программа студии "Тико-конструирование"
материал по технологии (1 класс)

программа студии для разновозрастных детей 1-2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_tiko.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Агинская средняя общеобразовательная школа №3»

                                                                            Утверждена:

                                                                                                              Директор МОУ «АСОШ №3»

                                                                                                          _____________Батуев Д.Б.

                                                                                                               «___»____________2014 года

Образовательная программа

студии «ТИКО-мастера»

Направление: научно-техническое

Годы реализации: 2014-2015 учебный год

Возраст детей: 7-10 лет

Год разработки программы: 2014 год

Автор программы: учитель начальных классов    

 Цыбенова Баирма Жамсарановна

ГО «п. Агинское» 2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Образовательная программа «ТИКО-мастера» имеет научно-познавательную направленность, так как ее реализация направлена на развитие у школьников первичных технических навыков и  умений.

Программа экспериментальная,  разработана педагогом Цыбеновой Б.Ж. и реализуется на занятиях клуба моделирования «ТИКО-мастера» МОУ «АСОШ№3».

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований Положения о порядке оформления программ  дополнительного образования  детей в образовательных учреждениях п.Агинское. А также в соответствии с требованиями СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 № 06-1616.

Новизна. Несмотря на то, что многие образовательные программы школьного образования содержат раздел «Конструирование», однако прописанная в них  деятельность, основывается на моделировании из бумаги, картона или природного материала. Экспериментальная программа «ТИКО-мастера» обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию, основанную на практической работе с конструктором для объемного моделирования ТИКО. Методика работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира.

В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий,  на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Другой важной отличительной особенностью данной программы от уже существующих является ее непрерывность. Программа «ТИКО-мастера» - это первая ступенька в освоении ребенком конструкторской деятельности. Программа «Геометрика» продолжает развития способностей ребенка в начальной школе, а также выполняет функцию пропедевтики учащихся к курсу геометрии.  

 Педагогическая целесообразность  данной образовательной программы обусловлена важностью развития навыков  пространственного мышления как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования  позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у школьников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.

Такой подход развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера, они учатся концентрации внимания, так как это заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учатся следовать устным инструкциям, стимулируется  развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, развивается пространственное воображение, активизирует их воображение и фантазию, совершенствует трудовые навыки.

Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как обеспечивает  интеллектуальное развитие, необходимое для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям дошкольника.

Студия  моделирования «ТИКО-мастера» - это первая ступенька для освоения  универсальных логических и технических действий и развития навыков моделирования, необходимых для  успешного обучения ребенка в школе.

Программа будет интересна педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных учреждений, логопедам, психологам, дефектологам; рекомендуется родителям для увлекательных совместных занятий с ребёнком.

Цель данной программы - формирование у учащихся способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, посредством технического конструирования.

Задачи программы:

  • формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
  • расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;
  • развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
  • развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
  • развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений;
  • создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
  • воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.

Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.

Модуль «Плоскостное моделирование»

Цель: исследование многоугольников, конструирование и  сравнительный анализ их свойств.

Задачи:

  • совершенствование навыков классификации;
  • обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа;
  • развитие комбинаторных способностей;
  • развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
  • изучение и конструирование различных видов многоугольников;
  • знакомство с симметрией, конструирование узоров и орнаментов;
  • овладение навыками пространственного ориентирования;
  • обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;
  • обучение различным видам конструирования.

Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы,  рисунки). Очень важно сформировать у школьников умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.

Темы, подобранные для конструирования, расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, бытовая техника, космос.

Модуль «Объемное моделирование»

Цель: исследование многогранников, конструирование и  сравнительный анализ их свойств.

Задачи:

  • формирование целостного восприятия предмета;
  • выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;
  • изучение и конструирование различных видов многогранников;
  • исследование «объема» многогранников;
  • развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.

Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даст возможность в будущем детям  разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве. 

Дети познакомятся с основными геометрическими фигурами, их параметрами, будут тренировать глазомер. Научатся видеть в сложных объемных объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др.

Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7 - 10 лет.

Сроки реализации программы - 1 год 1 раз в месяц, 9 занятий в год.

Формы и режим занятий.

Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Предусмотренные программой занятия могут проводиться  в смешанных группах, состоящих из  школьников разных возрастов.

Занятия строятся на основе практической  работы с конструктором для объёмного моделирования ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).

Ожидаемые результаты реализации программы

Ожидаемые результаты конструкторской деятельности направлены на формирование у учащихся  способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, на развитие изобразительных, конструкторских способностей, формирование элементарного логического мышления. Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность.

Изучив курс «ТИКО-мастера», дети успешно владеют основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, в коллективе, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.

Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Программа «ТИКО-мастера» создает для этого самые благоприятные возможности. Дети осваивают навыки креативного моделирования и приобретают способность синтезировать свои собственные конструкции, рекомендуем организовывать именные выставки  индивидуальных работ учащихся  и работ, созданных в результате совместного  творчества.

В ходе освоения школьниками каждого модуля программы возможно достижение предметных результатов в области математических знаний и знаний предметов окружающего мира.

Ожидаемый результат:  

По окончании учащиеся  должны знать и уметь:

  • называть и конструировать плоские геометрические фигуры  (квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция);
  • иметь представление о различных видах многоугольников;
  • сравнивать и классифицировать  многоугольники по 1 - 2 свойствам;
  • ориентироваться в понятиях «вперед», «назад», «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между»;
  • считать и находить нужное количество геометрических фигур (от 1 до 5);
  • конструировать плоские и объёмные конструкции по образцу, по схеме.
  • ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»;
  • считать и находить нужное количество геометрических фигур (от 1 до 10);
  • конструировать фигуры по образцу, по контурной схеме, по словесной инструкции и по собственному замыслу.
  • считать и находить нужное количество геометрических фигур;
  •  создавать собственные ТИКО-изобретения путем комбинирования изученных геометрических модулей (многоугольников, многогранников).

Продолжительность занятий:

 7 – 10 лет –  30-40 минут.

Способами определения результативности программы являются:

  • Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
  • Выставки ТИКО-поделок

Учебно-тематический план

Класс

Название темы

Всего часов

1-2

Плоскостное моделирование. Геометрические фигуры и их свойства.

1

Плоскость и объем. Сравнение.

1

Конструирование по собственному замыслу

2

Объемное моделирование.

1

Различение плоских и объемных конструкций.

1

Пространственное ориентирование.

1

Тематическое конструирование

             2

Итого

9

Содержание деятельности

В качестве основной содержательной базы в программе «ТИКО-мастера» предлагается формирование у школьников элементарных знаний и представлений из области математики. Выбор данного содержания обусловлен необходимостью формирования у школьников пространственного и логического мышления.  С этой целью программа «ТИКО-мастера» через практическую деятельность с конструктором ТИКО знакомит школьников с плоскостным и объемным моделированием.

Данный содержательный аспект следует отнести не к разряду специальных, а именно универсальных (общеобразовательных). При этом имеется в виду не вооружение школьника специфическими математическими знаниями, а формирование правильных представлений о смысле и форме вещей, гармоничном сочетании и взаимосвязи предметного мира с миром природы. Так как в кружке моделирования «ТИКО-мастера» учащиеся создают модели объектов реального мира, наиболее целесообразно использовать эти занятия как образовательную платформу для исследования пространства окружающего мира и осмысления предметной среды.

Содержание программы представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, раскрывающих многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Освоение содержания программы построено по принципу постепенного усложнения и углубления предлагаемого материала (в технологическом и образовательном плане). На начальных этапах учащиеся, например, учится конструировать плоскостные фигуры по образцу, позже уже он конструирует фигуры по схеме или на слух (устные диктанты). Самый сложный этап – самостоятельное изобретение и конструирование объемных тематических конструкций.

Занятия с образовательными конструкторами ТИКО знакомят учащихся  с тремя видами творческого конструирования:

1)      Свободное исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей.

2)      Исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят заданную модель.

3)      Свободное, неограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам.

В процессе занятий учащиеся много работают со схемой и учатся:

- делать выбор комплектующих по схеме;

- собирать модели по готовой схеме и силуэтному изображению;

- создавать собственные схемы (посредством чертежа, рисунка или аппликации).

Кроме этого, на занятиях по ТИКО-моделированию учитель  обращает внимание детей на понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности.

В кружке моделирования «ТИКО-мастера» занятия проходят один  раз  в месяц: одно занятие посвящается знакомству с новыми математическими понятиями, приемами и способами конструирования, на втором занятии дети повторяют изученную тему на тематическом материале. Выбор темы для конструирования может осуществляться различными способами –

 - дети самостоятельно заранее выбирают тему;

 - дети работают по теме, предложенной педагогом;

- тема конструирования органично переплетается с темой проекта, изучаемого детьми в группе.

 Важно, чтобы выбор темы расширял познания детей об окружающем мире, способствовал развитию познавательного интереса маленького «строителя».

После каждого занятия учитель  организовывает выставку, которая демонстрирует достижения  детей – ТИКО-поделки, объединенные единой тематикой.    

Программа «ТИКО-мастера», методический и дидактический материал, разработанный для работы с конструктором ТИКО, позволяют учителю направить главное внимание и силы учащихся на реальное развитие творческого созидательного потенциала личности.

Дети 7 – 10 лет начинают «чувствовать» конструктор, не испытывают затруднений в соединении деталей, подборе цветов, они начинают экспериментировать, работать творчески и безбоязненно. В то же время следует приучать их тщательно продумывать подбор фигур и последовательность их соединения для того, чтобы получить устойчивую, без изъянов, эстетически оформленную конструкцию. Необходимо формировать привычку доводить начатое дело до конца.

Выработанные на данном этапе приемы работы с конструктором, организованность, привычка к порядку позволят в дальнейшем решать настоящие поисковые, творческие задачи, не отвлекаясь на технические «мелочи».  

        С другой стороны, возраст 7 – 10 лет является наиболее сенситивными в плане интеллектуального развития. В этот период дети обычно с удовольствием решают всевозможные логические задачи, любят головоломки – особенно если работа в разумных пропорциях распределяется между головой и руками. Именно это и позволяет наилучшим образом «ввести» учеников в мир разумного, интересного, творческого труда, не сводимого лишь к механическому упражнению рук. Программа предлагает такую последовательность занятий, при которой действия руки постепенно дисциплинируются, все более подчиняясь интеллекту.

Основная проблема, рассматриваемая в программе с детьми 7– 10 лет - «человек – предмет - среда». Дальнейшее ознакомление с геометрическими формами строится на осмыслении духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы.

        Внимание детей заостряется на положении о первичности мира природы по отношению к рукотворной среде; еще раз предлагается внимательно присмотреться  к удивительно гармоничному устройству самых привычных и обыденных предметов природы. Вывод: природой во всем предусмотрен строго выверенный порядок, изучая который человек-творец может позаимствовать полезные конструктивные и художественные идеи.

        Дети активно включаются в работу по анализу и исследованию геометрических форм. Совершенствуя моделирующую деятельность, изучают проблему неразрывной связи предмета со средой. Работая над проектом, дети теперь конструируют объекты реального мира не отдельно, а в непосредственной связи с инфраструктурой и окружающей средой. Например, работая над моделированием замков и крепостей, дети конструируют объекты природы, малые архитектурные сооружения, расположенные невдалеке от старинных зданий.

При проведении с детьми художественно-конструкторского анализа конструкций педагог обращает внимание детей на композиционную целостность постройки целом и пропорциональность отдельных частей.        

В модуле «Объемное моделирование» педагог знакомит детей с понятием «объем», исследуют объемы различных геометрических тел.

Предусмотрено также выполнение школьниками творческих работ, которые разработаны на основе психологической теории творчества и развития технического мышления и органично включены в общую систему освоения программы.

Неотъемлемой частью занятий в кружке моделирования «ТИКО-мастера» является исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате, которого дети строят геометрическую модель, затем преобразовывают ее в предмет. Отличительной чертой занятий также является свободное, не ограниченное жесткими (принятыми) рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам.

Классификация:

Выделение признаков предметов, операции с признаками; рассуждение, дискуссирование, приведение доказательств, участие в диалоге.

Логические задачи и задания на пространственное мышление: мысленная трансформация плоской развертки в объемное изделие и наоборот; мысленная трансформация плоского симметричного узора в декор объемной фигуры; расположение деталей в заданной последовательности; сравнительный анализ объемов геометрических фигур; самостоятельный поиск способов получения нужной формы; внесение изменений и дополнений в конструкцию в соответствии с поставленной задачей.  

        Поисковая деятельность учащихся, где есть анализ, сравнение, обобщение, организованное в коллективном учебном диалоге.  В модуле «Плоскостное моделирование» учащиеся исследуют периметры различных многоугольников.

        Тематическое конструирование 

в модуле «Объемное моделирование» проекты по темам: «Солнечная система», «Парк развлечений», «Транспорт», «Мой любимый город», «Океанариум», «Домашние животные», «Экзотические животные», «Техника», «День Победы. Военная техника».

Модуль «Плоскостное моделирование»

  1. Исследование форм и свойств многоугольников

1. Сравнительный анализ  и конструирование многоугольников.

Сказка «Геометрический лес» - находим в геометрическом лесу заданные фигуры. Понятия: «многоугольник», «пятиугольник», «шестиугольник», «семиугольник», «восьмиугольник». Определение фигур с помощью ощупывания. Конструирование животных для геометрического леса по схеме.

  1. Сравнение и классификация

1. Сравнение и классификация по двум – трем свойствам. 

Поиск фигур по словесному описанию. Игра «Конфетная фабрика» (см. приложение № 5). Диктант для конструирования «Собака».

  1. Выявление закономерностей. Конструирование узоров и орнаментов

1. Декорирование объемных фигур симметричным узором или орнаментом.

Составление плоскостного узора на основе симметрии. Трансформация узора в объемной фигуре. Конструирование предметов посуды.

  1. Пространственное ориентирование

1. Соединение деталей в заданной последовательности -  «вверх», «вниз», «справа», «слева», «по диагонали».

Диктанты для конструирования «Черепаха», «Слон», «Верблюд».  Конструирование по собственному замыслу – тема «Экзотические животные».

  1. Комбинаторика

1. Комбинирование четырех фигур.

Вычисление нескольких вариантов комбинирования с использованием четырех фигур (см. приложение № 7). Конструирование по схеме «Сова».

  1. Выделение заданного количества фигур из множества.

Работа с множеством чисел . Поиск фигур определенного количества и формы. Конструирование по заданным условиям.

Модуль «Объемное моделирование»

Исследование и моделирование предметов окружающего мира на основе пирамиды

1. Исследование и конструирование четырех- и пятиугольной пирамид.

Поиск природных объектов, архитектурных сооружений, предметов быта,   имеющих форму четырех- и пятиугольной пирамид. Конструирование пирамиды из развертки. Исследование фигур – определение количества граней, ребер и вершин. Конструирование египетских пирамид.

  1. Исследование и моделирование предметов окружающего мира на основе призмы

1. Исследование и конструирование четырех- и пятиугольной призмы.

Поиск природных объектов, архитектурных сооружений, предметов быта,   имеющих форму четырех- и пятиугольной призмы. Конструирование призмы из развертки. Исследование фигур – определение количества граней, ребер и вершин. Конструирование замков и крепостей.  

  1. Тематическое конструирование

1. Проект «Мой любимый город».

Диалог «Здания и достопримечательности нашего города. Инфраструктура».

Конструирование фигур – «кремль», «жилые дома», «административные здания», «кафе» и т.д. Выставка «Мой любимый город».

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

Приложение № 1. Схемы плоскостных ТИКО-фигур.

Приложение № 2. Контурные схемы плоскостных ТИКО-фигур.

Приложение № 3. Диктанты для конструирования.

Приложение № 4. Логические задания на замещение фигур.

Приложение № 5. Логические игры и задания.

Приложение № 6. Правила составления логического квадрата.

Приложение № 7. Комбинаторные задания.

Приложение № 8. Игры с кругами.

Приложение № 9. Исследование фигур.

Приложение № 10. Схемы объёмных ТИКО-фигур.

Материально-техническое оснащение занятий:

  • Конструктор ТИКО – 13 наборов;
  • Столы – 10 штук;
  • Стулья – 20 штук;
  • Стеллаж для хранения наглядного материала – 1 штука.

     

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:

Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем (набор игр с Блоками Дьенеша). – М.: Корвет, 1993.

Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.

Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007.

Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯУЧАЩИХСЯ:

Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников.  – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004.

Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. – М.: Дрофа, 2006.

http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа студии Наглядная геометрия для младших школьников 3 класс

В программе начальной школы геометрический материал является составной частью курса математики. Изучается геометрический материал в основном на уровне знания-знакомства. Цель студии «Наглядная геоме...

ПЛАН – ПРОГРАММА СТУДИИ « ИГРАЕМ В СКАЗКУ»

План- программа студии "Играем в сказку".Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи в группе кратковременного пребывания детей дошкольного возраста....

Программа студии театра кукол "Золотой ключик"

С точки зрения развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, в том числе художественно – эстетических  и изобразительных, можно рассматривать искусство театра кукол, которое...

«Использование современных образовательных технологий в начальной школе» ТИКО конструирование - это новая педагогическая технология.

«Достоинство преподавания     каждогоучебного предмета зависит сколькоот личности преподавателя,столько же и от тех учебных средств,какими он может свободнораспоряжаться. Без них у него нетв...

Программа внеурочной деятельности по "ТИКО- конструирование" 1-4класс.

1.Пояснительная записка.2.Тематическое планирование.3.Содержание деятельности....

Программа внеурочной деятельности "ТИКО-конструирование" 1-4 кл.

Наименование учебного предмета:               «ТИКО-конструирование»Класс:...

ТИКО-конструирование. Рабочие программы 1-2 классы

Программа «Геометрика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования на основании «Примерной программы вне...