закрепление данного материала, осознание значимости полученных знаний и формирование умений использовать знания в новых условиях. Кроме того, оригами совершенствует мелкую моторику рук, развивает глазомер, способствует концентрации внимания, формирует культуру труда.

В процессе изучения курса «Математика и конструирование дети учатся:

·  работать с чертежом, технологической картой и составлять их;

·  работать с чертёжными инструментами;

· определять назначение изготовленного изделия; оценивать качество своей работы с учётом технологических и эстетических требований.

Цели и задачи учебного предмета

Основная цель курса «Математика и конструирование» состоит в том, чтобы заложить начальные геометрические представления, развивать логическое мышление и пространственные представления детей, сформировать начальные элементы конструкторского мышления, т.е. научить детей анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части для детального исследования, собрать предложенный объект из частей, выбрав их из общего числа предлагаемых деталей, усовершенствовать объект по заданным условиям, по описанию его функциональных свойств, научить детей определять последовательность операции при изготовлении того или иного изделия.

Курс призван решать следующие задачи:

1) Расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений  младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения детей;

2)  Формирование   у   детей   графической   грамотности   и   совершенствование практических действий с чертёжными инструментами

3) Овладение обучающимися различными способами моделирования, развитие элементов логического    и    конструкторского    мышления,    обеспечение    более    разнообразной практической деятельности младших школьников.

4)Изучение основных понятий, формирующих базу знаний геометрического материала с целью обобщить и систематизировать ранее полученные навыки и облегчить изучение курса геометрии в дальнейшем.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания – через включение проектной деятельности. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

  1. Ожидаемые (планируемые) результаты изучения факультативного предмета

Личностные результаты

 — Положительное  отношение и интерес к изучению математики.

 —  Целостное восприятие окружающего мира.

 — Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

 — Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

 — Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

 — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

 — Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

 — Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

 — Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 — Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

     — Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

      — Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

 — Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

 — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

 — Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

  1. Содержание  программы  

4 класс (34 ч.)

Геометрическая составляющая
Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда: грани, ребра, вершины. Свойства граней и ребер. Развертка прямоугольного параллелепипеда.
Куб. Элементы куба: грани, ребра, вершины. Свойства граней и ребер куба. Развертка куба.
Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольного треугольника. Площадь параллелограмма и равнобочной трапеции.
Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях.
Соотнесение модели, развертки и чертежа прямоугольного параллелепипеда.
Чертежи в трех проекциях простых композиций из кубов одинакового размера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии. Представления о прямом круговом цилиндре, шаре, сфере. Развертка прямого кругового цилиндра.
Деление на части плоскостных фигур и составление фигур из частей.
Конструирование
Изготовление каркасной и плоскостной моделей прямоугольного параллелепипеда (куба). Изготовление модели куба сплетением из полосок.
Изготовление моделей объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда (платяной шкаф, гараж).
Изготовление моделей цилиндра, шара.
Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилиндра (карандашница, дорожный каток).
Вычерчивание объектов, симметричных заданным, относительно оси симметрии

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  4 класс

 

Дата

Наименование раздела и тем

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

1

Вводный урок. Повторение. 3 класс.

1

 Повторить знания о видах многоугольников, свойствах сторон и углов прямоугольников;

Тренировать в вычерчивании фигур на нелинованной бумаге, вспомнить о параллельных и перпендикулярных линиях. Продолжить знакомство с геометрическими телами. Учить работать с чертежами тела.

Учить определять количество вершин, углов, граней; учить находить объем тела и общую площадь поверхности тела.

2

Прямоугольный параллелепипед

1

3

Элементы прямоугольного параллелепипеда: грани, ребра, вершины.

1

4

Свойства граней и ребер прямоугольного параллелепипеда.

1

5-6

Практическая работа.  Развертка прямоугольного параллелепипеда.

2

7-8

Практическая работа.  Развертка прямоугольного параллелепипеда

2

9

Куб.

1

Учить конструировать объемное тело из пластилина, проволоки бумаги.

Продолжить знакомство с геометрическими телами.

Учить определять количество вершин, углов, граней; учить находить объем тела и общую площадь поверхности тела.

Познакомить с прямоугольным параллелепипедом, его разверткой, применением в жизни. Способствовать расширению кругозора учащихся.  

10

Элементы куба: грани, ребра, вершины.

1

11

Свойства граней и ребер куба.

1

12-13

 Практическая работа. Развертка куба.

2

14

Изготовление каркасной модели прямоугольного параллелепипеда (куба).

1

Познакомить с прямоугольным параллелепипедом, его разверткой, применением в жизни. Развивать память, логическое мышление, конструкторские способности.

Показать при помощи чертежных инструментов вариативность построения развертки куба. Подчеркнуть, что при этом получатся одинаковые кубики, если взять одинаковые мерки для разных разверток.

Тренировать умение изображать прямоугольный параллелепипед в трёх проекциях, развивать пространственные представления, творческие способности, логическое мышление.

15-16

Практическая работа. Вычерчивание развертки и изготовление модели прямоугольного параллелепипеда (куба).

2

17-18

Практическая работа. Изготовление модели куба сплетением из трех полосок, каждая из которых состоит из пяти равных квадратов.

2

19

Практическая работа. Изготовление моделей объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда (платяной шкаф, гараж).

1

20-21

Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях.

2

22

Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях.

1

Тренировать умение изображать прямоугольный параллелепипед в трёх проекциях, развивать пространственные представления, творческие способности, логическое мышление.

Показать при помощи чертежных инструментов вариативность построения развертки куба.  Учить строить симметричные фигуры, видеть в повседневной жизни симметричные предметы.

Учить строить развёртку цилиндра, развивать способность мысленно и на чертеже делить геометрическое тело на части и видеть в нём новые элементы. Выполнять модель цилиндра, развивать способность мысленно и на чертеже делить геометрическое тело на части и видеть в нём новые элементы.

23

Соотнесение модели, развертки и чертежа прямоугольного параллелепипеда (куба).

1

24

Вычерчивание в трех проекциях простых композиций из кубов одинаковых размеров.

1

25

Вычерчивание в трех проекциях простых композиций из кубов одинаковых размеров.

1

26-27

Осевая симметрия.

2

28

Фигуры, имеющие одну, две и более оси симметрии.

1

29

Вычерчивание фигур, симметричных заданным, относительно заданной оси симметрии.

1

30

Знакомство с прямым круговым цилиндром, шаром, сферой.

Развертка прямого кругового цилиндра.

1

31-32

Практическая работа. Развертка прямого кругового цилиндра.

2

33-34

Практическая работа. Изготовление моделей цилиндра.

2

Материально-техническое обеспечение

  1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

1.Волкова С.И. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование» 1-4 классы. Пособие учителя/С.И. Волкова. Москва «Просвещение», 2011 г.

2. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. «Математика и конструирование».  4 класс. /Пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение», 2015 г.

2. Технические средства обучения:

  •  классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
  •  мультимедийный проектор (общешкольный);
  • персональный компьютер для учителя;
  • сканер (общешкольный);
  • принтер (общешкольный);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе учебной дисциплины "Конструирование"

Коротко о том, что могут уметь дети к концу учебного года по дисциплине конструирование....

Программа "Компьютерное Lego - конструирование"

Программа дополнительного образования школьников "Компьютерное "Lego - конструирование" разработана для работы с конструктором LEGO WeDo. Реализация ФГОС....

Программа кружка "Лего-конструирование"

Программа кружка "Лего-конструирование" для 3 класса, соответствует новым стандартам образования....

программа студии "Тико-конструирование"

программа студии для разновозрастных детей 1-2 класс....

Рабочая программа по ЛЕГО-конструированию 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по ЛЕГО -конструированию 1 час в неделю. Кружковая работа....

Рабочая программа по ЛЕГО-конструированию 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по ЛЕГО-конструированию 3 класс....