Приемы письменных вычислений
план-конспект занятия по математике (3 класс) по теме

Лукьянова Татьяна Анатольевна

Урок - закрепление  изученных приемов письменных вычислений, умения  решать и составлять задачи изученных видов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Приемы письменных вычислений» 

Цель: Закрепить изученные приемы письменных вычислений, умения решать и составлять задачи изученных видов.

Тип урока: закрепление

Методы: словесный, проблемно-поисковый, самостоятельный

Вид: путешествие

Формы организаций урока: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Формирование УУД: 

Предметные: владеть вычислительными умениями и навыками. Пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной  математической терминологией. Выполнять устно сложение, вычитание и умножение чисел в пределах 1000. Уметь составлять и решать задачи изученных видов.

Метапредметные:

Регулятивные:  Уметь ставить учебную задачу.  Составлять план действий для решения учебной задачи.  Осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий.

Познавательные:  Ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию; уметь  выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами;  уметь устанавливать причинно-следественные связи;  анализировать ход и способ действий. Делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: Уметь адекватно отвечать на вопросы;  выражать свои мысли.  Работать в паре и сотрудничать в группе, отслеживая действия партнера. Уметь импровизировать,  анализировать и проявлять оригинальность. Высказывать свою точку зрения и уметь ее обосновать. Слушать других и  уметь принимать их точку зрения.

Личностные: Формировать понимание значимости математических способов действий и математических знаний в собственной жизни, в жизни и деятельности людей, осознание личностного смысла изучения математики, укреплять интерес к изучению математики.

Оборудование: Для учителя:  ПК, интерактивная доска, Бумажные детали воздушного шара (шар, корзина, стропила, балласт). Для учащихся: рабочие тетради, учебники, ПК, Карточки – ключевые слова, бумажные бабочки для проектной деятельности, бумажные цветы   для рефлексии.

 

Ход урока:

  1. Организационный  момент

Ребята, давайте поиграем в игру «Доброе утро». 
Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас. 
Доброе утро, ребята! 
Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке! 
Я скажу слова «Доброе утро…» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие. 
Попробуем? 
Доброе утро всем девочкам! 
Доброе утро всем мальчикам! 
Доброе утро всем тем, кто чистил сегодня зубы! 
Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! 
Доброе утро всем, кто любит конфеты! 
Доброе утро всем, кто сегодня присутствует у нас на уроке!   

Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока. 

  1. Актуализация знаний

  - Вспомним, чем мы занимались на  предыдущих уроках?  (работали над темой «Приемы письменных вычислений». Складывали и вычитали трехзначные числа, сравнивали числа, решали примеры на порядок действий,   учились умножать в столбик трехзначные числа на однозначные, решали задачи). Сегодня на уроке мы продолжим эту работу. Что предстоит сегодня выполнить на уроке? (Закрепить пройденный материал).  На каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие.  И сегодняшний урок не исключение. Но мы его проведем  необычно. Мы отправимся с вами в математическое путешествие,  преодолевая математические препятствия, выполняя различные задания. И даже попробуем  собрать сборник математических задач. Для этого нужна находчивость, выдержка и хорошее знание математики, а так же готовность  прийти друг другу на помощь. Путешествовать, будем вместе с героем, имя которого нам предстоит отгадать:

Тот мальчишка- коротышка

Фантазер и хвастунишка.

Он в огромной синей шляпе -
Очень нравится ребятам. (Незнайка)

 - Ребята,  на чем совершили необыкновенное путешествие в Зеленый город Незнайка и его друзья?  (На воздушном шаре). Как называются части воздушного шара? (шар, стропы,  корзина, балласт). Пока Незнайка с друзьями летал на воздушном шаре  – шар пришел в негодность,  и друзья решили помочь Незнайке  его починить.  Но, чтобы собрать воздушный шар, нам придется помочь коротышкам выполнить математические задания.  Поможем?  Итак, мы отправляемся в путешествие с Незнайкой навстречу с его друзьями.  

  1. Фронтальная работа  

- Кто был лучшим другом Незнайки? (Гунька). Гунька чинил корзину. Для того чтобы её забрать, нам необходимо помочь Незнайке решить задачи:

Змей Горыныч к Бабке Ёжке 
Торопился по дорожке,
Потому что у Яги
Были в печке пироги.
Каждой голове его
По 15 штук всего.
А голов у Горыныча три.
Сколько он съест пирогов, говори.  (45 пирогов)

Кай для Снежной Королевы
Кресло выложил из льда.
Он работал три недели – 
Кресло вышло хоть куда!
Отвечайте поскорей,
Сколько Кай потратил дней?  (21день)

Три маленьких гнома трудились, устали:
Книги волшебные переплетали.
Сели гномы отдыхать,
Самый младший стал считать.
Насчитал он всего
По тридцать штук на каждого,
Десять книг в остатке.
Сколько всего книг, ребятки?  (100 книг)

    На птичьем дворе гусей кормили,

    Целыми семьями их выводили.

    Всего было 5 гусиных семей.

    В каждой семье по 12 гусей.

    Сколько гусей собралось за обедом?

    Ты нам ответь, торопись с ответом!  (60 гусей)    

Наиболее активные дети получают бумажные цветы.

-  Итак, корзину воздушного шара мы помогли получить Незнайке. А далее мы отправляемся к следующему персонажу Цветочного города, который поможет нам двигаться дальше.

  1. Работа по теме урока

Для достижения лучшей устойчивости  на воздушном шаре нам необходимо  забрать балласт, который находится у следующего коротышки:  

Любит очень читать книжки,

Этот маленький умный мальчишка.

В Цветочном городе он живет,

И весь его там уважает народ.  (Знайка)

Знайка, в силу своей занятости не успевает решить примеры. Они   находятся  в учебнике.

с.90 № 4  3 и 4 столбики (решение по вариантам)

I в.  -   90 + 854 = 944          420 -120 : 3 = 380

II в. -  612 – 97 = 515           280 + 60  ∙ 2 = 400

Взаимопроверка. Дети, которые справились без ошибок,  получают по цветку.

- Какие математические свойства использовали при решении примеров? (Умножение суммы на число и переместительное свойство умножения)

  - Ну что ж, мы справились с заданием Знайки и  балласт можем прикрепить    к корзине.        

  1. Физкультминутка

Сейчас мы немного передохнем, потому, что музыкант Гусля   для нас приготовил физкультминутку.

  1. Продолжение работы по теме урока
  1. Работа по учебнику

А Пончик никак не может посчитать сколько груш в пакетах. Давайте ему в этом поможем, а он нам в обмен отдаст шар.

с.90 №3

- Прочитайте условие задачи.

- Дополните условие задачи (Сколько всего груш в пакетах?)

-  О чем эта задача?

- Что известно о количестве груш в больших пакетах? (4 пакета, в них по 20 груш.)

- Что известно о количестве груш в маленьких пакетах? (3 пакета, в них по 5 груш.)

- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет. Сначала надо найти сколько груш в больших и в маленьких пакетах).

- Сделаем краткую запись. Выделите главные слова. 

Большие пакеты - ?, 4 п. по 20г.

                                                       Всего груш?

Маленькие пакеты -?, 3п, по 5г  

-  Как узнать сколько груш в больших пакетах? (Количество груш в одном пакете умножить на количество пакетов)

- Как узнать сколько груш в маленьких пакетах? (так же)

- Какое действие выполним, чтобы ответить на вопрос задачи? (Сложение – количество груш в больших пакетах сложим с количеством груш в маленьких пакетах). 

- Запишите решение задачи самостоятельно.

(Один ребенок решает на развороте доски. Проверка)

Ребенок, решавший у доски, получает цветок. Учитель прикрепляет шар на доску.

- Ой, Смотрите, шар  может улететь. Кто знает, чем его прикрепить к корзине? (Веревочки - стропы).

  1.  Задание на ПК: «Приемы письменных вычислений»

- Мастера Винтик и Шпунтик  сделали стропила для воздушного шара. Но их можно забрать, только выполнив  следующее задание. Это задание  в парах.  В разделе «Приемы письменных вычислений»  открываем задание 2. Прочитайте его.   Нам предстоит  подняться и спуститься с горы, подставив недостающие цифры.

 Выполнение заданий на ПК: «Приемы письменных вычислений».

Один ученик решает на главном компьютере, остальные работают в парах.

Проверка. Дети, которые выполнили задание быстрее всех и правильно, получают по цветку.

Стропила у нас. Спасибо мастерам Винтику и Шпунтику.  Учитель «сажает» Незнайку в корзину. 

-Незнайка уже готов взлететь, но Синеглазка нам предлагает украсить наш шар. Для этого нужно выполнить творческую работу – проект «Сборник математических задач».

  1. Проектная деятельность   (Работа в группах по 4 человека)

Тема проекта: « Задачи Цветочного города»  

Цели проекта: создать сборник математических задач.

- Итак, вы должны придумать и составить задачи по ключевым словам, которые я вам сейчас раздам. Составленные задачи  необходимо правильно решить. Для облегчения решения можно использовать таблицы, схемы или краткую запись. Не забывайте про аккуратность. Развернитесь друг к другу. Приступайте.

 Дети придумывают задачи, решают их и оформляют на вырезанных бумажных бабочках.

Защита проекта.

 Группы по очереди защищают  свои проекты и прикрепляют бабочек к воздушному шару. Учитель прикрепляет облака, как будто шар взлетает. Раздает цветы за выполненное задание.

- Смотрите, какой красивый у нас получился сборник математических задач.

  1. Рефлексия

  Мы сегодня на уроке хорошо поработали.  Кто – то заработал много цветов, кто – то немного меньше. Давайте соберем из наших цветов  поляну. Для этого нужно прикрепить цветы на доску.   Посмотрите,  какой красивый у нас получился   проект «Задачи Цветочного города». Вот такое необычное  у нас прошло путешествие с Незнайкой.

  1. Итог урока

- Понравилось ли вам путешествие?

- Какие вычислительные приемы мы повторили  в нашем путешествии?

- Какое задание вам запомнилось?

- Какую учебную задачу мы ставили на уроке?

- Справились ли мы с ней?

- Вам хочется оставить у себя память о сегодняшнем уроке?  Тем, кому понравился урок, возьмите себе с доски маленький макет воздушного шара.

Домашнее задание

№7  с.90

Окончен урок, и выполнен план. 
Спасибо, ребята, огромное вам! 
За то, что упорно и дружно трудились, 
За то, что с Незнайкою мы подружились! 

- Ну, что ж пусть Незнайка теперь без нас отправляется в свое путешествие на замечательном воздушном шаре, который мы, вместе с его друзьями,  помогли ему построить.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы письменных вычислений от 1 до 1000

Технологическая карта урока и конспект...

Урок по математике «Приемы письменных вычислений»

Урок по математике в 3 классе. Программа "Школа России", учебник "Математика" М.И. Моро....

Методическая разработка открытого урока по математике "Приемы письменных вычислений. Закрепление".

Урок-закрепление для учащихся 3 класса(для детей с ОВЗ), с использованием ИКТ, здоровьесберегающих технологий, игровых технологий....

Урок математики в 3 классе Тема урока: «Приемы письменных вычислений»

Урок математики в 3 классеТема урока: «Приемы письменных вычислений»Тип урока: урок открытия нового знания    Цель  урока:  1.Познакомить с приемами письменны...

Конспект урока "Приемы письменных вычислений" 3 класс

Дата: 10.04.2019                                                    ...

Математика, 3 класс "Приемы письменных вычислений" УМК "Школа России"

Математика, 3 класс "Приемы письменных вычислений" УМК "Школа России"...

Математика, 3 класс, «Приемы письменных вычислений», УМК "Школа России"

Математика, 3 класс, «Приемы письменных вычислений», УМК "Школа России"...